Обратная связь


Сравнительный анализ формирования жизненных стилей и жизненных сценариев в концепциях А. Адлера и Э. Берна

Автор: Не указан   

ВВЕДЕНИЕ

Однажды Зенон порол вора за кражу. «Мне суждено было украсть!» - сказал ему вор. «И суждено было быть битым», - ответил Зенон.

Повесть жизни каждого человека уже написана, и написана она самим человеком. Уже при покачивании колыбели решается, куда склонится чаша весов судьбы.

Люди начинают писать свою повесть с момента рождения. В возрасте до четырех лет они определяют, какими будут основные направления ее сюжета. Когда ребенку исполняется семь лет, повесть в целом завершена. С семи до двенадцати лет человек шлифует ее, добавляет кое-где отдельные детали. В подростковом возрасте пересматривает свою повесть, придает ей более реалистичные черты.

И как любой другой рассказ, повесть человеческой жизни имеет начало, середину и конец. В ней есть свои герои и героини, злодеи и второстепенные персонажи. В ней есть основной сюжет и побочные сюжетные линии. Эта повесть может быть комичной или трагичной, захватывающей или скучной, вдохновенной или бесславной.

Но главный вопрос состоит в том, почему человек играет эту пьесу до конца своей жизни. Акт за актом он исполняет свою роль и даже не думает что-то изменить в своей жизни. Он сам лишает себя свободы. По этому поводу, еще Герберт Спенсер писал: «Из года в год, изо дня в день ход событий убеждает меня в том, что люди по природе своей способны ужиться только с известной суммой свободы, а раз им будет предоставлена большая, они сами позаботятся о том, чтобы расстаться с нею и организовать новую форму тирании».

Как раз вопросам о том, как происходит написание жизненного сценария, как формируется стиль жизни человека, посвящена данная работа.

Целью работы является проведение сравнительного анализа и выявление наличия связи в представлениях о формировании жизненного стиля (жизненного сценария) в концепциях А.Адлера и Э.Берна.

Задачи работы:

1. дать характеристику концепции жизненного стиля в теории А.Адлера и представлении о жизненном сценарии в теории Э.Берна.

2. провести сравнительный анализ формирования жизненных стилей в концепциях А.Адлера и Э.Берна.

3. используя метод ранних воспоминаний, определить жизненные стили трех человек.

4. используя сценарный вопросник Э.Берна, выявить жизненный сценарий тех людей, чьи жизненные стили были определены с помощью анализа ранних воспоминаний.

В качестве рабочей гипотезы выдвинуто предположение, что метод ранних воспоминаний А.Адлера и анализ сценарного вопросника Э.Берна позволяют прийти к одинаковым результатам в определении жизненной стратегии человека.

ГЛАВА I. Сравнительный анализ формирования жизненных стратегий в концепциях А. Адлера и Э. Берна

Данная глава посвящена сравнительному анализу основных положений в концепциях А.Адлера и Э.Берна касающихся формирования жизненного сценария и стиля жизни.

Э.Берн полагал, что каждый человек имеет свой жизненный сценарий, модель которого намечается в ранние детские годы: «Сценарий – это постоянно действующий жизненный план, созданный в детстве под воздействием родителей. Это психологическая сила, подталкивающая человека к его судьбе, независимо от того, сопротивляется ли он или подчиняется добровольно».[2, с.190] Сценарий требует:

1) родительских указаний;

2) соответствующего развития личности;

3) решения принятого в детстве;

4) реальной заинтересованности в соответствующем методе успеха или неудачи;

5) правдоподобия.

Первый и наиболее архаичный вариант сценария, первичный протокол создается в сознании ребенка в том возрасте, когда для него реальны только члены его семьи. Родители представляются ему огромными фигурами, наделенными волшебной властью, как великаны, гиганты, людоеды, чудовища и горгоны в мифологии, хотя бы потому, что родители втрое выше и в десять раз массивнее ребенка.

Идея о том, что вся судьба человека, все его взлеты и падения наперед расписаны ребенком не старше шести лет, а то и трехлетнего возраста, немаловажную роль играет и в теории А.Адлера. «Уже младенец стремится оценить свои собственные силы и свой удел во всей той жизни, которая окружает его, – пишет в своей работе Адлер - Значение жизни постигается в первые четыре или пять лет жизни, и подходит к нему человек не через математический процесс, но через блуждание в потемках, через ощущения, которые не до конца понимаются, через догадки и намеки и нащупывание объяснений». [1, с.72] Адлер считает, что к концу пятого года жизни ребенок уже достигает единого паттерна поведения, своего собственного стиля в подходе к проблемам и задачам. Он уже закрепил для себя глубочайшее представление о том, чего ждать от мира и самого себя. С этих пор мир воспринимается через устойчивую схему апперцепции: переживания истолковываются еще до того, как они восприняты, и истолкование это всегда согласуется с тем первоначальным значением, которое было придано жизни.

Стиль жизни по Адлеру, складывается надолго – на всю жизнь. Он воспроизводится в различных ситуациях и от повторения лишь становится прочнее. Адлер подчеркивает, что стиль жизни – это:

1) принятая человеком концепция жизни;

2) принятый им паттерн поведения.

Для жизненного стиля характерны:

- очень раннее формирование;

- ошибочность;

- устойчивость.

Практически с аналогичной идеей мы сталкиваемся у Э.Берна, где он в своей книге «Люди, которые играют в игры» пишет следующее: «Человек действует по своему сценарию, потому что сценарий закреплен в его сознании родителями в очень раннем возрасте; он остается верным этому сценарию всю жизнь, даже когда физические голоса родителей навсегда замолкли. Это напоминает компьютерную запись или пластинку, которая издает звуки в определенной последовательности много лет спустя после того, как тот, кто сделал эту запись, покинул сцену. А наш человек тем временем сидит за пианино и барабанит по клавишам, и у него возникает иллюзия, что именно он исполняет народную песню или величественный концерт». [2, с.221]

А.Адлер и Э.Берн в своих работах большое значение предают периоду раннего детства, что в принципе является характерным для всех приверженцев психоанализа.

Чтобы более детально разобраться в понятиях «жизненный сценарий» и «жизненный стиль» ниже приведем определения, данные самими авторами этих терминов:

Стиль жизни – это значение, которое человек придает миру и самому себе, его цели, направленность его устремлений и те подходы, которые он использует при решении жизненных проблем. [6, с.46]

Сценарий – жизненный план, основанный на принятом в детстве решении, подкрепленный родителями, оправданный последующими событиями и достигающий кульминации в избранной альтернативе.[2,с.572]

Таким образом, стиль жизни и сценарий, если не тождественные понятия то, по крайней мере, довольно близкие друг другу. И стиль жизни, и сценарий предполагают собой индивидуальный паттерн поведения, формирующийся под воздействием множества факторов преимущественно в раннем детстве.

Так, ведущей идеей в работах Берна является то, что жизненные сценарии основаны на родительском программировании, которое необходимо ребенку по трем причинам:

1) оно дает цель жизни, которую иначе пришлось бы отыскивать самому. Ребенок обычно действует ради других, чаще всего родителей.

2) Оно дает ему приемлемую возможность организовывать свое время.

3) Человеку нужно объяснять, как делать то или иное. Учиться самому, возможно, интересно и привлекательно, но не всегда практично.

Сценарий жизни – это то, что наметил человек в раннем детстве, а жизнь – то, что происходит в реальности.

Согласно Берну, люди могут освобождаться от сценариев и поступать по-своему, но ход жизни определяется наследственностью, влиянием родителей и внешними обстоятельствами. Индивидуум, в генах которого заложены умственная отсталость, физическое уродство или ранняя смерть от рака или диабета, имеет мало возможностей принимать собственные решения и осуществлять их. Ход его жизни определяется наследственностью (или родовой травмой). Если родители сами в детстве испытали сильные физические или эмоциональные страдания, они могут лишить своих детей возможности осуществить или даже написать свой собственный сценарий. Они могут погубить ребенка своей невнимательностью и жестокостью, обречь его с самого раннего возраста на жизнь в больнице. Болезни, несчастные случаи, войны могут помешать осуществлению даже самого тщательно продуманного жизненного плана. То же самое может произойти при столкновении со сценарием другого, совершенно незнакомого человека: убийцы, невнимательного водителя. Сочетание подобных факторов закрывает все возможности перед человеком и делает трагический финал почти неизбежным.

Но даже при самых строгих ограничениях всегда есть возможность альтернативы. Бомба, эпидемия или массовое убийство могут совсем лишить выбора, но на следующем уровне у человека всегда есть выбор: убивать, быть убитым или убить самого себя, и этот выбор зависит от сценария, то есть от решения, принятого в детстве.

Важнейшими элементами сценарного аппарата в концепции Э.Берна являются: жизненные планы, мифы и сказки, семейная драма, влияние предков, сцена зачатия, место на генеалогическом древе, родовой сценарий, имена и фамилии, развитие в детские годы, выбор сценария, родительское программирование, сценарный выигрыш, предписание, заповедь, родительские образцы, разрешение, внутреннее освобождение, побуждения и разговоры, антисценарий, излюбленные чувства, купоны, иллюзии, игры, семейная культура, развлечения, тотем, физические реакции, образ мира, футболка с надписью, закладная, ожидаемая продолжительность жизни, сцена смерти, посмертная сцена, надгробный камень, завещание и многое другое. Более подробно на вышеперечисленных составляющих жизненного сценария мы остановимся во второй главе данной работы.

Рассмотрим позиции местоимений, которые, согласно Берну, помогают психоаналитику определить, с каким сценарием он имеет дело – со сценарием Победителя или Неудачника.

Решение жить именно так, а не иначе, каким бы оно ни было, основывается на позиции, основанной на глубоко укоренившихся убеждениях; эта позиция включает взгляд на весь мир и на людей в нем, которые являются либо друзьями, либо врагами. Эти убеждения, вполне вероятно останутся с ним на всю жизнь, и их можно свести к следующим четырем вариантам:

1) У меня все в порядке;

2) У меня не все в порядке;

3) С тобой все в порядке;

4) С тобой не все в порядке.

На основе этих убеждений ребенок принимает жизненно важные решения.

Простейшие позиции двусторонние: ты и я. Они восходят к убеждениям, которые ребенок впитал вместе с материнским молоком. Если для краткости обозначить «все в порядке» плюсом, а «не все в порядке» минусом, убеждения выглядят так: «я +» или «я – » ; «ты +» или «ты –». В результате перебора вариантов мы получаем четыре основных позиции, которые разыгрываются в играх и сценариях и которые программируют человека, указывают ему, что он должен говорить, после того как сказал «Здравствуйте». [2, с.238-240]  

1. Я+ ты+. Это здоровая позиция, наиболее пригодная для достойной жизни, позиция подлинных Героев и Принцев, Героинь и Принцесс. Люди, стоящие на других позициях, всегда чувствуют себя в той или иной степени Лягушками; родители предписали им быть Неудачниками, и если они не преодолеют это предписание, они снова и снова будут падать вниз; в крайних случаях они потратят жизнь впустую, если их не спасет чудо психиатрического лечения или если они не сумеют излечиться сами. Но всегда остается сомнение, подлинное ли это я+ или человек только религиозно в это верит. Я+ ты+ - человек либо постигает это в самом раннем возрасте, либо добивается тяжелым трудом впоследствии; эту позицию нельзя приобрести простым желанием.

2. Я+ ты-. Я Принц, а ты Лягушка. Это позиция типа «нужно от него избавиться». Есть люди, которые играют в «ты виноват» - в свободное время, для забавы, или совершенно серьезно. Такие люди начинают крестовые походы, постоянно ищут реальных или воображаемых врагов. Это позиция «высокомерия»; в худшем случае – позиция убийцы, в лучшем – человека, который постоянно вмешивается в дела других и «помогает», когда в его помощи не нуждаются. Но по большей части это позиция посредственностей, в клиническом смысле – параноидальная позиция.

3. Я - ты+. Психологически это депрессивная позиция, политически и социально – позиция самоунижения, передаваемая детям. Люди с такой позицией меланхолики; Неудачники, называющие себя игроками, предпочитающие избавиться от себя, а не от другого, изолирующие себя в меблированных комнатах или пустынях, тюрьмах или психиатрических лечебницах. Это позиция «если бы только» и «я должен был бы».

4. Я - ты-. Это позиция безнадежности или «почему бы и нет?» Почему бы не убить себя? Почему бы не сойти с ума? Клинически это шизоидная или шизофреническая позиция.

Эти позиции универсальны для всего человечества, потому что все люди впитывают их с материнским молоком; позже эти позиции укрепляются, когда ребенок усваивает правила поведения, будь то в джунглях, в трущобах, в отдельной квартире в большом городе или в замке предков.

Как уже упоминалось выше, почти в каждом сценарии есть роли «победителей» и «побежденных». Победитель – это человек, добившийся успеха в том, что собирался сделать. Неудачник – тот, кто не смог сделать то, что собирался.

А.Адлер, хотя и отвергал какую-либо типологию людей, он все же выделял четыре типа жизненных стилей, лишь как «концептуальное средство» для лучшего усвоения понятия. Типы жизненного стиля по Адлеру: [1; 6, с.47; 9, с.173-174]

1) Полезный;

2) Правящий;

3) Избегающий;

4) Получающий.

Данная классификация построена по принципу двухмерной схемы, где вертикальная ось отражает стремление к превосходству – как над собственной слабостью, прошлыми достижениями и задачами жизни (полезная сторона), так и над другими людьми (неполезная сторона). Горизонтальная ось отражает социальный интерес или интерес к другим людям и участие по отношению к ним (полезная сторона) или использование других людей и подавление их (неполезная сторона).

I – реальная компенсация. Это люди с высоким стремлением к превосходству и развитым социальным интересом. Они успешно справляются со всеми задачами жизни. Это некий идеал, для такого человека, жизнь означает – быть заинтересованным в других людях, быть частью целого, вносить свой вклад в благополучие человечества.

II – ненужные, никчемные. У этих людей не развито ни стремление к превосходству, ни социальный интерес. Это люди, для которых «вся жизнь в обиходе» - обыватели.

III – «пустые делатели добрых дел». У этих людей не развито стремление к превосходству, но развит социальный интерес. Такие люди не развивают своих способностей, не компенсируют своих слабостей и поэтому их участие в других и попытки сделать что-то доброе для людей могут обернуться злом.

IV – псевдокомпенсация. У этих людей есть стремление к превосходству, но социальный интерес варьируется от 0 до какой-то неизвестной отрицательной величины. Псевдокомпенсирующиеся – это те люди, которые стремятся к превосходству, но по каким-то причинам не могут идти по пути прямой борьбы с трудностями, а посему выбирают пути окольные.

Если сравнить представления Э.Берна и А.Адлера о том, какой должна быть психически здоровая личность, то можно заметить, что отличительной чертой теории сценариев Э. Берна является то, что даже сценарий Победителя, это все равно сценарий, это все тоже родительское программирование только положительно направленное, с позитивной установкой и предписанием. В то время, как Адлер считает, что идеал психического здоровья - это человек, обладающий хорошо развитыми стремлением к превосходству и социальным интересом.

В своей работе Э.Берн пишет: «Силы человеческой судьбы страшны и грандиозны: деструктивное родительское программирование, подстрекаемое внутренним голосом, который древние называли Демоном; конструктивное родительское программирование, которому помогает жажда жизни и которое давным-давно названо фьюзис; внешние силы, которые мы называем судьбой; и независимые стремления, для которых у древних не было названия, поскольку это была привилегия богов и героев. В результате влияния этих четырех сил, которые, конечно, могут сочетаться, возможны четыре пути к финалу: сценарный, контрсценарный, насильственный и независимый». [3; 8, с.130]

Именно независимый путь является единственно верным выбором. Каждый человек сам планирует свою жизнь. Поведение человека определяется заложенными в генах рефлексами, примитивным импринтингом, детскими играми и подражанием, родительской дрессировкой, социальным приручением и спонтанной изобретательностью. Но, свобода дает ему силу, чтобы осуществлять собственные планы, а сила дает свободу вмешиваться в планы других. Недаром, Берне говорил, что «Быть свободным – это ничто; стать свободным – это все».

Проведя сравнительный анализ основных положений, касающихся формирования жизненного сценария и стиля жизни, в концепциях А.Адлера и Э.Берна, не вызывает сомнения вывод, что оба автора рассматривают человеческую судьбу не как нечто экзистенциальное и неподвластное человеку, а как жизненный план, обусловленный родительским программированием и формирующийся в процессе преодоления трудностей, пережитых в детстве. 

ГЛАВА II. Методы исследования

2.1 Сценарный вопросник, как метод исследования жизненного сценария человека

В первом разделе данной главе будет рассмотрен сценарный вопросник Э.Берна, позволяющий определить жизненный сценарий человека.

Чтобы ясно понять сценарий, необходимо понять каждый его аспект, историю каждого аспекта и его взаимоотношения с другими аспектами. Удобнее это сделать, располагая вопросы в хронологическом порядке. По каждой теме формулируется один вопрос, предназначенный для извлечения максимума полезной информации. Включены и другие вопросы, которые помогут выяснить подробности.

В сценарном вопроснике вопросы приводятся в хронологическом порядке.

1) Дородовое влияние

Важнейший вопрос, который можно задать относительно влияния предков, таков: «Какой образ жизни вели ваши дедушка и бабушка?». Ответы на этот вопрос бывают четырех типов.

1. Гордость

2. Идеализация

3. Соперничество

4. Личный опыт

Следующий фактор, влияющий на жизненный сценарий человека – это сцена зачатия. Ситуация, в которой произошло зачатие человека, может оказать сильное влияние на создание его жизненного плана и предопределить его финал.

Реальная ситуация зачатия может быть названа установкой зачатия. Произошло ли зачатие случайно или в результате страсти, любви, насилия, обмана, злобы или покорности? Если зачатие было запланировано, планировалось ли оно холодно или тепло, просто или сложно, с предварительным обсуждением или по молчаливому согласию? В сценарии ребенка могут возникнуть те же особенности. [2, с.224]

Существуют случаи, когда оба родителя хотят ребенка, причем пол для них не важен. Если женщина, которая в детстве приняла решение выйти замуж и родить много детей, встречает мужчину, принявшего в детстве такое же решение, у их детей хороший старт. Если при этом возникают биологические трудности, ребенок становится еще ценнее, рождение ребенка может рассматриваться как настоящее чудо.

Место на генеалогическом древе – здесь решающий фактор - сценарий родителей. При прочих равных условиях дети следуют сценариям родителей, и это проще всего показать, проанализировав количество и порядок рождения детей в семье.

Часто люди подражают родителям в планировании собственной семьи.

Следующий этап – это имена и фамилии. Имена как указатели типа сценария особенно ясно выявляются в средней школе, когда мальчик или девочка читает об именах и прозвищах в мифологии и истории и когда товарищи более или менее жестко раскрывают перед ними скрытое значение его имени.

Существует четыре способа, с помощью которых имя приобретает сценарное значение: целенаправленно, случайно, по небрежности и легкомыслию и неизбежно.

2) Развитие в детские годы

Начальное сценарное программирование происходит в период грудного вскармливания младенца и осуществляется в виде коротких «протоколов», которые впоследствии могут быть развернуты в запутанные драмы. Именно в это время имплантируется ощущение благополучия и неблагополучия и умение различать их; именно это ощущение отличает настоящих и условных Принцев от настоящих и условных Лягушек. Э.Берн утверждает, что «только катастрофа может превратить прирожденного Принца в Лягушку; только чудо поможет прирожденной Лягушке стать Принцем». [2; 3, с.128]

Следующий шаг в развитии сценария – поиск сюжета с соответствующим финалом, ответ на вопрос: «Что происходит с таким как я?» Ребенок знает, поскольку его этому научили, будет ли он Победителем или Неудачником, как он должен относиться к другим людям, как будут обращаться с ним другие и что значит «быть похожим на меня». Рано или поздно он услышит историю о ком-то, «похожем на него», и эта история растолкует ему, к чему он стремится. Это может быть сказка, прочитанная матерью, рассказ бабушки о предках с Золотого Берега или легенда об уличных гангстерах, которую он услышал на углу. Но, услышав это, он узнает и говорит: «Это обо мне!» и эта история становится его сценарием, и всю остальную жизнь он проведет, стараясь ей соответствовать. Судьбу индивидуума определяет не взрослое планирование, а решения, принятые в детстве. Неудивительно, что дети часто копируют жизненный план с сюжета любимой сказки. Удивительно то, что этот план сохраняется и в двадцать, и в сорок, и в восемьдесят лет и, в конечном счете, побеждает даже «здравый смысл».

Сценарный аппарат состоит из семи элементов. Выигрыш, финал, или проклятье; предписание, или стопор; провокация, или толчок, - эти элементы контролируют развертывание сценария и потому называются контролирующими механизмами. Так, выигрыш может быть сведен к четырем вариантам: одиночество, бродяжничество, сумасшествие и смерть.

Предписание – самый важный элемент сценарного аппарата и варьируется по интенсивности. Предписания, как и финальный выигрыш, обычно осложняются тем обстоятельством, что у большинства детей два родителя. Так, один родитель может сказать: «Не строй из себя умника», а другой: «Не будь дураком». Такие противоречия ставят ребенка в трудное положение. [2, с.226]

Родительские образцы влияют на сценарий. Обычно контроль исходит от родителя противоположного пола, а образец – от родителя того же пола. В любом случае образец – это путь для осуществления сценарных директив. В возрасте от шести до десяти лет ребенок строит скелет своего сценария. И помогают ему в это сказочные сюжеты и герои. Когда ребенок слушает сказку, сам процесс порой становится для него более реальным и захватывающим, чем ее содержание. И, в конечном счете, он получает то, что искал:

а) героя, на которого он хотел бы походить;

б) злодея, которого мог бы простить;

в) тип человека, каким он хотел бы стать;

г) фабулу – набор возможностей, позволяющий переключаться с одной на другую;

д) набор персонажей, которые мотивируют переключения;

е) характер – набор этических стандартов, который позволяет оправдывать чувства гнева, боли, вины, сознания своей праведности или торжества.

Если позволят внешние обстоятельства, жизнь человека будет построена в соответствии с планом, который он создал на основе этого скелета. По это причине важно знать, какова была его любимая сказка в детстве, потому что таков будет сюжет его сценария со всеми его недостижимыми иллюзиями и трагедиями, которых можно избежать.

В этот же период ребенок пытается определить, какие чувства он будет пускать в ход. Чувств, встречающее одобрение, становится своего рода условным рефлексом, который может сохраниться на всю жизнь.

Детские иллюзии обычно связаны с наградами за хорошее поведение и с наказаниями – за плохое. Для маленьких детей в качестве иллюзии выступает Санта Клаус, который следит за поведением и ведет счет. Иллюзии – это те самые «если только…» и «когда-нибудь…», на которых большинство людей строят свое существование.

3) Юность

У очень многих молодых людей в снах постоянно появляется какое-нибудь животное или иногда растение. Это их тотем. Многие женщины хотели бы стать кошкой и часто говорят об этом. Движения рук и нок женщин в социальной ситуации обычно стилизованы, но можно догадаться об их животных-тотемах, наблюдая за движениями головы.

Обычно в возрасте шестнадцати лет от тотемизма отказываются. Если он сохраняется и у взрослого в форме снов, фобий, подражания или хобби, его обязательно следует принимать во внимание.

Наряду со многими переменами для этого возраста характерны частые физические реакции. Юношу часто бросает в пот, руки у него трясутся, сердце бьется усиленно; девушки краснеют, в животе урчит. Изучение этих реакций может определить, какая «психосоматическая» болезнь сыграет главную роль в их сценарии.

То как человек демонстрирует себя другим, выражается в его «футболке». «Футболка» - это одна - две краткие выразительные фразы, говорящие каково любимое времяпрепровождение человека, какова его игра, его чувства, его прозвище, кто герой и каков его тотем. [2] Сценарная футболка – это отношение, которое ясно видно из поведения человека, так же ясно, как будто у него на футболке написан лозунг.

4) Зрелость и смерть

Ожидаемая продолжительность жизни может являться разрешением или не разрешением прожить столько-то лет, со стороны отца, матери, родственника или вымышленного героя. Человеку необходимо разрешение чтобы прожить больше, чем он себе отмерил исходя из своего сценария.

Сцену смерти можно считать ключевой в понимании сценария человека. Сцена смерти – это резюме жизненной цели человека. Надписи на могильной плите говорят о человеке то, выполнил ли он предписание своего сценария и следовал ли он своему антисценарию. Если человек отвечает, что у него не будет никакого могильного камня, этот ответ тоже имеет свой смысл. Тот, кто ни на что не надеется в жизни, не надеется и на смерть. [3;8]

Вопросы сценарного вопросника, сформулированные на основе всех этапов жизни человека с рождения до смерти, могут дать довольно полное представление о жизненном сценарии.

Такие разделы, как - «выбор терапевта», «сценарий в лечении» в данной работе не рассматриваются.

Берн считает, что проблема сценария – решающая для человека: все значение жизни зависит от того, истинна ли теория сценариев. Если мы свободны в своих поступках, это одно; если же мы проводим все свое время и совершаем самые важные поступки, следуя инструкциям, полученным в младенчестве и раннем детстве, но при этом испытываем иллюзию свободы, это совсем другое.[2, с.551] Анализ сценарного вопросника является ключом к пониманию сценария человека.

2.2 Анализ ранних воспоминаний, как ключ к пониманию жизненного стиля личности

В этом разделе будет рассмотрен метод анализа ранних воспоминаний, как источник выявления индивидуального жизненного стиля личности.

А.Адлер утверждает, что «каждое воспоминание, каким бы тривиальным оно не казалось человеку, представляет для него что-то достопамятное. Само по себе событие, описанное в воспоминании не так важно, как тот факт, что именно это переживание настойчиво сохраняется в памяти и используется для кристаллизации того значения, которое придается жизни. Каждое воспоминание – это напоминание». [6, с.67] Также Адлер подчеркивает, что не бывает «случайных воспоминаний»: из бесчисленного множества впечатлений, которые выпадают на долю человека, он выбирает для запоминания только те, которые, хотя и смутно, но ощущаются им как связанные с его нынешнем положением. Эти воспоминания представляют собой «Историю моей жизни»; историю, которую человек повторяет, чтобы предостеречь себя или утешить себя, чтобы поддержать направленность на избранную цель, чтобы с помощью прошлых переживаний подготовить себя ко встречи с будущим, используя уже проверенный стиль жизни».

«Воспоминания никогда не могут вступать в противоречие со стилем жизни. Если стиль жизни меняется, воспоминания тоже изменятся: человек будет вспоминать другие случаи или по-другому интерпретировать те случаи, которые он помнит». [1; 6, с.67]

Метод ранних воспоминаний имеет ряд следующих преимуществ:

1) Люди с готовностью идут на то, чтобы рассказать или описать свое раннее воспоминание.

2) Нет никакой нужды в том, чтобы пытаться установить «надежность» ранних воспоминаний. «Для психологических целей безразлично, является ли воспоминание, которое человек считает первым, действительно самым ранним событием, которое он может вспомнить и даже является ли оно вообще воспоминанием реального события. Воспоминания важны только в той мере, в какой они за таковые «принимаются»: их значение – в интерпретации и в их способности переносить что-то в настоящую и будущую жизнь».

3) Компактность и простота метода позволяет использовать его для групповых исследований.

Таким образом, метод ранних воспоминаний отвечает требованиям объективного исследования личности: Объективный тест – это методика для получения индивидуальных значений, отражающих реакции испытуемого на специфический набор стимулов или их последовательность, при условии, что испытуемый:

а) либо не знает истинного значения своей реакции;

б) либо лишен всякой возможности изменять свою реакцию в желаемом для себя направлении. [7, с.341]

Метод ранних воспоминаний имеет следующие ограничения.

Иногда люди не дают ответа или заверяют, что они не знают, какое событие было первым; «Люди, которые говорят, что у них «нет ранних воспоминаний» - позволяют нам придти к заключению, что их детство не было приятным. Мы должны задавать им наводящие вопросы, чтобы обнаружить то, что нам нужно. В конце концов, они всегда что-то вспоминают». В таких случаях человеку можно предложить человеку «придумать воспоминание».

На желание и способность клиента воспроизвести какое-либо раннее воспоминание могут отрицательно повлиять разнообразные факторы: травмирующие события детства, например, инцест или какое-либо злоупотребление ребенком; изменение жизненного стиля, к которому не подходит никакое действительное воспоминание; мозговые нарушения и неврологические расстройства или просто недостаточное доверие по отношению к терапевту и терапевтическому процессу.

Ранние воспоминания могут отражать текущее состояние субъекта, обусловленное какими-то серьезными внешними факторами. В этом случае они могут приобретать скорее ситуативно, а не фундаментально обусловленное значение.

«Использование воспоминаний для стабилизации настроения легко видеть в обычном поведении. Если человек переживает поражение и утрачивает уверенность в своих силах, то он вспоминает прежние случаи поражений. Если он в меланхолии, все его воспоминания меланхоличны. Когда он воодушевлен и исполнен смелости, он выбирает совершенно другие воспоминания: случаи, которые он вспоминает, приятны, и подтверждают его оптимизм. Аналогичным образом, если он чувствует, что столкнулся с некой проблемой, он будет призывать воспоминания, которые помогают развить в себе состояние, нужное для встречи с нею». [5; 6]

Метод ранних воспоминаний, являясь проективной методикой, разделяет обычный их недостаток – произвольность интерпретаций.

Адлер не оставил подробно разработанной системы интерпретации ранних воспоминаний. В своих произведениях он лишь на примерах показывает, как могут быть истолкованы те или иные их элементы, не забывая напомнить, что в психологии «все может быть совсем по-другому». [6; 9,с.171]

Существуют многочисленные методы количественно оценивать воспоминания по различным характеристикам, значимым для Индивидуальной психологии: рождение брата или сестры; болезнь; смерть кого-либо из близких; активность; стремление к цели; принятие или отвержение окружающими и т. п.

В данной работе будут использованы: шкала оценки ранних воспоминаний и шкала оценки зрелости психологической темы.

Шкала оценки ранних воспоминаний (Early Recollections Rating Scale – ERRS). Впервые разработана и описана в докторских диссертациях K.E.Altman (1973) и J.Quinn (1973). [6, с.107]

Ранние воспоминания оцениваются по 9-ти различным параметрам социального интереса. Используется 7-бальная шкала оценки, в которой оценка «4» отражает нейтральный или средний уровень параметра, более высокие оценки – более высокий его уровень.

Шкала оценки зрелости психологической темы. Разработана в докторской диссертации M.Mayman (1978), описана M.P.Chaplin, J.L.Orlofsky (1991). [6, с. 114-115]

Зрелость психологической темы, отраженной в раннем воспоминании, предположительно должна отражать зрелость (или незрелость) нынешних проблем и поступков субъекта.

Процедура получения воспоминаний

У Адлера нет указаний на то, как именно он собирал ранние воспоминания. И поэтому, все указания по поводу процедуры получения ранних воспоминаний принадлежат уже его последователям и ученикам. При этом не существует универсального метода получения и оценивания ранних воспоминаний.

По мнению одних авторов, процесс получения ранних воспоминаний «важнее самой методики». По мнению других, преимущество методики в том и состоит, что она не требует от инструктора никаких специальных навыков.

По процедуре обследования испытуемым предлагается дать письменное изложения самого раннего воспоминания. Подчеркивается значение следующих моментов:

  • старайтесь быть как можно более конкретным;
  • не давайте «обзоров», то есть воспоминаний о случаях, которые повторялись много раз;
  • не отказывайтесь давать воспоминание, даже если вы не абсолютно уверены, что это действительно случилось с вами;
  • включайте все, что помните, даже то, что вам кажется незначительным;
  • описывайте только то, что относится к возрасту до 8 лет;
  • описывайте чувства, даже если они противоречивы;
  • опишите наиболее яркую часть;
  • называйте имена присутствующих в воспоминании людей;
  • опишите то, что случилось до и после этого, и чувства, которые в это время возникли;
  • попытайтесь высказать догадку по поводу цели своего поведения;
  • укажите примерный возраст, к которому относится воспоминание.

Предлагаемая инструкция для процедуры получения ранних воспоминаний:

«Возьмите лист бумаги, ручку и опишите ваше самое раннее воспоминание о каком-либо событии, которое произошло в возрасте до 8 лет. Записываете, пожалуйста, все, что приходит в голову, не опуская никаких подробностей, которые всплывут в вашей памяти. Запишите все, что только сможете, постарайтесь ничего не пропустить. Дайте свое название вашему воспоминанию. Опишите свои чувства по поводу этого события».

При анализе воспоминаний, почти всегда предпочтение отдается первому воспоминанию, и второе используется лишь в том случае, если первое не удается проанализировать удовлетворительно.

Адлер придает большое значение подробностям и формулировкам: в нюансах построения фразы, использования тех или иных выражений и метафор отражаются оттенки, а порой и контрастные отношения значений.

«Ранние воспоминания – пишет Адлер, - это всего лишь намеки, не они являются причиной происходящего. Они больше похожи на отпечатки того, что произошло, и того, какое это получило развитее. Они показывают движение к цели и то, какие для этого преодолевались препятствия. Они рассказывают почему человека стала привлекать одна сторона жизни больше, чем другая». [1, с.91] Изучение ранних воспоминаний помогает увидеть ситуацию в истинном свете. 

ГЛАВА III. Экспериментальное исследование

3.1 Анализ ранних воспоминаний

1) воспоминание А-1.

«Мой День рождения»

Это было 3 июня 1992 г., мне исполнилось 7 лет. Мама с папой лежали в больнице в Одессе т.к. папа был тяжело болен.

Я, как настоящий ребенок, хотела Дня рождения. Не предупредив ни бабушки, ни дедушку, взяла 3-летнего братика за ручку и двоюродную сестру и пошли приглашать гостей. Помню, было очень жарко, но я все равно пол дня ходила по всему селу, чтобы пригласить одноклассников, соседей, друзей, родственников.

Прейдя домой, я известила бабушку, что ко мне прейдут гости. Бабушка была, конечно, в шоке, у нее ничего не было приготовленного и как так можно! Но, зато, мне было весело, потому что я именинница. Сейчас я думаю, что это абсолютно дурной поступок.

Где-то к часам 5 стали собираться гости, все с цветами, подарками. Мне было очень интересно, что мне подарят. Бабушка не растерялась, а позвала вторую мою бабушку, чтоб она ей помогла приготовить. Мы сели за стол, поели, а потом начались игры. Мы бегали по всему дому, по комнатам, по улице, по огороду допоздна.

Сейчас я смеюсь над своим поступком и думаю, как я могла. Но нахожу только один ответ, просто с первых лет жизни я научилась, что мне справляют День рождения с тортом, с гостями и подарками. И это продолжается до сегодняшнего дня.

Контент-анализ

1. Присутствующие в воспоминании люди.

1.1 Присутствие матери

1.1.а. Присутствие матери может проявиться у человека с жизненным стилем избалованного ребенка

1.1.б. Субъект нуждается в большем внимании матери

1.1.в. Мать присутствует в воспоминаниях хорошо адаптированных благодаря ей субъектов

1.2. Присутствие отца

1.2.а. Ребенок обращается к отцу из-за неудовлетворенных отношений с матерью и/или в связи с рождением следующего ребенка

1.2.б. Отец присутствует в воспоминании избалованного ребенка, восстающего против строгого отца

1.3. Братья и сестры - присутствует брат «взяла 3-летнего братика»

1.3.а. Присутствие брата может свидетельствовать о развенчании, «детронизации»

1.3.б. Присутствие брата может отражать несамостоятельность и зависимость от него

1.3.в. Присутствие брата или сестры свидетельствует о соперничестве

1.3.г. Присутствие брата может отражать развитие социального чувства и сотрудничества, возможно, и неудачное.

1.4. Двоюродные братья и сестры – присутствует двоюродная сестра: «двоюродную сестру»

1.4.а. Может свидетельствовать о расширении поля социального действия субъекта, распространения его за пределы собственной семьи

1.5. Присутствует бабушка и дедушка

«ни бабушки, ни дедушку», «известила бабушку», «Бабушка была», «Бабушка не растерялась», «вторую мою бабушку»

1.5.а. Присутствие бабушки может означать, что она баловала ребенка и «испортила» его

1.5.б. Упоминание бабушки, наряду с другими близкими родственниками в дружеской атмосфере может означать исключение остальных людей и, следовательно, недостаточную социальную адаптацию

1.6. Посторонние чужие люди - присутствуют «приглашать гостей», «пригласить одноклассников, соседей, друзей, родственников»

1.6.а. Ребенок осознает себя как часть общества, распространяет свой интерес на других людей и сотрудничает с ними

1.6.б. Посторонние люди воспринимаются как опасность

1.6.в. Присутствие посторонних людей отражает несамостоятельность и страх остаться одному

2. Тип событий

2.1. Опасностей, несчастных случаев, телесных и других наказаний: нет

2.2. Болезнь отражает страх перед ней и стремление лучше подготовится ко встречи с ней, став врачом, медсестрой – «папа был тяжело болен»

2.3. Присутствует проступок – «Не предупредив ни бабушки, ни дедушку», «Сейчас я думаю, что это абсолютно дурной поступок», «как так можно», «как я могла»

3. Способ восприятия ситуации субъектом.

3.1. Преобладающие вид чувствительности

1) тактильный – «было очень жарко»

2) моторный – «пошли приглашать», «ходила по всему селу», «мы бегали по всему дому»

3.2. Ощущения принадлежности.

«Я», «но я все равно», «я известила», «ко мне прейдут», «мне было», «я именинница», «я думаю», «Мне было», «что мне подарят», «я смеюсь», «как я могла», «я научилась» - «Я» - ситуация.

«Мы сели», «Мы бегали» - большое развитие социального чувства и сотрудничества

3.3. Эмоции и чувства.

«мне было весело», «мне было очень интересно»

4. Дополнительные категории

Субъект активен, радостен, среда дружественная, субъекта принимают.

На основе данных контент-анализа, определим возможные формулы жизненного стиля:

«Жить – значит не отказывать себе в удовольствиях»;

«Жизнь – это удовольствие, за которое платит совесть»;

«Жить – значит поступаться своими интересами в пользу других»;

«Я делаю ошибки, но извлекаю из них уроки»

После беседы и обсуждения формул жизненного стиля с А, формула «Жить – значит поступаться своими интересами в пользу других» была отвергнута. Подтверждение получила формула «Я делаю ошибки, но извлекаю из них уроки».

Количественный анализ

1. Шкала оценки ранних воспоминаний

Ранние воспоминания оцениваются по 9-ти различным параметрам социального интереса. Используется 7-бальная шкала оценки, в которой оценка «4» отражает нейтральный или средний уровень параметра, белее высокие оценки – более высокий его уровень.

Разделы Параметры
А. Поведение субъекта по отношению к среде. 1. отъединенное 1 2 3 4 5 6 7 общительное
2. пассивное 1 2 3 4 5 6 7 активное
3. агресивное 1 2 3 4 5 6 7 благожелательное
4. зависимое 1 2 3 4 5 6 7 независимое
Б. Индивидуальное эмоциональное переживание среды. 5. угрожающая, фрустрирующая 1 2 3 4 5 6 7 дружественная, заботливая
6.  отвергающая 1 2 3 4 5 6 7 принимающая
7.утратил уверенность в себе, испытывает чувство несостоятельности 1 2 3 4 5 6 7 уверен в себе
8. угнетенн 1 2 3 4 5 6 7 радостен
9. с ним дурно обращаются 1 2 3 4 5 6 7 с ним хорошо общаются
Полный вариант статьи: Сравнительная характеристика сценариев в концепциях А. Адлера и Э. Берна
Просмотров: 1562
Категория: По направлениям » Трансактный анализ




Другие новости по теме:

  • Маслов М. Н. Сценарий жизни и судьба. Механизмы развития и реализации сценария жизни
  • Стюарт Ян, Джойнс Вэн. Жизненный сценарий. Как мы пишем историю своей жизни
  • Вербова Изабелла. Сценарий жизни - жизнь течет по запрограммированному пути?
  • Готлиб Татьяна. Игры, в которые играет с нами судьба, или что такое жизненный сценарий
  • Осознание жизненного сценария (или жизнь по программе)
  • Назаренко Анна. Сценарий жизни. Победитель, Непобедитель, Неудачник
  • Иванова У. В., Соколова Е. В. Влияние негативных родительских посланий на сценарии жизни детей
  • Мелия М. Пишем сценарий жизни
  • Литвиненко Константин и София. Основные жизненные позиции человека
  • Кремнева Ася, Алтухова Наталья. Как переписать сценарий жизни? — 4 практические рекомендации
  • Жаркова Л.Г. Формирование через сказку жизненного сценария и психотерапия
  • Гросс Бригитте. Сказки как указание на жизненный сценарий, идентификации и другие перенятые чувства
  • Упражнения для выявления жизненного сценария
  • Ушакова Татьяна. "Да, но..." - игра или стиль жизни?
  • Андраханова Наталья. Сценарии жизни, мешающие успеху
  • Горностай П. П. Из дебрей жизненного сценария, или Трансактная психодрама
  • Кронин С. И. Базовые Игры Человека
  • Нечестная игра как способ жизни
  • Коноваленко М. Ю. Анализ причин поведения людей в ситуациях искажения информации
  • Гусаковский В.Е. ПЕТР I. Портретный психологический очерк на основе теории жизненных сценариев Э.Берна
  • Латынина Юлия. Игры, в которые играют нации. Нации, которые играют в игры
  • Литвак Борис. Игры, в которые играют мамы
  • Борисов Д. Е. Игры, в которые играют кодированные алкоголики
  • Смелых Любовь. Как люди манипулируют друг другом: кто Преследователь, кто Жертва, кто Спасатель...
  • Остапенко Наталья. Родительские послания и предписания, формирующие наш жизненный сценарий
  • Лазаренко Елена. Родительские послания и жизненный сценарий
  • Штайнер Клод. Покорность, или почему мы допускаем контроль со стороны других
  • Гулдинг Мэри М. Краткосрочная терапия изменения решения при лечении клиентов, пострадавших в детстве от насилия
  • Гулина М. А. Транзактный анализ после Э.Берна
  • Жизненный сценарий. Почему я опять так поступаю?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          
    <НА ГЛАВНУЮ>