Трансакционный анализ материнской патологии

Автор: Ховрачев А. П., Ховрачева О. В.   

Предлагаемая вашему вниманию работа касается изучения влияния жизненных позиций и функциональных эго-состояний на состояние соматического здоровья и патологию беременности и родов, которое проводилось в рамках пилотного исследовательского проекта “Перинатальное сценарное программирование”. Здесь мы рассматриваем Родительский полюс сценарной матрицы (C.Steiner, 1974). И поскольку мать является, пожалуй, наиболее значимой Родительской фигурой для ребенка, ее состояние в момент передачи первых сценарных предписаний представляет исключительный практический и теоретический интерес.

В исследование было включено 48 женщин (все находившиеся в роддоме № 1 г. Рязани на момент его проведения) в возрасте от 17 до 40 лет, которые заполнили опросник «ОК-Томас» [1] для построения ОК-Коррала испытуемых и опросник личностного стиля J.Hay (1996) для выявления их эгограммы. Экспериментально-психологические данные были дополнены клинико-анамнестическими све­дениями.

В таблице 1 представлена общая клиническо-анамнестическая характеристика исследованной группы рожениц.

В целом, каждая роженица, оказавшаяся в исследованной группе, имела ту или иную степень нарушения состояния здоровья или патологии беременности и родов, что полностью соответствует результатам аналогичных клинических исследований (Е.А.Чернуха, 1991; М.М.Шехтман, Т.П.Бархатова, 1982; F.Arias, 1984). Однако нас интересовал не данный общеизвестный факт, а наличие и характер взаимосвязи выявленных отклонений от особенностей копингового стиля (интенсивности использования функциональных эго-состояний и жизненных позиций) рожениц.

Общий рисунок личностного стиля рожениц представлен в усредненной эгограмме на рисунке 1.

Рисунок 1. Эгограмма рожениц

Как видно на рисунке эго-состояние Контролирующего Родителя (КР) было минимальным (P<0,001). Заботящийся Родитель (ЗР) превалировал над другими на значимом уровне (P<0,03), за исключением эго-состояния Адаптированного Дитя (АД). Выраженность эго-состояний Взрослого (В), Свободного Дитя (СД) и АД не различались между собой. В целом, полученная эгограмма выглядит довольно стандартным образом и не свидетельствует о беременности и родах как о серьезном психическом расстройстве.Более детальный анализ взаимосвязи выраженности отдельных эго-состояний с акушерской патологией оказался не столь обнадеживающим. Так, например, наиболее доминирующее эго-состояние ЗР позитивно коррелировало на значимом уровне с акушерской патологией во время прошлых беременностей (r=0,253; P<0,05), соматической патологией, ассоциированной с беременностью (r=0,327; P<0,02) и патологией родов (r=0,259; P<0,04). Такой характер взаимоотношений позволяет говорить о преобладании негативного компонента в эго-состоянии ЗР, который результируется в позиции Спасителя (S.Karpman, 1968) и, следовательно, попытках разрешить проблемы собственного депрессивного радикала за счет самопожертвования.

Эго-состояние КР также оказалось позитивно связанным с акушерской патологией во время прошлых беременностей (r=0,297; P<0,03), патологией прошлых родов (r=0,310; P<0,02) и нарушениями лактации (r=0,377; P<0,004). Вновь мы вынуждены констатировать высокую степень обесценивающего поведения, выражающегося в роли Преследователя и аутоагрессивных реакциях. Единственное исключение составила отрицательная корреляция выраженности КР с патологией настоящих родов (r= -0,400; P<0,003).

Таким образом, увеличение активности ЗР и КР у обследованной нами группы рожениц представляется целесообразным расценивать как проявление одной из четырех форм пассивного поведения - беспомощности и насилия, что позволяет использовать в системе психопрофилактики родов классические рекомендации A.W.Schiff & J.L.Schiff (1971).

Эго-состояние АД было положительно связано с патологией раннего развития матерей (r= 0,248; P<0,05), что продолжает тему пассивности Родительских эго-состояний. Но нарастание АД сопровождается статистически значимым снижением уровня патологии предшествующих родов (r= -0,300; P<0,03) и нарушений лактации (r= -0,263; P<0,04). Анализ причинных связей данных корреляций показал, что это снижение происходит за счет увеличения патологии плода во время беременности (r= 0,417; P<0,003), снижения роста и веса новорожденного (r= -0,320; P<0,02 и r= -0,250; P<0,05, соответственно) и нарастания нарушений питания новорожденного (r= 0,279; P<0,03). Таким образом, здесь мы имеем дело с передачей патологии следующему поколению. Это является, пожалуй, самым ранним случаем эпискрипта F.English (1969), известного как процесс передачи «горячей картошки». Безусловно, этот момент должен быть одним из главных фокусов коррекционной работы в психо­профилактических занятиях с беременными.

Дополнительным подтверждением негативной нагруженности эго-состояния АД у рожениц явилась его положительная взаимосвязь со временем между поступлением женщины в роддом до момента самих родов (r= 0,300; P<0,03), что можно интерпретировать как приглашение в патологический симбиоз или как крючок в психологических играх.

Конструктивное отношение к своему поведению, проявляющееся в функционировании эго-состояния В, позитивно коррелировало с уменьшением времени между поступлением женщины в роддом и моментом самих родов (r= 0,310; P<0,02). Кроме того выраженность В эго-состояния отрицательно соотносилось с акушерской патологией во время прошлых беременностей (r=-0,410; P<0,003) и патологией прошлых родов (r=0,365; P<0,006). В целом, полученные результаты соответствуют теоретической позиции ТА о проблемно разрешающей функции В эго-состояния, увеличение которого могло бы стать целью терапевтической работы с беременными.

Похожие психотерапевтические рекомендации можно отнести и к эго-состоянию СД, увеличение активности которого положительно коррелировало с уменьшением патологии настоящих родов (r=0,270; P<0,04) и отражалось в существенном сокращении акушерской патологии во время прошлых беременностей (r=0,230; P<0,06).

Если поведенческие паттерны адаптации описываются через функциональные эго-состояния, то глубинные механизмы копингового стиля логичнее соотносить с базисными жизненными позициями. Усредненная диаграмма, отражающая ОК-коррал исследованной группы женщин, представлена на рисунке 2.

Рисунок 2. Диаграмма ОК-коррала рожениц.

Как видно на диаграмме, третья жизненная позиция “Я ОК, Ты не-ОК” выражена в меньшей степени (P<0,01,0,04), тогда как остальные - приблизительно равны. Обращает на себя внимание существенная величина второй “Я не-ОК, Ты ОК” и особенно четвертой “Я не-ОК, Ты не-ОК” жизненных позиций, свидетельствующих о значительной базальной патологии личности.

Корреляционный анализ связей между жизненными позициями и активностью функциональных эго-состояний (А.П.Ховрачев, О.В.Ховрачева, 2001) подтвердил вывод о включении Родительских эго-состояний в соответствующие позиции треугольника Karpman, который был получен при изучении взаимосвязи поведенческих паттернов с соматической и акушерской патологией матерей. Так, эго-состояние ЗР обнаружило статистически значимую позитивную зависимость как с жизненной позицией “Я не-ОК, Ты ОК” (r=0,547; P<0,001), отражающей депрессивность сценарного решения самой родильницы, так и с позицией “Я не-ОК, Ты не-ОК” (r=0,260; P<0,04), являющейся источником хамартических сценариев. Данное эго-состояние находилось в обратной взаимосвязи с жизненной позицией “Я ОК, Ты не-ОК” (r= -0,410; P<0,003), что свидетельствует о предпочтении переключения к конкурирующему симбиозу Детского типа и роли “Жер-твы” для подтверждения правильности сценарных решений.

Выраженность эго-состояния КР позитивно коррелировало на статистически значимом уровне с жизненной позицией “Я ОК, Ты не-ОК” (r=0,458; P<0,001) и негативно - с позицией “Я не-ОК, Ты ОК” (r= -0,490; P<0,001), отражая наличие у ряда родильниц защитного механизма паранойяльного типа и готовности занять место “Преследователя”. В этой связи, получает свое объяснение обнаруженная негативная взаимосвязь данного поведенческого стиля с патологией текущих родов. Это тот же самый четвертый тип пассивного поведения, но с внешне направленной канализацией агрессии.

Верность сделанного заключения была подтверждена в ходе изучения корреляционных связей между жизненными позициями и материнской патологией. Как и следовало ожидать, паранойяльная экзистенциальная позиция “Я ОК, Ты не-ОК” имела значимые отрицательные коэффициенты с выраженностью патологии настоящих родов (r= -0,350; P<0,01) и соматической патологией, ассоциированной с беременностью (r= -0,301; P<0,03).

Жизненная позиция “Я не-ОК, Ты ОК” отражала аутодеструктивный депрессивный копинговый стиль и позитивно коррелировала с акушерской патологией во время прошлых родов (r=0,326; P<0,02).

Наиболее нарушенная базовая стратегия адаптации, вытекающая из жизненной позиции “Я не-ОК, Ты не-ОК”, обнаружила негативные черты как паранойяльной, так и депрессивной позиций. Депрессивный радикал проявился в позитивной корреляционной зависимости выраженности данной экзистенциальной позиции и соматической патологии, ассоциированной с беременностью (r=0,404; P<0,003). Паранойяльная тенденция обеспечивала отрицательную взаимосвязь с патологией во время прошлых родов (r= -0,503; P<0,001), с акушерской патологией во время прошлых беременностей (r= -0,380; P<0,004) и патологией послеродового периода у матери (r=-,257; P<0,04).

Избегающая экзистенциальная позиция также, как и эго-состояние АД, была положительно связана с увеличением времени между поступлением женщины в роддом до момента самих родов (r=0,252; P<0,04), создавая, таким образом, возможность для развития патологических копинговых стратегий.

Здоровая жизненная позиция “Я ОК, Ты ОК”, наоборот, сокращала промежуток времени между поступлением женщины в роддом и моментом ро
дов (r=-0,296; P<0,03). Ее усиление уменьшало выраженность акушерской патологией во время прошлых беременностей (r= -0,300; P<0,03). Однако отсутствие значимых корреляций данной позиции с активностью эго-состояний ЗР и КР, а, особенно, В и СД, при наличии такой взаимосвязи с эго-состоянием АД (r=0,294; P<0,03), говорит о заблокированности конструктивных способов реализации здоровых адаптационных возможностей в данной группе лиц.

Таким образом, проведенный анализ характера взаимосвязи материнской патологии с поведенческими и глубинными уровнями копинговых стратегий показал наличие довольно тяжелой психологической ситуации в современной акушерской практике. Следует иметь в виду, что остроту положения увеличивает тот факт, что выявленные паттерны адаптации матерей с неизбежностью отражаются на ранних сценарных предписаниях новорожденных. Наше исследование показало, что при рассмотрении суммарного воздействия всех форм передачи сценарного послания “Не живи” (M.Goulding, R.Goulding, 1979) в исследованной группе не осталось ни одного ребенка, который не получил бы его тем или иным способом и по большей части неоднократно. Поэтому крайне актуальной задачей является предоставление беременным профессиональной психотерапевтической помощи или самой по себе, или в рамках системы психопрофилактической подготовки к родам.

Литература:
1. Большаков В.Ю. Психотренинг. Социодинамика, игры, упражнения. СПб., Служба доверия, 1994. - 314 с.
2. Чернуха Е.А. Родовой блок. М.: Медицина, 1991. - 288 с.
3. Шехтман М.М., Бархатова Т.П. Заболевания внутренних органов и беременность. М.: Медици-на, 1982. - 272 с.
4. А.ПХоврачев, О.В.Ховрачева Эго-состояния и жизненные позиции родильниц //Личность в современных исследованиях. Вып.4. -Рязань-Москва-Ярославль, 2001. - С. 110-112.
5. Arias F. High-risk pregnancy and delivery. St.Louis, Toronto, Princeton: The C.V.Mosby Company, 1984.
6. English F. Episcript and the ‘hot potato” game // TAB, V.8, N 32, 1969. - P. 77-82.
7. Goulding M., Goulding R. Changing Lives through Redecision Therapy - Grove Press, New York, 1979. - 297 p.
8. Hay J. Transactional Analysis for Trainers. Watford, UK, Minneapolis, USA, Sherwood Publishing, 1996. - 256 p.
9. Karpman S. Fairy tales and script drama analysis // TAB, V.7, N 18, 1968. - P. 39-43.
10. Schiff A.W., Schiff J.L. Passivity // TAJ, V.1, N1, 1971. - P. 71-78.
11. Steiner C. Scripts people live: transactional analysis of life scripts. New York: Grove Press, 1974.


Источник:
Научно-практический журнал "Вопросы ментальной медицины и экологии", т. VIII, №2, 2002

Просмотров: 952
Категория: По направлениям » Трансактный анализ




Другие новости по теме:

  • Молярук Александр. Эго-состояния. Развитие и гармонизация структуры личности
  • Оллер-Валлехо Хорхе. К вопросу о функциональной модели эго состояний первого порядка
  • Шмаков В. М. Взаимодействие между преподавателем психологических дисциплин и обучаемым как основа развития его личности
  • Шецов А.В. «Что-то со мной не так» или Родительские предписания
  • Готлиб Татьяна. Игры, в которые играет с нами судьба, или что такое жизненный сценарий
  • Чиркова М. А. Сказкотерапия как метод работы с жизненными сценариями
  • Борисов Д. Е. Вирус зависимости или что находится внутри драматического треугольника
  • Драницына Марина. "Возьми себя в руки", или Все, что нужно знать о стрессе
  • Филонович С. Р. Состояния личности и коммуникации
  • Нарицын Н. Н. Психологическая близость. Что это такое?
  • Соболева Е.С. Жизненная позиция в процессе коммуникаций супервизор-супервизируемый
  • Как изменить судьбу, или к гадалке не ходите!
  • Толопило Анатолий. Манипуляции в продажах, или как противостоять скрытому влиянию со стороны покупателей
  • Толопило Анатолий. Как хвост машет собакой, или методы противостояния манипулятивному воздействию со стороны подчинённых
  • Иванова Н.В. Сценарий начинается с... или транзактный анализ для непосвященных
  • Кремнева Ася, Алтухова Наталья. Как переписать сценарий жизни? — 4 практические рекомендации
  • Перминова Н. А. Трансактный анализ, как метод психотерапии
  • Анализ игр как метод транзактного анализа
  • Дэвидсон Крис. Окейность и жизненные позиции
  • Литвиненко Константин и София. Основные жизненные позиции человека
  • Олейник А. Н. Позиционный анализ как средство деятельности сотрудника ОВД в ситуациях конфликтов
  • Хлебова Вероника. А что у нас с сексом?
  • Нарицын Н. Н. "ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ КУПОНЫ". Чем их можно "отоварить" и как их "стригут"?
  • Хлебова Вероника. Как вырастить внутреннего Взрослого
  • Распределение ответственности между участниками коммуникации (треугольник Карпмана)
  • Пьер Николь. Вымогательство (рэкет) в сфере образования. Как защитить себя от вымогательства
  • Папуш М. П. Что делать с Эриком Берном
  • Кривова Ольга. Выпуск 1. Что делать, когда любовь «проходит»?
  • Чеглова И.А., Чеглов В.П. Ментальные вирусы или горе для ума
  • Ферапонтова О. И. Влияние внутригрупповых отношений на развитие личности студента как будущего профессионала



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь