Таланкина Александра Николаевна. «Тысяча и одна сенсорная коробка»

«Тысяча и одна сенсорная коробка»

Автор: воспитатель Таланкина Александра Николаевна. Дошкольное отделение МОУ «СОШ №13» г. Копейск Челябинская область

Дошкольное детство — основа общего развития ребенка, стартовый период всех человеческих начал. Именно в эти годы закладываются основы здоровья и интеллекта ребенка, в этом возрасте умственное и нравственное развитие особенно зависит от физического состояния и настроения малыша.

В истории дошкольной педагогики, одно из центральных мест, на всех этапах ее развития занимала проблема сенсорного воспитания. Значение сенсорного воспитания хорошо понимали видные представители дошкольной педагогики: Ф. Фребель, М. Монтессори, Е. И. Тихеева, Л. А. Венгер, Н. Н. Поддъяков.

Так метод М. Монтессори дает возможность самостоятельно приобретать знания и открывать свой внутренний мир, что гораздо важнее, чем сообщение со стороны взрослых. Методика развития тактильных чувств – учит детей «видеть руками» окружающий мир. Мария Монтессори экспериментально доказала, что прежде, чем ребёнок начнёт заучивать цвета, формы, называть и различать запахи и т.д., он проходит период практической деятельности и, создавать развивающий материал необходимо, уделяя большое внимание организации упражнений практической жизни.

 

На современном этапе развития научных знаний о дошкольном возрасте подтверждается идея самоценности первых лет жизни ребенка как фундамента для формирования его личности. Необходимо дать ребенку как можно больше естественнонаучных знаний, для более точного выражения себя и своего видения мира, а также создать среду, в которой он сможет получать как можно больше самых разных ощущений, в которой его пальчики будут активно работать.

В Федеральном государственном стандарте дошкольного образования одним из принципов выступает формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка через включение его в различные виды деятельности, что указывает на необходимость создания и оснащения развивающей предметно-пространственной среды во всех возрастных группах дошкольной организации.

В рамках личностно-ориентированной технологии в своей педагогической практике, я опираюсь на сенсорное развитие детей дошкольного возраста.

Одним из условий сенсорного развития является наличие у ребенка познавательного интереса к какому-либо роду деятельности. Познавательный интерес – это избирательная направленность личности на предметы и явления окружающей действительности. Он не возникает сам по себе у ребенка, его формирование достаточно трудоемкий процесс и от взрослых зависит, каким он будет – успешным или наоборот.

Универсальной вещью для тактильных игр являются сенсорные коробки, с различными наполнениями.

Сенсорная коробка, и чем она полезна для развития ребенка? Она вызывает огромный интерес: сочетание разнообразных предметов, которые можно брать пальчиками, перекладывать, щупать, мять, переливать, а некоторыми еще издавать звуки – шуршать, звенеть или хотя бы стучать, в общем, исследовать без каких – либо ограничений.

Опыт работы с сенсорными коробками показал, что развивают они не только мелкую моторику, координацию движений, усидчивость, навыки сортировки и классификации, математические навыки: счет, группировка, измерение и взвешивание, восприятие и формирование знаний о внешних свойствах предметов и материалов, но благодаря ей у ребят развиваются и психические процессы: воображение, фантазия, память, мышление. Так как многие дети любят проговаривать свои тактильные ощущения, учатся сравнивать их со своим опытом, происходит значительное расширение словарного запаса и развития связной речи. Большую часть информации дети получают эмпирически, то есть посредством собственных ощущений. Кроме того, благодаря сенсорным коробкам дети получают знания об окружающем мире через практические действия, опытно – экспериментальным путем, а главное самостоятельно, что является необходимым условием формирования познавательной мотивации – умения и желания добывать информацию самому, без помощи взрослого. У детей развивается совместное игровое взаимодействие со сверстниками.

Такие «бесценные» игрушки в нашей дошкольной группе сделаны своими руками совместными усилиями с родительской общественностью. Самое главное достоинство коробки в том, что ее можно использовать в играх с детьми, начиная с самого раннего возраста и до старшего дошкольного возраста. Наши сенсорные коробки – это емкости с разнообразными наполнителями пригодными для детской игры: различные крупы, макароны, природный материал. Помимо наполнителя, в сенсорную коробку сложены разные предметы, с которыми можно играть. Прекрасно подходят мелкие фигурки животных и людей, камушки, ракушки, игрушечные овощи, искусственные растения, деревянные постройки, аквагрунт. Для игры добавляю и «инструменты»: совочки разных размеров, ситечки, грабли, лопатки, щипцы, мисочки, воронки и т.д. Все предметы подобраны так, чтобы они были разными на ощупь – мягкие, твердые, колючие, шершавые, гладкие, холодные, теплые, с запахами. Емкости для сенсорных коробок подбирались с учетом возраста детей, когда они уже умеют и любят играть не в одиночестве, а со сверстниками. Они находятся в свободном доступе у детей, они могут использовать их по своему усмотрению. Родители заинтересованы в познавательном развитии своих детей, активно продолжают пополнять наши коробки.

Таким образом, личностно-ориентированные технологии обеспечивают условия для развития индивидуальности ребенка дошкольного возраста, максимально развивают индивидуальные познавательные способности ребенка, на основе имеющегося у него жизненного опыта.

Просмотров: 275
Категория: По направлениям » Для детского сада » Развитие мелкой моторики рук у детей




Другие новости по теме:

  • Воробьева Татьяна Викторовна. Дошкольное детство – фундамент развития личности ребенка
  • Цах Маргарита Борисовна. Психолого-педагогический проект «Формирование представлений об окружающем мире у детей раннего возраста посредством сенсорного развития»
  • Гелюся Джавдатовна Шайхулова. Консультация для родителей на тему: «Какие игры можно использовать в домашних условиях при подготовке ребенка к школе»
  • Хорольская Вера Николаевна. «Бизиборд, своими руками, как средство развития мелкой моторики и познавательных интересов у детей младшего дошкольного возраста»
  • Даутова Венера Хамбаловна. Игры для развития речи ребенка раннего возраста
  • Рогова Наталья Николаевна. Особенности эмоционального развития ребенка дошкольного возраста.
  • Соболева Юлия Николаевна. Организация предметно-пространственной развивающей среды, как условие развития интереса детей дошкольного возраста к театрализованной деятельности.
  • Мельник Екатерина Юрьевна. Ландшафтный дизайн детской площадки как возможность формирования эмоционального развития ребенка
  • Ларионова Ирина Александровна. Предметно-развивающая среда как условие развития и саморазвития ребенка дошкольного возраста
  • Лысых Ольга Михайловна. Формирование познавательных процессов ребенка с РАС через сенсорные представления.
  • Замуруева Лариса Викторовна. Формирование творческой личности ребенка дошкольного возраста через театрализованную деятельность в ДОУ.
  • Смирнова Наталия Николаевна. Дидактические игры с нетрадиционными материалами как средство сенсорного развития детей дошкольного возраста с нарушением зрения
  • Васильева Марина Александровна. Необходимость развития мелкой моторики в жизни ребенка.
  • Бугонина Ольга Ивановна. Дидактическая игра как средство психологического развития ребенка дошкольного возраста
  • Хилова Светлана Валерьевна. Создание условий в развивающей предметно-пространственной среде для развития игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста
  • Паншина Татьяна. «Театрализованная деятельность как средство формирования и развития речи у детей с ограниченными возможностями здоровья» (дети-инвалиды дошкольного возраста, занимающиеся на дому)
  • Тарадуда Галина Николаевна. Игры по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с жизнью на Ямале и их роль в формировании здоровья и развития личности.
  • Юлия Торохова. Укрепляем физическое и психическое здоровье ребенка Задачи воспитания и развития детей
  • Александра Викторовна Чеканова. Влияние предметно – развивающей среды на личностное развитие ребенка раннего возраста
  • Кудрявцева Татьяна Михайловна. Организация предметно-пространственной среды, как возможность полноценного сенсорно-моторного развития детей раннего дошкольного возраста.
  • Скотникова Татьяна Сергеевна. Значение игры для психического развития ребенка.
  • Шлемова Татьяна Анатольевна. Техкарта НОД «Формирование самосознания детей раннего возраста, воспитывающихся в условиях дома ребенка, через накопление чувственного опыта»
  • Насырова Аминат Имагисиевна. Сенсорное воспитание — основа умственного развития ребенка
  • Марьенкина Лидия Александровна. Словесно-дидактические игры для развития словарного запаса, автоматизации звуков «ш» через формирование и расширение «семантического поля» слова, развитие валентностей слов, функции словоизменения.
  • Ишкина Гузель Мансафовна. Создание условий для развития дополнительного образования у детей дошкольного возраста через сенсорное воспитание
  • Соколова Лилия Анатольевна Шведова Александра Станиславовна. Особенности развития личности детей старшего дошкольного возраста
  • Фарахтдинова Зульфия Равиловна. Речевое развитие детей 4-5 лет. Рекомендации по развитию речи ребенка в семье. Профилактика задержки речевого развития.
  • Евдокимова Мария Викторовна. Комплекс занимательных игр и упражнений для развития коммуникативных навыков детей дошкольного возраста с задержкой психического развития.
  • Ходырева Нина Владимировна. Использование информационно — коммуникационных технологий, как одно из средств формирования и развития словаря детей раннего возраста с задержкой психического развития (ЗПР).
  • Кузнецова Наталья Анатольевна. Пальчиковый театр своими руками как средство развития связной речи детей дошкольного возраста.



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь