Упражнение «Папа Римский» (самотерапия по методу «терапии нового решения»)

Автор: Елена Назаренко   

У всех нас есть шрамы прошлого, иначе бы мы не страдали от неразрешимых ситуаций в настоящем.

Я представляю Вашему вниманию одно очень простое упражнение. Оно основано на методе возвращения себя в ситуацию неразрешённого конфликта, переноса её в настоящее и завершения — теперь.

Эта техника придумана психотерапевтами «нового решения». Школа «нового решения» совмещает в себе два подхода: гештальт-практики и трансактный анализ Эрика Берна. Это, однако, не мешает использовать предлагаемое мною упражнение всеми психотерапевтами-практиками без исключения, независимо от их принадлежности к той или иной школе. Можно сказать, что упражнение вошло в общую копилку практической психотерапии. Пройдя, разумеется, строгий конкурсный отбор, то есть — доказав свою эффективность на практике. Упражнение, которое я назвала «Папа Римский» и которое называется ещё иначе «Расширение перспектив», не требует помощи терапевта — оно выполняется самостоятельно. Поэтому — за работу, товарищи...

Если Вы научитесь выполнять это упражнение так же легко, как звоните по мобильнику, то оно запустит в Вас механизмы самоисцеления. Но об этом чуть позже. Итак...

Вспомните ситуацию, которую Вам довелось пережить в Вашем прошлом. Это дожна быть психологическая травма (для Вас), но как бы не очень несерьёзная — не изнасилование, не гибель своего дома в огне, не роковая измена с последующим разводом и разделом имущества.

Что-нибудь вроде такого: в плавательном бассейне (куда Вас повели всем классом сдавать нормативы) у Вас расстегнулся лифчик и над вами смеялись все школы, приведённые туда в этот же день, включая ... лучшую подругу.

Родители Вашего одноклассника, у которого Вы находились в гостях, застали Вас за мелкой кражей у них в доме.

Самый красивый мальчик в дачном посёлке построил шалаш и пригласил туда играть всех детей, кроме ... Вас.

На выступлении Вы забыли стихотворение...

Вы случайно услышали, как двое одноклассников обсуждают именно Вас и смеются.

Ну а теперь очень хорошо представьте себе ту свою ситуацию и «очутитесь» в ней.

Вы можете чувствовать при этом: гнев, страх, стыд, зависть, обиду...

Так мы выявим постоянно присутствующее в нас не проработанное отрицательное чувство.

А теперь закончите ровно три фразы. Взяв ручку и лист бумаги.

  1. Они ______________ .
  2. Я ________________ .
  3. Жизнь — это ______  .

(после завершения упражнения бумажку нужно торжественно сжечь, переписав на новой — всё по-новому!)

Однако, внимание. Сначала выполните эту часть упражнения, а потом уже — читайте дальше.

Знаете, что Вы сейчас написали?

То, что вы написали сейчас о других, о себе и о жизни есть то самое РЕШЕНИЕ КАК ЖИТЬ, сценарий, который Вы приняли в тот далёкий момент.

Характер невротика формируют не крупные события, а «мелочь», подобная этой.

Ну а теперь мы начинаем по-новому переживать эту же ситуацию, так, чтобы выйти из неё победителем.

Главное — не надо менять других! Если кто-то оказался подлецом или садистом — он остается себе преспокойно и подлецом, и садистом. Кто в новой пьесе меняет роль, так это — мы сами.

Терапевты, применявшие эту методику, видят причину наших неудач в следующей неверной посылке:

Мы часто не можем выйти из болезненной ситуации, потому что всё время ждём, что кто-то другой начнёт меняться...

Мы хотим, чтобы ТОГДА все себя вели по-другому. Это-то и невозможно. Вести себя по-другому будем — мы.

Итак, представьте в своём воображении Идеального Союзника, Друга — на которого Вы сможете полностью положиться.

В этой роли вообразите кого пожелаете — Папу Римского, Старшего Брата, Идеальную Подругу...

Выбрав себе помощника, возьмите его с собой в тот самый момент жизни. И теперь пускай он поможет Вам — победить! Только это должно быть разыграно максимально реалистично: как именно он помог бы Вам вырулить из этой ситуации и утереть нос обидчикам? Подумайте над этим хорошенько. Разыграйте в воображении сценку со словами, напишите сценарий.

Вы победили? Если — да, то всё замечательно. Ну а если — нет?

Здесь есть два варианта:

  1. Вы всё еще упорствуете, ожидая, что изменятся другие и не включились толком в игру. Что ж, обычная ригидность. Убирается упорством и тренировкой.
  2. Вы неправильно выбрали себе союзника. Подумайте как следует над выбором помощника, подходящего именно в этой истории.

Если всё получилось как надо, настала очередь завершающего этапа.

Проанализируйте теперь все его (её) слова и движения в адрес Ваших обидчиков. Какими качествами Вы наделили Вашего помощника? Придайте теперь эти свойства самому себе.

А сейчас вернитесь в эту ситуацию уже Без помощника, но с его качествами, которые он Вам «подарил». Проиграйте ту же историю по-новому, по-своему и окажитесь победителем.

А победителей — не судят.

Если Вы проработаете таким образом все свои травмирующие ситуации от прошлого и до настоящего момента, Вы увидите, что они — повторяются, они — стереотипны.

Так Вы сами уловите «в чём тут суть» и примете новое решение.

Именно таким образом простое «упражнение на воображение» меняет наш реальный опыт.

Главное — делать и делать качественно. Если Вы будете делать это упражнение качественно, «у Вас должен вспотеть весь купальник» (как говорила моя учительница танцев). Если же после завершения упражнения Ваш купальник «не вспотел», Вам это упражнение не поможет.



Источник:
www.live-and-learn.ru

Просмотров: 717
Категория: По направлениям » Трансактный анализ




Другие новости по теме:

  • Хлебова Вероника. Стать Родителем самому себе
  • Лазаренко Елена. 10 способов привлечь к себе внимание
  • Андреева Ольга. Умеете ли Вы заботиться о себе?
  • Гулдинг Мэри Макклюр. Трансактный анализ и терапия нового решения
  • Карвасарский Б. Д. Психотерапия нового решения М. Гулдинг и Р. Гулдинга
  • Панюкова Ксения. Терапия нового решения: вся сила у клиента!
  • Панюкова Ксения. Выход из Драматического Треугольника – есть!
  • Ховрачев А. П., Еремина Е. К. Краткосрочная групповая терапия: ТА здесь и сейчас
  • Юденкова О. С. Трансактный анализ ситуации общения «инспектор ОДН – подросток»
  • Маслов М. Н. Сценарий жизни и судьба. Механизмы развития и реализации сценария жизни
  • Драницына Марина. "Возьми себя в руки", или Все, что нужно знать о стрессе
  • Стюарт Ян, Джойнс Вэн. Жизненный сценарий. Как мы пишем историю своей жизни
  • Андреева Ольга. Жить: хочу или надо?
  • Упражнения для выявления жизненного сценария
  • Гамзина Е.Н. Решение проблем симбиоза в практике педагога-психолога
  • Вербова Изабелла. Сценарий жизни - жизнь течет по запрограммированному пути?
  • Петровский Вадим. Трансактный анализ - это игра на всех психотерапевтических инструментах
  • Гулина М. А. Транзактный анализ после Э.Берна
  • Папуш М. П. Что делать с Эриком Берном
  • Кривова Ольга. Выпуск 1. Что делать, когда любовь «проходит»?
  • Пьер Николь. Вымогательство (рэкет) в сфере образования. Как защитить себя от вымогательства
  • Мор Гюнтер. Организационный и образовательный ТА после Берна
  • Мелия М. Пишем сценарий жизни
  • Кремнева Ася, Алтухова Наталья. Как переписать сценарий жизни? — 4 практические рекомендации
  • Назаренко Анна. Сценарий жизни. Победитель, Непобедитель, Неудачник
  • Иванова У. В., Соколова Е. В. Влияние негативных родительских посланий на сценарии жизни детей
  • Джеймс Мюриел. Культурные сценарии: исторические события и интерпретация истории
  • Штайнер Клод. Покорность, или почему мы допускаем контроль со стороны других
  • Гулдинг Мэри М. Краткосрочная терапия изменения решения при лечении клиентов, пострадавших в детстве от насилия
  • Гросс Бригитте. Сказки как указание на жизненный сценарий, идентификации и другие перенятые чувства



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь