В настоящее время психологам и выпускникам психологических факультетов знакомо такое сочетание слов, как транзактный анализ (ТА). Но зачастую, клиентами психологических консультаций являются все же люди, которым еще не довелось столкнуться с теми или иными теоретическими школами и направлениями. И они еще не перегружены длинными и замысловатыми психологическими терминами, у которых трудные латинские корни.
Поэтому и возникла идея курса «Транзактный анализ для непосвященных», в котором кратко и доступно излагаются основные принципы работы консультантов и терапевтов, работающих в ТА-модальности., а также теоретические основы самого транзактного анализа и его практическое применение. Курс включает в себя несколько сессий, каждая из них состоит из информационной и практической части.
В первой части мастерской участникам было предложено ознакомится с общими принципа ТА. Вторая часть была посвящена происхождению теории жизненных сценариев, которая является одной из ключевых теоретических концепций ТА.
Транзактный анализ представляет собой психологическую модель, служащую для описания и анализа поведения человека – как индивидуально, так и в составе групп. Данная модель включает философию, теорию и методы, позволяющие людям понять самих себя и особенности своего взаимодействия с окружающими.
Транзактный анализ рассматривает человека, прежде всего как продукт взаимодействия с окружающими и базируется на трех основных общефилософских посылках:
1. Все люди изначально ОК (хорошие).
2. Люди обладают способностью мыслить, за исключением лишь тех случаев, когда они находятся в бессознательном состоянии.
3. Люди сами определяют собственную судьбу, а потому при желании могут изменять свои решения и свою жизнь. Эти решения, касающиеся нашей дальнейшей судьбы, как правило, предполагают наличие жизненной стратегии, усвоенной нами в самом раннем возрасте. Таким образом, не следует винить себя за решения принятые в детском возрасте, нужно лишь понять их и использовать ради изменения в будущем.
Всем известно выражение «театр начинается с вешалки». Если перефразировать данное высказывание Станиславского, можно сказать, что транзактный анализ начинается с контракта. Эрик Берн говорил, что без термина «контракт» ТА не существует, и определял контракт как четко выраженную двухстороннюю приверженность строго определенному плану действий. Контракт включает в себя во-первых – участвующие стороны, во-вторых, в нем оговаривается, что эти стороны собираются делать вместе, в-третьих, сколько это потребует времени, в-четвертых, какова будет цель и результат этого сотрудничества. В практике ТА существует два различных типа контрактов: административный или деловой контракт и клинический или лечебный. Деловой контракт представляет собой соглашение между терапевтом и клиентом относительно платы и организационных вопросов их совместной работы. В лечебном контракте клиент четко определяет, каких изменений он хочет добиться, и указывает, что он планирует делать для их достижения. Терапевт выражает свою готовность работать с клиентом в достижении поставленных целей и определяет степень своего участия в этом процессе. Заключение контракта – залог того, что шестеренки механизма придут в соприкосновение, не выбьются из ритма, не будут работать в холостую и не начнут вращаться в нежелательном направлении.
Также одним из основных принципов ТА является открытая коммуникация. Э. Берн настаивал на том, что как клиент, так и терапевт имеют право обладать полной информацией относительно того, что происходит в их совместной работе. Это вытекает из основной посылки ТА, о том, что все люди ОК и каждый способен самостоятельно думать. В практике ТА записи терапевта доступны для клиента, положения ТА излагаются на доступном языке, избегая сложной терминологии.
Может показаться, что подобный язык ТА свидетельствует о поверхностности и несерьёзности. Однако, несмотря на свой простой язык, транзактный анализ представляет собой тщательно разработанную и обоснованную теорию.
Природа и происхождение сценария
Первоначально теория сценария была разработана Берном и его коллегами в середине 60 гг. С тех пор она получила свое развитие у многих авторов. И в настоящее время концепция жизненного сценария стала одной из основных частей теории ТА наряду с моделью эго-состояний.
В работе «Принципы группового лечения» Берн определил жизненный сценарий как «неосознанный план жизни» Позже, в книге «Что Вы говорите, после того как сказали «Здравствуйте», он дополнил это определение и оно стало выглядеть так: «Сценарий – это план жизни, который составляется в детстве, оправдывается последующими событиями и завершается так, как было предопределено с самого начала».
Теперь, чтобы глубже понять, что такое сценарий, рассмотрим, из чего эти определения состоят.
Сценарий – это план жизни. Идея о том, что детские впечатления отражаются в дальнейшем на ходе всей жизни человека, занимает центральное место не только в ТА, но и во многих других направлениях психологии. Отличительной особенностью теории сценария ТА состоит в том, что это именно определенный план, который пишет ребенок. Этот план составляется в форме некой театральной постановки с ясно обозначенным началом, серединой и концом.
Сценарий ведет к развязке. Когда малое дитя пишет сценарий своей жизни, он пишет также и концовку этого сценария. Все остальные части сюжета, начиная с вводной сцены, планируются так, чтобы привести к этой развязке.
Сценарий является результатом решения. Иными словами, ребенок «решает», каким будет план его жизни. Воспитываясь в одних и тех же условиях. разные дети могут принять решения на счет разных планов своей жизни. Берн приводит пример с двумя братьями, которым мать говорила, что они оба «кончат в психушке». Один из них стал пациентом, другой психиатром.
Сценарий подкрепляется родителями. Хотя родители не могут заставить ребенка принять решения касательно сценария, они могут оказывать на них значительное влияние. С первых дней жизни родители адресуют ребенку какие то послания, на основе которых он делает определенные умозаключения о самом себе, других людях и мире в целом. Эти сценарные послания могут передаваться как словами, так и без них.
Сценарий не осознается. Во взрослом возрасте воспоминания из детства приоткрываются, зачастую, только во снах и фантазиях.
Переопределение реальности с целью оправдания сценария. Берн писал о том, что сценарий оправдывается последующими событиями. Часто люди поступают так, а не иначе потому, что любая угроза сценарному представлению о мире может восприниматься в эго-состоянии Ребенка как угроза удовлетворению потребностей и даже как угроза существованию.
Зачем же младенцем принимаются такие всеобъемлющие решения о самом себе и о мире в целом? Ответ заключается в двух ключевых особенностях формирования сценария:
1) Сценарные решения представляют собой наилучшую для данного младенца стратегию выживания в мире, который часто кажется ему враждебным и угрожающим.
2) Сценарные решения принимаются на основе младенческих эмоций и младенческой проверки их на соответствии реальности.
Реагирование на враждебный мир. Младенец мал и физически уязвим. Для него мир населен великанами. Неожиданный звук может сигнализировать ребенку о том, что его жизнь в опасности. Без всяких слов или соответствующего обдумывания ребенок знает, что, если мать или отец уйдут, он умрет. Если они сердятся на него, то могут убить его. Кроме того, у ребенка нет взрослого понимания времени. Если он чувствует голод или холод, а мать не приходит, тогда, возможно, она уже никогда не придет, а это означает смерть. Или это может означать нечто более страшное, чем смерть – когда тебя постоянно оставляют одного.
Возможно, когда ребенку исполняется два или три года, у него рождается брат или сестра. Подросший младенец, вероятно, знает, что не умрет от этого, однако внимание матери целиком сосредоточено на только что родившемся. Может быть, любви на всех не хватит? Заберет ли новорожденный всю эту любовь? Сейчас существует угроза потери материнской любви.
В течение всего времени формирования сценария ребенок постоянно находится в приниженном положении. Он воспринимает родителей всемогущими. Для ребенка это могущество связано с жизнью или смертью, а позднее с возможностью удовлетворять или не удовлетворять свои потребности. В соответствии с этим ребенок избирает стратегии с целью остаться живым и как можно более полно удовлетворить свои потребности.
Раннее тестирование реальности и эмоции. Ребенок мыслит не так, как взрослый человек. Эмоции он также испытывает по-другому. Сценарные решения принимаются в соответствии с особенностями мышления и чувствами ребенка.
Мир эмоций ребенка включает в себя ярость, острые переживания, ужас и экстаз. Ребенок принимает свои ранние решения при реагировании на эти чувства. Поэтому не удивительно, что эти решения часто имеют экстремальный характер.
По логике ребенка необходимо идти от частного к общему. Например, предположим, что мать редко реагирует на его требования. Возможно, она иногда и приходит к нему, когда тот плачет, однако в других случаях игнорирует его. При этом ребенок не просто делает вывод о том, что «матери доверять нельзя». Вместо этого он может решить, что «людям нельзя доверять» или, возможно, «женщинам нельзя доверять». Девочка четырех-пяти лет может сердиться на отца за то, что он перестал оказывать ей свое внимание и заботу, на которую был так щедр, когда она была младенцем. Поэтому она может решить не просто «я рассержена на отца», а «я рассержена на всех мужчин».
Ребенок может компенсировать свое чувство беспомощности, вообразив, что он всемогущ и может творить волшебство. Возможно, он чувствует, что мать и отец не ладят друг с другом. К тому же, если он является единственным ребенком в семье, то может решить, что «я в этом виноват». Если его родители дерутся друг с другом, то он может считать своим долгом защищать одного родителя от другого. Если ребенок чувствует, что родитель отвергает его, он может взять вину на себя, решив, что «со мной не все в порядке».
Маленькие дети не делают различия между потребностями и делами. Ребенок может чувствовать: «Я хочу убить брата, который получает все внимание!» Для него это равнозначно фразе: «Я убил брата». Затем он может заключить: «Так как я убийца, я плохой». Во взрослой жизни такой человек может иметь смутное чувство вины за «преступление», которое он никогда не совершал. Искусство ТА заключается в развитии умения распознавать эту детскую логику. Лингвисты в этой связи говорят о «чувстве языка». Если вы же говорить об использовании ТА в терапии, то вам необходимо отточить в себе искусство распознавания детского языка сценария.
Составив в детском возрасте свой сценарий, люди склонны в дальнейшем следовать ему и проживать его в течение какого-то времени в нашей взрослой жизни.
В далее мы рассмотрим вопрос о том, что сценарий можно проживать в роли победителя, побежденного и не-победителя. Мы увидим, как люди могут вовлекаться и выходить из навязанного сценарием поведения, и объясним, почему знания о сценарии так важны для понимания паттернов поведения людей.
Сценарий победителя, побежденного и не-победителя
По содержанию сценарии делятся на три группы: победителя, побежденного и не-победителя или банальный.
Сценарий победителя.
Берн определил победителя как «того, кто достигает поставленной перед собой цели». (Роберт Гулдинг добавляет: «…и в результате этого преобразует жизнь».) Под победой понимается также то, что поставленная цель достигается легко и свободно.
Сценарий побежденного.
Побежденный – это «человек, который не достигает поставленной цели». И опять дело заключается не в самом достижении цели или в чем-то еще, а в степени сопутствующего комфорта. Берн однозначно определил победителя и побежденного в их отношении к достижению поставленной цели, так как он хотел подчеркнуть, что победителей нельзя просто приравнивать к тем, кто накапливает деньги и материальные ценности, а побежденными не обязательно являются люди, не имеющие материальных ценностей. Дело в том, что некоторые в детстве могут решить добиться цели, которую невозможно осуществить без нищеты, самоограничения и даже физического вреда. Например, младенец может решить: «Что бы я ни делал, у меня ничего никогда не получится» и затем начнет осуществлять это решение. Для достижения поставленной цели у него ничего не должно получаться. Другой ребенок в раннем детстве может решить: «Чтобы мать и отец полюбили меня, я должен умереть» и затем будет стремиться к осуществлению этой трагичной цели.
В зависимости от трагичности финала сценарии побежденных можно классифицировать по трем степеням. Сценарий побежденного первой степени – это сценарий, в котором неудачи и потери человека не настолько серьезны, чтобы их обсуждать в обществе. Примерами могут служить повторяющиеся ссоры на работе, небольшая депрессия или неудача на экзаменах при поступлении в институт. Побежденные со второй степенью испытывают неприятные чувства, достаточно серьезные, чтобы их обсуждать в обществе. Это может быть увольнение с работы, госпитализация по поводу тяжелой болезни или же исключение из университета за неуспеваемость. Сценарий третьей степени приводит к смерти, увечью, серьезной болезни или суду. Финалом этого сценария может стать тюремное заключение за разбазаривание фондов фирмы, пожизненная госпитализация в результате психического расстройства или попытка покончить жизнь самоубийством после провала на экзамене.
Сценарий не-победителя.
Человек, имеющий сценарий не-победителя, представляет собой «золотую середину». День ото дня он терпеливо несет свою ношу, не много при этом выигрывая и не сильно проигрывая. Такой человек никогда не рискует. Поэтому такой сценарий часто называют банальным. На работе не-победитель не становится начальником, но его и не увольняют с работы.
Э. Берн предложил способ, с помощью которого можно отличать победителя от побежденного. Для этого надо спросить человека, что он будет делать, если проиграет. Берн считал, что победитель знает что, однако не говорит об этом. Побежденный не знает, но только и делает, что говорит о победе: «Когда у меня будет первый миллион... Когда моя лошадь придет...». Он все ставит на одну карту и тем самым проигрывает. Победитель всегда учитывает несколько возможностей и поэтому побеждает. Если что-то не выходит, он пробует другой путь, пока не достигает успеха. Не-победитель иногда выигрывает, а иногда проигрывает, однако ни в том, ни в другом случае не достигает ничего значительного потому, что не умеет рисковать. Он не играет по-крупному и поэтому остается не-победителем.
Ограничения классификации. Классификация на сценарии победителей, не-победителей и побежденных является относительной, так как невыигрышный финал для одного может быть выигрышным для другого, а то, что неприемлемо в одном социальном круге, абсолютно приемлемо в другом.
Участникам мастерской были предложены упражнения, которые помогают приблизиться к пониманию происхождения жизненного сценария.
Упражнение 1.
«Повесть Вашей жизни написана, и написана она Вами. Вы начали писать ее с момента рождения, а к четырем годам определили основные моменты ее содержания. К семи годам вы внесли в повествование все существенные детали, а с семи до двенадцати совершенствовали его, добавляя отдельные положения. В юношеском возрасте вы усовершенствовали ваш сценарий, придав ему реальные черты.
Как и любая история, ваш сценарий жизни имеет начало, середину и конец. В нем присутствуют герои, героини, злодеи и второстепенные персонажи так же, как основная тема и отдельные сюжетные линии.
Сценарий жизни может быть комичным или трагичным; интересным и скучным; вдохновляющим и позорным.
Став взрослыми, мы не помним начало нашего сценария. Возможно, вплоть до настоящего времени вы не осознавали, что сами написали сценарий вашей жизни. Поэтому будете просто проживать сценарий, который написали много лет назад. Этот сценарий является сценарием вашей жизни. Возьмите карандаш и бумагу и напишите ответы на следующие вопросы. Работайте быстро, интуитивно записывая первый ответ, который придет в голову. Какое название у вашего сценария? Что это за сценарий? Веселый или печальный? Победный или трагичный? Интересный или скучный? Затем опишите последнюю сцену: чем заканчивается ваш сценарий? Обсудите с группой Ваши ответы.
Упражнение 2.
Расслабьтесь на стуле или на полу. Можете закрыть глаза. Представьте, что вы в театре. Вы ожидаете начала спектакля. Это спектакль о вашей жизни. Что за спектакль вы собираетесь смотреть? Комедию или трагедию? Драму или мыльную оперу? Интересный ли это спектакль или скучный, героический или заурядный – или какой-то еще? Полон ли театр, полупустой или пустой? Будет ли публика восхищаться или скучать? Веселиться или плакать? Будет ли она аплодировать или уйдет со спектакля – или что-то другое? Как называется ваш спектакль – спектакль о вашей жизни? А сейчас свет потушен. Опускается занавес, Ваш спектакль начинается. Вы видите первую сцену. Эта самая первая сцена вашей жизни. Вы – младенец. Что вы видите вокруг себя? Кто там? Видите ли вы лица? Если видите лицо, обратите внимание на его выражение. Что вы слышите? Осознавайте то, что чувствуете. Может быть, вы чувствуете что-то физически или переживаете эмоции. Чувствуете ли какой-нибудь запах или ощущаете что-либо на вкус? А теперь на какое-то время осознайте эту первую сцену вашего спектакля. (Пауза.)
А сейчас наступила вторая сцена. В этой сцене вашего спектакля вы – ребенок в возрасте от трех до шести лет, Где вы? Что видите вокруг себя? Есть ли кто-нибудь рядом? Кто это? Что они говорят вам? Что вы отвечаете? Слышите ли какие-нибудь другие звуки? Что вы чувствуете в этой сцене? Испытываете ли какие-то физические ощущения или эмоции? Может быть, вы чувствуете какой-то запах или ощущаете что-то на вкус? Затем осознайте то, что видите, слышите, чувствуете во второй сцене вашего спектакля, в которой вам от трех до шести лет». (Пауза.)
После этого теми же словами участники вводится в следующие сцены спектакля: сцену юношества, от десяти до шестнадцати лет; настоящую сцену, где вам столько лет, сколько сейчас; сцену десять лет спустя; последнюю сцену вашего спектакля – сцену вашей смерти. В репликах ведущего к этой сцене должен звучать вопрос: «Сколько вам лет в этой последней сцене спектакля?»
Ведущий просит участников вернуться в настоящее, дав столько времени, сколько необходимо и предлагает поделиться с группой своими ощущениями.
Литература
Айвазова А.Е. Транзактный анализ в психологическом консультировании. – Пятигорск, 2007.
Берн Э. Люди, которые играют в игры. Игры, в которые играют люди. – М., 1998
Берн Э. Групповая психотерапия. – М., 2001.
Малкина-Пых И.Г. Справочник практического психолога. Техники транзактного анализа и психосинтеза. – М., 2004.
Стюарт Я., Джойнс В. Современный транзактный анализ. – СПб, 1996.
Кристиансен К., Билунд П. Игры, в которые не играют успешные люди. – СПб., 2009.
Источник: Иванова Н.В. Сценарий начинается с… или Транзактный анализ для непосвященных. [Электронный ресурс] // Прикладная психология и психоанализ: электрон. науч. журн. 2010. N 3.
|