Тест «Личная эгограмма»

Автор: Барановская М. С.   

Одним из методов, оправдавших себя в практике профориентации подбора кадров, является методика исследования ведущих эго-состояний, операционализирующая теорию транзактного анализа Э. Берна.

Согласно транзактному анализу, каждый человек ежеминутно реализует в совсем поведении одну из трех ролей: Взрослого, Родителя (Критикующего или Заботливого), Ребенка (Естественного или Адаптивного). «Родитель» представляет собой авторитарные тенденции индивида, «Ребенок» – подчиненную позицию, «Взрослый» – умение отстаивать собственные мнения и организовать взаимоотношения с другими на основе равноправного партнерства.

Позиция «Родителя» формируется в семье в первые 5 лет жизни и отражает чувства родителей, их поведение, отношения и реакции. У «Родителя» есть все – наказания, правила, тысячи «нельзя», а также: похвала, восхищение, суждения, позиции и отношения, которые определяют как можно и как нельзя что-либо делать. «Родитель» действует двумя способами: помогая и ухаживая, и – критикуя и контролируя. «Критикующий Родитель» оценивает, морализирует, создает чувство вины и стыда, все знает, соблюдает порядок, наказывает, поучает, не терпит несогласия с собственной точкой зрения. «Заботливый родитель» помогает, сочувствует, понимает, утешает, успокаивает, поддерживает, вдохновляет, хвалит.

Если мы чувствуем себя психологически дискомфортно, виной тому «Ребенок». «Ребенок» – это не ребячество, а реакции, характерные для ребенка. «Ребенок» проявляется в двух различных стилях поведения. «Естественный ребенок» непосредственно выражает свои чувства, поднимает бунт. Он спонтанен, импульсивен, эмоционален, любит играть, своенравен, полон чувств, требует внимания и заботы. Он умеет любить, ненавидеть, смеяться, грустить, у него есть способность к творческому мышлению, спонтанность и другие инстинктивные качества, которые мы при воспитании вынуждены в большей или меньшей степени ограничивать или вовсе подавлять.

«Адаптивный ребенок» приспосабливается к окружающему миру и внутренним требованиям. Он поддается влиянию, оправдывается, извиняется, делает комплименты, слушается, соблюдает правила хорошего тона, безынициативен.

Эго-состояния «Родителя» и «Ребенка» – это эмоционально окрашенные роли,  проигрывание которых направлено на удовлетворение эмоциональных потребностей. Например, если руководитель кричит на подчиненного, то делает это не для того, чтобы получить от последнего рациональное объяснение случившемуся, а для того, чтобы выразить эмоцию гнева. Задача подчиненного – дать ему возможность это сделать.

Единственным рациональным эго-состоянием является эго-состояние «Взрослого». Он самостоятельно собирает информацию, обосновывает свой выбор и оценивает свою деятельность, оперирует исключительно фактами, устанавливает причинно-следственные связи, планирует. «Взрослый» разумен, логичен, холоден, объективен, свободен от предрассудков. Все выше перечисленное является основанием для адекватной оценки человеком возникающих ситуаций, способности подбирать конструктивные стратегии их разрешения и дальнейшего прогнозирования возможных последствий.

По мнению Э. Берна, в различных ситуациях мы активизируем различные эго-состояния. Несмотря на то, что человек имеет опыт проигрывания всех представленных ролей, одна из них является ведущей. Это то эго-состояние, в котором человек пребывает наибольшее количество времени. Для выявления соотношения эго-состояний и выделения ведущего используется тест «Личная Эгограмма» (методика исследования ведущих эго-состояний).

Выполните тест!

Инструкция

На этой и следующих страницах Вы найдете 30 утверждений, описывающих различные позитивные убеждения. Вы должны выступить по отношению к себе как честный наблюдатель и решить, до какой степени эти утверждения соответствуют Вашей ОБЫЧНОЙ реакции. Отвечайте настолько спонтанно, насколько это возможно!

Запишите баллы, соответствующие Вашим ответам, по следующей схеме:

Утверждение соответствует:

Совсем нет = 0

В некоторой степени = 1

В достаточной степени = 2

Абсолютно = 3

Утверждения:

  1. У меня высокие требования к людям.
  2. Я люблю, когда вокруг порядок и чистота.
  3. Я думаю, пробовать новое – очень интересно.
  4. Я горжусь успехами своих друзей или коллег по работе.
  5. Я довольно часто шучу и смеюсь.
  6. Мне легко сотрудничать.
  7. Я полон энтузиазма.
  8. Я стараюсь произвести хорошее впечатление.
  9. Я всегда уважаю желание других людей попробовать что-нибудь самостоятельно.
  10. Я считаю, что все чувства хороши.
  11. Я позволяю разуму управлять своими чувствами.
  12. Я часто принимаю спонтанные решения.
  13. Я отвергаю предложения, кажущиеся недостаточно продуманными.
  14. Мне нужен тщательный экономический подсчет, прежде чем вложить деньги.
  15. Когда я вижу, что кто-то допускает ошибку, я сразу же помогаю ему ее увидеть.
  16. Я уделяю особое внимание тщательному планированию.
  17. У меня открытые отношения с окружающими.
  18. Мне нравится оказывать людям конструктивную поддержку.
  19. Я сначала думаю, потом делаю.
  20. Я придерживаюсь общепринятых правил.
  21. Мои решения основываются на фактах.
  22. Если кто-то нарушает наше с ним соглашение, я выясняю с ним эту ситуацию.
  23. Я поощряю людей к развитию своих талантов.
  24. Я останавливаю неподобающее поведение.
  25. Я думаю, важно показать людям, что они вам не безразличны.
  26. Я целеустремленный и организованный человек.
  27. Люди мне действительно не безразличны.
  28. Я четко обозначаю с вои границы.
  29. Я стараюсь избегать провокаций.
  30. Я люблю создавать уют для моих друзей.

Когда вы отметите баллы напротив каждого из утверждений (не пропускайте ни одного), перенесите их в колонки ниже. Сложите цифры в каждой  колонке, проверьте еще раз, правильно ли вы посчитали.

КР             ЗР                 В                 СД                 АД

1…….           4……                11……              3……….              2……….

13……           9……                14…….             5………               6……….

15……           18……               16…….             7……….              8………

22……           23……               19…….             10……...            20…….

24……           27……               21…….             12……...            25……..

28……           30……               26……..            17……...            29…….

_______        _______            _______           ________           _______

Сумма

Нарисуйте свою ЭГОГРАММУ в виде графика-гистограммы: по горизонтали расположите буквенные обозначения ведущих эго-состояний (КР, ЗР, В, СД, АД), по вертикали – баллы от 0 до 18. На графике нарисуйте столбцы, соответствующие степени выраженности у Вас соответствующих эго-состояний и заштрихуйте их (для большей наглядности).

Перейдем к интерпретации полученных Вами результатов. КР – это эго-состояние «Критикующий Родитель», ЗР – «Заботливый Родитель», В – «Взрослый», СД – «Свободный или естественный Ребенок» (Свободное Дитя), АД – «Адаптивный Ребенок» (Адаптирующееся Дитя). Выше Вы можете ознакомиться с содержанием соответствующих ролей и определить модели поведения, которые Вы чаще всего проявляете.

На основе полученных результатов можно определить наиболее соответствующую Вашим личностным особенностям сферу профессиональной активности. Так, люди с преобладающим эго-состоянием «Взрослого» достигают больших успехов в сфере бизнеса, менеджмента и управления. Эго-состояние «Заботливого родителя» имеет высокую значимость в сфере медико-социальной и психолого-педагогической деятельности. «Критикующий родитель» обуславливает эффективность деятельности представителей силовых структур. Так, например, одним из принципов функционирования армейских подразделений является соблюдение жесткой дисциплины и субординации, безоговорочное соблюдение устава и выполнение приказов вышестоящих. Отдавать приказы и наказывать за их невыполнение тоже нужно уметь и обладать для этого определенными личностными особенностями. Эго-состояние «Естественного ребенка» является самым творческим эго-состоянием, поэтому определяет достижения человека в таких сферах, как наука и искусство (актеры, режиссеры, писатели, поэты, художники, музыканты и т.д.). «Адаптивный ребенок» является залогом профессиональной успешности в сфере обслуживания, работы с клиентами. Данное эго-состояние является непременным условием результативности труда официантов, барменов, продавцов, парикмахеров, стюардесс и т.д.

Подготовлено Мариной Барановской по материалам: 

Барановская М.С., Беспанская Е.Д., Конькова О.В. Транзактный анализ в подборе кадров // Актуальные проблемы бизнес-образования: материалы VI Международной науч.-практ. конф., 25 апр. 2007 г., Минск / редкол.: В.В.Апанасович (гл. ред.) [и др.]. – Минск: Изд. центр БГУ, 2007. – С. 23-25.
Штайнер К. Сценарии жизни людей. Школа Эрика Берна. – СПб.: Питер, 2003. – 416 с.

 

Источник:

KARIERA.BY

Просмотров: 3111
Категория: По направлениям » Трансактный анализ




Другие новости по теме:

  • Васильковская Татьяна. Кто ты: Родитель, Взрослый, Ребенок?
  • Мансуров Руслан. Ребенок, Взрослый, Родитель: управляем организационными конфликтами
  • Филиппова Т. В. Ребёнок-Родитель-Взрослый
  • Ижванова Е.М. Когнитивная методика на основе модели Э.Берна
  • Внутренний ребенок
  • Папуш М. П. Внутренний Ребенок
  • Веселкова Елена. Проблемный ребенок
  • Хлебова Вероника. Раненый Ребенок больше не одинок
  • Коноваленко М. Ю. Анализ причин поведения людей в ситуациях искажения информации
  • Хлебова Вероника. Когда нужно сохранять отношения?
  • Оллер-Валлехо Хорхе. К вопросу о функциональной модели эго состояний первого порядка
  • Ржевская Ксения. Внутренний ребенок - второе дыхание для семейной пары
  • Пьер Николь. Вымогательство (рэкет) в сфере образования. Как защитить себя от вымогательства
  • Панюкова Ксения. Сила Контролирующего Родителя
  • Панюкова Ксения. Убить Адаптивного Ребенка
  • Соковнина М.С. Разделение областей профессиональной деятельности психолога
  • Гросс Бригитте. Сказки как указание на жизненный сценарий, идентификации и другие перенятые чувства
  • Гусаковский В.Е. ПЕТР I. Портретный психологический очерк на основе теории жизненных сценариев Э.Берна
  • Карпман Стефан. Анализ ролей и положений в сказках и жизненных сценариях
  • Маринец Алина. Исцеление Внутреннего Ребенка
  • Основные принципы воспитания ребенка
  • Русецкая Жанна. Взрослый доволен свой жизнью
  • Кривова Ольга. Выпуск 1. Что делать, когда любовь «проходит»?
  • Хлебова Вероника. Как вырастить внутреннего Взрослого
  • Олейник А. Н. Позиционный анализ как средство деятельности сотрудника ОВД в ситуациях конфликтов
  • Гулина М. А. Транзактный анализ после Э.Берна
  • Дерендяева Елена. Треугольные отношения
  • Бабич Роман. Чувства и стереотипы
  • Драницына Марина. "Возьми себя в руки", или Все, что нужно знать о стрессе
  • Болтян В.А. Когда мы итожим…



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь