Организационный и образовательный ТА после Берна

Автор: Гюнтер Мор   

(Презентация на конференции ЕАТА в июле 2010г. в Праге)

1. «Сад ТА»

Я получил образование в организационной и образовательной областях и в течение многих лет применял ТА как метод работы с взрослыми. Я согласен с рассуждениями Эрика Берна до определенного момента и позже разъясню, в чем я выхожу за рамки того, о чем говорит Берн. Я бы хотел пригласить вас вместе составить картину «сада ТА», где вы с легкостью начнете разбираться с «картинами садов» и в то же время сосредоточите внимание на данной теме на интеллектуальном уровне. Сейчас нас интересует не микромир отдельного цветка, который и в самом деле красив. Нас интересует более широкая картина, которая открывается нам, когда мы смотрим на него по-новому. На этом пути я представлю модели, разработанные на основании «полевого» опыта, приобретенного в организационной и образовательной областях. Эти модели являются связующими нитями ТА с современными вызовами в профессиональном мире.

В своей речи я бы хотел затронуть два особых аспекта: систему идей и «бренд» ТА. Затем я представлю некоторые новые идеи:

  • относительно личностного уровня – Модель внимания (BE REAL – буквально: будь реальным /прим. перев./ )
  • относительно организационного уровня – Модель систем (STAR буквально: звезда /прим. перев./ )
  • относительно ролевого уровня – Модель профессиональных ролей (DIAMOND – буквально: алмаз /прим. перев./ )
  • относительно идентичности ТА в 21-ом веке (основные тенденции)
Как я пришел в ТА и почему остался? Впервые я столкнулся с ТА в групповой терапии в 1970г., где ТА сочетался с первичной психотерапией Артура Янова – громкой и эмоциональной. К счастью, я также прошел большой путь обучения в психодинамическом направлении, поведенческой терапии и системном консультировании. По мере приобретения мной опыта в разных сферах, мои представления изменились и стали взглядами экономиста и психолога (сначала – клинического, затем – специализирующегося в организационной и образовательной областях). Как бы то ни было, ТА стал моим домом, так как он представлял собой взгляд, включающий множество переменных и интегрирующий разные аспекты:
  • глубинной психологии, так как ТА имел дело с подсознательными и несознательными процессами (Сценарий)
  • поведенческих направлений (Контракт, Решение)
  • гуманистических /эмоционально ориентированных методов (профессиональные методы)
  • системных процедур (Теория Игр, Система Рэкета)

2. Система идей и бренд - ТА

Вначале обратимся к системе идей. Мы можем выделить жизненный цикл, свойственный системам идей. В ходе истории были созданы многие системы идей, которые вскоре исчезли, так как они перестали быть актуальными с точки зрения текущих проблем общества. Подобные примеры можно обнаружить в философии, политике, религии и психологии.

С экономической точки зрения, если жизненный цикл бренда приходит в упадок, его можно реанимировать новыми перспективами, новыми концепциями и новыми продуктами. Это также относится к большим системам идей. Некоторые ученые утверждают, что если бы не было апостола Павла, который способствовал глобализации христианства и избавлению от некоторых догматических ритуалов, христианство, подобно многим другим системам идей, вскоре пришло бы в упадок. Подобными примерами в психологии являются инициационная терапия, реалити-терапия, даже индивидуальная терапия Адлера. Если рассмотреть вопрос более конкретно, сегодняшние системы идей, в целом, включают следующие аспекты:

1. Нужен основатель – Эвгемер (в начале свой книги «Структура и динамика групп и организаций» Берн именно так назвал замечательного человека, с которым люди вступают во взаимоотношения). Он был писцом короля в древней Греции, и он первый, кто догадался, что образы всех богов произошли от реальных людей – таких как известные короли. Люди сохранили память о них и чтили их как богов. Королю понравилась теория Эвгемера, и он его щедро вознаградил. Где-то через 2300 лет Эрик Берн разработал еще одну теорию о нем.

2. Теория или учение («канон»)

3. Организованное сообщество членов (ассоциация, организация)

Я трансактный аналитик берновского направления. Я работаю в берновском направлении, подобно Эрику Берну. Он тщательно исследовал мир и разработал концепции и модели о том, что наблюдал. Он не адаптировал известный до него канон – за исключением принципа научной и методичной работы. Некоторые говорят, что он был бунтарем, но я так не думаю. С точки зрения ТА, он был крайне зрелым человеком и нашел свой путь к автономии. Он был проницательным человеком.

Когда я использую слово «берновский» в отношении самого себя, я не имею в виду, что я предан Эрику Берну. Я не думаю, что стоит вновь и вновь перечитывать Эрика Берна в надежде обнаружить, что он, возможно, думал о нашем времени. Мне не кажется, что это имеет смысл. Мы должны разрабатывать новые модели относительно современных проблем. Думаю, Эрик Берн согласился бы с этим. Теория ТА хорошо разработана и полезна. В самом деле, некоторые слова, будучи терминами ТА, широко используются в повседневной речи, например, поглаживания, система ссылок, обесценивание, психологические игры, драйверы и многие другие. Идея может быть хорошо разработана, но она сама должна соответствовать актуальным проблемам и тенденциям общества и в особенности – профессионального сообщества. В профессиональных кругах терапевтов, коучей, специалистов в области образования и организационного развития наблюдается постепенный переход к интеграционному подходу. По этой причине, для нас вопрос заключается в том, как мы можем способствовать процессу интеграции, сохраняя свою идентичность и оставаясь во взаимоотношениях с другими людьми?

3. Сообщество и организация

Как трансактному аналитику организационного направления, мне позволено начать с шутки. Однажды, когда посланник дьявола Люцифер, вернулся с земли в ад, он с взволнованно доложил: «К несчастью, человечество разработало очень хорошую идею, которая может их спасти». Дьявол спокойно ответил: «Это не проблема, Люцифер. Все, что тебе нужно сделать – это убедиться, что им не удастся хорошо сорганизоваться».

Таким образом, по части организации могут быть проблемы. Что касается ассоциаций ТА, я утверждаю, что мои коллеги по ТА разработали отличную стандартизированную систему обучения и сертификации, которая действует во всем мире. Уже многие годы ТА распространен по всему миру (глобализирован). Тем не менее, я опасаюсь, что ассоциации слишком заняты сами собой или даже обеспечением удовлетворения потребностей отдельных людей. Как член ТА ассоциации, вы пользуетесь рядом преимуществ, проявляющихся в высоком уровне:

  • контактов
  • поглаживаний
  • чувства принадлежности
  • игр
  • работы

Вы осваиваете новый язык. Тем не менее, мир ТА – это всего лишь часть ролевых сообществ. Согласно модели Бернда Шмида (Bernd Schmid), это «профессиональное сообщество». Теперь я хотел бы обратиться ко второму пункту – уровню содержания. Во-первых, мы должны спросить сами себя, каково состояние ТА как бренда? На организационном и экономическом уровнях, хорошая система идей представляет собой бренд. На какой стадии жизненного цикла находится ТА, как бренд? Сегодня организованный ТА теряет свою долю рынка.

1. Число членов всех больших национальных ассоциаций ТА в последнее время не увеличивалось. Увеличение числа членов ЕАТА происходило только за счет вступления новых организаций из восточных стран, где ТА является новшеством. Из этого мы заключаем, что наличие новых продуктов бренда способствует его развитию и росту.

2. Тем не менее, на самом деле, по сравнению с растущим рынком, ассоциации ТА продолжают терять свою часть рынка.

3. ТА практически не упоминается в научной литературе или даже в научно-популярных изданиях.

4. В большинстве стран ТА не получает должного профессионального признания и не аккредитован.

Теперь я хотел бы по-новому взглянуть на сад ТА, реструктурировать его и провести эксперименты с некоторыми растениями, которые привлекут внимание специалистов. Я называю их идеями и предложениями. Каждый хороший садовник скажет, что китайский сад не просто состоит из растений. Он состоит из четырех элементов. Возможно, вас удивят первые три: это здания, вода и холмы, и лишь затем – растения. Применяя этот принцип в работе в организационной и образовательной областях, мы концентрируем внимание на областях личности и системы. Эти области перекрываются, если люди соотносятся с системой, с областью ролей. Я представлю основные принципы этих областей:


Рис. 1. Некоторые идеи относительно присоединения к профессиональным и общественным "мирам" (сообществам)

Модель BE REAL!

Теперь давайте обратимся к модели отдельной личности. Это модель внимания и осознанности, которую я называю моделью BE REAL! (Будь реальным!) Что это значит для вас?

Прежде всего, вы обретаете инструмент для идентификации основного фокуса внимания людей, и он может быть использован для диагностики и интервенции. Во-вторых, у вас появляется общее представление об уровнях осознанности для достижения интегрированного сознания или интегрированного «я». В-третьих, есть язык, который объединяет современный профессиональное сообщество (мир). Четыре области ТА – терапевтическая, консультационная, коучинг и образовательная должны вбирать в себя шесть уровней осознанности.

Вначале, вы можете наблюдать разделение между уровнем осознанности в повседневной жизни и некоторыми более глубокими уровнями. Все начинается с осознания тела, которое возникает в нас еще до рождения и также проявляется в телесных ощущениях, росте, здоровье, а также в процессе старения. Затем у людей развивается осознание чувств. Здесь фокус сознания сосредоточен на чувствах, например, радости, гневе, тревоге, стыде, вине и многих других чувствах.

Рациональная осознанность включает в себя аспекты логики, мыслей и процесса мышления.

Осознание конструкции (структуры) эго – это заключение, сделанное относительно опыта и переживаний человека по поводу самого себя в определенном возрасте. Оно возникает в раннем возрасте, когда мы начинаем дифференцировать кластеры (слои) эго-состояний – Родительское, Детское и Взрослое эго-системы, а также процесс «написания» сценария.Сюда относятся все личные свойства, которые человек распознает в себе. Интроверт я или
экстраверт?

Рис. 2. Модель BE REAL! (в рисунке снизу вверх непереведенные с английского слова,
выделенные буквы которых составляют выражение "BE REAL":
тело, эмоции, рациональное, конструкт эго, трансгенерационный /межпоколенческий/, недуальный

«Чувствователь» ли я в первую очередь или мыслитель? Все теории личности представляют ряд отличительных признаков для описания этого уровня. Что изменилось со времен Эрика Берна, так это то, что теперь мы знаем, что не существует органа эго. Конструкт эго – это наученный и сконструированный объект, где несомненно задействованы параллельные нервные системы, но который не является органом. Берн и его последователи – Гулдинги, были правы в том, что конструкт эго является результатом принятого решения и может быть переопределен.

Для большинства людей мир заканчивается здесь, но, идя дальше, можно еще многое раскрыть. Теперь мы перейдем за рамки опыта повседневных систем восприятия и так называемого здравого смысла, так как следующие уровни внимания и осознанности проявляются лишь в определенном контексте. Это уровень трансгенерационного (межпоколенческого) внимания – аспекта взаимосвязи с предыдущими и последующими поколениями. Он составляет основу личных аспектов, унаследованных от предков данного человека. Трансгенерационные исследования семей (Boszormanyi-Nagy, Hellinger, Weber) показали важность этого уровня внимания. По большей части этот уровень проявляется подсознательно и часто раскрывает конструкт эго. Часто он раскрывается после конструкта эго. На уровне мыслей многие люди знают, что у них есть предки. Однако человек начинает осознавать особые традиции и семейное наследие, когда прорабатывает интенсивное ощущение принадлежности к своей семье и своему роду.

Самый высокий – это недуальный уровень, который обычно не осознается. Это сосредоточенность внимания на связанности, единстве духовных взглядов и отсутствие осуждающих мыслей, отсутствие отделения себя от других людей и эгоистических желаний. Из этого уровня осознанности следует желание знать еще больше. Оно развивается только путем продолжительного обучения медитации, что позволяет еще больше раскрыть недуальный уровень.

Теперь я хотел бы связать модель BE REAL! с классическим ТА.

Рис. 3. Интегрированная работа

На первых трех уровнях внимания – телесном, чувствительном и рациональном, мы можем наблюдать паттерны (образцы) эго-состояний. Эго-состояние определяется как согласующийся паттерн мышления, чувств и поведения. В ТА работа с эго-состояниями сконцентрирована на этих уровнях. Четвертый уровень внимания – конструкт эго, представляет собой основу для работы со сценарием и системой ссылок. Здесь затрагиваются концепции «я» и основные представления человека о самом себе.

На трансгенерационном уровне внимания работа со сценарием (Mohr, 2010) – это процесс интеграции и изменения влияния семьи, культуры и окружающей среды. Фокус на недуальном уровне означает работу в рамках обучения медитации и концепции внутреннего свидетеля.

5. Модель Системной динамики

А  теперь  мы  подходим  к  другой  точке  зрения.  Мы наблюдаем системы и организации.
Давайте  в  целом  посмотрим  на  модель  организационной  и  образовательной  системы, поскольку,  как  профессионалам  в  этих  областях,  нам  всегда  придется  сталкиваться с контекстом,  а  это  значит  – с  системой.  Вероятно,  здесь  есть  большое  отличие  от психотерапии,  которая  часто  сосредотачивает  внимание  на  взаимоотношениях  одного человека с другим. В организациях есть много разных аспектов: цифры, временный персонал, исполняющий  разные  роли,  результаты  коммуникации,  успех  и  т.д.  Важно  привести  эту систему  в  логический  порядок,  рассмотрев  ряд  полезных  перспектив.  Я  называю  их динамическими характеристиками, поскольку они не статичны, а меняются в соответствии с внутренними и внешними импульсами.

Первая  динамическая  характеристика  – центр  внимания.  С  чем  в  действительности  имеют дело  люди?  Как  они  тратят  свое  время?  Какова  их  психическая  модель?  Внимание провоцирует  возникновение  энергии,  кроме  того,  внимание  провоцирует  и  возникновение вклада  в  деятельность.  Говоря  на  языке  TA,  каково  мировоззрение  этих  людей?  Затем,  в каждой  организации  есть  роли.  Как организация создает роли? Мы  можем  использовать Ролевую  модель  мира  Шмида    (Schmid,  2006)  для  ответа  на  вопросы  в  этих  областях. Заполняются  ли  организационные  роли  подходящими  профессионалами?  Далее  в  каждой организации существуют системные отношения. Характеризуются ли они семейственностью или зиждутся на экономической основе? Основаны ли они на симпатии или эффективности? В этом микрокосме мы ищем примеры того, являются ли типичными для организации симбиозы или  модели  отношений,  в  которых  смещается  ответственность.  Все организационные и образовательные системы имеют три типа процессов:

  • Коммуникация
  • Решение проблем
  • Процессы успеха

Коммуникация может означать разбор трансакций. Решение проблем может означать разбор того, как людей ценят и обесценивают. Успех может означать исследование схем сценарного
процесса Берна, чтобы понять, как организация не добивается успеха.

Теперь  у  нас  есть  картина  организационной  или  образовательной  системы,  с  которой  мы работаем.

6. «Алмаз» интегрированного личного профессионализма

Чего мы ожидаем от профессионала? Эта модель отвечает на два вопроса:

  • В каких областях профессионал должен быть квалифицирован?
  • Как мы можем сравнить и связать профессиональные подходы?

Эту  модель  можно  использовать  в  любом  профессиональном  подходе:  психоанализе, бихевиоральной  терапии,  а  также  НЛП.  Я продемонстрирую ее на примере ТА. Что необходимо  усвоить  людям,  работающим  в  психосоциальной  области?  Каждая психологическая и профессиональная концепция нуждается в

  • современном взгляде на природу человека
  • теории личности и того, каким образом люди отличаются друг от друга
  • теории отношений и общения
  • теории отношений и общения
  • с  момента  системного изменения  в  1980-ых    каждый  метод  нуждается  в  теории конструирования реальности и контекстных отношений.
  • Наконец, у каждой психологической концепции есть специфические профессиональные методы.

Что это значит для вас? Прежде  всего,  вы  получаете  ориентир  в  плане  областей  развития кандидата,  который  обучается  и  развивается  в  рамках  психосоциальной  профессии.  Во-вторых, вы получаете схему, как связать определенные модели ТА с другими концепциями, стимулирующими целостность компетенций. Переведем «Алмаз» интегрированного личного профессионализма в термины ТА:

Что касается взгляда на природу человека: TA знаменит благодаря своей модели взаимного благополучия (ОК-ОК), которая точно отражает гуманистский подход. TA Берна также характеризовался идеей о том, что достижение автономности, которая понималась как сознание, гибкость и связанность, есть цель развития личности.

Что касается личности и различий: TA предлагает две основные идеи. У людей несколько лиц, обращенных к себе и к другим людям; они называются эго-состояниями. Эта мысль о частичных личностях также присутствует в других понятиях – внутренней команды, внутреннего парламента и т.д. Вторая концепция связана с идеей о том, что люди создают историю своей жизни в детстве. Эта мысль также распространена в других подходах, которые присваивают авторство этой идеи себе. Обе основные идеи о личности не уникальны для ТА, поскольку их можно найти в других теориях, но ТА можно очень хорошо сочетать с другими подходами.

Центральной моделью отношений и общения является трансакционная модель, которая непосредственно связана с моделью личности, то есть моделью эго-состояний. Даже не в ТА трансакции используются для описания и работы с ситуациями общения.

Центральной моделью развития и изменения является модель сценария. Даже в организационной и образовательной работе каждое существенное развитие и изменение является изменением в системах базисных убеждений, внутреннего повествования и моделей, в которых живут люди. Отличие от психотерапевтической области состоит в том, что указанные сценарии не столь ригидны, как клинические симптомы. Осмысление организационной и образовательной работы как работы со сценарием происходило также позже Берна и первого поколения профессионалов в области ТА.

Область конструирования реальности опять выводит нас за пределы Берновской школы.

Несмотря на то, что у нас уже была модель мировоззрения, Бернд Шмид представил Ролевую модель мира (1994). Также была представлена Модель Системной динамики (глава III).
Наконец, трансакционных аналитиков вряд ли можно узнать по профессиональным методам, которыми они пользуются. С одной стороны, это недостаток, с другой – огромная возможность сотрудничества с другими методами. В заключение, каждая профессиональная концепция должна отражать в себе шесть граней «алмаза». TA в своей основе хорошо с этим справляется и открыт для сотрудничества с другими подходами.

По мере того, как мы все больше сдвигаемся к макроскопическому взгляду на сад ТА, подобно птице, взмывающей в небеса, я подхожу к двум последним своим постулатам. Мы можем видеть, что основа ТА – очень проста. Это трансакция, обмен стимулом и реакцией. Именно эти две позиции тестируются в процессе сертификации трансакционного аналитика.

Профессионал должен быть компетентен в формулировании гипотез и реагировании на стимул клиента посредством интервенции.

7. Идентичность TA и будущие тенденции

На основании вышесказанного мы можем рассмотреть новую идентичность для 21-ого века, и я хотел бы попросить вас запомнить шесть принципов:

  • Работа TA основана на анализе трансакций. Все, что делают профессиональные трансакционные аналитики, основано на трансакциях. Диагностическую информацию мы получаем из трансакций. Интервенции проводятся при помощи трансакций.
  • Создание моделей: ценнейшие активы TA – модели элементов реальности, которые уменьшают сложность оптимальным образом. Не слишком просто и не слишком сложно.
  • Экспериментальность: профессиональные трансакционные аналитики не верят в истину «последней инстанции», а принимают решение, оценивают результаты и, если необходимо, изменяют направления.
  • Системность: профессиональные трансакционные аналитики соотносятся с контекстом.
  • Гуманизм: Мы убеждены в положительных возможностях людей.
  • Межкультурный диалог/глобализм: TA продолжает вести интернациональный диалог о теории и практике.

С этих точек зрения мы можем лучше определить вклад ТА и культуру, которой он служит.

Кроме того, обучение и сертификационная система TA и его культура, которые, в определенной мере, являются ядром шести названных характеристик идентичности, - основа для образования и современного профессионального становления. Я рекомендую ознакомиться с журналом трансакционного анализа за 2009 год, темой номера которого было обучение TA. Кроме того, шагом к выживанию ТА является IJTAR, международный журнал исследований в области Трансакционного Анализа.

Глядя в будущее, мы должны учитывать шесть основных движущих сил. Эти мега-тренды описывают долгосрочные процессы изменения в мире. Первый мега-тренд – «увеличение продолжительности жизни». Люди стареют, а рынки здравоохранения, финансового обеспечения и образования растут. Второй мега-тренд – «единый мир». Английский становится обязательным языком повсеместно. Между странами возникает миграция рабочей силы. Высококвалифицированные бизнес-странники живут во всех крупнейших городах мира.

Третий мега-тренд – «власть женщин». Женщины будут приобретать все большее влияние в управлении компаниями и в политике. Я назвал четвертый мега-тренд «Спросом на ресурсы». Это могут быть человеческие ресурсы, но также общественные ресурсы: энергия, чистая вода и безопасность, - которые в будущем будут пользоваться повышенным спросом.

Следующий мега-тренд – «техническая и когнитивная сложность». Это означает дифференциацию и диверсификацию мира, которая приведет к потребности в большей специализации, обучении и совладании на когнитивном уровне, а также к потребности в доверии и контроле.

Последний мега-тренд – «индивидуализация и эмоциональная сложность». Люди продолжают задавать вопросы о справедливости и правосудии. Они чувствуют недостаток идентификации и испытывают потребность принадлежать. В таблице показано, насколько Трансакционный Анализ подготовлен к этим вызовам будущего.

Таким образом, необходимо стать значимыми в текущих социальных и профессиональных проблемах и вопросах. Каким образом можем мы, профессиональные трансакционные аналитики, отдельный инструмент в оркестре, внести свой вклад в концерт? Примеры «связи с проблемами сегодняшнего общества» смотрите в работе Ганса Йелошека по терапии пар, работе Анжелики Глокнер по трансгенерационным процессам и описании моего опыта по развитию организаций и коучингу в Германии.

 

Список литературы:

Berne, E. (1961): Transactional Analysis in Psychotherapy, New York: Ballantine Books.
Berne, E. (1966): Principles of Group Treatment, Menlo Park, CA, Shea Books. German: Grundlagen der Gruppenbehandlung. 2005, Junfermann: Paderborn.
Berne, E. (1979): Structure and dynamics of groups and organisations (Struktur und Dynamik von Gruppen und Organisationen), Munchen.
Mohr, G. (2005): Transactional Analysis Identity, in: The Script, 35, 1-2.
Mohr, G. und Steinert, T. (2006): Growth and change in organizations, Transactional Analysis – new developments 1995-2006. ITAA, Verlag Kulturpolitische Gesellschaft. EATA Newsletter Oct. 2011, No° 102 Seite 14
Mohr, G. (2006a): Systemische Organisationsanalyse, Bergisch-Gladbach: Edition Humanistische Psychologie.
Mohr, G. (2008): Coaching und Selbstcoaching mit Transaktionsanalyse, Professionelle Beratung zu beruflicher und personlicher Entwicklung, Bergisch-Gladbach: Edition Humanistische Psychologie.
Mohr. G. 2009: Wirtschaftskrise und neue Orientierung, Berlin: Pro-Business.
Mohr, G. (2010): Workbook Coaching and Organisational Development, Bergisch-Gladbach: Edition Humanistische Psychologie. Novey, T. B. (2002). Measuring the effectiveness of transactional analysis: An international study. Transactional Analysis Journal, 32, 8-24.
Schmid, B. (2006): Transactional Analysis and Social Roles, in Mohr, G. and Steinert, T.: Growth and Change for Organizations, Transactional Analysis –new developments 1995-2006, p. 32-61.

Гюнтер Мор изучал Психологию и Экономику и работает в качестве Обучающего и Супервизирующего Трансакционного Аналитика. Он - Старший тренер (DBVC), психотерапевт, супервизор (BDP), аналитический психотерапевт и бихевиоральный терапевт.

 

Источник:
EATA Newsletter N 101-102, June-Oct 2011

Просмотров: 1838
Категория: По направлениям » Трансактный анализ




Другие новости по теме:

  • Туровец А. А. Транзактно-аналитическая семейная терапия (ТАСТ) – интегративная модель системной семейной терапии с использованием теории и практики транзактного анализа
  • Гейс Каталин. Модель процесса общения – полезный инструмент для развития международного менеджмента
  • Шумилов В. В. Модель коммуникационного процесса и 6 типов личности
  • Ижванова Е.М. Когнитивная методика на основе модели Э.Берна
  • Михель И. Трансактный анализ и Веллспрингская модель культовой травмы и выздоровления
  • Горячев М.Д. и др. Модель воспитания родителей, основанная на трансактном анализе
  • Оллер-Валлехо Хорхе. К вопросу о функциональной модели эго состояний первого порядка
  • Ферапонтова О. И. Влияние внутригрупповых отношений на развитие личности студента как будущего профессионала
  • Шмаков В. М. Взаимодействие между преподавателем психологических дисциплин и обучаемым как основа развития его личности
  • Коноваленко М. Ю. Анализ причин поведения людей в ситуациях искажения информации
  • Гусаковский В.Е. ПЕТР I. Портретный психологический очерк на основе теории жизненных сценариев Э.Берна
  • Смелых Любовь. Как люди манипулируют друг другом: кто Преследователь, кто Жертва, кто Спасатель...
  • Литвиненко Константин и София. Основные жизненные позиции человека
  • Гриншпун И. Б. Идеи Дж.Л.Морено в сопоставлении с идеями Э.Берна
  • Лазаренко Елена. 10 способов привлечь к себе внимание
  • Волохов Михаил Григорьевич. Сказка о рыбаке и рыбке. Стоит ли помогать семье которая ссорится?
  • Стюарт Ян, Джойнс Вэн. Жизненный сценарий. Как мы пишем историю своей жизни
  • Гамзина Е.Н. Решение проблем симбиоза в практике педагога-психолога
  • Панюкова Ксения. Выход из Драматического Треугольника – есть!
  • Пьер Николь. Вымогательство (рэкет) в сфере образования. Как защитить себя от вымогательства
  • Чиркова М. А. Сказкотерапия как метод работы с жизненными сценариями
  • Готлиб Татьяна. Игры, в которые играет с нами судьба, или что такое жизненный сценарий
  • Гулдинг Мэри М. Краткосрочная терапия изменения решения при лечении клиентов, пострадавших в детстве от насилия
  • Вакуров Александр. Треугольник Карпмана-Берна: Агрессор-Жертва-Спаситель. Обогащение концепции
  • Маслов М. Н. Сценарий жизни и судьба. Механизмы развития и реализации сценария жизни
  • Шипунов Сергей. Треугольник, в который лучше не попадать
  • Ховрачев А. П., Еремина Е. К. Краткосрочная групповая терапия: ТА здесь и сейчас
  • Кронин С. И. Базовые Игры Человека
  • Молярук Александр. Эго-состояния. Развитие и гармонизация структуры личности
  • Bacильeв Н. Н. Я-концепция – в согласии с собой



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь