О психическом заболевании «шизофрения», возможно, лучше напишут психиатры. Шизофрения может быть результатом как наследственной патологии, так и приобретенной.
Как психолог, я могу высказать одну из точек зрения на шизоидное состояние личности или – как писал Э. Берн – «шизоидный характер» с позиции Трансактного анализа. Термин «шизоидный» произошел от греческого слова «схизис» и означает «расщепление». В случае формирования шизоидной адаптации личности это расщепление Детского эго-состояния, состояния «Я»: есть «Я – безопасное» и есть «Я - небезопасное».
Такое расщепление формируется как шизоидная защита личности в период выживания от 0 до 6 месяцев. Это первичная травма, которая всегда будет связана с взаимоотношениями мать – дитя. Основная трудность ребенка в этот период связана с обстоятельствами возникновения доверия и интимности, когда отсутствует адекватный отклик на физиологические и эмоциональные потребности ребенка. Обычно такое происходит, когда родители холодные и эмоционально отстраненные. Они сами испытывают трудности с коммуникацией и в первую очередь с невербальной коммуникацией. Это очень важно для ребенка, так как сначала он не умеет говорить и мыслить словами. Ребенку жизненно важно чувствовать эмоциональный и физический контакт с матерью, практически полную слитность с ней.
Бывает, что мама допускает небольшие промахи в «подстройке»: там не ответила на улыбку ребенка, на его призыв, там обесценила его потребность в ласке, отвергла, наказала и т.д. Из этих маленьких несоответствий (коммулятивных травм) формируется настоящая травма, как из маленьких песчинок формируется настоящая дюна. Постепенно нарушается взаимосвязь между матерью и ребенком. Ребенок не чувствует себя принятым в отношениях с родителем и не чувствует безопасности. И для того, чтобы выжить ребенок начинает адаптироваться к требованиям окружающего мира. Естественные потребности и функции организма человека отщепляются и прячутся (подавляются и отрицаются), а приспосабливающийся социальный фасад становится как будто собственным «Я».
Ребенок все больше и больше прячется в свой собственный мир. Его внутреннее «Я» становится безопасным и это то место, куда он может уйти в ситуации стресса. Это может быть его личная «норка», «матка», где действительно хорошо и безопасно. И туда человек периодически уходит. Он формирует такое место в себе навсегда. В ситуации опасности или стресса шизоидная личность будет защищаться уходом - убегание по типу ухода в себя. Чуть что, он как черепашка, прыг в панцирь и закрылся, там ему хорошо, тепло, там «Я» находится в каком-то непонятном месте, и человек сам не понимает и не может его описать, потому, что в том периоде у него еще не было слов. Для внешнего мира появляется «Я - небезопасное», фасад. Здесь истинное «Я» прикрыто безопасным фасадом, которое заведомо будет принято окружающими.
Человек находится в состоянии постоянных противоречивых желаний: спрятаться от мира, от людей или быть в контакте с другими людьми. У человека есть огромная потребность в любви и привязанности, поскольку в детстве он не получил безусловной любви, уважения, заботливого обращения к нему как к личности со своими правами и потребностями. Многие клиенты говорят о том, что проживают отношение к себе, как к вещи. Или описывают случаи, когда родители вторгались в их физическое пространство.
Так же ребенок мог в раннем возрасте пережить разрыв привязанности и депрессию брошенности, которые возникают по разным причинам. Либо ребенок, либо мама попали в больницу, либо другие жизненные ситуации. Изначально межличностные отношения для него становятся небезопасными, поэтому они до сих пор могут вызывать у человека тревогу и страх.
Многие клиенты говорят о том, что они чувствуют себя небезопасно рядом с другими людьми. Им небезопасно быть самими собой, проявляться так, как они хотят в своем окружении и в обществе. Они выстраивают фасад из ложного «Я», которое устраивало бы других людей, пряча таким образом себя. Шизоидные клиенты часто будут говорить о том, что в обществе людей они как будто бы «сидят в стеклянной банке и сидят внутри», а все остальные люди за ее пределами. Такое ощущение отрезанности от остального мира может вызывать страх сумасшествия. Как правило, шизоидные клиенты отрезают себя и от своих чувств. Они испытывают серьезные трудности, которые связаны с оценкой реальности, в основном с тем, насколько окружение действительно опасно для них. Они обычно очень чувствительны к изменению пространства, окружения, к межличностной дистанции.
Они могут игнорировать и телесные ощущения. Известный пример, когда человек долго сидит в одной позе, не меняя ее, например как писатели или «компьютерщики» и у них естественно затекают ноги. Человек встает и падает – он просто не чувствует свое тело.
Таким образом, основные проблемы, с которыми клиенты приходят в терапию это:
1. Нарушение доверия к людям и к миру
2. Нарушение личностной безопасности
3. Проблемы с установлением отношений и межличностной дистанции
4. Чувствительность к вторжению в их физические границы
5. Экзистенциальные проблемы
6. Скука и бессмысленность существования.
Работая над этими проблемами, процесс психотерапевтической помощи будет напоминать «заботливое взращивание» внутреннего Ребенка. Это необходимо для того, чтобы человек смог в безопасной обстановке прочувствовать свои истинные чувства и потребности, осознать свои права и получив от терапевта достаточно тепла и уважения, «родиться заново», как «полноправное человеческое существо».
Источник: Психологический кабинет Ольги Кривовой
|