Сказкотерапия как метод работы с жизненными сценариями

Автор: Чиркова М. А.   

Сказкотерапия зарождалась в рамках психоанализа. Зигмунд Фрейд предположил, что в художественных произведениях находят отражение психологические проблемы, существующие у их авторов. Он рассматривал творчество как один из путей сублимации, отреагирования социально неодобряемых тенденций. Именно наличие этих тенденций и вызывает развитие неврозов. Следовательно, анализируя продукты творчества невротика, мы можем определить причину его невроза. Фрейд в своих работах проводил анализ творчества известных писателей, художников, скульпторов. Его последователи распространили этот принцип исследования личности через анализ продуктов деятельности на всех клиентов. Это положило начало развитию целого ряда проективных методик и техник, а так же новых прикладных направлений в терапии. В число этих новых направлений входила и сказкотерапия.

Чаще всего теоретической базой для сказкотерапии становится психоанализ. Но нам кажется, что при этом в стороне незаслуженно остаётся такое интересное психотерапевтическое течение как трансактный анализ. Взявший от психоанализа некоторые свои положения, трансактный анализ, с одной стороны, видит истоки человеческих проблем и неурядиц в детстве, а именно в усвоенных когда-то шаблонах поведения, спасительных в детстве, но бесполезных и даже вредных сейчас. С другой стороны, трансактная психотерапия делает больший упор на активное начало в человеке, на его способность самостоятельно, с опорой на разум, строить свою жизнь. На наш взгляд, это является несомненным плюсом данного направления. В качестве другого достоинства можно назвать лёгкость нахождения общего с клиентом языка, благодаря незагромождённости специальными терминами.

Эрик Берн, родоначальник трансактного анализа, уделял большое внимание анализу сказок. Причём он считал желательной работу с известной и любимой с детства сказкой клиента. Он считал, что в такой сказке скрывается его жизненный сценарий, усвоенный в детстве, и нашедший для себя такую метафорическую форму. Берн дает следующее определение жизненного сценария: «…это постепенно развертывающийся жизненный план, который формируется … в раннем детстве, в основном под влиянием родителей. Этот психологический импульс толкает человека вперед, навстречу его судьбе и очень часто независимо от его сопротивления или независимого выбора…Он определенным образом влияет на поведение человека и иногда приводит к неблагоприятным для него результатам»[ Берн Э. «Люди, которые играют в игры. Игры, в которые играют люди», 2003, с.107]. Если помогут внешние обстоятельства, то жизненный путь человека может соответствовать этому плану жизни. Поэтому психотерапевту очень важно знать любимую сказку или историю из далекого детства пациента, ибо она может составлять сюжет его сценария «со всеми недостижимыми иллюзиями и будто бы неизбежными трагедиями этого человека»[ Берн Э. «Люди, которые играют в игры. Игры, в которые играют люди», 2003, с.128].

Человек, как правило, не осознаёт свой жизненный сценарий и не понимает, что именно толкает его на тот или иной, порой явно иррациональный, поступок. Это происходит потому, что программа, руководящая его поведением, была заложена в детстве, когда рациональный подход к взаимодействию с окружающим миром ещё не выработан. Таким образом, на способность адекватно взаимодействовать с окружающей реальностью сильно влияют усвоенные в детстве, хранящиеся на бессознательном уровне, способы реагирования. Соответственно, в качестве возможных методов коррекции неадекватного поведения, можно предложить:

- осознание неадекватности практикуемых способов взаимодействия с окружающими и рациональное конструирование и отработка более адаптивных;

- проработка и избавление от дезадаптивных стереотипов поведения на бессознательном уровне, через материал, продуцируемый клиентом.

Сказкотерапия может совмещать в себе оба эти направления, и это не единственное её преимущество: психотерапевтическая работа по изменению неблагоприятного сценария предполагает возврат клиента в Я-состояние Ребёнка, так как неадаптивные способы взаимодействия были усвоены именно в детстве. Работа через сказку существенно облегчает вхождение в это состояние. Оптимальным вариантом, как уже говорилось выше, является проработка любимой сказки клиента, но не всегда её можно узнать, этому часто мешает сопротивление. В таком случае клиенту предлагается сочинить сказку самостоятельно.

Если попытаться составить схему анализа сценария, то основными пунктами, на которые следует обращать внимание, будут такие:

1. Позиции-местоимения, выражающие отношение человека к себе, к близким ему людям, к миру в целом (Я - Ты - Они).

2. Предпочитаемая эмоция (эмоция, которую наиболее часто испытывает человек), «купоны» которой он собирает.

3. Собственно сценарий, то есть способ структурирования времени своей жизни, выражающийся во фразах «Никогда», «Всегда», «Снова и снова», «После того, как» и т.д.

Для выяснения сценария можно напрямую спросить человека о том, какой персонаж ему нравился в детстве, либо о его любимой сказке, стихотворении, песенке. К сожалению, испытуемый, как правило, не может ответить на этот вопрос - мешает сопротивление. Поэтому обычно используется сочинение исследуемым собственной сказки с последующим её обсуждением (отношение к тому или иному персонажу, кто из персонажей похож на автора, пересказ сказки от лица выбранного персонажа и т.д.). Такие сказки дают исследователю огромное количество информации, но не все испытуемые способны сочинить сказку, и не всегда на это хватает времени.

Как можно заметить, этот метод предполагает индивидуальное обследование, довольно тесный контакт с испытуемым и наличие определённых навыков интерпретации такого неструктурированного материала.

 

Источник:
СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПРИКЛАДНОЙ ПСИХОЛОГИИ.
Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Т. I . Ярославль, 2006г.

Просмотров: 1650
Категория: По направлениям » Трансактный анализ




Другие новости по теме:

  • Готлиб Татьяна. Игры, в которые играет с нами судьба, или что такое жизненный сценарий
  • Шмаков В. М. Взаимодействие между преподавателем психологических дисциплин и обучаемым как основа развития его личности
  • Жаркова Л.Г. Формирование через сказку жизненного сценария и психотерапия
  • Стюарт Ян, Джойнс Вэн. Жизненный сценарий. Как мы пишем историю своей жизни
  • Гросс Бригитте. Сказки как указание на жизненный сценарий, идентификации и другие перенятые чувства
  • Нарицын Н. Н. Психологическая близость. Что это такое?
  • Петровский Вадим. Трансактный анализ - это игра на всех психотерапевтических инструментах
  • Гулдинг Мэри М. Краткосрочная терапия изменения решения при лечении клиентов, пострадавших в детстве от насилия
  • Латынина Юлия. Игры, в которые играют нации. Нации, которые играют в игры
  • Литвак Борис. Игры, в которые играют мамы
  • Борисов Д. Е. Игры, в которые играют кодированные алкоголики
  • Нарицын Н. Н. "ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ КУПОНЫ". Чем их можно "отоварить" и как их "стригут"?
  • Смелых Любовь. Как люди манипулируют друг другом: кто Преследователь, кто Жертва, кто Спасатель...
  • Осознание жизненного сценария (или жизнь по программе)
  • Перминова Н. А. Трансактный анализ, как метод психотерапии
  • Анализ игр как метод транзактного анализа
  • Кронин С. И. Базовые Игры Человека
  • Горностай П. П. Из дебрей жизненного сценария, или Трансактная психодрама
  • Толопило Анатолий. Манипуляции в продажах, или как противостоять скрытому влиянию со стороны покупателей
  • Иванова Н.В. Сценарий начинается с... или транзактный анализ для непосвященных
  • Толопило Анатолий. Как хвост машет собакой, или методы противостояния манипулятивному воздействию со стороны подчинённых
  • Драницына Марина. "Возьми себя в руки", или Все, что нужно знать о стрессе
  • Упражнения для выявления жизненного сценария
  • Шецов А.В. «Что-то со мной не так» или Родительские предписания
  • Кремнева Ася, Алтухова Наталья. Как переписать сценарий жизни? — 4 практические рекомендации
  • Сказки для девочек, девушек, женщин. Сценарий любви и создания семьи в любимых сказках
  • Маслов М. Н. Сценарий жизни и судьба. Механизмы развития и реализации сценария жизни
  • Как попробовать разгадать свой сценарий?
  • Литвиненко Константин и София. Основные жизненные позиции человека
  • Нечестная игра как способ жизни



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь