«Что-то со мной не так» или Родительские предписания

Автор: Шецов А.В.   

Представляю краткий обзор по родительским предписаниям, так как в своей практике я еще не встречал человека, для которого это не было бы актуальным.

Нас воспитывают. Нас воспитывают родители, средства массовой информации, друзья, родственники и учителя. Рано или поздно каждый человек столкнется со своим Значимым Другим, от которого и возьмет свои предписания – не включая ни логику, ни критику. И это будет его жизненный принцип. Жить он будет, жестко следуя этому предписанию, включая его во всех ситуациях, требующих решения или выбора – АВТОМАТИЧЕСКИ, не раздумывая. Многие виды психотерапии учитывают предписания в терапевтическом процессе, они могут носить другие названия – это родительские предписания, они же установки, они же ограничивающие или корневые убеждения, они же интроекты.

Этих предписаний огромное количество. Помните стишок – «Что такое хорошо и что такое плохо»? Это набор предписаний. Большую их часть мы взяли тогда – давным-давно, в детстве. И они продолжают управлять нашей жизнью. Рост ребенка невозможен без усваивания этих предписаний. Часть этих предписаний может быть очень полезна в детстве. Но во взрослой жизни они могут начать очень серьезно мешать. Мешать они могут в разных сферах нашей жизни – какие-то разрушают отношения, какие-то мешают карьере, какие-то крайне негативно влияют на здоровье и поддерживают зависимости. Выделено 12 основных предписаний, оказывающих наибольшее влияние на наше качество жизни.

1. «Не существуй», подробнее http://www.b17.ru/article/49177/

Проявление во взрослой жизни:

- нет радости в жизни,

- «адреналиновая зависимость»,

- злоупотребление алкоголем и наркотиками,

- аутоагрессия, нежелание жить.

Как появилось – несправедливые обвинения, открытые послания «Сгинь», «Чтобы ты умер», «Ты мешаешь», полученные от Значимого Другого.

 

2. «Не будь собой»

Проявление во взрослой жизни:

- человек проживает «не свою жизнь»,

- непонимание своих желаний, исполнение чужих желаний,

- кризисы смысла,

- отсутствие своих ясных ориентиров в жизни.

Как появилось – частое «приведение в пример» других людей, обесценивание личных достижений Значимым Другим.

 

3.«Не вырастай»

Проявление во взрослой жизни:

- трудности принятия ответственности,

- инфантильность, «детскость»,

- склонность к зависимым отношениям,

- трудности в карьере, невозможность управления собой и другими.

Как появилось – строгий контроль и гиперопека со стороны Значимого Другого, лишение ответственности и «права голоса» в принимаемых решениях.

 

4. «Не будь ребенком»

Проявление во взрослой жизни:

- непонимание (отсутствие) собственных желаний,

- нет навыков обращения со своими желаниями (не все стоит выполнять),

- чрезмерная забота о других в ущерб себе,

- пренебрегание собственными ценностями, в т.ч. здоровьем.

Как появилось – делегирование чрезмерной ответственности, гипоопека, раннеевзросление, вручение заботы о других – «лишение детства» Значимым Другим.

 

5. «Не будь значим»

Проявление во взрослой жизни:

- недостижение успеха, несмотря на затраченные силы и другие ресурсы,

- неудачная карьера,

- бедность,

- отсутствие «успешных» отношений.

Как появилось – влияние семейной истории о наказании человека, достигшего серьезного успеха, послания типа «Не выпендривайся» от Значимого Другого, обесценивание.

 

6. «Не будь близок»

Проявление во взрослой жизни:

- трудности в построении отношений, личных и дружеских,

- холодность, недоверие к людям,

- непонимание происходящего рядом,

- отстраненность, большая дистанция от окружающих.

Как появилось – отсутствие теплых, доверительных отношений со Значимым Другим, травматический опыт (насилие, предательство).

 

7. «Не делай это»

Проявление во взрослой жизни:

- трудности с любым новым начинанием – и в личной жизни, и в карьере,

- трудности с завершением отношений,

- невозможность управления собой и другими, безынициативность.

- нет радостей, очень высокая цена ошибок.

Как появилось – острая негативная реакция Значимого Другого на действия, его беспощадность в оценках и установках.

 

8. «Не чувствуй». Подробнее http://www.b17.ru/article/47918/

Проявление во взрослой жизни:

- трудности в получении обратной связи, непонимание происходящего и поступков других людей,

- трудности в построении отношений,

- серьезная травматизация в отношениях,

- одиночество,

Как появилось – получение раннего травматического опыта со стороны Значимых Других, «самоанестезия», обесценивание отношений.

 

9. «Не будь нормальным»

Проявление во взрослой жизни:

- трудности как в построении карьеры, так и отношений,

- непредсказуемость для окружающих,

- непонимание происходящего, поступков других людей,

- невозможность управления собой и другими.

Как появилось – обесценивание любых норм, принятых в обществе со стороны Значимого Другого – здоровье, поведение, внешний вид и пр.

 

10. «Не принадлежи»

Проявление во взрослой жизни:

- значительные трудности в построении отношений,

- «неприкаянность»,

- «я никому принадлежать не могу, и мне никто и ничто принадлежать не может – итого – у меня ничего нет!»

Как появилось – обесценивание, выраженный эгоизм и негативизм со стороны Значимого Другого.

 

11. «Не будь здоров»

Проявление во взрослой жизни:

- постоянные проблемы со здоровьем,

- чрезмерная фиксация на здоровье в ущерб остальным сферам жизни,

- возможны тяжелые неизлечимые и хронические заболевания.

Как появилось – фиксация на телесных ощущениях со стороны Значимого Другого, неумение получать внимание заботу и поддержку другими способами.

 

12. «Не думай»

Проявление во взрослой жизни:

- неумение принимать решения,

- чрезмерное делегирование ответственности другим,

- невозможность управления собой и другими,

- непредсказуемость и ненадежность для окружающих.

Как появилось – чрезмерный контроль лишение ответственности и гиперопека со стороны Значимых Других.

 

Конечно, это краткое и примерное описание всех последствий этого распространенного явления. Особую настороженность вызывает факт неосознанного следования родительским предписаниям. В практике, как правило, это случайные находки психотерапевта. Крайне редко приходится сталкиваться с запросами осознанными. Гораздо чаще потенциальным клиентам становится понятно – «Что-то со мной не так!», когда они замечают в своей жизни какие-то закономерности.

Например, - «Все мои отношения длятся ровно 3 месяца», «Меня все время обманывают», «Все мои мужчины перестают работать и садятся мне на шею» или «Все мои женщины хотят от меня только денег».

Я эти осознавания называю «Любимые грабли». И только тогда, после их осознавания, становится возможным - «Помогите разобраться!», например так - http://www.b17.ru/article/50232/.

Врач-психотерапевт, к.м.н. Шецов А.В.
http://www.docshevtsov.ru/

 

Просмотров: 1429
Категория: По направлениям » Трансактный анализ




Другие новости по теме:

  • Стюарт Ян, Джойнс Вэн. Жизненный сценарий. Как мы пишем историю своей жизни
  • Нечестная игра как способ жизни
  • Кремнева Ася, Алтухова Наталья. Как переписать сценарий жизни? — 4 практические рекомендации
  • Маслов М. Н. Сценарий жизни и судьба. Механизмы развития и реализации сценария жизни
  • Штайнер Клод. Покорность, или почему мы допускаем контроль со стороны других
  • Ферапонтова О. И. Влияние внутригрупповых отношений на развитие личности студента как будущего профессионала
  • Толопило Анатолий. Манипуляции в продажах, или как противостоять скрытому влиянию со стороны покупателей
  • Иванова У. В., Соколова Е. В. Влияние негативных родительских посланий на сценарии жизни детей
  • Толопило Анатолий. Как хвост машет собакой, или методы противостояния манипулятивному воздействию со стороны подчинённых
  • Вербова Изабелла. Сценарий жизни - жизнь течет по запрограммированному пути?
  • Ушакова Татьяна. "Да, но..." - игра или стиль жизни?
  • Мелия М. Пишем сценарий жизни
  • Андраханова Наталья. Сценарии жизни, мешающие успеху
  • Назаренко Анна. Сценарий жизни. Победитель, Непобедитель, Неудачник
  • Нарицын Н. Н. Психологическая близость. Что это такое?
  • Шмаков В. М. Взаимодействие между преподавателем психологических дисциплин и обучаемым как основа развития его личности
  • Гросс Бригитте. Сказки как указание на жизненный сценарий, идентификации и другие перенятые чувства
  • Как изменить судьбу, или к гадалке не ходите!
  • Петровский Вадим. Трансактный анализ - это игра на всех психотерапевтических инструментах
  • Драницына Марина. "Возьми себя в руки", или Все, что нужно знать о стрессе
  • Хлебова Вероника. Как мы попадаем «в Жертву» и каковы ее любимые сценарии?
  • Тимофеев Д.С. Идея "другого" и сценарные решения
  • Остапенко Наталья. Родительские послания и предписания, формирующие наш жизненный сценарий
  • Перминова Н. А. Трансактный анализ, как метод психотерапии
  • Олейник А. Н. Позиционный анализ как средство деятельности сотрудника ОВД в ситуациях конфликтов
  • Абдрахманова Александра Николаевна. ОН МОЙ: транзактный анализ зависимых отношений
  • Готлиб Татьяна. Игры, в которые играет с нами судьба, или что такое жизненный сценарий
  • Кривова Ольга. ТА как контрактный метод
  • Хлебова Вероника. Как вырастить внутреннего Взрослого
  • Бакулин С. П. Адекватность как путь к успеху



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь