Родительские послания и предписания, формирующие наш жизненный сценарий

Автор: Наталья Остапенко   

Маленький ребёнок воспринимает мир совершенно иначе, чем взрослый человек.

Еще не умея говорить, испуганное неожиданным громким звуком дитя может сделать вывод: "Кто-то там пытается меня убить!" На самом деле это родители радуются тому, какую уютную обстановку они создали своей ненаглядной малютке. Малое дитя тонко воспринимает выражения лица, напряжения тела, движения, интонации голоса и запахи.

Если мама нежно прижимает к себе малыша, предоставляя ему свое тело в качестве опоры, он скорее всего воспримет ее послание как "я принимаю тебя и люблю!"  Если же она напряжена и жестко держит его как бы около себя, если она редко подходит к младенцу он может прочесть ее послание иначе: "Я отвергаю тебя и не хочу, чтобы ты меня касался!" Мать при этом может совершенно не сознавать ни своего напряжения, ни зазора между собой и ребенком. Это будет уже первое сценарное послание для ребёнка -  «Мир меня не принимает!». Первая энергетическая атака на младенца энергией нелюбви. Она вынуждает его быть слишком напряженным уже в таком младенческом возрасте.

Иногда младенец может извлекать сценарные послания из окружающих событий, не связанных с родителями. Громкие звуки, неожиданные движения, разлука с родителями во время пребывания в больнице, – все это может казаться ребенку угрозой его жизни. Поскольку же он считает, что происходящим управляют родители, то может придти к выводу, что эти угрозы также исходят от них.

Позже, когда ребенок начинает понимать речь, невербальные сигналы все равно продолжают оставаться для него важными составляющими сценарных посланий. Физическое наказание или угроза такового может означать для ребенка, что этот родитель отвергает его или, возможно, желает его смерти.

Представьте себе первоклассницу, которая приходит из школы с только что полученной от учителя новой книгой для домашнего чтения. Она начинает читать ее родителям и спотыкается на незнакомом слове. Отец говорит: "Это слово ты прочла неверно". Данная фраза может сопровождаться самыми разными наборами невербальных сигналов. Каждый из них имел бы для ребенка иное значение в плане возможных сценарных решений.

Отец может говорить грубым громким голосом, скривив губы и недовольно сморщившись. При этом он может выбить книгу из рук дочери или даже дать ей тумака. Для ребенка такое послание значит: "Не желаю тебя видеть, лучше бы ты умерла".

Он мог бы произнести упомянутую фразу безразличным голосом, не отрываясь от газеты. Считав эти невербальные сигналы, она интерпретирует его послание так: "Ты для меня не представляешь интереса".

Он может сопровождать свои слова смешком и подмигиванием. Применяя стратегию Маленького Профессора, девочка может попробовать хихикнуть в ответ. Точно, Папа улыбнулся еще шире. Она поняла его послание: "Хочешь мне понравиться, играй дурочку".

Отец мог бы произнести эту фразу ровным голосом, сидя с ней рядом и указав на соответствующее слово пальцем. Затем он дал бы ей время вернуться к этому слову и перечитать его еще раз. В данном случае Взрослый отца сообщает ребенку: "Когда ты думаешь – это хорошо".

Однако чаще сценарные решения принимаются не сразу, а по истечении некоторого периода, в ответ на какие-то постоянно повторяющиеся послания. Скажем, младенец тянется к Маме, а она отворачивается от него. Он тянется вновь, и опять не находит взаимности. Лишь после того, как это повторится много раз, он может прийти к выводу: "Мама не хочет, чтобы я к ней прикасался". Маленькому мальчику, который услышал определение "это стеснительный ребенок", возможно, потребуется слышать эту фразу вновь и вновь на протяжении месяцев и лет, прежде чем он твердо решит, что он и в самом деле стеснительный.

Жизненный сценарий формируется также благодаря тем предписаниям, которые мы получали от родителей в самом раннем возрасте.

Предписания состоят из указаний о том, что нужно делать или не делать, а также суждений о людях и мире в целом. Все мы получаем тысячи подобных предписаний от родителей и родительских фигур. Вот несколько типичных предписаний:

"Веди себя прилично!"

"Не капризничай!"

"Будь хорошей девочкой!"

"Много работай!"

"Ты должен быть лучшим в классе!"

"Врать плохо."

"Не выноси сор из избы."

Например, вот как формируется один из сценариев.

Предположим, в уме у меня крутится Родительское предписание: "Много работай!" Я могу следовать ему, чтобы преуспеть в школе и институте. Я могу продолжать много работать и в своей профессиональной сфере, достигнув благодаря этому высокого положения. Однако благодаря этому предписанию я могу также "сгореть на работе". Ради работы я могу пожертвовать отдыхом, здоровьем и друзьями. Если у меня роковой сценарий, я могу использовать предписание "много работай" для приближения развязки в форме язвы желудка, высокого давления или сердечного приступа.

Мы можем нести в себе  отрицательные программы. Например, мальчик может научиться, подражая отцу, "как трудиться в поте лица, надорваться и умереть молодым". Маленькая девочка может научиться у матери, «как не давать волю чувствам и прожить остаток своих дней в глубокой депрессии».

 

Источник:
Свет Розы Жизни

Просмотров: 1174
Категория: По направлениям » Трансактный анализ




Другие новости по теме:

  • Нарицын Н. Н. Психологическая близость. Что это такое?
  • Шмаков В. М. Взаимодействие между преподавателем психологических дисциплин и обучаемым как основа развития его личности
  • Готлиб Татьяна. Игры, в которые играет с нами судьба, или что такое жизненный сценарий
  • Драницына Марина. "Возьми себя в руки", или Все, что нужно знать о стрессе
  • Шецов А.В. «Что-то со мной не так» или Родительские предписания
  • Стюарт Ян, Джойнс Вэн. Жизненный сценарий. Как мы пишем историю своей жизни
  • Иванова Н.В. Сценарий начинается с... или транзактный анализ для непосвященных
  • Кривова Ольга. Выпуск 1. Что делать, когда любовь «проходит»?
  • Чеглова И.А., Чеглов В.П. Ментальные вирусы или горе для ума
  • Молярук Александр. Банальный сценарий беспомощности. Вы все еще «играете» в Спасение?
  • Сукиасян С. Г. Государство мне отчим или отец?
  • Лазаренко Елена. Родительские послания и жизненный сценарий
  • Петровский Вадим. Трансактный анализ - это игра на всех психотерапевтических инструментах
  • Ржевская Ксения. Внутренний ребенок - второе дыхание для семейной пары
  • Борисов Д. Е. Вирус зависимости или что находится внутри драматического треугольника
  • Сказки для девочек, девушек, женщин. Сценарий любви и создания семьи в любимых сказках
  • Папуш М. П. Что делать с Эриком Берном
  • Литвак М.Е. Игра «все из-за тебя»
  • Гросс Бригитте. Сказки как указание на жизненный сценарий, идентификации и другие перенятые чувства
  • Пьер Николь. Вымогательство (рэкет) в сфере образования. Как защитить себя от вымогательства
  • Кремнева Ася, Алтухова Наталья. Как переписать сценарий жизни? — 4 практические рекомендации
  • Как попробовать разгадать свой сценарий?
  • Петровский Вадим. Берн ДЛЯ ЧАЙНИКОВ
  • Как изменить судьбу, или к гадалке не ходите!
  • Упражнения для выявления жизненного сценария
  • Доктор С. Б. Карпман (S. B. Karpman, M. D.) Пять контрактов доверия для пар
  • Толопило Анатолий. Манипуляции в продажах, или как противостоять скрытому влиянию со стороны покупателей
  • Дыбова Ирина. «Ловушка для спасателя». Обидная сторона заботы о наших близких
  • Толопило Анатолий. Как хвост машет собакой, или методы противостояния манипулятивному воздействию со стороны подчинённых
  • Гейс Каталин. Модель процесса общения – полезный инструмент для развития международного менеджмента



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь