Автор: воспитатель Таланкина Александра Николаевна. Дошкольное отделение МОУ «СОШ №13» г. Копейск Челябинская область
Дошкольное детство — основа общего развития ребенка, стартовый период всех человеческих начал. Именно в эти годы закладываются основы здоровья и интеллекта ребенка, в этом возрасте умственное и нравственное развитие особенно зависит от физического состояния и настроения малыша.
В истории дошкольной педагогики, одно из центральных мест, на всех этапах ее развития занимала проблема сенсорного воспитания. Значение сенсорного воспитания хорошо понимали видные представители дошкольной педагогики: Ф. Фребель, М. Монтессори, Е. И. Тихеева, Л. А. Венгер, Н. Н. Поддъяков.
Так метод М. Монтессори дает возможность самостоятельно приобретать знания и открывать свой внутренний мир, что гораздо важнее, чем сообщение со стороны взрослых. Методика развития тактильных чувств – учит детей «видеть руками» окружающий мир. Мария Монтессори экспериментально доказала, что прежде, чем ребёнок начнёт заучивать цвета, формы, называть и различать запахи и т.д., он проходит период практической деятельности и, создавать развивающий материал необходимо, уделяя большое внимание организации упражнений практической жизни.
На современном этапе развития научных знаний о дошкольном возрасте подтверждается идея самоценности первых лет жизни ребенка как фундамента для формирования его личности. Необходимо дать ребенку как можно больше естественнонаучных знаний, для более точного выражения себя и своего видения мира, а также создать среду, в которой он сможет получать как можно больше самых разных ощущений, в которой его пальчики будут активно работать.
В Федеральном государственном стандарте дошкольного образования одним из принципов выступает формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка через включение его в различные виды деятельности, что указывает на необходимость создания и оснащения развивающей предметно-пространственной среды во всех возрастных группах дошкольной организации.
В рамках личностно-ориентированной технологии в своей педагогической практике, я опираюсь на сенсорное развитие детей дошкольного возраста.
Одним из условий сенсорного развития является наличие у ребенка познавательного интереса к какому-либо роду деятельности. Познавательный интерес – это избирательная направленность личности на предметы и явления окружающей действительности. Он не возникает сам по себе у ребенка, его формирование достаточно трудоемкий процесс и от взрослых зависит, каким он будет – успешным или наоборот.
Универсальной вещью для тактильных игр являются сенсорные коробки, с различными наполнениями.
Сенсорная коробка, и чем она полезна для развития ребенка? Она вызывает огромный интерес: сочетание разнообразных предметов, которые можно брать пальчиками, перекладывать, щупать, мять, переливать, а некоторыми еще издавать звуки – шуршать, звенеть или хотя бы стучать, в общем, исследовать без каких – либо ограничений.
Опыт работы с сенсорными коробками показал, что развивают они не только мелкую моторику, координацию движений, усидчивость, навыки сортировки и классификации, математические навыки: счет, группировка, измерение и взвешивание, восприятие и формирование знаний о внешних свойствах предметов и материалов, но благодаря ей у ребят развиваются и психические процессы: воображение, фантазия, память, мышление. Так как многие дети любят проговаривать свои тактильные ощущения, учатся сравнивать их со своим опытом, происходит значительное расширение словарного запаса и развития связной речи. Большую часть информации дети получают эмпирически, то есть посредством собственных ощущений. Кроме того, благодаря сенсорным коробкам дети получают знания об окружающем мире через практические действия, опытно – экспериментальным путем, а главное самостоятельно, что является необходимым условием формирования познавательной мотивации – умения и желания добывать информацию самому, без помощи взрослого. У детей развивается совместное игровое взаимодействие со сверстниками.
Такие «бесценные» игрушки в нашей дошкольной группе сделаны своими руками совместными усилиями с родительской общественностью. Самое главное достоинство коробки в том, что ее можно использовать в играх с детьми, начиная с самого раннего возраста и до старшего дошкольного возраста. Наши сенсорные коробки – это емкости с разнообразными наполнителями пригодными для детской игры: различные крупы, макароны, природный материал. Помимо наполнителя, в сенсорную коробку сложены разные предметы, с которыми можно играть. Прекрасно подходят мелкие фигурки животных и людей, камушки, ракушки, игрушечные овощи, искусственные растения, деревянные постройки, аквагрунт. Для игры добавляю и «инструменты»: совочки разных размеров, ситечки, грабли, лопатки, щипцы, мисочки, воронки и т.д. Все предметы подобраны так, чтобы они были разными на ощупь – мягкие, твердые, колючие, шершавые, гладкие, холодные, теплые, с запахами. Емкости для сенсорных коробок подбирались с учетом возраста детей, когда они уже умеют и любят играть не в одиночестве, а со сверстниками. Они находятся в свободном доступе у детей, они могут использовать их по своему усмотрению. Родители заинтересованы в познавательном развитии своих детей, активно продолжают пополнять наши коробки.
Таким образом, личностно-ориентированные технологии обеспечивают условия для развития индивидуальности ребенка дошкольного возраста, максимально развивают индивидуальные познавательные способности ребенка, на основе имеющегося у него жизненного опыта.
|