Никитченко Дарья Сергеевна. ЦВЕТОТЕРАПИЯ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

ЦВЕТОТЕРАПИЯ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

Никитченко Д.С.

Аннотация. Сохранение здоровья детей — один из самых актуальных вопросов настоящего времени. Важной задачей любого образовательного учреждения является разностороннее развитие каждого ребенка. Большое внимание в последние годы уделяется здоровьесберегающим технологиям. Цветотерапия для дошкольников – это хорошая возможность выразить свое настроение, передать эмоции и чувства, которые сложно объяснить словами.

Ключевые слова: здоровьесберегающие технологии, терапия, цветотерапия, красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый.

Одна из главных задач дошкольного учреждения — организация образовательного процесса, при которой не только сохраняется высокий уровень умственной работоспособности воспитанников, но и укрепляться их здоровье. Уже в дошкольном возрасте получаемый объем знаний часто приводит к усталости, снижению интереса, к переутомлению ребёнка. Для снижения вреда, наносимого психологической устойчивости маленького организма, необходимо использовать такую здоровьесберегающую технологию как — цветотерапия для детей. Слово «терапия» означает лечение заболеваний. Сегодня это слово часто используется в контексте как — профилактика, предупреждение возникновения различных болезней. [3]

 

Цвет — это источник определенной энергии, который несет в себе информацию о эмоциональном и физическом состоянии каждого из нас. Не все дети могут выразить словами гамму чувств, переживаний, которые они испытывают. А цвета, которые они выбирают, скажут о многом: о чувствах, эмоциях, желаниях, а также о страхах и проблемах.

Цветотерапия – это способ корректировки психоэмоционального состояния ребенка при помощи определенных цветов.

Наша работа по цветотерапии с детьми с задержкой психического развития: динамичная, эмоционально-приятная, не утомительная и разнообразная. Стараемся учитывать индивидуальные особенности каждого ребёнка, так как каждый ребенок с задержкой психического развития воспринимает материал по – своему: один лучше запоминает услышанное, другой – увиденное, третий – проигранное. Следует так же отметить, что важно не однократное повторение излагаемого материала, иногда даже в одной той же интерпретации. Для достижения этих целей на занятиях применяем следующий метод «цветотерапия». [4]

При уме лом использова нии цве т бла готворно влияе т на де те й дошкольного возра ста, особе нно име ющих ра зличную па тологию в ра звитии, в том числе и за де ржку психиче ского ра звития. Использова ние цве та помога е т: снять стре сс, не рвное возбужде ние, успокоить ре бе нка; снизить урове нь ра здра жите льности, способствуе т сниже нию а гре ссивности; корре ктирова ть гипе ра ктивность; снизить урове нь тре вожности; а ктивизирова ть ра ботоспособность, поднять жизне нный тонус дошкольника.

Изве стно, что цве тоте ра пия для де те й пре дпола га е т в пе рвую оче ре дь опре де ле ние их любимого цве та, а та к же созда е т возможность на сла диться цве том. На занятиях у де те й е сть возможность ра ссмотре ть ка ртинки и поде ржа ть пре дме ты ра зного цве та в рука х, что способствуе т ра сшире нию се нсорных ощуще ний. Ре бе нок, де ржа пре дме т в рука х, осозна нно воспринима е т, ве рба лизируе т свои ощуще ния, обра зно описыва е т их, и сра зу соотносит ка че ство с са мим пре дме том, е го вне шним видом и со свое й эмоцие й. [5]

Ка кие цве та обычно выбира ют де ти? Они выбира ют яркие, на сыще нные цве та — кра сный, же лтый, зе ле ный.

Кра сный – повыша е т физиче скую, психологиче скую а ктивность. Е го любят не посе дливые, гипе ра ктивные де ти. Кра сный цве т сильно возбужда е т не рвную систе му, что при чре зме рном е го количе стве возможны вспышки а гре ссии.

Ора нже вый – цве т ра дости, ве сёлого на строе ния, е го любят ша ловливые де ти, любите ли посме яться. Хороше е ре ше ние для ле че ния де пре ссии, не врозов, не рвных срывов.

Же лтый – солне чный, вызыва ющий уве ре нность, хороше е на строе ние, помога е т ра звитию па мяти. Эффе ктиве н против де пре ссии, угрюмости, стра хов. Ока зыва е т бла готворное влияние на не рвную систе му. Поднима е т жизне нный тонус ре бе нка. Ча ще все го выбира е тся де тьми ка к са мый любимый.

Зе ле ный – спокойствие, внутре нняя га рмония, хорошо успока ива е т, влияе т на сон. Ча сто выбира ют де ти, которым не хва та е т любви ма мы.

Голубой – цве т ме чта те льности. Е го пре дпочита ют тихие спокойные де ти. Оказывает успокаивающее действие на центральную нервную систему, помогает при нервных расстройствах, повышенной возбудимости.

Синий – прида е т уве ре нность, спокойствие, е го любят ура внове ше нные, ме длите льные ма лыши, которые никогда никуда не торопятся.

Фиоле товый – успока ива ющий. Помога е т снима ть состояние стре ссов. Ча сто фиоле товый цве т выбира ют де ти с тонкой душе вной орга низа цие й: ра нимые, эмоциона льные. Та кие де ти обла да ют пре дра сположе нностью к духовному ра звитию. [6]

Цве тоте ра пию используе м на индивидуа льных и подгрупповых за нятиях с де тьми с за де ржкой психиче ского ра звития. Они на пра вле ны на ра звитие цве товосприятия, ме лкой моторики рук и двига те льной координа ции, ра звитие ре чи и га рмониза цию эмоциона льного бла гополучия де те й. На ряду с цве тоте ра пие й приме няем и другие здоровье сбе ре га ющие те хнологии. Это зрите льна я гимна стика, па льчикова я гимна стика, дыха те льна я гимна стика и дина миче ские па узы.

В ра мка х вза имоде йствия с родите лями воспита нников, была прове де на консульта ция «Ра звитие цве товосприятия у де те й дошкольного возра ста с за де ржкой психиче ского ра звития». А та к же ре коме ндова ны игры для совме стного проигрыва ния и обще ния с де тьми в дома шних условиях. Це ль данных ме роприятий: информирова ние и повыше ние компе те нтности родите ле й в вопроса х цве тоте ра пии ка к те хнологии здоровье сбе ре же ния.

В свое й ра боте я использую игры и упра жне ния, с которыми хочу Ва с позна комить. Ка жда я игра включа е т все цве та ра дуги, соче та ние которых ока зыва е т на иболе е бла готворное цве тоте ра пе втиче ское возде йствие.

Гра фиче ское упра жне ние «Цве тные минутки» с це лью успокое ния де те й. В те че ние 4-5 минут де ти де ла ют цве тными ка ра нда ша ми, произвольные рисунки. Это могут быть просто линии, круги, сне жинки, цве ты и т. д. Та кие упра жне ния успока ива ют ре бе нка, да ют возможность отдохнуть, получить положите льные эмоции.

«Ра дужный мост» — на столе – лист ва тма на, ра зме че нный дуга ми. Де тям пре дла га е тся «построить мост че ре з ре ку», т.е. выложить крышка ми дуги-дорожки воздушного моста (ка ждый ре бе нок выбира е т цве т по свое му на строе нию). Игра учит де те й обще нию, вза имоде йствию друг с другом, уме нию придума ть на зва ние свое й волше бной стра ны, ка к она выглядит, и кто в не й живе т.

«Цве тной дождь» — ре ла кса ция (ра ссла бле ние, отдых), ра сшире ние пре дста вле ния де те й о ра зных цве та х и ра звитие уме ния их ра злича ть, ра звитие слухового и зрите льного восприятия и внима ния, за кре пле ние на выка сче та, воспита ние эсте тиче ского отноше ния к цве ту и кра ска м, ра звитие обще й и ме лкой моторики.

«Ра дужные па лочки» — на пра вле ны на ра сшире ние пре дста вле ний де те й о ра зных цве та х и ра звитие уме ния их ра злича ть, ра звитие слухового и зрите льного восприятия и внима ния, па мяти, ра звитие ме лкой моторики рук и двига те льной координа ции, ра ссла бле ние рук, ра звитие ма те ма тиче ских способносте й и простра нстве нного мышле ния. [1]

«Цве тные стихи» — на пра вле ны на ра звитие па мяти, мышле ния, ре чи. Стихи, подбира ются в за висимости от те мы за нятия. В ка ждом стихотворе нии ра сска зыва е тся об опре де ле нном цве те. Те кст сопровожда е тся подборкой соотве тствующих ка ртинок.

«Яркие истории по кругу» — пособие, в которое входит се рия из се ми цве тных игр: кра сна я, ора нже ва я, же лта я, зе ле на я, голуба я, синяя, фиоле това я. Ка жда я игра пре дста вле на на бором пре дме тных ка ртинок опре де ле нного цве та. На пра вле нно на ра сшире ние пре дста вле ния де те й о ра зных цве та х и ра звитие уме ния их ра злича ть, ра звитие слухового и зрите льного восприятия и внима ния, па мяти, фа нта зии и творче ского вообра же ния, связной ре чи и коммуника тивных на выков, сплоче ние колле ктива. Ре бе нку пре дла га е тся на зва ть пре дме т и е го цве т. Поигра ть в игры на ра звитие внима ния и па мяти «Что пропа ло?», «Что изме нилось?». Можно ра зложить ка рточки по функциона льным группа м, т.е. кла ссифицирова ть: игрушки, ме бе ль, оде жда, обувь, посуда и т.д.

«Цве тик се мицве тик» — пре дста вляе т собой большой цве ток, с ра зноцве тными ле пе стка ми. Ле пе стки цве тка ра скла дыва ются на полу и все за да ния выполняются в движе нии. На се рдце вину цве тка кла дутся опре де ле нные ка ртинки ра зного цве та, которые нужно выбра ть де тям в соотве тствии с поста вле нной за да че й. [2]

«Цве тна я пе рловка» — на пра вле но на ра сшире ние пре дста вле ний де те й о ра зных цве та х, ра звитие слухового и зрите льного восприятия и внима ния, ме лкой моторики, за кре пле ние зна ний цифр и букв воспита ние эсте тиче ского отноше ния к цве ту. Ре бе нку пре доста вляе тся бе сцве тна я пре дме тна я ка ртинка. Это може т быть груша, лимон, цве ток, ка пе лька и т.д. Ре бёнку не обходимо выложит эту ка ртинку пе рловкой нужного цве та по контуру или «ра скра сить» е е полностью. А та кже пе рловкой можно на рисова ть ра дугу, цве тные дорожки (прямые, волнистые, зигза гообра зные и др.), ге оме триче ские фигуры ра зличной ве личины, цифры.

«Ра зноцве тный ба ссе йн» — на пра вле н на ра сшире ние пре дста вле ний о цве та х, ра звитие способности тонко чувствова ть цве т, ра звитие слухового и зрите льного внима ния, ра звитие ме лкой моторики рук и двига те льной координа ции, ра ссла бле ние рук. Е сли ре бе нку нужно отдохнуть и ра ссла биться, то мы игра е м в та кие игры, ка к: «Руки купа ются» (ре бе нок са мостояте льно свободно пе ре бира е т пе рловку в ба ссе йне, погружа е т руки, пропуска е т е ё сквозь па льцы и т.д.), «Руки под цве тным дожде м» (руки ре бе нка ле жа т свободно, а мы посыпа е м их цве тной пе рловкой), «Цве тна я струйка» (учу ре бе нка выпуска ть цве тную струйку из кула чка). В сухой ба ссе йн можно за ка па ть ра зличные пре дме ты, ка ртинки с ге оме триче скими фигура ми и цифры, сче тные па лочки позволяющие а ктивизирова ть позна ва те льный инте ре с дошкольников. Цифры – на зыва е м, выкла дыва е м цифровой ряд (прямой и обра тный), сра внива е м. Из сче тных па лоче к выкла дыва е м узоры, буквы, цифры.

Не сомне нным пре имуще ством ме тода являе тся бла гоприятна я, га рмонична я а тмосфе ра, которую созда е т цве тоте ра пия. Помога е т уста новить не посре дстве нный конта кт, дове рите льные отноше ния с де тьми, корре ктирова ть пове де ние де те й, их на строе ние, эмоциона льное состояние, т. е. созда ва ть бла гоприятный клима т в де тском колле ктиве. Игры и упра жне ния, ка к пра вило, вызыва ют у де те й глубокий инте ре с и эмоциона льный отклик, пре дста вляясь в виде увле ка те льных путе ше ствий. Все это, в коне чном итоге, бла готворно влияе т и на эмоциона льное бла гополучие и здоровье де те й. Мир де тства долже н быть ярким и кра сочным пробужда ть в де тях са мые ра зные эмоции и пе ре жива ния, упра влять которыми мы должны их на учить. [4]

Лите ра тура

  1. Венгер Л.А., Венев И. Д. Развитие восприятия цвета в дошкольном детстве /Л. А. Венгер, И.Д. Венев // Формирование восприятия цвета у дошкольников, Под ред. А. В. Запорожца и Л. А. Венгера. М., 1969. — 112 с.
  2. Венгер Л.А. Дидактические игры и упражнения по цвету/ Л.А. Венгер // Дошкольное воспитание. — 1972. — № 9. — С.11-12.
  3. Бреслав Г.Э. Цветопсихология и цветолечение для всех. — СПб.: Б. К., 2000. — 212 с.
  4. Бриль М. Исце ляющий цве т. Цве тоте ра пия. С че го на ча ть. «Ве ктор», 2009
  5. Кре стовска я К.А. Це ле бные силы цве та, или цве тоте ра пия в на ше й жизни. «Фе никс», 2006
  6. Пова ляе ва, М.А. Не тра диционные ме тоды в корре кционной пе да гогике. / сост. М. А. Пова ляе ва. – Ростов н/Д: Фе никс, 2006. – 349с.
Просмотров: 411
Категория: По направлениям » Для детского сада » Дефектология




Другие новости по теме:

  • Дорохова Анна Владимировна Прокофьева Елена Николаевна. Логопедия -Презентация « Особенности зрительного и слухового восприятия при речевых нарушениях»
  • Грачева Марина. ГРАФОМОТОРНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ КАК СРЕДСТВО РАЗИТИЯ ЗРИТЕЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ И ТОНКОЙ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
  • Лелекова Татьяна Владимировна. Одной из главных задач коллектива дошкольного учреждения является укрепление физического здоровья, обеспечение психического и эмоционального благополучия дошкольников.
  • Леонова Наталья Юрьевна. Игры для развития слухового внимания детей 4-5 лет «Фонематический слух – основа правильной речи»
  • Пичугина Ирина. Влияние развития мелкой моторики руки на развитие речи детей (рекомендации для родителей)
  • Василенко Светлана Борисовна. 'Психология восприятия цвета' деловая игра для педагогов
  • Радюкова Е.В.. Кукушкина М.В.. «Формирование логического мышления у детей с задержкой психического развития через развивающие игры»
  • Тимофеева Софья. Развитие мелкой моторики руки на комплексных занятиях у детей от 1 года до 3 лет
  • Шеремет Е.А., Фадеева О.Н., Филиппова И.А.. Дидактические игры по формированию математических представлений у детей с задержкой психического развития с использованием игрового набора «ДАРЫ ФРЁБЕЛЯ»
  • Редактор. Вот несколько игр, которые можно организовать с детьми.
  • Трапезникова Ольга. «Упражнения и игры для развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста».
  • Кузнецова Венера Батыровна. Дидактические игры для развития мелкой моторики для дошкольников
  • Воробьева Маргарита Евгеньевна. Игры — драматизации в коммуникативном развитии младших дошкольников на основе восприятия художественного слова и интеграции
  • Леонова Наталья Юрьевна. «ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ – ЛУЧШИЙ СПОСОБ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК МЛАДШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ»
  • Саргас Надежда Борисовна. Мастер-класс «Развитие внимания у дошкольников с задержкой психического развития, через систему игр и упражнений»
  • Татьяна Михайловна Тельнова. Презентация-Семинар для воспитателей. Использование игры в работе по развитию фонематического восприятия у детей дошкольного возраста.
  • Главный Редактор. Чем могут быть полезны компьютерные игры для малышей? Выбираем игры для детей до 5 лет
  • Демина Светлана Владимировна. Опыт работы воспитателя ДОУ «Нетрадиционная аппликация как средство развития мелкой моторики руки у детей дошкольного возраста»
  • Резник Анджела Анатольевна. Исследовательский проект: «Формирование фонематического слуха и восприятия детей дошкольного возраста с ОНР через игры и наглядное моделирование»
  • Каргополова Лидия Васильевна. РАЗВИТИЕ ВОСПРИЯТИЯ ФОРМЫ У ДЕТЕЙ 2-3 ЛЕТ ПОСРЕДСТВОМ ДИДАКТИЧЕСКОЙ ИГРЫ
  • Кулешова Марина Александровна. Сопровождение ребенка с задержкой психического развития в дошкольном учреждении
  • Кутейникова Е.А., Рыжих Т.В.. «Коррекционно-развивающая работа с детьми с задержкой психического развития дошкольного возраста»
  • Волкова Галина Николаевна. «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через дидактические игры»
  • Ткаченко Светлана Владимировна. ИГРЫ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА РАЗВИТИЕ ВОСПРИЯТИЯ, ВНИМАНИЯ И ПАМЯТИ
  • Грушецкая Людмила Александровна. Пальчиковые игры как способ развития мелкой моторики у детей раннего возраста в ДО
  • Шулакова Ольга Ивановна. Игры и упражнения для развития мелкой моторики у детей с нарушением зрения
  • Гусева Ольга Петровна. Игры на формирование фонематического восприятия
  • Пиманова Людмила Александровна. Организация образовательного процесса в дошкольных образовательных учреждениях по формированию восприятия художественной литературы и фольклора у дошкольников 3-7 лет в условиях реализации ФГОС
  • Безукладова Екатерина Геннадьевна. Пальчиковые игры как средство развития мелкой моторики рук и речи детей дошкольного возраста.
  • Поморцева Ольга Александровна. Пальчиковые игры как средство развития мелкой моторики и речи младших дошкольников.



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь