Сила Контролирующего Родителя

Автор: Ксения Панюкова   

В своей практике я часто сталкиваюсь с сильным Внутренним Контролирующим Родителем клиента, который блокируют его Внутреннего Ребенка, тем самым перекрывая доступ к радости, любви, спонтанности и самовыражению, настоящим желаниям и потребностям человека.

Почему Контролирующий Родитель так силен и важен? Давайте разбираться.

Хороший родитель или родительская фигура часто ассоциируется с заботой, любовью, сопереживанием и разрешениями. Такой родитель транслирует своему ребенку, что чтобы он ни сделал, он все равно останется для него хорошим, добрым и любимым. И даже двойка за поведение, полчаса в углу, и день без сладкого не повлияет на этот непреложный факт.

Подобное отношение навсегда запечатлевается в психике ребенка и является крепким фундаментом для дальнейшей успешной жизни. В Транзактном Анализе такая искренняя любовь и забота является содержанием Внутреннего Заботливого Родителя. Это защитник и союзник Внутреннего Ребенка.

Почти безупречные родители – редкость, если не миф в нашем мире. К сожалению, и во внутреннем мире клиента, он так же мал и зачастую не развит.

Намного чаще детям приходится сталкиваться с ограничивающей, наказывающей, подавляющей стороной родительской фигуры, что является содержанием эго-состояния Контролирующего Родителя. Иногда эти аспекты нивелируют, то хорошее, что родители дают своим детям.

К сожалению, у ребенка, особенно у маленького, нет другого выхода, кроме как оставаться рядом с родителями и подстраиваться под их систему ценностей, взглядов на воспитание и тем, каким они хотят видеть его в будущем. Иначе не выжить.

Дети могут утомлять своей активностью, непослушанием и возрастными кризисами, пугать своими выходками и порой заставлять сомневаться в их наследственности. Поэтому многие родители предпочитают подавлять, подчинять и контролировать своих детей, блокируя их спонтанность и свободу самовыражения.

В своей книге «Для твоего собственного блага» известный психолог Алиса Миллер сформулировала определение «отравляющей педагогики» – комплекс воспитательных воздействий, которые ведут к развитию травмированной личности. Вот основные правила, которые способствуют травматизации ребенка:

— Родители – хозяева (не слуги!) зависимого от них ребенка.
— Родители определяют, что хорошо и что плохо.
— Ребенок несет ответственность за гнев родителей. Если они сердятся – виноват он.
— Родители всегда должны быть защищены.
— Детское самоутверждение в жизни создает угрозу авторитету родителя.
— Ребенок должен быть сломлен, и чем раньше, тем лучше.

Все это должно произойти, пока ребенок еще совсем маленький, не замечает этого и не может разоблачить родителей.

Методы, которыми добиваются послушания, разнообразны:

— психологические ловушки,
— обман,
— двуличность,
— увертки,
— отговорки,
— манипуляции,
— тактика устрашения,
— отвержение любви,
— изоляция,
— недоверие,
— унижение,
— позор, вплоть до истязания,
— обесценивание взрослыми всего того, что делает ребенок в семье («У тебя руки не из того места растут — лучше ничего не трогай!», «Все равно ничего хорошего не получится!»).

Основываясь на этих «правилах», «отравляющая педагогика» формирует у детей следующие деструктивные установки, представления и мифы:

  • Любовь – это обязанность;
  • родители заслуживают уважения по определению – просто потому, что они родители;
  • дети не заслуживают уважения просто потому, что они дети;
  • высокая самооценка вредна, а низкая – делает людей альтруистами;
  • нежность (сильная любовь) вредна;
  • удовлетворять детские желания неправильно. Суровость, грубость и холодность – хорошая подготовка к жизни;
  • притворяться благодарным лучше, чем откровенная неблагодарность;
  • то, как вы себя ведете, важнее того, что вы на самом деле собой представляете;
  • родители не переживут, если их обидеть;
  • родители не могут говорить глупости или быть виноватыми;
  • родители всегда правы, они не могут ошибаться.

При этом, родители совершенно искренне убеждены, что делают все для блага ребенка. Подобное заблуждение идет из их детства. Так же, может с некоторыми поправками, воспитывали их родители.

С точки зрения классического Транзактного Анализа, образ родителей не поддается критике. Он перенимается ребенком целиком, без каких бы то ни было изменений и является основным содержанием эго-состоянием – Родитель. Голос родителя со своими посланиями, запретами или разрешениями как будто встраивается в психику человека и не оставляет его до конца жизни, критикуя, подавляя, принижая его Внутреннего Ребенка (Вы от зачатия до 8 лет), и по-прежнему руководя его жизнью.

Вот несколько типов родительского поведения и возможный результат их воспитания.

Чрезмерно критикующий Родитель. Определение говорит само за себя. Критикующие родители не стесняются в выражениях, принижая своего ребенка: «Ты – глупый. Никогда ничего не понимаешь!», «Ты можешь хоть раз в жизни сделать что-нибудь правильно?!».

Люди, которых вырастили критикующие родители, также будут обесценивать труд и старания других. Однако, не менее критично они будут относиться к себе, веря в то, что они непроходимо глупы и ущербны. Жить с такими убеждениями очень нелегко.

Сверхопекающий Родитель. Фразы, характерные для таких родителей: «Позволь мне сделать это за тебя», «Не беспокойся, я обо всем позабочусь», «Ты просто скажи мне, эти дети были невежливы с тобой?». Их дети, скорее всего, в Родителе будут вести себя несколько «подслащено» в отношениях с детьми или взрослыми, однако, впадая в состояние Ребенка, предпочтут действовать как чрезмерно зависимые личности, которые нуждаются в защите и опеке.

Конфликтующие Родители. Родители этого типа предпочитают выяснять отношения на глазах ребенка, не принимая его чувства и страхи в расчет. Они могут громко спорить или говорить тихо и рассудительно, оскорблять друг друга или с подчеркнутой вежливостью настаивать на своем. Это может выглядеть забавно и даже весело, а иногда жестоко и горько. Конфликт разгорается из-за работы, нехватки денег, образования, секса или из-за плохого воспитания детей одним из супругов.

Будучи взрослыми, дети таких родителей, находясь в эго-состоянии Ребенка, могут пугаться громких голосов и стремиться уйти от конфликта. Внутри эго-состояния Родитель они переживают целые «баталии», пытаясь принять решение, а при взаимодействии с другими людьми часто ведут себя, то, как один родитель, то, как второй.

Отстраненные Родители редко бывают дома, а если они и дома, то обычно не делятся своими мыслями и чувствами, и большую часть времени проводят, уединившись в кабинете, гараже или мастерской. На предложение поиграть или уделить внимание реагируют отказом: «Не отвлекай меня, я занят/занята?». Они забывают дни рождения и другие значимые даты и как будто отсутствуют в жизни семьи.

Люди, получившие такое воспитание, будут часто держаться на расстоянии от других людей и вести себя отстраненно и не вовлекаться в происходящее так же как их родители. В эго-состоянии Ребенок часто ведут себя дружелюбно, но неуверенно. Они будут искать кого-то, кто мог бы стать для них вовлеченным родителем, и в то же время сомневаться, что их поиск увенчается успехом.

Сверхорганизованные Родители. У таких родителей все распланировано наперед, однако, они редко показывают тепло и любовь своему ребенку, они не так импульсивны, критичны и заботливы, как другие родители.

Дети  родителей этого типа также хорошо организованы и требуют того же от других людей. Но когда они находятся в состоянии Ребенка, то часто восстают против порядка или погружаются в безразличие. Однако, беспрекословно подчиняются организациям в целом и организованным людям, в частности.

Непоследовательные Родители. В один день такой родитель говорит одно, а наследующий день – другое. Например, в пятницу он говорит: «Я беспокоюсь о тебе. Приходи домой вовремя, пожалуйста», а в субботу: «Мне безразлично, где ты был/была, и чем ты занимаешься. Оставь меня в покое». Человек, получивший подобное воспитание в эго-состоянии Родитель будет вести себя непоследовательно, проявлять нерешительность и недоверчивость к людям, поскольку не знает чего от них ожидать. Другие люди могут воспринимать детей непоследовательных родителей, как «нечестных». В эго-состоянии Ребенок, такой человек будет стараться угадать настроение другого, чтобы отреагировать соответствующе.

Сверхнуждающиеся Родители находятся в постоянном ожидании заботы от своего ребенка. Фактически они меняются с ним местами. В обязанности ребенка входит делать родителей счастливыми, подбадривать их и не критиковать. Люди, у которых были такие родители, в своем эго-состоянии Родителя будут вести себя также как и их нуждающиеся родители. А в Ребенке будут брать на себя привычную роль маленького родителя. Часто они выбирают нуждающегося в заботе супруга и помогающую профессию.

***

Образ родителей не поддается критике. Он перенимается ребенком целиком, без каких бы то ни было изменений, и правила установленные родителями являются незыблемыми. Вот почему Контролирующий Родитель настолько силен. Часто, с виду взрослый человек, страдает под гнетом Внутреннего Родителя, который голосом мамы или папы, или другой авторитетной родительской фигуры управляет его жизнью.

В детстве жизнь ребенка зависит от родителя, его решений, настроения, отношения и прочего. Тогда подстроиться под родителя было одной из стратегий выживания в этом большом и страшном мире. Однако, детство заканчивается, люди взрослеют и у них появляется гораздо больше сил, знаний и опыта, чтобы не только сохранить себя, но и жить с радостью и удовольствием.

Эта информация содержится во Взрослом эго-состоянии. Именно с помощью него можно «провести ревизию» эго-состояния Родителя, очистить его от старых, вредоносных программ, убеждений относительно себя, других, и мира в целом. А также усилить заботливую часть Родителя, урезонить критикующую, тем самым обеспечив себе внутреннюю поддержку, благополучную жизненную позицию и защиту.

 

Источник:
PSYCLUBER
 

Просмотров: 1178
Категория: По направлениям » Трансактный анализ




Другие новости по теме:

  • Дедова Рамзия. Всесильные родители и зависимые дети (2 часть)
  • Дедова Рамзия. Всесильные родители и зависимые дети (1 часть)
  • Драницына Марина. "Возьми себя в руки", или Все, что нужно знать о стрессе
  • Малейчук Геннадий. Мои внутренние родители: расставание со сказкой
  • Шецов А.В. «Что-то со мной не так» или Родительские предписания
  • Маринец Алина. Исцеление Внутреннего Ребенка
  • Готлиб Татьяна. Игры, в которые играет с нами судьба, или что такое жизненный сценарий
  • Основные принципы воспитания ребенка
  • Пьер Николь. Вымогательство (рэкет) в сфере образования. Как защитить себя от вымогательства
  • Васильковская Татьяна. Кто ты: Родитель, Взрослый, Ребенок?
  • Шмаков В. М. Взаимодействие между преподавателем психологических дисциплин и обучаемым как основа развития его личности
  • Борисов Д. Е. Вирус зависимости или что находится внутри драматического треугольника
  • Кривова Ольга. Выпуск 1. Что делать, когда любовь «проходит»?
  • Нарицын Н. Н. Психологическая близость. Что это такое?
  • Мансуров Руслан. Ребенок, Взрослый, Родитель: управляем организационными конфликтами
  • Панюкова Ксения. Убить Адаптивного Ребенка
  • Молярук Александр. Эго-состояния. Развитие и гармонизация структуры личности
  • Горячев М.Д. и др. Модель воспитания родителей, основанная на трансактном анализе
  • Стюарт Ян, Джойнс Вэн. Жизненный сценарий. Как мы пишем историю своей жизни
  • Штайнер Клод. Покорность, или почему мы допускаем контроль со стороны других
  • Толопило Анатолий. Манипуляции в продажах, или как противостоять скрытому влиянию со стороны покупателей
  • Смелых Любовь. Как люди манипулируют друг другом: кто Преследователь, кто Жертва, кто Спасатель...
  • Толопило Анатолий. Как хвост машет собакой, или методы противостояния манипулятивному воздействию со стороны подчинённых
  • Как изменить судьбу, или к гадалке не ходите!
  • Филиппова Т. В. Ребёнок-Родитель-Взрослый
  • Оллер-Валлехо Хорхе. К вопросу о функциональной модели эго состояний первого порядка
  • Папуш М. П. Что делать с Эриком Берном
  • Оксана Гринко. Как излечить Внутреннего Ребёнка?
  • Хлебова Вероника. Как вырастить внутреннего Взрослого
  • Чеглова И.А., Чеглов В.П. Ментальные вирусы или горе для ума



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь