Эрик Берн

Автор: Папуш М.П.   
«Никто не может сказать, что будет утром с людьми, которые совокуплялись, имели коитус или половое сношение.  Люди же, которые занимались любовью, скорее всего вместе будут завтракать…»

«Если мы хотим, чтобы когда-нибудь жизнь стала более теплой и честной, мы должны перестать быть холодными и лицемерными сейчас».

«Истина состоит в том, что не время проходит, а мы проходим сквозь время… Это море, которое мы должны переплыть… Эй, там, на мачте, выше парус!»

Некоторые думают, что Эрик Берн знаменит тем, что создал трансакционный анализ. Они ошибаются. Все обстоит прямо наоборот. Это трансакционный анализ знаменит тем, что его создал Эрик Берн.

«Ребяческий вопрос, столь очевидно безыскусный и лишенный глубины, которой ожидают от научных исследований, в действительности содержит в себе все основные вопросы человеческой жизни и все фундаментальные проблемы социальных наук.  Об этом «спрашивают» себя младенцы, дети учатся принимать лживые ответы на него, тинейджеры задают его друг другу и старшим, взрослые ускользают от лживых ответов, а мудрые старые философы пишут о нем книги, не находя ответа. Он  включает основной вопрос социальной психологии: «Почему люди разговаривают друг с другом?» — и основной вопрос социальной психиатрии: «Почему люди хотят быть любимыми?» — Ответ на него был бы ответом на вопросы Четырех Всадников Апокалипсиса: война или мир, голод или благоденствие, чума или здоровье, смерть или жизнь. Неудивительно, что лишь немногие находят ответ в течение  жизни, поскольку большинство проходит через жизнь, не находя ответа даже на предшествующий вопрос: «Как вы говорите «Хелло!»… Правильно сказать «Хелло!» — значит увидеть другого человека, сознавать его как феномен, дать ему заметить свое присутствие и быть готовым  заметить его присутствие для себя…»

В те времена так было принято. Каждый уважающий себя психолог должен был создать что-нибудь эдакое гештальттерапию, клиентцентрированный подход, психосинтез, и пр. Вот Берн и попался очень уж себя уважал: «Мы, победители!..» И создал трансакционный анализ. Но мы его любим не только за это.

Из этой ошибки для русскоязычного читателя произошли практические и весьма печальные следствия. Нет ни одного перевода книг Берна на русский язык. «Двукнижие», например, что лежит на всех прилавках («Игры, в которые…» и «Люди, которые…»), не перевод, а сильно сокращенный пересказ. И делали его люди, которые Берна не понимали и не любили. К тому же, как водилось в советские времена («двукнижие» было издано впервые в советские времена и с тех пор переиздается без каких-либо изменений), они очень старались, чтобы сквозь гладкий текст не проглядывала ни одна мало-мальски оригинальная мысль. Что уж говорить об оригинальной стилистике! По этому пересказу можно составить некоторое представление о трансакционном анализе, но никакого  о психологе Эрике Берне.

Эрик БернНедаром, скольких людей ни спрашивал, читали ли Берна, все отвечают, немного замявшись, что-де стоит на полке, но… И правильно делают, что не читают. Эту тягомотину невозможно читать. А что на полке стоит тоже хорошо: самый знаменитый в России американский психолог-гуманист. Про какие-то там игры писал…

Об остальных переводах и говорить не приходится. На обложках некоторых из них откровенно зияет какой-нибудь «трансактный», и сколько ни говори людям, что трансакция это не «акт», что «акт» это нечто совсем другое, как об стенку горох! А уж что там внутри напечатано, так это «любите родного русского языка»...

Берн изо всех сил делает вид, что пишет просто, но на самом деле это не совсем так. Или совсем не так. Берновский текст имеет множество подтекстов и контекстов, дающих возможность (тем, кто, цитата, «имеет некоторую подготовку и соответствующие способности») понять, о чем это все на самом деле. А на самом деле Берн пишет о нашей с вами жизни и о психотерапии, как способе совершенствования, улучшения качества этой жизни посреди неизменной с пещерных времен, а то и со времен возникновения в гуще ила самой жизни инерции. Трансакционный анализ хорошее средство («Купорос, как говорили советские классики, свое влияние оказывает»), но цель-то мы с вами, живые и мнящие себя свободными.

Эрик БернКак всякий классик, Берн  превосходный стилист. Стилист играет формами. В серьезном Предисловии говорится, что речь пойдет о трансакционном подходе. Это правда. Но не вся. В еще более серьезном Введении можно найти намек на действительную суть дела. Берн один из «отцов-основателей» американской гуманистической психологии 60-х годов. И когда он, со свойственной ему грустной усмешкой, утверждает, что основной вопрос гуманизма состоит в том, как вы говорите «Хелло!» и что вы будете говорить после этого, его стоит послушать. А чтобы вы понимали, что книга именно об этом, она так и названа. А если вам все равно невдомек, лучше не читайте. А то, не дай Бог, займетесь трансакционным анализом…

«Психотерапевт выходит из своего кабинета и идет по улице мимо маклерской конторы, стоянки такси, питейного заведения… В бакалейной лавке женщина кричит на свою дочь: «Сколько раз тебе говорить, не трогай!» А в это время кто-то восторгается ее маленьким сыном: «Ну разве не прелесть?!» В отделении параноик спрашивает: «Как мне отсюда выбраться?» Депрессивный больной бормочет: «Зачем мне жить?» — а шизофреник отвечает ему: «Хочешь, чтобы я сдох? Не-ет, я еще поживу, меня не проведешь!» То же самое они говорили вчера. Они завязли, а те, снаружи, еще надеются. «Увеличить ему дозу?» — спрашивает студент-практикант. Доктор К. поворачивается к шизофренику и смотрит ему в глаза. Шизофреник тоже смотрит в глаза врачу. «Будем увеличивать тебе дозу?» — спрашивает доктор К. Юноша некоторое время думает, а потом отвечает: «Нет». Доктор К. протягивает руку и говорит: «Хелло!» Шизофреник пожимает его руку и отвечает: «Хелло!» Потом оба поворачиваются к практиканту, и доктор К. говорит: «Хелло!». Студент ошарашен, но через пять лет, на конференции психиатров, он подходит к доктору К. и говорит: «А, это Вы, доктор К. Хелло!»

Этот текст издатели «двукнижия» просто выбросили. Им он не понадобился...

 

Источник:
Становление и развитие личности. Мастерская М.П.Папуша

Просмотров: 1276
Категория: По направлениям » Трансактный анализ




Другие новости по теме:

  • Паттерсон Сесил, Уоткинс Эдвард. Транзактный анализ: Берн
  • Смелых Любовь. Как люди манипулируют друг другом: кто Преследователь, кто Жертва, кто Спасатель...
  • Петровский Вадим. Берн ДЛЯ ЧАЙНИКОВ
  • Шустов Д.И. Терапия разрешением: Берн и Христос
  • Готлиб Татьяна. Игры, в которые играет с нами судьба, или что такое жизненный сценарий
  • Ховрачев А. П., Ховрачева О. В. Трансакционный анализ материнской патологии
  • Вербова Изабелла. Сценарий жизни - жизнь течет по запрограммированному пути?
  • Литвак Борис. Игры, в которые играют мамы
  • Латынина Юлия. Игры, в которые играют нации. Нации, которые играют в игры
  • Борисов Д. Е. Игры, в которые играют кодированные алкоголики
  • Маслов М. Н. Сценарий жизни и судьба. Механизмы развития и реализации сценария жизни
  • Пьер Николь. Вымогательство (рэкет) в сфере образования. Как защитить себя от вымогательства
  • Гулина М. А. Транзактный анализ после Э.Берна
  • Петровский Вадим. Трансактный анализ - это игра на всех психотерапевтических инструментах
  • Кремнева Ася, Алтухова Наталья. Как переписать сценарий жизни? — 4 практические рекомендации
  • Драницына Марина. "Возьми себя в руки", или Все, что нужно знать о стрессе
  • Иванова У. В., Соколова Е. В. Влияние негативных родительских посланий на сценарии жизни детей
  • Кривова Ольга. Выпуск 1. Что делать, когда любовь «проходит»?
  • Dusay J.M. Ответ на игры в терапии
  • Гулдинг Роберт Л. Групповая психотерапия: основной или вспомогательный метод?
  • Мелия М. Пишем сценарий жизни
  • Нечестная игра как способ жизни
  • Андраханова Наталья. Сценарии жизни, мешающие успеху
  • Сравнительный анализ формирования жизненных стилей и жизненных сценариев в концепциях А. Адлера и Э. Берна
  • Назаренко Анна. Сценарий жизни. Победитель, Непобедитель, Неудачник
  • Волохов Михаил Григорьевич. Сказка о рыбаке и рыбке. Стоит ли помогать семье которая ссорится?
  • Стюарт Ян, Джойнс Вэн. Жизненный сценарий. Как мы пишем историю своей жизни
  • Перминова Н. А. Трансактный анализ, как метод психотерапии
  • Жаркова Л.Г. К здоровью ученика через здоровье учителя
  • Мор Гюнтер. Организационный и образовательный ТА после Берна



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь