Обратная связь


Анализ коммуникаций в группах и организациях с помощью опросника К.Томаса (в концептуальных моделях ТА)

Автор: Соковнина М.С.   

К. Томас выделяет сле­дующие способы регулирования конфликтов:
соперничество
(соревнование, конкуренция) как стремление добить­ся удовлетворения своих интересов в ущерб другому; приспособление, означающее принесение в жертву собственных интере­сов ради другого; избегание, как отсутствие стремления  и к кооперации, и к достижению собственных целей; сотрудничество, как стремление прийти к альтернативе, полностью удовлетворяющей интере­сы обеих сторон: и компромисс (1). Четыре из этих способов регулирования конфликта (соперничество, приспособление, избегание и сотрудничество) можно  рассмотреть как фундаментальные стратегии, характерные и вытекающие из основной «жизненной позиции», концепция о которой разработана в транзактном анализе. Жизненная позиция с нашей точки зрения определяет и выбор стратегии и выбор соответствующего ей сценария.  Взгляды разных авторов (2) в транзактном анализе различаются относительно того, что из этих компонентов личности первично, а что вторично, но всеми признано, что они связаны (коррелируют)  друг с другом. (характер этой связи отражен в таблице 1).

Таблица 1.

Позиция Стратегия Сценарий

Я-ОК, ты - ОК

Сотрудничество

Победителя

Я-ОК, ты - не ОК

Соперничество

Труженика

Я не - ОК, ты - ОК

Приспособление

Банальный

Я  - не  ОК, ты – не ОК

Избегание

Проигрышный


Новое, что предлагает автор данных тезисов – это использовать идею, что имеется не три, а четыре типа сценария, соответственно четырем основным жизненным позициям. Исходя из вышеуказанного, на основе диагностики используемых в группе или организации стратегий можно делать предположения о сценарии группы, организации и соответственно об их продуктивности и способности достигать цели. Таким образом, опросник К. Томаса можно использовать для организационного анализа.
Получаемые с помощью опросника К. Томаса данные могут быть использованы также для анализа особенностей коммуникации, информационных процессов и транзакций внутри организации, так как каждая из перечисленных стратегий может быть рассмотрена как специфичная коммуникация. В этом случае мы будем рассматривать единицу коммуникации – транзакцию (состоящую из двух элементов- стимула и реакции) – как она осуществляется или искажается в контексте той или иной из упомянутых стратегий. Так, например, при использовании стратегии сотрудничества индивидуум для решения возникшей проблемы дает другим информацию о своих потребностях (стимул), но также открыт к тому, чтобы получать информацию от других (реакция). При использовании стратегии избегания информационный обмен отсутствует полностью (нет ни стимула, ни реакции). При использовании стратегии соревнования, соперничества, сверхконтроля индивидуум «посылает» стимул, но реакции других не принимаются в расчет. При использовании стратегии приспособления индивидуум воспринимает стимулы от других, но сам не дает на них ответной реакции, и сам активно не посылает стимулы других. Все эти особенности транзакций в контексте стратегий могут быть также представлены, как особенности преобладающих информационных потоков внутри организации. Такая модель организации дает возможность вносить организационные рекомендации по изменению информационных потоков внутри организации, с целью повышения ее эффективности.
Пример исследования. Сотрудники одного из государственных дошкольных учреждений выполняли анонимно Тест Томаса. Усредненный профиль позволил выявить преобладание в поведении сотрудников стратегии избегания (7,4 балла). На втором месте оказалась стратегия компромисса (7, 1 балла), на третьем - сотрудничества (6,3 балла) и на последнем – соперничества (2,6 балла). Преобладание стратегии избегания в учреждении свидетельствует об особых трудностях вносить какие бы то ни было изменения, поскольку эта стратегия основана на жизненной позиции «я не ок – ты не о ок», и она не случайно имеет название «бесплодной». Также необходимо отметить, что низкий уровень соперничества в этих условиях является неблагоприятным показателем, так как свидетельствует о подавляемом и вытесняемом гневе, который будет искать и находить скрытые неконструктивные формы выражения. Данный показатель дает также возможность предположить, что лидер вышеупомянутого учреждения авторитарен (агрессия подавлена).
Как направления работы в данном коллективе могли бы быть рекомендованы тренинги, направление на повышение самооценки сотрудников.
Полученные с помощью теста Томаса данные подтверждались и наблюдениями поведения сотрудников в рамках организации.
Дальнейшее развитие идей о понимании взаимосвязи стратегий и позиции возможно, с нашей точки зрения, через концепцию К. Давидсона (3) о «Трехмерном ОК».

Литература:
Методика диагностики предрасположенности личности к конфликтному поведению К. Томаса. В кн. Райгородский Д.И. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие.- Самара: Издательский дом «БАХРАХ-М», «2002», стр.470-476
Стюарт Я и Джойнс В. Современный транзактный анализ. С-Пб., Социально - психологический центр, 1996.
Davidson, C (1999) I m Polygonal, OK. INTAND Newsletter, 7(1), pp.6-9

Опубликовано в:
Коммуникативные технологии в современном мире.//Материалы Международной научно-практической конференции. –СПб., ООО Издательство «ОМ-Пресс» 2006. С.64-65.
Сведения об авторе:
Соковнина М.С., педагог-психолог высшей категории, член Санкт-Петербургского объединения транзактного анализа, филиала Европейской ассоциации транзактного анализа
Просмотров: 484
Категория: По направлениям » Трансактный анализ




Другие новости по теме:

  • Болдырева А. А. Сценарный анализ в транзактном анализе
  • Анализ игр как метод транзактного анализа
  • Максимова Е. В. Влияние структуры личности на профессиональную успешность менеджеров компаний сферы информационных технологий
  • Штайнер Клод. Покорность, или почему мы допускаем контроль со стороны других
  • Соболева Е.С. Жизненная позиция в процессе коммуникаций супервизор-супервизируемый
  • Туровец А. А. Транзактно-аналитическая семейная терапия (ТАСТ) – интегративная модель системной семейной терапии с использованием теории и практики транзактного анализа
  • Теория транзактного анализа
  • Соковнина М. С., Алешин В. Н. Интеграция методов психодрамы и транзактного анализа в психологическом сопровождении участников образовательного процесса
  • Филонович С. Р. Состояния личности и коммуникации
  • Борисов Д. Е. Вирус зависимости или что находится внутри драматического треугольника
  • Трансактный анализ об особенностях взаимодействия в коллективе.
  • Боев И. В., Боев О. И., Бабич А. И. Сравнительная эффективность личностно-ориентированной психотерапии и трансактного анализа у подростков в условиях социального стрессирования
  • Потемкина О. Ф., Потемкина Е. В. Развитие психологического анализа: от 3. Фрейда до Э. Берна
  • Дэвидсон Крис. Окейность и жизненные позиции
  • Литвиненко Константин и София. Основные жизненные позиции человека
  • Креспель Изабель, Фрезер Том. Способы описания клиента в трансактном анализе
  • Летова Ирина. Современный транзактный анализ
  • Медведева Н. И., Бабич А. И., Боев О. И. Уровень адекватности самосознания у подростков и транзактный анализ
  • Нарицын Н. Н. "ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ КУПОНЫ". Чем их можно "отоварить" и как их "стригут"?
  • Жаркова Л.Г. Формирование через сказку жизненного сценария и психотерапия
  • Горячев М.Д. и др. Модель воспитания родителей, основанная на трансактном анализе
  • Молярук Александр. Эго-состояния. Развитие и гармонизация структуры личности
  • Петровский Вадим. Метасловарь трансактного анализа
  • Володин Б.Ю., Володина Л.Н. Использование трансактного анализа в онкологии
  • Мэри О'Рейли-Нэп, Ричард Г. Эрскин. Ключевые концепции Интегративного Трансактного Анализа
  • Ферапонтова О. И. Влияние внутригрупповых отношений на развитие личности студента как будущего профессионала
  • Макарова Г. А. Лекция по применению трансактного анализа в психологическом консультировании
  • Лимонова Д. Л. Место трансактного анализа в психотерапии больных наркоманией
  • Уилбер Кен. Эффективный синтез транзакционного анализа и гештальт-терапии



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          
    <НА ГЛАВНУЮ>