Методы формирования личностной автономности в школьном учебном процессе

Автор: Соковнина М.С.   

Концепция автономности разработана в транзактном анализе. Под автономностью понимается здесь такое качество личности, которое выражается в раскрытии или восстановлении трех способностей – осознания, спонтанности и интимности, а также в способности реагировать на реальность «здесь и теперь». Противоположностью автономности является  зависимость, которая материализуется в нездоровом симбиозе.

Формирование автономности рассматривается как важнейшая часть взросления и формирования зрелой личности. Именно поэтому   так важно принимать во внимание эту концепцию в работе с детьми любого возраста.

Нами была рассмотрена возможность практического применения этой концепции к структурированию учебного процесса, так как современная школа ориентирована в  основном на учебные достижения, и ее успешность как учреждения рассматривается сквозь призму учебных успехов ее учеников.

Прежде всего было проведено исследование в рамках школы причин учебной неуспешности. Было проведено анкетирование учащихся 5-10 классов, имеющих трудности в обучении (оценка  «3» в  триместре ) и учащихся, получивших в триместре по какому-либо предмету оценку «2». Также проводилось анкетирование родителей этих учащихся и учителей, учителей, у которых обучались ученики, получившие триместровую отметку «2». Один из наиболее интересных результатов этого исследования состоял в том, что учителя не смогли в рамках анкеты сформулировать,  владение какими именно навыками самостоятельной работы с учебным материалом они хотели бы видеть в своих учениках. Этот результат подтвердил предварительный вывод из анализа учебного процесса, состоящий в том, что в  школе в учебных взаимоотношениях присутствует сверхконтроль со стороны учителей, пассивность и отсутствие общих учебных навыков у учеников, как результат зависимость их от учителя, пошаговый контроль процесса и тому подобное.

Следующий  этап состоял в разработке и апробации программы учебных занятий, направленных на формирование общих учебных навыков. Он был реализован в форме факультатива для учащихся  5-х классов.

В рамках этого факультатива учащиеся 5-го класса осваивали ряд навыков, которые могли быть использованы ими в дальнейшем как в других учебных ситуациях, так и в других сферах жизни. В частности, важной частью программы  было обучение детей  приемам  самостоятельного анализа структуры и динамики своей учебной успешности, приемам анализа причин учебной  успешности (и/или неуспешности),  методу прогнозирования, формированию  стратегии улучшения учебного результата. Такой подход позволяет, в частности, преодолевать зависимость ученика от оценки результатов его учебного труда учителем или родителем, формированием способности самостоятельно делать эту оценку. Через увеличение числа возможных выборов в поведении  (необходимых для достижения учебных целей) возрастает способность к спонтанности.

В результате реализации такого подхода и учитель становится свободным от необходимости по шагам контролировать учебную деятельность ученика и от рутинной работы.

Формирование автономной личности мы рассматриваем как наиболее эффективный метод профилактики формирования тоталитарных политических режимов, так как именно автономная личность не имеет тенденции вступать в отношения зависимости,  как в семейных отношениях, так и в рамках малых групп, так и в рамках больших социальных общностей.

Безусловно, кроме рассмотренного здесь метода могут быть использованы и многие другие  педагогические и психологические   средства для формирования автономной личности.

 

Опубликовано в сборнике:
Ананьевские чтения: Психология и политика.(Тезисы научно-практической конференции «Ананьевские чтения- 2002) / Под общ. Ред. А.И.Юрьева, Л.А. Цветковой. –СПб.: Изд-во С.-Петерб. Ун-та, 2002. - 472 с., cтр.348-350.

Сведения об авторе
Соковнина М.С., педагог-психолог высшей категории, член Санкт-Петербургского объединения транзактного анализа, филиала Европейской ассоциации транзактного анализа

Просмотров: 954
Категория: По направлениям » Трансактный анализ




Другие новости по теме:

  • Соковнина М. С., Алешин В. Н. Интеграция методов психодрамы и транзактного анализа в психологическом сопровождении участников образовательного процесса
  • Шумилов В. В. Модель коммуникационного процесса и 6 типов личности
  • Жаркова Л.Г. К здоровью ученика через здоровье учителя
  • Анализ игр как метод транзактного анализа
  • Максимова Е. В. Влияние структуры личности на профессиональную успешность менеджеров компаний сферы информационных технологий
  • Гамзина Е.Н. Методы трансактного анализа в решении коммуникативных проблем в паре учитель-ученик
  • Теория транзактного анализа
  • Штайнер Клод. Покорность, или почему мы допускаем контроль со стороны других
  • Морозова Марина. Психология семьи. Алкогольная зависимость
  • Туровец А. А. Транзактно-аналитическая семейная терапия (ТАСТ) – интегративная модель системной семейной терапии с использованием теории и практики транзактного анализа
  • Хохлова Л. П. Трансдисциплинарный холодинамический подход к структуре личности
  • Уилбер Кен. Эффективный синтез транзакционного анализа и гештальт-терапии
  • Молярук Александр. Эго-состояния. Развитие и гармонизация структуры личности
  • Мэри О'Рейли-Нэп, Ричард Г. Эрскин. Ключевые концепции Интегративного Трансактного Анализа
  • Жаркова Л.Г. Психологическое влияние культуры диалога на формирование интроектов в детско-родительских отношениях
  • Макарова Г. А. Консультирование в концепции трансактного анализа при переживании горя
  • Жаркова Л.Г. Формирование через сказку жизненного сценария и психотерапия
  • Сравнительный анализ формирования жизненных стилей и жизненных сценариев в концепциях А. Адлера и Э. Берна
  • Ховрачев А. П., Еремина Е. К. Краткосрочная групповая терапия: ТА здесь и сейчас
  • Коноваленко М. Ю. Анализ причин поведения людей в ситуациях искажения информации
  • Морозова Марина. Сценарий алкогольной семьи. Алкогольная зависимость
  • Кривова Ольга. Мир шизоидной личности
  • Филонович С. Р. Состояния личности и коммуникации
  • Петровский Вадим. Метасловарь трансактного анализа
  • Готлиб Татьяна. Игры, в которые играет с нами судьба, или что такое жизненный сценарий
  • Володин Б.Ю., Володина Л.Н. Использование трансактного анализа в онкологии
  • Потемкина О. Ф., Потемкина Е. В. Развитие психологического анализа: от 3. Фрейда до Э. Берна
  • Лимонова Д. Л. Место трансактного анализа в психотерапии больных наркоманией
  • Макарова Г. А. Лекция по применению трансактного анализа в психологическом консультировании



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь