Трансдисциплинарный холодинамический подход к структуре личности

Автор: Хохлова Л. П.   

Концепция личности не может быть рассмотрена вне современных достижений таких наук, как математика, физика, биология, нейрофизиология и других наук. Модель личности, основанная на причинно-следственных связях, не отвечает современным взглядам на мир и человека в нем. Классическая стратегия естественнонаучного мышления породила многие известные направления в психотерапии. Вместе с тем, развитие науки выявило необходимость и важность неклассической стратегии естественного мышления. В основе такой стратегии лежит представление о случайности как о фундаментальном свойстве природы. Главный смысл неклассической научной ментальности состоит в рассмотрении отражения мира не в виде аддитивного множества объектов, явлений и типов культур, а в виде сложной системы взаимодействия части и целого. С этой точки зрения, мир полон внутренней гармонии, включающей внешне разрозненные и неоднозначные проявления.

В настоящее время активно формируются “внеграничные идеи”, глобально представленные в различных науках, которые можно назвать трансдисциплинарными.

С точки зрения единого целого, большинство теорий консультирования и психотерапии могут быть рассмотрены как отдельные части знания. Психотерапевт, интуитивно отражая проблемы пациента, стремится уйти от расширенного состояния “объять необъятное” и ищет некую форму отражения, чтобы переработать и использовать поступающую информацию. Такой формой является моделирование, которое и находит свое выражение в различных теориях консультирования и психотерапии; таким образом, каждый психотерапевт сталкивается с двумя формами моделирования - логической ( в той или иной степени принятой теорией) и интуитивной.

Целостность, как состояние в работе психотерапевта, может возникнуть из видения общей структуры, некоего единого скрытого порядка, который состоит в существовании общих направляющих, структурообразующих осей, которыми и являются трансдисциплинарные идеи, среди которых особо можно выделить идею единства объекта и его окружения. Все есть части единого целого. Трансдисциплинарный подход дает возможность жить в линейном времени, но с возможностью ощущать вневременную вечную реальность, частью которой мы являемся. Это и есть мышление, сочетающее в себе навыки интуитива и ум классификатора. Существуют две тенденции в психологическом восприятии действительности: правополушарная - интегрирующая, синтетическая и левополушарная - дифференцирующая, аналитическая. Наиболее преуспевающие люди используют одновременно оба процесса, причем правое полушарие обеспечивает широкое видение проблемы и энтузиазм, а левое полушарие - знание структуры проблемы и планирование. Это важно для приведения обоих полушарий в равновесие. Такое равновесие открывает шишковидную железу и позволяет энергии жизненной силы наполнить человеческую сущность.

Холодинамика как наука является наиболее ярким представителем трансдисциплинарного подхода, она совмещает в себе многие научные положения и концепции и, прежде всего, она объединяет современные достижения в области квантовой физики с достижениями нейрофизиологии, биологии и психологии1.

На основе трансдисциплинарных холодинамических идей в России развивается теория и практика холодинамического консультирования и психотерапии в рамках мультимодального подхода.

При построении рабочего варианта концепции личности мы базируемся на следующих идеях:

1. Д.Бома и К.Прибрама о модели преобразования, согласно которой информация во Вселенной организована не посредством параметров пространства и времени, а как частотно-амплитудная структура. С этой структурой человеческое сознание производит “преобразования Фурье”, чтобы упорядочить информацию и представить ее в привычной форме; идеи о скрытом порядке
2. Идеи Р.Шелдрейка о морфогенетических полях
3. Теорию диссипативных структур (синергетика) И.Пригожина
4. Теория хаоса Лоренца
5. Идеи К. Юнга о коллективном бессознательном, представленном как совокупность архетипов. Между отдельным человеком и другими людьми все время протекают процессы психического проникновения. Архетипы как психические первообразы, как системы установок, являющиеся одновременно и образами и эмоциями. Принцип синхронистичности.
6. Принцип голографии - информация обо всем содержится одновременно везде и в полном объеме и в каждом из нас.
7. Идеи Э.Берна о структуре человеческой психики, состоящей из трех основных состояний “Я” -“Ребенок”, “Родитель”, “Взрослый”. Идеи о жизненных сценариях
8. Трансперсональные идеи А.Маслоу и С.Грофа.
9. Идеи о множественных персональностях (multiple personality disorder) MPD, альтер-Эго, в основе которого лежит феномен диссоциации или расщепления личности. Разница между субличностью и персональностью заключается в том, что в первом случае контролирующее “Я” знает о существовании субличности и может влиять на нее, а во втором случае “Я” может и знать, но не может оказывать влияния на персональность.

В структуру личности мы включаем творческую индивидуальность, уникальность рассматриваемую как сущность непроявленного измерения. В результате нашей многолетней консультативной и психотерапевтической практики и обширных научно-психологических исследований групп детей разного возраста и взрослых выявлено, что у людей, имеющих серьезные проблемы - творческая индивидуальность разбита на фрагменты, которые, образно говоря, окружают блок ‘Взрослого’ как ‘облако’ (рабочее название “Тоталитарный Родитель”) и не дают возможности адекватного контакта с состояниями “Родителя ” и “Ребенка”.

Можно предположить, что состав этого ”облака как резервуара резонансной энергии (по определению Хосе Аргуэльеса)“ - и есть множественные персональности (MPD), которые, в свою очередь, могут быть как фрагментированными, так и представлять из себя “зацементированные вихри“. Сущностный психологический признак и свойство множественных персональностей - это агрессия, проявляемая либо имплицитно в социальной среде через “виктим-комплекс”, либо через более открытые формы агрессии.

Проведенные нами научно-психологические исследования (1989-1993 г.г.) конфликтных и неконфликтных детей показали, что в случае более открытой формы выражения агрессии, мы имели дело с детьми, у которых было слабо выражено состояние “родителя“ “Ро”. В результате исследования было выяснено, что дети, вошедшие в две разных выборки, определенные методом наблюдения и методом экспертных оценок - конфликтные и неконфликтные, имели статистически значимые различия в проявлении конфликтности. Исследование проводилось с помощью известных психологических тестов. Но изучение и той и другой выборки детей с помощью теста КАМВОХ (измеряющего глубинные, структурно-личностные характеристики, Л.П.Хохлова, 1990 г.) выявило следующий факт: экспериментальная выборка, так называемых, неконфликтных детей, имела такой же уровень агрессии, что и конфликтных, но разница состояла в том, что у неконфликтных детей эта агрессия была скрытой, имплицитной и хорошо опекаемая блоком “Ро”. В связи с чем, эти дети, не имея прямой возможности выражать агрессию открыто (“Красные шапочки”), бессознательно манипулировали теми детьми (”Волками”), у которых родительский блок был выражен слабо. В итоге карательные санкции учителей (“Охотники”) обрушивались на тех, кто проявил агрессию. Все участники сделки получали многоуровневые выигрыши.

В качестве основания для выявления структуры личности в тесте КАМВОХ, был взят феномен “принятия индивидуальности”. В недифференцированной психике индивидуальность субъективно отождествлена с персоной. Как известно, индивидуальность - это качества или характеристики, отличающие одну личность от другой - любое психологическое своеобразие и особенность индивида. Индивидуальность своя собственная или индивидуальность другого человека может быть безусловно принятой; может иметь амбивалентное к ней отношение; увиденной, но не принятой безусловно; и, наконец, человек может вообще не воспринимать и не различать индивидуальность. На наш взгляд, MPD представляет собой расчлененный творческий потенциал, расчлененный не только в пространстве, но и во времени. Это все то, что могло бы составить платформу для самоактуализации личности.

MPD представляют собой ‘n‘–мерные закрученные пространственно-временные континиумы (скрытые порядки), фракталы, каждое относительно другого находится в состоянии абсурда. MPD тормозит личностный рост и закрывает человека от новой информации, зацикливает человека в его проявлениях и, главное, лишает человека ощущения целостности, разрушает его чувства, лишает его чувствительности к синхронистичности и порождает страх к ней.

Для отслеживания жизненного опыта и пополнения ресурсов “Взрослого” необходимо, чтобы сценарная игра была конечной. Часто этого не происходит и человек, его генеалогическое древо, человечество, в целом, продолжают играть в бесконечно длящиеся игры, например - игра Добра и Зла, игра в дисбаланс внешнего социального и личностно-внутреннего, мужского и женского, игра в ссору правого, интуитивного и левого, логического полушария.

По существующим наблюдениям, MPD образуются в результате сильных физических, сексуальных и психологических травм в детском возрасте. Наиболее глубокое выражение виктим-комплекса имело место быть в России, выразившееся в застревании коллективного бессознательного на стадии жертвоприношения (проведенное в жесткой форме крещение населения Руси в 988 г., находящегося на этапе инфантильного Эго). Это событие архетипически проигрывается каждым человеком в дошкольном возрасте в виде попадания в опасную для жизни ситуацию.

Методы индивидуальной и групповой холодинамической психотерапии, разработанные в России, дают возможность работать с разрушительными силами в человеке, в группах и в обществе, через выявление MPD в работе с пациентами, трансформации MPD с активной помощью пациента и осуществлении дефрагментации субъективно-личностного пространства. В результате чего личность приходит к состоянию гармонии, проявляющейся в раскрытии способностей и обретении признания своей индивидуальности и уникальности; личность научается креативному, самостоятельному движению в различных динамиках.

Метод управляемого психологического резонанса (апрель 1989 г.) базируется на феномене “резонансной активности”. Нами предложены следующие виды резонансной активности, которые осуществляются с помощью символов бессознательного:

1. Резонанс, который, моделируют сами участники психотерапевтического процесса. Именно благодаря этому процессу происходит восстановление чувствительности к восприятию непричинных акаузальных, синхронистичных связей. Для понимания причинно-следственных связей необходимо обладать способностью наблюдать за внешним миром и способностью рассуждать (рациональное мышление). Для определения синхронистической связи необходима способность наблюдать за внутренними субъективными состояниями, мыслями, чувствами, предчувствиями, а также интуитивно связывать их с определенными внешними событиями (интуитивное мышление). В тренинговых группах человека можно научить видеть, понимать, эмоционально переживать и моделировать ситуации синхронии.
Способность к синхронистичности у многих людей заблокирована имплицитной агрессией. В процессе тренинга “Психологический резонанс“ участники вступают в резонанс с проблемами, которые формулируют сами. Для отработки имплицитной агрессии участники вступают в резонанс с тем, что вызывает у них отрицательные эмоциональные или рациональные реакции.

2. И такой вид резонансной активности, как резонансы между всеми пациентами, находящимися как в непосредственный момент вместе (микрогруппа) или же между пациентами, не знающими друг друга, но проходящими психологический анализ у одного и того же психотерапевта.

Указанные выше виды резонансной активности используются в групповой работе в тренингах “Психологический резонанс”, ”Целостность”, ”Прыжок в неизвестность”, ”Генеалогическое древо”.

Метод сценарного холодинамического анализа
представляет собой работу со скрытыми порядками интуитивного ума. Все холодайны, изо всех измерений, стремятся к одному и тому же связующему порядку развития. Стабильность появляется при отслеживании хаотических систем. Социальные институты развивают, преимущественно, линейное мышление, а нелинейное мышление либо не признается, либо ему дают такой коридор, который по объему соответствует линейному мышлению. Соответственно, хаос растет, управы на него внутри личности нет, как и признания его ценности. Отсутствие управленческих структур хаосом или бессознательным внутри личности - главная проблема современного общества, исчерпавшего линейные пределы мышления, которое развивалось несколько десятков тысяч лет. Необходимо обучение и опыт такого управления. Хаос состоит из скрытых порядков, раскрытие которых приводит к обретению собственной силой, раскрытию одаренности, укрощенный хаос - это мандала. Сценарные рассказы, составленные из холодайнов, позволяют выявить в каждом конкретном случае скрытые порядки проблемы, абсурдные, гетерогенные области индивидуального и архетипического уровня бессознательного понять и объективировать. Более того, освобождаясь от многоступенчатых сделок, и, распознавая выигрыши холодайнов, человек подходит к состоянию искренности, необходимого условия сихронистичности.

В отличии от сценарного анализа Э.Берна, анализ (и самоанализ) игр холодайнов, приводит к более глубоким слоям осознания проживаемого опыта. Каждый раз - это подход к соединению двух порядков, акаузального, не имеющего времени и синхронистическими событиями, вступающими в линейное время, с другой стороны.

На этой основе разработаны следующие конкретные методики индивидуальной работы:
Сценарный холодинамический анализ и его разновидности (генеалогическое древо, негативный комплекс матери, сценарный архетипический анализ, принципы родителей и прародителей, трикстер, битва и др.). Всякий раз, создавая необходимую для исследования проблемы матрицу холодайнов, мы получаем доступ к необходимым участкам бессознательного.
“Пылесос”, ”Антипылесос”, ”Гиперпылесос” - методики, позволяющие методом проекции холодайнов выявить в генеалогическом древе “корни” проблемы.

Психогеографическая карта детства и голографическая развертка холодайна.
Данная методика позволяет пациенту мысленно воспроизвести психогеографическое пространство своего детства и отправить туда холодайн проблемы, который раскладывается по семи направлениям субъективного пространства личности, являющегося промежуточной зоной между логосом и хаосом.

Работа с абсурдными предложениями предполагает вычленение гомогеннных и гетерогенных участков психики, выявление и осмысление связи между ними.

Проживание планов жизни прошлого и будущего. Данная методика предполагает выявление сущностно значимого переживания, запрятанного в личностно-временных и пространственных путях.

Методика работы с бессознательной потребностью в самонаказании (разрушительные тенденции в генеалогическом древе) дает опыт позитивного осмысления субъективно-негативных ситуаций линии жизни.

Методика работы с архетипом Духа Рода (восстановление утраченных связей и каналов силы в родовом древе и идентификация с силой архетипического первопредка) нацелена на пространственное и временное фазирование событий генеалогического древа и реконструкцию родительской поддержки.

Холодинамический перекресток - данная методика предполагает рисование схемы сценарного описания группы холодайнов и совмещения сценарного описания проблемы и сценарного описания цели и результата, позволяет успешно выявлять холодайны, которые могут не быть проявлены при устной работе.

Холодинамический сценарный анализ сновидений, в котором сновидения рассматриваются как мост между осознаваемыми и непроявленными скрытыми порядками, восходящими к нераскрытой индивидуальности человека.

Метод микрогруппы

“Двенадцать шагов к Мандале“ представляет собой по форме сочетание индивидуальной работы с групповой, обучающей и самостоятельной. Каждый участник в письменной форме осуществляет работу над своей проблемой, которую может и не озвучивать. Микрогруппа предусматривает групповые резонансы, которые помогают выявить базовый комплекс, т.е. составить голографический портрет глубинной проблемы, которая всегда является общей для всех участников. Методика дает возможность полностью проявить и отыграть все игры множественных персональностей (MPD), имеющих отношение к рассматриваемой глубокой констелляции. Методика реконструирует резерв душевных сил.

Метод MPD

Холодинамическая психотерапия и консультирование предполагает обращение к древу холодайнов, которое может быть рассмотрено как субъективно-личностное пространство человека. Холодайны являются самоорганизующими информационными системами и обладают свойством быть потенциалом причинно-следственных связей в психологических сценариях и играх человека. Холодайны - это каналы информации, передающие и получающие энергию из непроявленных измерений. Это система энергоинформационного обмена постоянно формирует то, как мы воспринимаем и осмысливаем реальность. Если система чувствительна к изменениям и активна, то психика человека здорова и способна к решению возникающих проблем; если система замкнута, она не может развиваться, в этом случае мы имеем дело с психопатологиями разного плана. Метод обнаружения холодайна, предложенный В.Вульфом предполагает следующие этапы: пациент сосредотачивается на проблеме, затем описывает те чувства, которые он испытывает при наличии этой проблемы и, далее, формирует образ на основе пяти органов чувств. Сконструированный пациентом холодайн из незрелого состояния переводится в зрелое путем диалога с ним с использованием фокуса на поле безусловной любви.

В случае с множественной персональностью, обращение к чувствам пациента не приводит к контакту и, соответственно, к диалогу с MPD, укрытому “отсутствием чувств”. Поиск MPD происходит через описание действия, а затем уже осуществляется переход к символу и сценарно-биографическому анализу сущности множественной персональности. В результате групповой психотерапевтической работы нами было выявлено несколько уровней представленности MPD. Например, это такие MPD, которые отвечают за разъединение целостной структуры, но в процессе работы с ними мы получаем, так называемые, артикуляторные, соединительные, буферные холодайны, драйверы. Другой уровень - непосредственно те или иные MPD - как осколки индивидуальности. Если в первом случае, при обнаружении MPD используются обратные связи прямых символических резонансов, то во втором случае - это обратная связь с людьми, олицетворяющими характеристики архетипа “Тени”.

Чем больше человек переработает и осознает психологических игр из археотипических глубинных слоев бессознательного и, наоборот, коллективное бессознательное обретет все больше свойств индивидуальности, тем более уверенней мы можем говорить об Интегрированном Взрослом, включающем в себя археотипические (личная привлекательность и чувствительность), неопсихические (способность к объективной оценке данных) и экстеропсихических (личная ответственность) элементов.



1 Историческая справка: Холодинамика Вернона Виктора Вульфа, американского психотерапевта - http://www.holodynamics.com  
Woolf, V.Vernon Holodynamics. How to Manage Your Personal Power, Harbinger House, 1990. Реализуя идеи своих предшественников (David Bom, D.Chalmers, H.Frohleck ,D.Gabor, S.Hammeroff, Penrose, J.Piaget, K.GJung, K.Pribram, F.David Peat, R.Shaldreik), В.Вульф в конце 1980-х годов ввел понятие “холодайн” (‘холо‘–целый, ’весь’ от английского слова ‘whole’ и ‘дайн’ от aнгл.’paradigm’, т.е. паттерн мышления. Холодинамика - это наука о закономерностях возникновения, развития, и функционирования информационных структур - холодайнов, взаимодействующих на всех уровнях Скрытого Порядка и создающих физическую материю, жизнь, и человеческий опыт внутри единого динамического целого.


Источник:
Научно-практический журнал "Вопросы ментальной медицины и экологии", т. VIII, №2, 2002
Просмотров: 1306
Категория: По направлениям » Трансактный анализ




Другие новости по теме:

  • Шмаков В. М. Взаимодействие между преподавателем психологических дисциплин и обучаемым как основа развития его личности
  • Ижванова Е.М. Когнитивная методика на основе модели Э.Берна
  • Молярук Александр. Эго-состояния. Развитие и гармонизация структуры личности
  • Волков Е.Н. Проблемы защиты семьи от психологической и духовной агрессии деструктивных культов
  • Готлиб Татьяна. Игры, в которые играет с нами судьба, или что такое жизненный сценарий
  • Гриншпун И. Б. Идеи Дж.Л.Морено в сопоставлении с идеями Э.Берна
  • Соковнина М.С. Криминализация разговорной речи: психологические, педагогические и социальные аспекты проблемы
  • Максимова Е. В. Влияние структуры личности на профессиональную успешность менеджеров компаний сферы информационных технологий
  • Шумилов В. В. Модель коммуникационного процесса и 6 типов личности
  • Кронин С. И. Базовые Игры Человека
  • Гусаковский В.Е. ПЕТР I. Портретный психологический очерк на основе теории жизненных сценариев Э.Берна
  • Перминова Н. А. Трансактный анализ, как метод психотерапии
  • Литвиненко Константин и София. Основные жизненные позиции человека
  • Филонович С. Р. Состояния личности и коммуникации
  • Чиркова М. А. Сказкотерапия как метод работы с жизненными сценариями
  • Ферапонтова О. И. Влияние внутригрупповых отношений на развитие личности студента как будущего профессионала
  • Латынина Юлия. Игры, в которые играют нации. Нации, которые играют в игры
  • Литвак Борис. Игры, в которые играют мамы
  • Борисов Д. Е. Игры, в которые играют кодированные алкоголики
  • Петровский Вадим. Трансактный анализ - это игра на всех психотерапевтических инструментах
  • Иванова У. В., Соколова Е. В. Влияние негативных родительских посланий на сценарии жизни детей
  • Соковнина М.С. Анализ коммуникаций в группах и организациях с помощью опросника К.Томаса (в концептуальных моделях ТА)
  • Боев И. В., Боев О. И., Бабич А. И. Сравнительная эффективность личностно-ориентированной психотерапии и трансактного анализа у подростков в условиях социального стрессирования
  • Кривова Ольга. Мир шизоидной личности
  • Гамзина Е.Н. Этика и защита клиента в работе транзакционального психотерапевта
  • Анализ игр как метод транзактного анализа
  • Распределение ответственности между участниками коммуникации (треугольник Карпмана)
  • Коноваленко М. Ю. Анализ причин поведения людей в ситуациях искажения информации
  • Лимонова Д. Л. Место трансактного анализа в психотерапии больных наркоманией
  • Петровский Вадим. Метод: ТРАНЗАКТНЫЙ АНАЛИЗ



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь