Трансактный анализ и Веллспрингская модель культовой травмы и выздоровления

Автор: Михель И.   

Описанное ниже базируется на модели трансактного анализа травмы и лечения, адаптированной и иллюстрированной Роном Бардом из Веллспрингского реабилитационного центра. Автор, который посещал двухнедельную реабилитационную программу, находит эту модель наиболее важной и ценной «картой пути» к выздоровлению от культовой травмы, и он объясняет её, так как изучал в течение программы.

Трансактная модель базируется на допущении, что есть три аспекта личности, которые находятся в постоянном взаимодействии.

1. Родитель - разделён на «Воспитывающий родитель» и «Критикующий родитель» (ВР и КР)

2. Взрослый - изучает сенсорные данные, принимает решения, основанные на логике.(Взр.).

3. Ребёнок - разделяется на «Свободное, вольное дитя», которое дей­ствует интуитивно, спонтанно и «Адаптированный ребёнок», который уступ­чив и смирен. (СРеб. и АРеб.).

Трансактный анализ изучает эти внутренние взаимодействия и их результаты, а также взаимодействия между индивидами. Как считает Баркс.

- Контроль сознания объясним с точки зрения стандартной теории советов.

- контроль сознания - это и об организации сознания, а не только техники.

- Нет секретного центра для тренировки лидеров культов в Ираке.

- Лидеры культов действуют не более эффективно, чем ЦРУ и КГБ.

Но как работает  контроль сознания? И как противостоять ему, согласно трансактному анализу и Веллспрингу?

В растущем человеке внутренний диалог идёт преимущественно между воспитывающим родителем и свобод­ным ребёнком. Диалог контролируется и сравнивается аналитически с обильной запасённой информацией «для проверки реальности». Какая то негативная и ограничивающая информация от критикующего родителя к адаптированному ребёнку ми­нимальна и нравственна (такая как «не садись в кресло этой пожилой леди! Ты должен уважать пожилого человека!»).

Соответственно этой модели есть 4 основных жизненных позиции:

1. Растущий человек

«У меня всё в порядке, у тебя всё в порядке»

Принятие и уважение себя и других.

2. Жертва

«У меня не всё в порядке, у тебя всё в порядке»

Уважение других, но не себя, низкая самооценка, легко внушаем;

«Меня обижают, и я заслуживаю этого»

3. Прокурор

«У меня всё в порядке, у тебя не всё в порядке»

Средний член культа, идентифицирующийся с группой. Уважает се­бя, но не других. «Тебе нужно то, что есть у меня. Если ты не принимаешь мою сторону, не важно, что с тобой случится».

4. Спаситель

«У меня не всё в порядке, у тебя не всё в порядке» Лидер культа (нарцисстическое расстройство личности) «Если у меня не всё в порядке и у тебя не всё в порядке, не имеет значения, что я с тобой сделаю». По отношению к внешнему миру поддерживает маску «У меня всё в порядке, у тебя всё в порядке». Но за этим прячутся глубоко укоренившиеся невыноси­мые чувства несоответствия и никчемности, которые только временно могут быть смягчены постоянным самоутверждением в форме поклонения и абсо­лютной покорности других. Лидер культа пойдёт на любую крайность, что­бы добиться абсолютного поклонения и внимания от своих последователей. Способ идентификации этой позиции - понаблюдать за реакцией, когда кто-нибудь не отвечает «на заботу» этой персоны или не даёт ему под­тверждения того, что он требует (Враждебность, ярость, клевета - один из обычных ответов).

(2) Истинно верующий

«Если у меня не всё в порядке, и у тебя не всё в порядке, неважно, что случится со мной».

Истинно верующий готов защищать своего лидера любой ценой, так как он отказался от всех видов взрослого критического мышления, чтобы при­нять на себя роль «идеального, совершенного объекта». Его самооценка и собственный имидж полностью определяется одобрением или осуждением ли­деров и исполнением своей роли и миссии. Истинно верующий также ста­новится сердитым и злым, если кто-то не отвечает на его «заботу». Я не могу стоять, глядя на твою боль». Как происходит травма при взаимодействии?

Типы взаимодействия

1. Параллельные

2. Пересекающиеся

3.Скрыто пересекающиеся

Первая модель изображает здоровое, параллельное взаимодействие. основанное на «У меня всё в порядке, у тебя всё в порядке» парадигме.

Пример:

А «Похоже, будет гроза»

В «Да, я думаю, скоро будет дождь».

Перекрёстная (неблагоприятная) трансакция происходит, когда ответ неравный, когда «критический родитель» говорит «вниз» с другим челове­ком. адресуясь к «адаптированному ребёнку». В этом примере ответ В был бы примерно таким: «Вы - человек, разбирающийся в погоде?» Всякий раз, когда происходит такое подавление, отношения доверия уменьшаются, и самооценке подавленного индивида наносится ущерб. Более тонкий, и поэ­тому, возможно, более  мощный путь влияния, это перекрёстная транс­акция, при которой кажется, что это как будто параллельная трансакия, но ответ содержит утончённое подавление.

Пример: А.»Я чувствую злость».

В. «Похоже, ты борешься с твоей падшей натурой». (Подразумевается. «Ты должен контролировать свою падшую натуру, отсюда твоя злость!»).

Пример: А.» Я не могу выносить этого человека».

В. «Какое это чувство?».

А. «Злость».

В. «Можешь ли ты освободиться от неё?» (Подразумевается: «Ты - должен избавиться от неё»).

Как результат повторяющихся подавляющих трансакций, связь, которая строится на доверии, подменяется напряжённостью, которая может перейти в манию Хотя такие отношения болезненные и патологические, они могут производить интенсивное возбуждение, которое укрепляет зависимость. Каждая кросс-акция, открытая или скрытая, вызывает психологическую травму. Аналогия с физической травмой: небольшая царапина на кончике па­льца не имеет значения, но последовательная и непрерывная ретравматизация приведёт к повреждению, которое может стать причиной серьёзных проблем и даже смерти из-за инфекции или потери крови. Подобно этому, образцы отношений, характеризующиеся перекрёстной трансакцией, могут быть причиной серьёзного психологического ущерба, особенно при учёте средней величины потенциально травмирующей трансакции на индивида ежедневно. Культовые лидеры и другие злоумышленники используют кросс-трансакцию для разрушения самооценки своих последователей, их уверенности в себе с тем, чтобы незаконно добиться послушания, согласия и зави­симости.

Обработка эмоций

Растущий человек

Член культа

В то время как растущий человек перерабатывает травмирующие переживания, если они слу­чаются, член культа теряет такую способность, .так как взрослая часть его личности смята вместе с воспитывающим родителей и свободным ребёнком. Критический родитель наполняет теперь адаптированного ребёнка негативными посланиями типа: «Не чувствуй так!», «Ты не должен быть злым или печальным! Это слабость!». Адаптированный ребёнок не может переработать эмоции, такие как гнев или боль от унижений. Это про­двигает их в своего рода «эмоциональный бак», В результате «эмоциональный бак», который используется у растущего человека только для наполнения при экстремально травмирующих ситуациях (таких как травмиру­ющие эмоции при катастрофах, несчастных случаях) на короткий период времени, чтобы затем переработать их, становится постоянно наполнен­ным у члена культа. Он заполняется у него до такой степени, когда избыточное давление выходит наружу в форме взрыва, ярости и т.п. Это называется «распылением». Оно уменьшает давление эмоций лишь времен­но и человек продолжает испытывать страдания и колебания между ин­тенсивными негативными эмоциями и эмоциональной опустошённостью.

Другой способ облегчить это давление - это «дать течь» в виде недомоганий, физических жалоб, плаксивости, обидчивости, депрессии и пр. Растущий человек обрабатывает интенсивные эмоции в связи с событи­ями, которые их вызвали. Эти укомплектованные (завершенные) и пере­работанные воспоминания можно сравнить с «полными карманами». Член культа, которому не разрешено испытывать такие чувства, запасает фа­кты без чувств, во многом напоминающие «пустые карманы». В результате член культа отделяется или диссоциируется от своих реальных эмоций, что часто рассматривается как зомбиподобный феномен.

Реабилитация.

Реабилитация, что означает «жить снова» - это процесс поворота от влияния деструктивных образцов отношений и восстановление естествен­ного способа обработки эмоций. Основываясь на описанных выше моделях, следует вывод, что обучающий, воспитывающий родитель и свободный ребё­нок должны быть поощрены в обстановке безопасности и доверия, и взрос­лый должен быть активизирован, чтобы определить ответственность, обсле­довать внутренний диалог между родителем и ребёнком и классифицировать чувства. Первичные цели реабилитации - это

1. «Осушить бак»;

2. Жить без культовой поддержки;

3. Научиться обрабатывать эмоции, когда они возникают;

4. Научиться жить по принципу: «У меня всё в порядке, у тебя всё в порядке».

В центре Веллспринга этот процесс ласково называют «чувством, что вы возвращаетесь к жизни».

В случае излечения от культов, предоставление возможности пережить и выразить первоначальные чувства, возможно, должно быть осуществле­но двумя этапами эмоциональной и когнитивной перестройки, предложен­ными Хассеном, так как иначе травматические воспоминания могут продол­жать существовать обособленно, как «пустые карманы», в то время как «полный бак» не выплеснутой боли и гнева останется. Важно не только изменить положение «триггера» и переоценить пережитое, но также и «опустошить эмоциональный бак».

 

Источник:
Фрагмент из книги  Михель И. "Культовая травма и ее лечение". Пер.: Н.К.Русских

Просмотров: 420
Категория: По направлениям » Трансактный анализ




Другие новости по теме:

  • Литвак М.Е. Игра «все из-за тебя»
  • Филиппова Т. В. Ребёнок-Родитель-Взрослый
  • Хлебова Вероника. Когда нужно сохранять отношения?
  • Штайнер Клод. Покорность, или почему мы допускаем контроль со стороны других
  • Шмаков В. М. Взаимодействие между преподавателем психологических дисциплин и обучаемым как основа развития его личности
  • Васильковская Татьяна. Кто ты: Родитель, Взрослый, Ребенок?
  • Мансуров Руслан. Ребенок, Взрослый, Родитель: управляем организационными конфликтами
  • Доктор Стивен Карпман (Stephen B. Karpman, M.D.) Когда разговор о потребностях и обидах не работает
  • Гросс Бригитте. Сказки как указание на жизненный сценарий, идентификации и другие перенятые чувства
  • Культовая травма и реабилитация
  • Шумилов В. В. Модель коммуникационного процесса и 6 типов личности
  • Болтян В.А. Когда мы итожим…
  • Кривова Ольга. Выпуск 1. Что делать, когда любовь «проходит»?
  • Литвиненко Константин и София. Основные жизненные позиции человека
  • Скворцова М. В. Внутренний Ребёнок
  • Волков Е.Н. Проблемы защиты семьи от психологической и духовной агрессии деструктивных культов
  • Хлебова Вероника. Стать Родителем самому себе
  • Туровец А. А. Транзактно-аналитическая семейная терапия (ТАСТ) – интегративная модель системной семейной терапии с использованием теории и практики транзактного анализа
  • Горячев М.Д. и др. Модель воспитания родителей, основанная на трансактном анализе
  • Бабич Роман. Чувства и стереотипы
  • Ферапонтова О. И. Влияние внутригрупповых отношений на развитие личности студента как будущего профессионала
  • Распределение ответственности между участниками коммуникации (треугольник Карпмана)
  • Драницына Марина. "Возьми себя в руки", или Все, что нужно знать о стрессе
  • Dusay J.M. Ответ на игры в терапии
  • Трансактный анализ об особенностях взаимодействия в коллективе.
  • Андреева Ольга. Жить: хочу или надо?
  • Кривова Ольга. Выпуск 3. Мы такие разные...
  • Готлиб Татьяна. Игры, в которые играет с нами судьба, или что такое жизненный сценарий
  • Шипунов Сергей. Треугольник, в который лучше не попадать
  • Панюкова Ксения. Выход из Драматического Треугольника – есть!



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь