Воспитатели: Новожилова Н.Н. Серёгина М.Н. Музыкальный руководитель: Заборова А.К. Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида №3 г. Заволжска 2020г
Введение: Патриотическое воспитание дошкольников – актуальная проблема в условиях современной России. Изменилась не только жизнь, но и мы сами. В течение последних десятилетий радикально переосмыслено само понятие патриотического воспитания дошкольников, его содержание, цели и задачи. Чувство любви к Родине – это одно из самых сильных чувств, без него человек ущербен, не ощущает своих корней. А почувствует ли он привязанность к родной земле или отдалится от нее, это уже зависит от обстоятельств жизни и воспитания.
Скачать презентацию
Поэтому важно, чтобы ребенок уже в дошкольном возрасте почувствовал личную ответственность за родную землю и ее будущее. Одним из основных средств нравственно-патриотического воспитания в ДОУ является метод проектов. Основываясь на лично – ориентированном подходе к обучению и воспитанию детей старшего дошкольного возраста, он развивает познавательный интерес к различным областям знаний, формирует навыки сотрудничества; открывает большие возможности в организации совместной поисковой деятельности дошкольников, педагогов, родителей. Тема Великой Отечественной войны чрезвычайно актуальна в современном обществе, способствует объединению, сплочению нашего народа.
Тип проекта:
По доминирующей в проекте деятельности: познавательный, творческий, исследовательский, музыкальный.
По числу участников проекта: групповой.
По времени проведения: долгосрочный
(февраль 2020г. – май 2020г.).
По характеру контактов: в рамках ДОУ, семья, краеведческий музей.
По характеру участия ребенка в проекте: участник от зарождения идеи до получения результата.
Актуальность:
Одной из важнейших задач воспитания является развитие у детей высоких нравственных качеств, в том числе патриотизма. С самого раннего детства необходимо прививать уважение к истории своего Отечества, а также к людям, защищавшим родной край в тяжелые годы.
Гордость за свою Родину, любовь к родному краю, уважение традиций, понимание неповторимости культуры своего народа, почитание его героев – все это входит в понятие патриотизма. Без уважения к истории своего Отечества, своей малой родины – нельзя воспитать у детей чувства собственного достоинства и уверенности в себе.
Великая Отечественная война – важное событие в жизни нашей Родины. Как научить детей помнить защитников Родины, отстоявших родную землю, гордится мужеством, героизмом, стойкостью советских солдат и офицеров, самоотверженностью тружеников тыла – женщин, стариков и детей? Где взять эти знания, чтобы передать детям?
Проблема:
Время всё дальше отодвигает события Великой Отечественной войны и, к сожалению, её ветеранов остается с каждым годом все меньше. Закономерности человеческой жизни таковы, что скоро их не останется совсем. Очень важно именно сейчас не прервать живую нить памяти о героическом подвиге нашего народа в те годы, и в дошкольном возрасте лелеять ростки памяти о прадедах, их мужестве.
В преддверии празднования 75-летия Дня Победы в Великой Отечественной Войне с детьми провели блиц опрос по выявлению знаний и представлений о Великой Отечественной войне, который показал что, дети и их родители имеют небольшой запас знаний о хронологии Великой Отечественной Войны и ее героях. Дети не в достаточной мере имеют представление о причинах возникновения праздника.
Гипотеза:
Если патриотическое воспитание ребенка начинать уже в дошкольном возрасте через цикл мероприятий и экскурсий, комплексных занятий и праздников с участием родителей, то это поможет нынешним мальчишкам и девчонкам, живущим под мирным небом, не знающим ужасов войны, по-новому посмотреть вокруг, осознать ценность мирного существования и окружающих их людей.
В основу проекта легли следующие принципы:
Принцип историзма: сохранение хронологического порядка, описываемых явлений и сведений.
Принцип гуманизации: ориентация на высшие общечеловеческие понятия — любовь к близким, к родному городу, к Отечеству.
Принцип дифференциации: создание оптимальных условий для самореализации каждого воспитанника в процессе освоения знаний о Великой Отечественной войне с учетом возраста, пола ребенка, накопленного им опыта, особенностей, эмоциональной и познавательной сферы.
Принцип интегративности: сотрудничество с семьей, музейной педагогикой, сочетание разных видов деятельности.
Принцип наглядности: создание мини-музея в группе, изготовление ряда пособий и игр, мультимедийных презентаций на основе исторического материала. Соблюдение требований к культуре показа презентаций.
Цель проекта:
Формирование у старших дошкольников гражданской позиции, патриотических чувств, любви к Родине на основе расширения представлений детей о победе защитников отечества в Великой Отечественной войне.
Задачи проекта:
Формировать чувство исторической сопричастности к своему народу, ценностное отношение к Родине на основе ознакомления детей старшего дошкольного возраста с историческими фактами военных лет в хронологической последовательности.
Рассказать детям об участниках Великой Отечественной войны.
Познакомить детей с выдающимися личностями, которые сыграли большую роль в истории войны
Обогатить представления детей о мужестве, героизме, отваге народа и значении победы нашего народа в Великой Отечественной войне.
Развивать речь дошкольников, эрудицию, интеллект.
Воспитать чувство гордости и уважения к родным и близким людям принимавшим участие в сражениях за Родину
Привлечь родителей к совместным познавательно — тематическим мероприятиям. Сформировать у родителей активную позицию в воспитании и образовании детей.
Ожидаемый результат:
Расширится представление детей о подвигах советского народа, о защитниках отечества и героях Великой Отечественной войны;
Появится чувство гордости за стойкость и самоотверженность советского народа в период Великой Отечественной войны;
Сформируется внимательное и уважительное отношение у дошкольников к ветеранам и пожилым людям.
Разовьётся умение представить творческо-поисковый продукт индивидуальной, коллективной деятельности.
Первый этап — Подготовительный:
Определение темы проекта
Анкетирование детей и родителей по теме
Формулирование цели и задач проекта
Составление плана реализации основного этапа проекта
Подбор информационного, наглядного и технического материала для проекта
Информирование родителей о задачах и содержании проекта
Второй этап – Основной:
Тематические беседы:
«Великая Отечественная война»
«Военная форма солдат советской армии»
«Родина – мать зовёт»
«Великие полководцы»
«Города – герои»
«Блокадный Ленинград»
«Письма с фронта»
«Профессии ВОВ»
«Дети и война»
«Игрушки детей ВОВ»
«История георгиевской ленточки»
Рассматривание фотографий «Фотохроника военных дней»
Рассматривание открыток, иллюстраций с изображением родов войск, памятников воинам, обелисков
Просмотр презентаций: «Боевая техника войны», «Города – герои», «Великие полководцы», «Дети – герои войны»
Физкультурный досуг «Соревнования сильнейших»
Чтение художественных произведений: Л. Кассиль «Памятник солдату», «Твои защитники», С. Баруздин «Рассказы о войне», С. Михалков «День Победы», С.П. Алексеев «Брестская крепость», Я.Тайц: «Цикл рассказов о войне»
Разучивание пословиц и поговорок о любви и защите Родины, ее защитниках, о героизме, смелости и храбрости героев-солдат, солдатской дружбе и товариществе
Слушание песен о войне: «Священная война» сл. В. Лебедева-Кумача, «День Победы» Д. Тухманова, М. Блантера «Катюша», В.Алкина «Прощание славянки», Б. Мокроусова «Марш защитников Москвы»
Привлечение родителей к созданию атрибутов сюжетно-ролевых игр «Военные», «Медсанбат», «Полевая почта»
Дидактические игры: «Военные профессии», «Лото – принадлежности профессий»
Рисование «Наша армия родная»
Аппликация «Мундир военного»
Работа в раскрасках: «Великая Отечественная война», «Боевая техника»
Оригами «Военная техника»
Лепка «Танк»
Вернисаж «Профессии ВОВ» (совместно с родителями)
Создание мини-музея «По дорогам военных лет»
Музыкально-литературная постановка «На привале»
Экскурсии к памятникам героям ВОВ – жителям Заволжского района
Акции: «Свеча памяти», «Георгиевская ленточка», «Бессмертный полк»
Создание «Книги Памяти» (судьбы, подвиги участников ВОВ Заволжского района)
Подвижные игры: «Пограничники», «Связисты», «Артиллеристы», «Гранаты в ящик», «Разведчики»
Участие во Всероссийском творческом конкурсе по теме ВОВ «Зелёная планета глазами детей»
Участие в онлайн акциях: «Пилотка фронтовика», «Открытка ветерану»
Онлайн – творческая мастерская «Победа в рисунках»
Консультация для родителей: «Как рассказать ребенку о войне?»
Третий этап – Завершающий:
Открытие мини-музея «По дорогам военных лет»
Выставки творческих работ детей по теме
Музыкально-литературный вечер «Чтобы помнили…»
ФОТОЗАРИСОВКИ К ПРОЕКТУ
Аппликация «Мундир военного»
Лепка «Танк» Макет «Мы помним»
Участие во Всероссийском творческом конкурсе «Зелёная планета глазами детей»
Вернисаж «Профессии ВОВ»
Рассматривание альбомов военной тематики
Работа с лэпбуком «Война 1941-1945»
Оригами «Военная техника»
Физкультурный досуг «Сильнейшие»
Экскурсия в краеведческий музей
Мини-музей «По дорогам военных лет»
Экспонаты музея
Почта времён ВОВ
Паёк русского солдата в годы ВОВ
Экспонаты мини-музея
Плакаты ВОВ
Почтовые марки времён ВОВ
Экспонаты мини-музея
Пропуск на прохождение по Ленинграду
Солдатские ремни времён ВОВ
Экспонаты мини-музея
Плакаты ВОВ
Почтовые марки времён ВОВ
Экспонаты мини-музея
Военная форма русского солдата
Коллекция почтовых открыток с фронта
Экспонаты мини-музея
Губная гармошка фронтовика
Керосиновая лампа 40-ых годов
Сюжетно-ролевые игры
Военные полководцы
Медсанбат
Сюжетно-ролевые игры
Полевая почта
Артисты ВОВ
Дидактические игры
Лото «Военные профессии»
«Морской бой»
Онлайн — акция «Пилотка фронтовика»
Онлайн – творческая мастерская «Победа в рисунках»
Онлайн – акция «Открытка ветерану»
По страницам «Книги Памяти»Жуков Константин Иванович – наш земляк, участник ВОВ
Заключение Таким образом, в результате реализации проекта у детей расширилось представление о победе защитников отечества в Великой Отечественной войне, начало формироваться чувство исторической сопричастности к своему народу, ценностное отношение к Родине. Новизна данной методической разработки заключается в установлении связи современности с историческим прошлым, помогающим дошколятам окунуться в доступной форме в эпоху ВОВ, благодаря применению при реализации проекта музейной педагогики. Кроме того, в ходе реализации проекта было реализовано ряд задач по ранней профориентации детей дошкольного возраста. К окончанию проекта многие дети выразили своё желание в будущем стать военными, медицинскими работниками, историками, что, на наш взгляд, является огромной заслугой всех участников и организаторов проекта.Практическая значимость работы заключается в том, что она может использоваться воспитателями и родителями дошкольников, заинтересованными данной темой. В ходе реализации данной методической разработки все поставленные задачи были выполнены. Дети с удовольствием участвовали в реализации проекта, проявляли интерес и активность.
Спасибо за внимание!
|