Представляю краткий обзор по родительским предписаниям, так как в своей практике я еще не встречал человека, для которого это не было бы актуальным.
Нас воспитывают. Нас воспитывают родители, средства массовой информации, друзья, родственники и учителя. Рано или поздно каждый человек столкнется со своим Значимым Другим, от которого и возьмет свои предписания – не включая ни логику, ни критику. И это будет его жизненный принцип. Жить он будет, жестко следуя этому предписанию, включая его во всех ситуациях, требующих решения или выбора – АВТОМАТИЧЕСКИ, не раздумывая. Многие виды психотерапии учитывают предписания в терапевтическом процессе, они могут носить другие названия – это родительские предписания, они же установки, они же ограничивающие или корневые убеждения, они же интроекты.
Этих предписаний огромное количество. Помните стишок – «Что такое хорошо и что такое плохо»? Это набор предписаний. Большую их часть мы взяли тогда – давным-давно, в детстве. И они продолжают управлять нашей жизнью. Рост ребенка невозможен без усваивания этих предписаний. Часть этих предписаний может быть очень полезна в детстве. Но во взрослой жизни они могут начать очень серьезно мешать. Мешать они могут в разных сферах нашей жизни – какие-то разрушают отношения, какие-то мешают карьере, какие-то крайне негативно влияют на здоровье и поддерживают зависимости. Выделено 12 основных предписаний, оказывающих наибольшее влияние на наше качество жизни.
1. «Не существуй», подробнее http://www.b17.ru/article/49177/
Проявление во взрослой жизни:
- нет радости в жизни,
- «адреналиновая зависимость»,
- злоупотребление алкоголем и наркотиками,
- аутоагрессия, нежелание жить.
Как появилось – несправедливые обвинения, открытые послания «Сгинь», «Чтобы ты умер», «Ты мешаешь», полученные от Значимого Другого.
2. «Не будь собой»
Проявление во взрослой жизни:
- человек проживает «не свою жизнь»,
- непонимание своих желаний, исполнение чужих желаний,
- кризисы смысла,
- отсутствие своих ясных ориентиров в жизни.
Как появилось – частое «приведение в пример» других людей, обесценивание личных достижений Значимым Другим.
3.«Не вырастай»
Проявление во взрослой жизни:
- трудности принятия ответственности,
- инфантильность, «детскость»,
- склонность к зависимым отношениям,
- трудности в карьере, невозможность управления собой и другими.
Как появилось – строгий контроль и гиперопека со стороны Значимого Другого, лишение ответственности и «права голоса» в принимаемых решениях.
4. «Не будь ребенком»
Проявление во взрослой жизни:
- непонимание (отсутствие) собственных желаний,
- нет навыков обращения со своими желаниями (не все стоит выполнять),
- чрезмерная забота о других в ущерб себе,
- пренебрегание собственными ценностями, в т.ч. здоровьем.
Как появилось – делегирование чрезмерной ответственности, гипоопека, раннеевзросление, вручение заботы о других – «лишение детства» Значимым Другим.
5. «Не будь значим»
Проявление во взрослой жизни:
- недостижение успеха, несмотря на затраченные силы и другие ресурсы,
- неудачная карьера,
- бедность,
- отсутствие «успешных» отношений.
Как появилось – влияние семейной истории о наказании человека, достигшего серьезного успеха, послания типа «Не выпендривайся» от Значимого Другого, обесценивание.
6. «Не будь близок»
Проявление во взрослой жизни:
- трудности в построении отношений, личных и дружеских,
- холодность, недоверие к людям,
- непонимание происходящего рядом,
- отстраненность, большая дистанция от окружающих.
Как появилось – отсутствие теплых, доверительных отношений со Значимым Другим, травматический опыт (насилие, предательство).
7. «Не делай это»
Проявление во взрослой жизни:
- трудности с любым новым начинанием – и в личной жизни, и в карьере,
- трудности с завершением отношений,
- невозможность управления собой и другими, безынициативность.
- нет радостей, очень высокая цена ошибок.
Как появилось – острая негативная реакция Значимого Другого на действия, его беспощадность в оценках и установках.
8. «Не чувствуй». Подробнее http://www.b17.ru/article/47918/
Проявление во взрослой жизни:
- трудности в получении обратной связи, непонимание происходящего и поступков других людей,
- трудности в построении отношений,
- серьезная травматизация в отношениях,
- одиночество,
Как появилось – получение раннего травматического опыта со стороны Значимых Других, «самоанестезия», обесценивание отношений.
9. «Не будь нормальным»
Проявление во взрослой жизни:
- трудности как в построении карьеры, так и отношений,
- непредсказуемость для окружающих,
- непонимание происходящего, поступков других людей,
- невозможность управления собой и другими.
Как появилось – обесценивание любых норм, принятых в обществе со стороны Значимого Другого – здоровье, поведение, внешний вид и пр.
10. «Не принадлежи»
Проявление во взрослой жизни:
- значительные трудности в построении отношений,
- «неприкаянность»,
- «я никому принадлежать не могу, и мне никто и ничто принадлежать не может – итого – у меня ничего нет!»
Как появилось – обесценивание, выраженный эгоизм и негативизм со стороны Значимого Другого.
11. «Не будь здоров»
Проявление во взрослой жизни:
- постоянные проблемы со здоровьем,
- чрезмерная фиксация на здоровье в ущерб остальным сферам жизни,
- возможны тяжелые неизлечимые и хронические заболевания.
Как появилось – фиксация на телесных ощущениях со стороны Значимого Другого, неумение получать внимание заботу и поддержку другими способами.
12. «Не думай»
Проявление во взрослой жизни:
- неумение принимать решения,
- чрезмерное делегирование ответственности другим,
- невозможность управления собой и другими,
- непредсказуемость и ненадежность для окружающих.
Как появилось – чрезмерный контроль лишение ответственности и гиперопека со стороны Значимых Других.
Конечно, это краткое и примерное описание всех последствий этого распространенного явления. Особую настороженность вызывает факт неосознанного следования родительским предписаниям. В практике, как правило, это случайные находки психотерапевта. Крайне редко приходится сталкиваться с запросами осознанными. Гораздо чаще потенциальным клиентам становится понятно – «Что-то со мной не так!», когда они замечают в своей жизни какие-то закономерности.
Например, - «Все мои отношения длятся ровно 3 месяца», «Меня все время обманывают», «Все мои мужчины перестают работать и садятся мне на шею» или «Все мои женщины хотят от меня только денег».
Я эти осознавания называю «Любимые грабли». И только тогда, после их осознавания, становится возможным - «Помогите разобраться!», например так - http://www.b17.ru/article/50232/.
Врач-психотерапевт, к.м.н. Шецов А.В.
http://www.docshevtsov.ru/