Интеграция методов психодрамы и транзактного анализа в психологическом сопровождении участников образовательного процесса
Facebook
Twitter
Мой мир
Вконтакте
Одноклассники
Автор: М. С. Соковнина, В. Н. Алешин
В групповой психологической работе с участниками образовательного процесса наиболее эффективными для коррекции взаимоотношений и личности с нашей точки зрения являются игровые методы. Это связано с тем, что обучение через игровую деятельность, в которой на первом месте стоит действие, а мыслительные процессы стимулируются полученным новым опытом проживания, в наибольшей степени соответствует возрастным особенностям детей. В то же время другие методы и обучения и сопровождения, в которых познавательный цикл начинается с подачи информации на рациональном уровне, используются чаще, что создает дисбаланс в сторону когнитивно-рациональных подходов, опирающихся на понятийное мышление.
Такие направления групповой работы как психодрама и транзактный анализ (ТА) широко используют ролевое проигрывание в своем практическом подходе.
Авторы этой статьи сначала использовали каждый отдельно психодраму и ТА. Но практика использования в психодраме подходов ТА и в транзактном анализе техник психодрамы создает дополнительные ресурсы для психологической помощи и решения личностных проблем и проблем развития учащихся. Поэтому авторы решили провести анализ сходства и различия теории психодрамы и ТА и найти точки соприкосновения этих двух теорий для лучшего понимания принципов их совмещения.
Исторически эти два направления подпитывались друг от друга, так как разработка психодрамы и ТА (их создателями были Джекобо Морено и Эрик Берн) проходила в один и тот же исторический период. Как пишет библиограф Рене Ф. Марино, в 1942 году в Институте социометрии в Нью-Йорке, который организовал Морено, собирались профессионалы разных специальностей и «в собраниях, проходивших по пятницам, принимали участие, например, Фриц Перлс, Фулкс и Эрик Берн.» [8, c. 15]. А известная немецкая психодраматистка Грете Лейц отмечает, что эти занятия влияли на включение участниками встреч ролевой игры в свои методы, и она считает, что под влиянием этих встреч и Эрик Берн отвел разработанным им трансактным играм важное место в своей теории[6].
Э. Берн так видит сильные стороны психодрамы: «В психодраме можно воспроизвести тяжкие эмоциональные потрясения, что дает субъекту возможность полностью выразить свои чувства и осознать, таким образом, свои накопившиеся страхи и провинности.»[2, c.279].
Рассматривая теорию психодрамы и теорию ТА, надо сразу обратить внимание на то, что понятия, которые ввели Морено и Берн в свои концепции, очень близки: это – игра, спонтанность, креативность, взаимодействие, и др., У них также близки некоторые практические подходы в психотерапевтической работе. Представим в таблице аспекты сходства и различия этих двух подходов.
Таблица 1
Сравнение концепций психодрамы и транзактного анализа
Направление
Психодрама
Транзактный анализ
1.
Цель терапии:
Пробуждение спонтанности, которая выражается в акте творчества, то есть проявлении некой модели поведения в ситуации "здесь и сейчас" Киппер Д. [4, с.12]. Морено также связывал спонтанность и психическое здоровья. Отсутствие спонтанности означало для него эмоциональное нездоровье, следовательно, цель психотерапии - "обучение спонтанности"[4].
Формирование автономной личности. При этом автономность определяется через три способности - осознания, спонтанности и интимности [9]. (По определению Берна автономность характеризуется высвобождением или восстановлением трех человеческих качеств: осознания, спонтанности и интимности.)
Направление
Психодрама
Транзактный анализ
2.
Определение спонтанности
«Спонтанность — ключевое понятие в теории Морено — не означает рефлекторного действия, отсутствия контроля и необдуманности. В психодраматическом смысле спонтанность предполагает способность движения в заданном направлении, а, следовательно, она не чужда контроля над собой» [4].
Под спонтанностью понимается способность выбирать из всего возможного диапазона чувств, мыслей и поведения [9].
3.
Задачи /этапы
1. Облегчить проявление скрытых чувств
2. Обеспечить достижение инсайта
3. Помочь клиенту создать новые и более эффективные формы поведения
4. Раскрыть неисследованные возможности разрешения конфликтов
1. Прояснить проблему
2. Сформулировать желаемый результат
3. Развивать понимание механизмов личного сценарного поведения
4. Подвести к переоценке ранних решений и принятию новых решений
Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:
Код для вставки на сайт или в блог:
Код для вставки в форум (BBCode):
Прямая ссылка на эту публикацию:
Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц. Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта. Материал будет немедленно удален. Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях. Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.
На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.