ПЕТР I. Портретный психологический очерк на основе теории жизненных сценариев Э.Берна

Автор: Гусаковский В.Е.   

Отгремели юбилейные торжества в Петербурге. Парад оркестров на Невском и полонез яхт на Неве, танцующие фонтаны и лазерные всполохи, тщетно пытающиеся раскрасить так и не потемневшее питерское небо на японский манер. Восторженный англичанин с кинокамерой над головой, штурмуя с многотысячной толпой Зимний, чтобы встретить там обещанный рассвет, восклицает: «Всю жизнь мечтал увидеть русский бунт». И, наконец, воплощение давней мечты, выраженной потомком крестника Петра: «Все флаги в гости будут к нам». Разноцветные полотнища почти полусотни стран проплыли над невской акваторией, радуя взоры их правителей, зябнущих под накрапывающим питерским дождиком, неподвластным всем достижениям современной авиации. Все это было.

Каждый празднует по-своему. Я тоже хочу внести свой вклад, рискнув заглянуть, что же творилось в душе основателя этого чуда. И помогли мне в этом студенты группы психологов и психотерапевтов из украинского города Ровно, которым я преподаю транзактный анализ. Эксперимент вызвал у них немалый энтузиазм - не так часто на прием к психотерапевту попадает один из величайших в истории царей. Несколько охладил его лишь мой риторический вопрос: “А взяли бы вы себе такого пациента?” Завершили мы популярным, полным глубокого сочувствия и понимания афоризмом: “Нам царям за вредность молоко давать надо!”

А теперь предлагаю Вам совершить небольшой экскурс в транзактный анализ. По мнению основателя метода, американского психотерапевта Эрика Берна: «Судьба каждого человека определяется тем, что происходит внутри его черепа, когда он сталкивается с тем, что происходит снаружи... Каждый создает проект своей собственной жизни. Каждый человек решает в раннем детстве, как он будет жить и как умрет, и этот план, который он всегда носит в голове, называется сценарием». Чтобы понять, какое отношение это имеет к Вам, Вы можете проделать такой эксперимент. Сядьте удобно, расслабьтесь, и позвольте себе прочувствовать, какие ответы будут приходить из глубины Вашего существа, когда Вы будете медленно, фраза за фразой читать следующий текст: «Представьте, что Вы в театре. Вы ожидаете начала спектакля. Это спектакль о Вашей жизни. Что за спектакль Вы собираетесь смотреть? Комедию или трагедию? Драму или водевиль? Интересный это спектакль или скучный? Героический или заурядный? Полон ли театр или пуст? Будет ли публика восхищаться или скучать? Веселиться или плакать? Будет ли она аплодировать или уйдет со спектакля? Как называется спектакль о Вашей жизни? Представьте последнюю сцену, чем закончится Ваш спектакль? Занавес». Запомните то, что Вам открылось в этом мысленном путешествии!

Как происходит, что ребенок принимает в столь раннем возрасте, главным образом, до шести лет, столь значимые решения о своей жизни? Ребенок мал и физически уязвим. Он мыслит не так, как взрослый человек. Для него мир населен великанами. Мир эмоций ребенка включает острые переживания: ярость, ужас и экстаз. Поэтому, решения ребенка часто имеют экстремальный характер. По логике ребенка нужно идти от частного к общему. Ребенок может принять решение обо всей жизни на основании одного единственного травматического события, которое он воспринял как угрожающее его жизни. Но чаще, решения принимаются, исходя из постоянно повторяющейся информации – «посланий» о нем самом, других людях и жизни в целом, которые он впитывает всеми частичками своего существа, из слов и действий родителей и окружающих его людей и происходящих вокруг него событий. Ребенок понимает события по-своему. Он может компенсировать свое чувство беспомощности, вообразив, что он всемогущ и может творить чудеса. Искусство транзактного анализа включает умение расшифровывать эту детскую логику сценария, развитие того, что лингвисты называют «чувством языка».

После этого краткого экскурса в теорию транзактного анализа вернемся к герою повествования. Вспомним основные события, которые повлияли на формирование психологического сценария Петра I. Петр Алексеевич родился в 1672 году в Москве. Его родителями были царь Алексей Михайлович и Наталья Кирилловна Нарышкина, вторая жена царя. Петр был крепким и здоровым ребенком, не в пример его тринадцати братьям и сестрам. Семьи двух царских жен, Милославские и Нарышкины, постоянно конфликтовали и вели скрытую борьбу за влияние при дворе (дети обычно легко воспринимают то, что взрослые считают скрытым). После смерти Алексея Михайловича в 1676 году (Петру всего 4 года!) их война перешла в новую стадию - они начали открытую борьбу за трон, который перешел по наследству к старшему сыну царя Федору III. В 1682 году, после смерти Федора, Нарышкины надеялись посадить на трон Петра (которому уже целых 10 лет!), а Милославские боролись за передачу власти Ивану V. Народ был за Петра, однако из-за влияния и власти Милославских был поднят стрелецкий бунт и родственники Петра - Матвеев и Долгорукий были выброшены на пики стрельцов на его глазах (далеко не каждый взрослый выдержит такое зрелище, психотерапевты, работающие с «афганским» и «чеченским синдромом» хорошо изучили, какими последствиями это грозит). После стрелецкого восстания Петр был объявлен "младшим", а Иоанн - "старшим" царем (невиданная для страны ситуация, но она, похоже, спасла Петру жизнь!) Десятилетний Петр и умственно отсталый Иван стали заложниками старшей сестры - царевны Софьи, которая захватила регентство (чем не терроризм?) Мать увезла Петра в село Преображенское под Москвой, где он и провел свое детство.

Полагаю, что, этот сухой исторический материал с небольшими моими комментариями поможет Вам представить ту, далеко не дружественную обстановку, из которой будущий император должен был черпать «послания» для формирования своего характера. Вот уж, действительно, «вихри враждебные веют над нами!» Еще добавить красок в это описание поможет фрагмент описания стрелецкого бунта из классического произведения Алексея Толстого. Попробуйте взглянуть на происходящее глазами десятилетнего мальчика и прочувствовать, какие «послания» он мог воспринять из этого события!

«Дверь распахнулась. Увидели царицу Наталью Кирилловну во вдовьей черной опашени и золотопарчовой мантии. Взглянув на тысячи, тысячи глаз, упертых на нее, царица покачнулась. Чьи-то руки протянули ей мальчика в пестром узком кафтанчике. Царица, с усилием вздернув животом, приподняла его, поставила на перила крыльца. Moнoмахова шапка съехала ему на ухо, открыв черные стриженые волосы. Круглощекий и тупоносенький, он вытянул шею. Глаза круглые, как у мыши. Маленький рот сжат с испугу…

Все злее кричали голоса, перечисляя ненавистные имена бояр. Наталья Кирилловна опять побелела, обхватила сына. Петр вертел круглой головой, - чей-то голос крикнул со смехом: "Гляди-ка, - чистый кот". С крыльца сбежал, весь в алом бархате, в соболях, в звенящем оружии, князь Михайла Долгорукий…

Стрельцы, уставя копья, кинулись за ним. Схватили. Царица дико завизжала. Растопыренное тело Долгорукого полетело и скрылось в топчущей, рвущей его толпе. Матвеев и царица подались к двери. Но было уже поздно: из сеней Грановитой палаты выскочил Овсей Ржов с товарищами.

- Бей Матвеева! - закричали они. - Любо, любо, - заревела толпа.

Овсей Ржов насел сзади на Матвеева. Царица взмахнула рукавами, прильнула к Артамону Сергеевичу. Царевич Иван, отпихнутый, упал и заплакал. Круглое лицо Петра исказилось, перекосилось, он вцепился обеими руками в пегую бороду Матвеева...

- Оттаскивай, не бойся, рви его, - кричали стрельцы, подняв копья, - кидай нам! Оттащили царицу, отшвырнули Петра, как котенка. Огромное тело Матвеева с разинутым ртом высоко вдруг поднялось, растопыря ноги, и перевалилось на уставленные копья…»

Полагаю, что можно вполне доверять художественной интуиции Алексея Толстого в передаче эмоционального фона этого эпизода. А сам эпизод – не исключение, а скорее кульминация событий, на фоне которых формировался характер Петра. А теперь представьте, какие бы Вы сделали выводы на месте десятилетнего Петра: о себе самом; о других людях; о жизни в целом?

Сценарий жизни можно понимать, как детский способ защититься, подавить те чувства, которые превышают способности ребенка справиться с ними. И, впоследствии, вся жизнь человека строится так, чтобы избежать повторения этих чувств. Можно только поражаться, насколько хитроумный план может разработать ребенок для этого, причем, как правило, совершенно не осознавая, что он это сделал. Но, все равно, этот детский ужас будет преследовать его…. Вот, как это представляет Алексей Толстой: «Много раз Петр слышал подобные речи, но сегодня всхлипывающий шепот дяденьки навел страх... Будто снова услышал он крики такие, что волосы встали дыбом, видел наискось раскрытые рты, раздутые шеи, лезвия уставленных копий, тяжело падающее на них тело Матвеева... Телесный ужас детских дней!.. И у самого у него рот кривился на сторону, выкатывались глаза, невидимое лезвие вонзалось в шею под ухом.

- Петенька! Государь, господь с тобой! - Лев Кириллович обхватил подпрыгивающие плечи племянника. Петр забился в его руках, брызгая пеной. Гнев, ужас, смятение были в его бессвязных криках…».

Часто понять, из чего строится психологический сценарий человека, можно совершив небольшое путешествие по его генеалогическому древу. Сценарные «послания» передаются неосознанно от поколения к поколению, так что их истоки теряются в далеком прошлом. Это похоже на передачу генов. Но это не гены, у них нет основы в клетках и хромосомах, механизм передачи чисто психологический – дети обладают уникальной способностью воспринимать и копировать то, что говорят, подразумевают и, даже, пытаются скрыть от них родители. Хотя далеко не всегда сценарные «послания» даются словами, их можно выразить в словах в виде запретов: «не делай (что-то)», предписаний: «делай (что-то)» и разрешений: «ты можешь делать (что-то)». Родители и другие воспитатели обычно дают массу как полезных, так и вредных для жизни ребенка «посланий», порой, не осознавая этого сами, просто потому, что так делали бабушки и дедушки. При этом окончательное решение, тоже неосознанно, принимает ребенок: принять «послание» для своей жизни, отвергнуть его или принять «послание», как говорят, с точностью до наоборот.

Посмотрим с этой точки зрения, какие «послания» получил Петр от своих предков, начиная с его деда Михаила Федоровича – первого царя династии Романовых. Сын боярина Федора Никитича Романова - патриарха Филарета - родился в 1596 году. При Борисе Годунове Михаил Федорович подвергся опале и в 1601 году был сослан на Белоозеро, а впоследствии в г. Клин. После освобождения Москвы народным ополчением Минина и Пожарского, решением Земского Собора 16-летний Михаил Романов был избран на царство, хотя на престол претендовало еще несколько кандидатов, в том числе и польский королевич Владислав. После его избрания, одному из остававшихся на русской земле польских отрядов было дано задание устранить Михаила, но юный царь был спасен благодаря самопожертвованию Ивана Сусанина, костромского крестьянина.

Драматическая коллизия. Но, похоже, она становится своеобразным клише, наложившим отпечаток на всю русскую историю. Безотцовщина (Филарет долгое время в польском плену), ссылка, обстановка борьбы за власть, постоянная угроза жизни, почти чудесное избавление, избрание на царство в незрелом возрасте. Очень похоже на историю Петра: смерть отца в четырехлетнем возрасте, стрелецкий бунт, избрание «младшим» царем в 10 лет, детство в Преображенском, борьба за власть с Софьей. Буквально вся ситуация дает «послания»: «не живи», которое, однако, трансформировалось в «выжить любой ценой», «не доверяй» - будь все время начеку, «не будь ребенком» и, в то же время, «не взрослей» (иначе те, кто избирали его царем, останутся без власти) наряду с мощным разрешением: «царствуй, народ за тебя!»

Вернемся к Михаилу Федоровичу. Несильный как личность и слабый здоровьем, он не мог самостоятельно управлять государством (собственно, поэтому его и избрали!), первоначально им руководила мать и ее родственники Салтыковы, а с 1619 года отец - патриарх Филарет (бывший до этого в польском плену), официально носивший титул «великого государя». Вот это, похоже, та часть сценария, которой Петр бросил вызов – он отверг послания «не будь значимым», «не взрослей», «не достигай» («ты никогда не станешь настоящим царем») и «не будь здоровым». В то же время, модель «великого государя», данную в лице Филарета, Петр сумел воплотить в полной мере.

Идем дальше. Отец Петра - Алексей Михайлович родился в 1629 году. В пять лет он был отдан на попечение дядьки Бориса Ивановича Морозова и стал проходить полный курс древнерусского "словесного учения". В шесть лет он бегло читал, а в семилетнем возрасте научился писать. Идея ссылки в том же магическом пятилетнем возрасте, хоть и смягчилась, но прослеживается. Однако, здесь в жизни будущего царя постоянно присутствует четко очерченная отцовская фигура – носитель традиций (хоть и не кровный отец). В жизни Петра такая фигура появилась только после переезда в Преображенское в десятилетнем возрасте в лице Франца Лефорта – тоже носителя традиций, правда, немецких. Может быть, поэтому Алексей Михайлович и стал символом славянофилов, а Петр – западников. Конструктивное «послание», идущее от Алексея Михайловича – разрешение учиться и быть высокообразованным – это, пожалуй, подарок и для Петра, хотя не все последующие цари, к сожалению, его восприняли.

В 16 лет после почти одновременной смерти родителей Алексей Михайлович вступил на Московский престол (традиционное «не будь ребенком»). Первые годы царствования Алексея Михайловича государством фактически управлял его воспитатель Борис Иванович Морозов (а вот и знакомый сценарий: «не взрослей» - «А царь-то ненастоящий!»). С начала 1650-х годов царь сам начал управлять государством. Он создал Приказ тайных дел, который подчинялся непосредственно ему и осуществлял контроль над государством. Просто гениально для первого дела царя! Вот она неумирающая параноидная «русская идея» («не доверяй», особенно своим!) Нетрудно проследить ее вплоть до Сталина и дальше. И Петр, конечно, не избежал этого. Здесь традиционный вопрос: «Кто виноват?» не имеет смысла. «Виноват» психологический механизм проекции, по которому чувство страха, живущее внутри человека, переносится на его окружение. И часто становится самооправдывающимся пророчеством. И это чувство будет передаваться, как эстафетная палочка, следующему поколению. Пока…. Но, это – к психотерапевту!

Пора идти дальше. Но, все-таки, еще один фрагмент… Алексей Михайлович, прозванный "тишайшим" был действительно олицетворением идеального москвича XVII века. Он был чрезвычайно благочестив, "смиренен", любил во всем соблюдение "чина" и свято соблюдал традиции. Именно к духу времени его царствования призывали вернуться славянофилы... Вот если это все перевернуть как раз наоборот, то, пожалуй, получится точный портрет Петра I. Традиционный спор славянофилов и западников, куда идти России? Это похоже на раскачивающийся маятник. Чем больше качнется в одну сторону, тем больше будет откат. Это тот тип психологического сценария, при котором сын будет антиподом отцу и, скорее, похож на деда (два отрицания дают утверждение!). Кстати, и в генетике подобный феномен известен. Для Петра это станет проклятием, поскольку его сын, Алексей Петрович, предполагаемый наследник престола, выступит против его реформ. Но, это – позже…

В 1676 году царь Алексей Михайлович умер. Внесли ли что-нибудь новое в семейный сценарий Романовых старшие братья и сестры Петра, дети Алексея Михайловича и его первой жены Марии Ильиничны Милославской. Федор Алексеевич, унаследовал трон после смерти отца. Получил в основном церковное воспитание, был широко образованным человеком, увлекался музыкой, сам писал церковные песнопения. Федор Алексеевич был слабым и болезненным от природы человеком, он легко поддавался влиянию. Это мы уже видели. Сценарий, основанный на посланиях «не будь значимым», «не взрослей», «не достигай» («ты никогда не станешь настоящим царем») и «не будь здоровым», хотя и при наличии разрешения учиться и быть высокообразованным. Федор Алексеевич умер в 1682 году, не оставив детей. Глубоко симптоматично, идея царя-марионетки, за спиной которого можно проворачивать свои интриги, а царя иногда показывать с крыльца терема для успокоения народа, исчерпала себя.

Это еще нагляднее видно в фигуре Иоанна V, соправителя Петра I с 1682 года. Иоанн Алексеевич был слабоумен, слаб здоровьем, тяготился участием в официальных церемониях и был отстранен от управления, как Софьей, так и Петром. В 27 лет Иоанна Алексеевича разбил паралич, и в 1696 году он скоропостижно скончался. Больная ветвь усохла! Дорога Петру расчищена.

Что можно сказать о Софье Алексеевне? Здесь, пожалуй, Петру было, что взять для своего жизненного сценария! Царевна Софья была образованной женщиной и отличалась умом, энергией и честолюбием. Все эти характеристики можно с полным правом отнести и к Петру! В 1682 году Софья при поддержке родственников своей матери бояр Милославских воспользовалась стрелецкими волнениями, чтобы провозгласить совместное царствование Иоанна V и Петра I. За малолетством обоих братьев-царей Софья Алексеевна стала правительницей государства. Какое хитросплетение интриги! Две немыслимые прежде для России вещи: чтобы было два царя, и чтобы правила женщина! И они произошли. Мощное разрешение быть хитроумным и искать нехоженые пути – не помогло ли это Петру стать тем, кем он стал!

Софья присвоила себе титул "Всея Великия и иных Россий Самодержица", на монетах и медалях ее изображали в венце и со скипетром. И следа нет от сценария «не будь значимым» ее единокровных братьев. Вот уж, действительно, «власть не дают, ее берут!» Зерно, брошенное патриархом Филаретом, разрослось пышным цветом. Петру ничего не оставалось, как добавить к этому титул императора.

Первым делом Софья усмирила волнение раскольников под предводительством Никиты Пустосвята. Предводитель был схвачен и казнен, раскольники подверглись преследованиям, а особо упорные - сожжению. Вслед за раскольниками усмирили стрельцов. Послания «не чувствуй жалости к врагам», «цель оправдывает средства» - тоже стали, пожалуй, фундаментом жизненного сценария Петра. Сейчас, через 300 лет мы можем спорить, хорошо это или плохо. Через 300 лет всегда проще судить….

В 1689 году Петр, достигший совершеннолетия и успевший жениться заявил, что намерен править самостоятельно. Софья попыталась свергнуть Петра I, подняв стрельцов, но они отказались выступать. Тогда Шакловитый решил убрать Петра и его мать. Но замысел был раскрыт, Софья потерпела поражение и была заключена в Новодевичий монастырь, а Шакловитый и другие заговорщики казнены. Ученик превзошел учителя! Петр одолел своего постоянного оппонента его же оружием. Экзамен на «настоящего царя» сдан. Жестокий экзамен!

Несправедливо, но мы не очень много знаем о личности матери Петра, Натальи Кирилловны Нарышкиной. А зря! Похоже, именно ей Петр обязан тем, что его жизненный сценарий стал сценарием победителя, а не побежденного в кровавой схватке за российский престол. С четырехлетнего возраста, когда умер отец Петра, Алексей Михайлович, она стала фактически единственным человеком, которого Петр мог воспринимать, как надежный тыл. В 10 лет, после стрелецкого бунта именно она увезла Петра в Преображенское. Там на формирование характера будущего императора влияли не столбовые бояре, а европейские идеи, которые он подхватывал во время поездок в Немецкую слободу. Маленький царевич проявлял настоящий талант при изучении математики, военного и морского дела. Петру специально выделили два «потешных» полка для военных забав. Вот они, необходимые «разрешения»: жить, иметь детство, учиться, экспериментировать, искать свой путь. Далеко не всем предшественникам Петра на российском престоле было это дано. Не откажешь Наталье Кирилловне и в политическом мышлении. Первый брак Петра во многом был политической акцией Натальи Нарышкиной, которая желала показать, что 17-летний Петр уже вырос и может самостоятельно управлять страной (кстати, это и «разрешение» взрослеть). Само происхождение Натальи Кирилловны из небогатого рода стало разрешением для Петра искать себе союзников, как среди дворян, так и выходцев из простых сословий и позволило ему выбрать стиль жизни далекий от роскоши. Весьма немало!

Что же сам Петр? На него и места не хватило! Впрочем, почти все уже сказано, осталось только подвести итоги. Кстати, сравните их со своими выводами, после путешествия с Алексеем Толстым во времена стрелецкого бунта. Итак, какие же решения лежат в основе жизненного сценария Петра? Вот некоторые из них:

О себе: «меня хотят обмануть и убить», «я должен выжить назло всем», «доверять можно только себе», «если я убью, то не буду убит сам», «я знаю лучше, что надо делать», «чтобы жить, я должен действовать», «нельзя сдаваться – нужно драться»

О других: «родственникам нельзя доверять» (кроме, может быть, матери), «бояре глупы, от них поддержки не жди», «среди простых людей есть стоящие», «у иностранцев есть чему научиться»

О жизни в целом: «все плохое – в традициях», «царю можно все», «власть основана на страхе» «правда в простой жизни», «гулять, так гулять!»

Хороший это сценарий или плохой? Я отвечу так, я бы не хотел пережить то, что переживал в своей душе Петр! Но я бы никогда не согласился, чтобы в этом сценарии не было основания Петербурга! Если не верите – лучше приезжайте и посмотрите сами.

Пора завершать. За окном белая ночь. Та самая, питерская! И золотой ангел со шпиля Петропавловского собора взирает на ужасающе непропорционального Шемякинского Петра у подножья. Я долго злился на него, на Шемякина – что он сделал с МОИМ Петром! Может кому-то Петр из этой статьи покажется столь же непропорциональным. И я буду рад, если это поможет Вам создать СВОЕГО Петра!


Лучшие книги:

1. Э.Берн. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. М., 1988

2. Я.Стюарт, В.Джойнс. Современный трансактный анализ. СП-б, 1996

3. А.Н.Толстой Петр Первый. М., 1959

Интернет - сайты:

1. www.intercult.ru/culture/romanovs

2. www.2day.ru

3. www.sota-spb.narod.ru

Профессиональные данные:

Гусаковский Владимир Евгеньевич,

психолог-психотерапевт Европейского регистра, канд. физ.-мат. наук,

сертифицированный транзактный аналитик (CTA), предварительный тренер и супервизор (PTSTA) Европейской ассоциации транзактного анализа,

Для отзывов и предложений: E-mail: < ' ); //--> ' ); //--> Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript ' ); //--> >, тел: (812) 470-5876

 

Источник:
Сайт Владимира Гусаковского


Просмотров: 1214
Категория: По направлениям » Трансактный анализ




Другие новости по теме:

  • Нарицын Н. Н. Психологическая близость. Что это такое?
  • Шмаков В. М. Взаимодействие между преподавателем психологических дисциплин и обучаемым как основа развития его личности
  • Готлиб Татьяна. Игры, в которые играет с нами судьба, или что такое жизненный сценарий
  • Шецов А.В. «Что-то со мной не так» или Родительские предписания
  • Драницына Марина. "Возьми себя в руки", или Все, что нужно знать о стрессе
  • Стюарт Ян, Джойнс Вэн. Жизненный сценарий. Как мы пишем историю своей жизни
  • Борисов Д. Е. Вирус зависимости или что находится внутри драматического треугольника
  • Петровский Вадим. Трансактный анализ - это игра на всех психотерапевтических инструментах
  • Маслов М. Н. Сценарий жизни и судьба. Механизмы развития и реализации сценария жизни
  • Кривова Ольга. Выпуск 1. Что делать, когда любовь «проходит»?
  • Кремнева Ася, Алтухова Наталья. Как переписать сценарий жизни? — 4 практические рекомендации
  • Папуш М. П. Что делать с Эриком Берном
  • Иванова Н.В. Сценарий начинается с... или транзактный анализ для непосвященных
  • Нечестная игра как способ жизни
  • Хлебова Вероника. А что у нас с сексом?
  • Упражнения для выявления жизненного сценария
  • Нарицын Н. Н. "ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ КУПОНЫ". Чем их можно "отоварить" и как их "стригут"?
  • Молярук Александр. Банальный сценарий беспомощности. Вы все еще «играете» в Спасение?
  • Вербова Изабелла. Сценарий жизни - жизнь течет по запрограммированному пути?
  • Осознание жизненного сценария (или жизнь по программе)
  • Гросс Бригитте. Сказки как указание на жизненный сценарий, идентификации и другие перенятые чувства
  • Чеглова И.А., Чеглов В.П. Ментальные вирусы или горе для ума
  • Гулина М. А. Транзактный анализ после Э.Берна
  • Иванова У. В., Соколова Е. В. Влияние негативных родительских посланий на сценарии жизни детей
  • Толопило Анатолий. Манипуляции в продажах, или как противостоять скрытому влиянию со стороны покупателей
  • Ушакова Татьяна. "Да, но..." - игра или стиль жизни?
  • Как попробовать разгадать свой сценарий?
  • Мелия М. Пишем сценарий жизни
  • Назаренко Анна. Сценарий жизни. Победитель, Непобедитель, Неудачник
  • Как изменить судьбу, или к гадалке не ходите!



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь