Когда разговор о потребностях и обидах не работает

Автор: Доктор Стивен Карпман (Stephen B. Karpman, M.D.)   

Открытое обсуждение личных потребностей и обид, между любящими партнерами, способствует близости, устраняя заторы из подозрений и тяжелых чувств.

«Игровое» обсуждение потребностей и обид может мешать близости добавляя новые блоки фрустрации и возмущения.

Обсуждение проблем требует честного разговора и ясного контракта. Два вида таких контрактов это контракт об обязательствах и контракт о принятии.

Контракт об обязательствах предполагает обязательство поддерживать «отношения», в которых возникающие проблемы выносятся на обсуждение и решаются, для достижения более глубокого партнерства. 

В соответствие с контрактом о принятии, друзья, любовники или партнеры принимают друг друга такими, как есть, не заставляя меняться или делать того, чего бы им не хотелось. Контракт может быть негласным, как между друзьями и партнерами или озвученным между любовниками.

В случае контракта о принятии, трудности возникают, когда заходит разговор об обязательствах.

В случае контракта об обязательствах, во время открытого обсуждения возникают трудности, если вклиниваются сценарные проблемы.

Например, сценарное убеждение индивида с оральным характером «я никогда не получу всего, что мне нужно» или  «я всегда отдаю больше, чем получаю» может проявиться в представлении себя жертвой и инициации обсуждения из позиции Жертвы в драматическом треугольнике. Это знаменует начало игры и предотвращает открытое обсуждение:

В игре первой степени Жертва сообщает Преследователю о своих обидах, а Спасателю о потребностях (Рис. 1) Партнер может проглядеть крючки и ответить прямо или «заглотить наживку». 
 

Рис. 1

В игре второй степени (мягкой) Жертва, обвиняя Преследователя и предъявляя требования Спасателю, распаляется и затевает битву. Партнер может принять поражение и отступить в позицию Жертвы, а  обвинитель/требователь станет новым Преследователем.

В игре второй степени (жесткой) неудовлетворенная Жертва напрочь «отучив» (с помощью поведенческого обусловливания) партнера давать поддержку, слушать и говорить обвиняет его/её в отсутствии стремления давать поддержку, нежелании слушать и говорить.

Отучение происходит так:

  1. Когда партнер оказывает поддержку, вместо благодарности он/она получает негативное подкрепление в виде: «Где же ты был раньше, когда я так в тебе нуждалась?» или «Ты с этим слегка опоздала» или «На самом деле ты этого не хочешь!», которое отбивает охоту в дальнейшем повторять такие попытки;
  2. Когда партнер соглашается выслушать, он/она замечает, что на него выливается десяток дополнительных жалоб, кажущихся нелепыми, неразумными или бесконечно повторяющимися. Такое стойкое негативное подкрепление «приучает» человека сбегать, вместо того, чтобы остаться и выслушать другого.
  3. Когда партнер говорит, всё сказанное автоматически обесценивается, оспаривается или опровергается.

Игры продолжаются, до тех пор, пока оба партнера отыгрывают взаимодополняющие части сценария и получают свой выигрыш от обмена транзакциями.

Другие самоповреждающие способы осуществления переговоров об обидах и потребностям могут быть проанализированы с помощью Т.А.

Затрагивая проблемы соответсвующие сценарным драйверам, можно вызвать драйверное поведение у другого, что снизит вероятность эффективного слушания. Личность с драйвером «спеши, торопись» может настаивать на преждевременном взятии обязательств в самом начале новых отношений. Человека с драйвером «старайся, пытайся» может затянуть в Коммуникационную петлю назойливого неудачника (Нетерпеливый - неотступный - надоедливый; или Тяжелый - торопливый - болтливый; и т.д) другая личность в Коммуникационной петле избегающего близости неудачника (Снисходительный - внезапный - скрытный - уклончивый).

Относительно шкалы способов структурирования времени, один из партнеров может желать слишком много «экшена» в зоне игры – интимность, а другому может требоваться слишком много «личного времени» в зоне уединение –ритуалы.

...

За преждевременным разрывом контракта принятия могут стоять похожие сценарные причины, а также иллюзия (кто даёт, кто нет, и достаточно ли) и ноющая сценарная «магнитофонная запись» («Ты никогда не получишь достаточно») 

Всё это создает искаженное восприятие того, что происходит в действительности. Возникающая, как следствие, тревога ведёт к рэкетным чувствам, мешающих обсуждению потребностей и обид, что уменьшает возможность безопасного и открытого обсуждения, которое могло бы развеять обиды и найти способы удовлетворения потребностей.

Начинать открытое обсужение потребностей и обид следует в прямом диалоге Взрослый — Взрослый под присмотром Заботливого Родителя. Помощью в этом послужит соглашение заключить пять контрактов доверия  (Karpman, B.E.B.S.  1:3  Sept. 1979),  в частности «контракт открытости» с его тремя правилами открытости:

  1. Поднять тему
  2. Обсудить (договориться)
  3. Закрыть тему

Каждое из которых требует определенных навыков, которые можно развить. Избегание шести верных способов начать ссору (Karpman, B.E.B.S. 1:4 Dec.  1979) также поможет поделиться чувствами.


Автор: Доктор Стивен Карпман (Stephen B. Karpman, M.D.)

Источник:
psyclass.ru

Просмотров: 1523
Категория: По направлениям » Трансактный анализ




Другие новости по теме:

  • Готлиб Татьяна. Игры, в которые играет с нами судьба, или что такое жизненный сценарий
  • Шецов А.В. «Что-то со мной не так» или Родительские предписания
  • Кривова Ольга. Выпуск 1. Что делать, когда любовь «проходит»?
  • Драницына Марина. "Возьми себя в руки", или Все, что нужно знать о стрессе
  • Борисов Д. Е. Вирус зависимости или что находится внутри драматического треугольника
  • Смелых Любовь. Как люди манипулируют друг другом: кто Преследователь, кто Жертва, кто Спасатель...
  • Нарицын Н. Н. Психологическая близость. Что это такое?
  • Хлебова Вероника. Когда нужно сохранять отношения?
  • Как изменить судьбу, или к гадалке не ходите!
  • Шмаков В. М. Взаимодействие между преподавателем психологических дисциплин и обучаемым как основа развития его личности
  • Толопило Анатолий. Манипуляции в продажах, или как противостоять скрытому влиянию со стороны покупателей
  • Сукиасян С. Г. Государство мне отчим или отец?
  • Толопило Анатолий. Как хвост машет собакой, или методы противостояния манипулятивному воздействию со стороны подчинённых
  • Осознание жизненного сценария (или жизнь по программе)
  • Горностай П. П. Из дебрей жизненного сценария, или Трансактная психодрама
  • Чеглова И.А., Чеглов В.П. Ментальные вирусы или горе для ума
  • Иванова Н.В. Сценарий начинается с... или транзактный анализ для непосвященных
  • Болтян В.А. Когда мы итожим…
  • Доктор С. Б. Карпман (S. B. Karpman, M. D.) Пять контрактов доверия для пар
  • Андреева Ольга. Жить: хочу или надо?
  • Гусаковский В.Е. Насилие: заболевание или элемент культуры
  • Розин Михаил. Психология судьбы: программирование или творчество?
  • Гулдинг Роберт Л. Групповая психотерапия: основной или вспомогательный метод?
  • Штайнер Клод. Покорность, или почему мы допускаем контроль со стороны других
  • Бойдек Екатерина. Сказочка про девочку, или коротко о насилии, созависимости и пути выздоровления
  • Папуш М. П. Что делать с Эриком Берном
  • Ушакова Татьяна. "Да, но..." - игра или стиль жизни?
  • Молярук Александр. Треугольник Карпмана. Или треугольник НЕ-счастья
  • Треугольник Карпмана, или драматический треугольник
  • Серга Татьяна. "Жертва" в драматическом треугольнике - сладкие бонусы беспомощности



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь