Грачева Ольга Федоровна, воспитатель, МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №31 «Аленький цветочек» город Губкин Белгородской области
Программное содержание:
- Способствовать формированию у детей представления о добре и милосердии.
- Формировать у детей осознанные отношения к социальным нормам поведения.
- Продолжать учить детей различать добро и зло; анализировать результаты своих мыслей и поступков.
- Познакомить детей с житием преподобного Сергия Радонежского.
- Воспитывать потребность детей проявлять доброту, отзывчивость, милосердие, чуткость по собственному побуждению.
Предварительная работа: беседы о добре и милосердии, о добрых поступках, чтение художественных произведений В.Осеевой, С.Маршака, Л.Толстого, В.Катаева, В.Сутеева и др.
Материал и оборудование: сюжетные картинки к игре «Плохо – хорошо»; обручи; платочки, веревка, прищепки; икона Сергия Радонежского; дерево «Добрых поступков»; клубок ниток; очки; мяч; цветные ладошки, клей, салфетки, мольберт, мультимедиа, экран.
Ход мероприятия:
Воспитатель:
Добрый день, дорогие ребята!
Придумано кем-то просто и мудро При встрече здороваться: — Доброе утро! Доброе утро солнцу и птицам. Доброе утро улыбчивым лицам
И каждый становится Добрым, доверчивым. Доброе утро пусть длится до вечера.
Давайте все вместе станем в круг, возьмемся за руки и пожелаем друг другу что-нибудь доброе.
Здравствуй, правая рука Здравствуй, левая рука Здравствуй, друг, здравствуй друг, Здравствуй, весь наш дружный круг.
Я люблю свой детский сад В нем полным-полно ребят, Может – сто, а может двести, Хорошо, когда мы вместе.
Все на месте? Все ли тут? Повернулись, оглянулись И друг другу улыбнулись.
Дети берутся за руки и желают друг другу: здоровья, удачи, счастья, добра, терпения и т.д.
Воспитатель: Дети, скажите, а что такое доброта? Какого человека можно назвать добрым?
Дети: Когда у человека доброе сердце, добрая душа, он заботится о других, говорит вежливые слова, любит животных.
Воспитатель: А как вы понимаете слово милосердие? Что оно подразумевает?
Дети: Когда человек готов прийти на помощь кому трудно, кто попал в беду.
Воспитатель: Милосердие – это милость сердца. Милость, идущая от сердца всегда бескорыстна. Милосердие – это готовность делать добро. Это сочувствие, сострадание. Доброта – это отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим. Доброта и милосердие способны творить чудеса.
Воспитатель обращает внимание детей на дерево.
Воспитатель: Это не простое дерево, а дерево «Добрых поступков», только на нем нет ни одного листочка. Чтобы появились листочки нам надо совершить хорошие поступки. Только на волшебном дереве и листочки будут необычные. Это будут ваши ладошки. В ваших ладошках сохранится ваше тепло и добро. Надо собрать все листочки и повесить их на дерево. А для этого надо выполнить задания. За каждое выполненное задание вы получите одну ладошку.
Дети выполняют задания и собирают листочки-ладошки для дерева
Игра «Добрые слова».
Дети берут мяч, называют добрые слова (внимательный, заботливый, отзывчивый, добрый, скромный, терпеливый, щедрый, душевный, милосердный, благородный, радушный и т.д.) и передают другому ребенку.
Воспитатель: Дети, а вы любите делать добро? О каких добрых свох поступках вы можите рассказать?
Дети рассказывают:
- Покормил бездомного котенка.
- Помог маме нести сумку.
-Уступил место в автобусе бабушке.
-Проведал больного друга.
-Помог одеться малышу.
-Защитил слабого.
- Вместе с папой сделал кормушку для птиц.
- Успокоил плачущего малыша.
- Поделился печеньем со своими друзьями и др.
Воспитатель: А почему вы так поступили?
Дети: Потому что делать добрые дела приятно.
Воспитатель: А вы дома помогаете маме?
Дидактическая игра «Поможем маме развесить платочки»
(дети на веревочку, с помощью прищепок, развешивают платочки)
Воспитатель: Не все люди совершают хорошие поступки, определите, что хорошо, а что плохо. У меня есть картинки, на которых изображены дети, которые совершают хорошие и плохие поступки. Нужно выбрать картинки с хорошими поступками и положить их в зеленый обруч, а с плохими поступками в красный.
Дети рассматривают картинки, рассказывают, какие поступки совершили дети и выкладывают в нужный обруч.
Воспитатель: Одной из главных тем сказок была тема добра и зла. Посмотрите на экран и назовите добрых и злых героев сказок.
Дети называют добрых героев сказок: Золушка, Красная шапочка, Белоснежка, Крокодил Гена, Айболит, кот Леопольд, Дюймовочка; злые герои: Карабас-Барабас, Кощей Бессмертный, Баба-Яга, Змей Горыныч, Людоед, Шапокляк.
Физминутка «Доброе утро»
Доброе утро! – птицы запели (дети машут руками) Добрые люди встали с постели (потягиваются) Прячется вся темнота по углам (приседают, закрывают глаза руками) Солнце взошло и идет по делам (маршируют на месте)
Дети с воспитателем находят клубок ниток.
Игра «Волшебный клубочек»
Воспитатель предлагает детям волшебный клубочек, его надо смотать и исправить зло на добро:
Злой-добрый; жадный-щедрый; жестокий-добродушный; грубый-ласковый; равнодушный-заботливый; грустный-веселый; лживый-правдивый и т.д.
Воспитатель: Дети, вспомните произведения, в которых герои совершали хорошие, добрые поступки.
Дети: «Цветик-семицветик». Девочка Женя потратила последний волшебный лепесток, чтобы вылечить больного мальчика Витю.
«Просто старушка». Мальчик помог подняться незнакомой старушке, которая упала.
«Мешок яблок». Заяц был очень добрый. Он угощал всех яблоками.
«Палочка-выручалочка». Ежик помог зайцу добраться до дома.
«Рассказ о неизвестном герое». Парень вынес из огня девочку.
«Котенок». Мальчик закрыл собой котенка и спас его от собак.
Воспитатель: Дети, помогите мне, закончите предложение
Дидактическая игра «Доскажи словечко»
Если ближний замерз… (согрей), Если он не одет… (одень), Если голоден… (накорми), Если жаждет он… (напои),
Если он скорбит… (утешай), Заболел он… (навещай) Ведь жизнь тебе дана На добрые дела.
Воспитатель: Дети, вспомните пословицы и поговорки о добре.
Дети:
-Не одежда красит человека, а добрые дела.
-Жизнь дана на добрые дела.
-Доброе слово лечит, а злое калечит.
-Мир не без добрых людей.
-Добрый человек добру учит.
-За доброе дело всегда похвала.
-Про доброе дело и говори смело.
-Добрая слава лежит, а дурная бежит.
Воспитатель: Посмотрите, а здесь лежат очки. Они не простые, а волшебные. Если их одеть, то можно рассказать о каждом ребенке самое хорошее.
Дидактическая игра «Волшебные очки»
Ребенок надевает очки и рассказывает о каждом какое-нибудь достоинство.
Воспитатель: С давних пор люди верили в добро. Они рассказывали об это в сказках, где добро всегда побеждало зло. В былинах, где могучие богатыри помогали своему народу, защищали их от врагов, совершая подвиги во имя любви к своей Родине, своим близким. Людей, которые прожили свою жизнь в вере и любви, были честными, справедливыми, милостливыми, терпиливыми, добрыми, смиренными называли преподобными, иначе говоря, подобными Богу. Сегодня я хочу вам рассказать о преподобном Сергии Радонежском (показывает икону). С детства он рос скромным, молчаливым, послушным мальчиком. Был кроток, ласков, никогда не раздражался, всегда слушался своих родителей. С детства он помогал родителям, другим людям. Сергий никогда не обижал животных, заботился о них. Став священником, помогал людям, приходившим к нему за советом, благословением, помощью. Люди приходили к нему из разных городов для исцеления. А иногда, чтобы просто увидеть его. Сергий мог «тихими и кроткими словами» действовать на самые загрубелые и ожесточенные сердца. Он часто примерял между собой людей. Он нес людям уроки нравственности, самоотверженности, любви к окружающим. Сергий Радонежский основал Троицкий монастырь под Москвой (ныне Троице-Сергиева лавра). Образ преподобного Сергия Радонежского стал примером терпения, прилежания, душевной чистоты и доброты. Он жил так праведно, что его причислили к лику святых Русской Православной Церкви.
Воспитатель: Давайте с вами тоже будем милосердными и добрыми. Ведь только доброта может спасти мир от жестокости, злости, грубости. На Руси всегда считали дерево добрым. Подойдите сюда и посмотрите наше дерево.
Подарите частичку своей доброты дереву. Мы все ладошки с вами собрали и теперь частичку своей доброты вы можете повесить на дерево.
Дети: как это прекрасно доставлять радость добрыми делами.
1 ребенок:
Отчего, скажи скорей, Мир становится добрей? Оттого, что кто-то счастлив, От простого слова «Здравствуй!»
2 ребенок:
И от смеха малышей И от солнечных лучей. И от запаха сирени И от соловьиной трели.
3 ребенок:
Мир загадочный, огромный, Посмотри, какой он добрый! Так давай и я и ты Ему добавим доброты!
Воспитатель: Теперь, когда вы будите совершать хорошие поступки, вы можете наклеивать свои ладошки на дерево «Добрых поступков».
Не стой равнодушно, Когда у кого-то беда Рвануться на выручку нужно В любую минуту всегда
И если кому-то поможет Улыбка твоя, доброта Ты знай – не напрасно ты День этот прожил И годы живешь ты не зря!
Рефлексия:
Воспитатель: Дети, о чем мы сегодня говорили, что узнали нового? Что вам больше всего запомнилось, понравилось?
Дети: Мы сегодня говори о добре и милосердии. Мы рассказывали о своих добрых поступках, вспоминали произведения, в которых герои совершали хорошие поступки, рассказывали пословицы и поговорки о добре, узнали о преподобном Сергии Радонежском, который стал для нас примером доброты и милосердия. А еще мы сделали дерево «Добрых поступков» и поняли, что как хорошо доставлять радость людям добрыми делами.
Литература:
- Кокуева Л., Духовно-нравственное воспитание дошкольников на культурных традициях своего народа. М: АРКТИ – 2005, — 144 с.
- Писарева А., Живем в «ладу», Ц,: Сфера – 2011, — 215 с.
|