Ионова Светлана Петровна Ковалева Галина Валентиновна. ПЕДАГОГИКА ТРИЗ КАК УСЛОВИЕ ИНТЕГРАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА ДО

ПЕДАГОГИКА ТРИЗ КАК УСЛОВИЕ ИНТЕГРАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА ДО

  • Ионова Светлана Петровна, методист
  • Ковалева Галина Николаевна, воспитатель

ГККП «Ясли-сад №51», г.Костанай

Смена парадигмы в образовании это сложный, долговременный процесс, обеспечивающий развитие дошкольного образования как открытой, вариативной системы, ориентированной на предоставление качественных образовательных услуг семьям, имеющим детей дошкольного возраста. Сегодня на первый план выдвигаются проблемы моделирования педагогической деятельности дошкольных организаций, делается акцент на развитие личности, владеющей компетентностями, личностной культурой на основе общечеловеческих ценностей. В связи с этим все более острой становится потребность в выборе наилучших вариантов организации педагогического процесса.

 

Скачать конспект

Согласно концепции развития (Л. С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин и др.) основное психологическое новообразование дошкольного возраста – появление и дифференциация внутреннего плана действия (воображение, идеальные ориентирующие образцы, в том числе этические, осознание своих переживаний, самооценка). К концу дошкольного возраста, по словам Э. Эриксона, ребенка характеризует предельно развитое чувство инициативы в его деятельности прослеживаются разные мотивирующие моменты: придумывать интересный замысел, создавать вещь, общаться и слаженно взаимодействовать со сверстниками, узнавать новое или познавать устройство вещей. Иначе говоря, одновременно с усложнением мира происходит движение в сторону дифференциации сфер деятельности в зависимости от того, что становится важным (придумывать – творческая сюжетная игра; создавать – продуктивная деятельность; понимать или узнавать – исследовательская деятельность). Успешность этого движения зависит от педагога и процесса взаимодействия педагога с детьми. Поскольку педагог для ребенка — значимая фигура, на него ложится ответственность за качество и результат выстроенного взаимодействия.

Педагогу необходимо системно и надежно формировать весь спектр универсальных способностей и интегративных качеств личности, составляющих готовность к саморазвитию, и практически реализовать те задачи, которые ставит перед образованием современное общество.

Вместе с Петерсон Л.Г. мы считаем, что на дошкольном уровне образования детьми должен быть приобретен первичный опыт выполнения универсальных действий, управления своим поведением и деятельностью, а не конкретных компонентов учебной деятельности. Об этом сказано и в инструктивно-методическом письме «Об организации образовательного процесса в дошкольных организациях Республики Казахстан в 2018-2019 года»: «При определении образовательных задач организованной учебной деятельности (далее – ОУД) и режимных моментов педагогам необходимо изменить подходы: рекомендуется не учить детей, а создать условия для самостоятельного принятия решения, дать возможность детям подумать, исследовать, считывать сигналы и ориентироваться в них».

В современной системе дошкольного образования РК имеется достаточный ресурс позитивных сдвигов, позволяющих в полной мере решать эти требования. Этот ресурс — обновление содержания образования и технологизация образовательного пространства. Педагогические технологии помогают каждому ребенку открыть для себя окружающий мир, понять, как он прекрасен и как можно чудесно в этом мире жить, играть, общаться, экспериментировать не через традиционную передачу знаний педагогом, а через деятельность.

В образовательном процессе детского сада присутствует организованная учебная деятельность по основам безопасного поведения. Как правило, занятия строятся в форме рассказа воспитателя, излагающего систематизированные знания о той или иной сфере деятельности, и вопросов к детям, направленных на закрепление знаний. Дети на таких занятиях обычно лишены возможности проявить собственную познавательную инициативу, им отводится пассивная роль «получателя» информации.

Формирование ребенка как самостоятельного и инициативного субъекта деятельности, в данном случае субъекта познания, способствует организации занятий не в виде «урока», а в форме партнерской деятельности со взрослым.

Такая форма занятий связана не только с демократизацией стиля поведения воспитателя, но и подбором содержания и выбором педагогической технологии. Педагогу необходимо учесть общие задачи усвоения ребенком универсальных действий, сделать содержание привлекательным для ребенка, развивать познавательную инициативу, стимулировать поиск сходства и различия вещей и явлений, словесный анализ-рассуждение, расширять кругозор и т.д.

«Интеграция, – как утверждают И. Д. Зверев и В. С. Максимова, – есть процесс и результат создания неразрывно связанного, единого, цельного. В обучении она осуществляется путем слияния в одном синтезированном курсе (теме, разделе программы) элементов разных учебных предметов, слияний научных понятий и методов разных дисциплин в общенаучные понятия и методы познания, комплексирования и суммирования основ наук в раскрытии межпредметных учебных проблем» [1, с.14].

В целом, под интеграцией понимается объединение в известных пределах, в одном учебном предмете, обобщенных знаний той или иной научной области. Это объединение предполагает взаимную согласованность содержания обучения по различным учебным дисциплинам, построение и отбор материала, которые определяются как общими целями образования, так и учетом учебно-воспитательных задач.

Интеграцию в образовательном процессе можно осуществлять на любом этапе педагогического процесса, например, на уровне:

  • педагогических целей;
  • содержания образования;
  • сферы активности дошкольников;
  • педтехнологий [2, с. 64].

На наш взгляд такие возможности предоставляет педагогика ТРИЗ. Впервые педагоги системы дошкольного образования познакомились с ТРИЗом во второй половине 80-х годов 20-го столетия, но тогда ей не хватило временного отрезка, чтобы набрать силу и утвердится в образовательном пространстве ДО. Сегодня она вновь становится инструментом, который дает воспитателям и детям возможности для развития творчества, которые осваивает человек независимо от своего возраста. Владея единым инструментом, дети и взрослые легче находят общий язык, им проще понять друг друга.

Целью работы в детском саду по использованию методики является развитие таких качеств мышления как гибкость, ва-риативность, системность, диалектпчность; развитие поисковой активности, речи и творческого воображения. [3, с. 4].

Педагогика ТРИЗ обеспечивает интеграцию содержания образования и овладение универсальными умениями: сравнивать и анализировать, принимать самостоятельное решение и работать в команде, мыслить креативно и опираться на свой опыт.

В 2020 году педагогами детского сада разработаны методические рекомендации «Искорка». Особенностью программы является решение задач по формированию основ безопасного поведения в ходе интеграции содержания образовательных областей «Коммуникация», «Познание», «Социум», «Творчество» через применение педагогики ТРИЗ.

Приемы и методы ТРИЗа позволяют организовать проведение занятий таким образом, чтобы они органично вписывались в естественную жизнь детей, а не принимали «академический» характер. В этом помогает игрушечный персонаж Кубарик, от его имени воспитатель дает задания, ставит проблемы, всё это воспринимается детьми как игра, а не как учеба, а значит позволяет избегать различных стрессообразующих факторов при организации педагогического процесса. Погружаясь в педагогику ТРИЗ, мы понимали, что уже не можем обойтись без «научной» лаборатории, что необходимо проводить тренинг умения задавать вопросы, что понять окружающий мир, его предметы, явления и свойства помогают «маленькие человечки». Эти наши понимания и целенаправленная работа, не только в разделе «Основы безопасного поведения», но в свободное время позволило вывести детей совершенно на новый уровень. Теперь наши дети не просто повторяют заученные фразы, а высказывают предположения, формулируют самостоятельные суждения, моделируют с помощью маленьких человечков, да и мы взрослые стали смотреть на мир другими глазами, видеть и понимать гораздо больше.

Вывод. Интегративность педагогического процесса в дошкольной организации зависит не столько от того какие предметы мы соединяем, а какие технологии мы используем и какие цели ставим. Реализация в образовательном процессе педагогики ТРИЗ придает процессу достижения необходимого результата большую надежность и гарантирует его более высокое качество.

Список литературы

  1. Зверев И.Д. Междредметные связи в современной школе/ И.Д. Зверев, В.Н. Максимова. – М.: Педагогика, 1981. 158 с.
  2. Давыдов В.В. Лекции по общей педагогике. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2005.
  3. Гин С. И. Триз-педагогика для малышей: конспекты занятий для воспитателей и родителей. — М.: КТК «Галактика», 2018. — 138 с.
Просмотров: 252
Категория: По направлениям » Для детского сада » Развивающие игры и занятия для дошкольников




Другие новости по теме:

  • Тарасова В.И.. Целостность воспитательно-образовательного процесса в условиях интеграции содержания дошкольного образования
  • Яруллина Эльмира Рамилевна. Театрализованная деятельность дошкольников как основа интеграции содержания дошкольного образования в соответствии с ФГОС ДО
  • Рычагова Елена Сергеевна. Нестандартный стандарт дошкольного образования: Дошкольник как субъект образовательного процесса (проблема индивидуализации образования)
  • Наталья Чистякова. Особенности организации педагогического процесса, определяющие формирование доброжелательных взаимоотношений у детей старшего дошкольного возраста
  • Кельзина Светлана Юрьевна. Организация партнерской деятельности педагога с детьми в системе дошкольного образования.
  • Кутумова Наталья Александровна. Доклад «Взаимодействие детского сада и семьи через непосредственно образовательную деятельность с целью создания единого воспитательно-образовательного процесса»
  • Погосян Карине Юрьевна. Особенности организации педагогического процесса математического развития детей 4 года жизни в ДОУ
  • Тайдонова Светлана Анатольевна Кирбижекова Светлана Петровна. Формирование предпосылок регулятивных универсальных учебных действий у детей старшего дошкольного возраста.
  • Ильина Оксана Васильевна. ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ КАК УСЛОВИЕ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ
  • Иванова Нина Иннокентьевна. Применение технологии проектной деятельности в воспитательно – образовательном процессе с детьми младшего дошкольного возраста
  • Оленина Светлана Владимировна. «Формирование элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста через включение ТРИЗ технологии»
  • Милеева Наталья Михайловна. Использование ТРИЗ и РТВ для решения речевых задач в работе с детьми дошкольного возраста
  • Асадулина Маргарита Ивановна. Формирование и развитие речи детей дошкольного возраста через технологию ТРИЗ
  • Бортулева Маргарита. Творческая разработка «Образовательная деятельность, осуществляемая в процессе организации познавательно-исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста»
  • Теперенкова Элеонора Геннадьевна. Возможности педагогического взаимодействия с ребенком в образовательном пространстве
  • Исаева Ольга Сергеевна. Предметно-развивающая среда дошкольного образовательного учреждения как условие реализации педагогического процесса
  • Дорогавцев Андрей Владимирович. Анализ механизмов реализации модели формирования сети образовательных организаций, реализующих образовательные программы дошкольного образования с учетом демографического прогноза в Самарской области
  • Толмашова Наталья Александровна. Мониторинг как инструмент регулирования процесса работы с детьми с ОВЗ в системе образования общего назначения
  • Лавренко Любовь Эдуардовна. Педагогические условия организации экологического образования в ДОУ с учетом принципа интеграции
  • Нефедова Ольга Вячеславовна. Анализ работы по реализации программы развития школы «Преемственность» на уровне дошкольного и начального общего образования по программе этикет.
  • Елена Кремова. Формирование в процессе игровой деятельности безопасного поведения дошкольников на дороге. Игра «Найди свою вещь»
  • Савельева Галина Сергеевна. РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР МАТЕМАТИЧЕСКОГО СОДЕРЖАНИЯ
  • Дегтярева Наталья Александровна. Качество организации воспитательно-образовательного процесса
  • Шаповалова Татьяна Анатольевна. Опыт работы воспитателя комбинированной группы ДОУ «Развитие речи детей дошкольного возраста в процессе проектной деятельности»
  • Гулиева Сона Вагифовна. Интегрированное занятие с детьми старшего дошкольного возраста (ознакомление с окружающим миром, ОБЖ, развитие речи) с использованием ТРИЗ- технологии «Поросята в опасности»
  • Тарасова Екатерина Петровна. Рабочая программа дополнительного образования для детей среднего дошкольного образования. Кружок «Капитошка» для среднего дошкольного возраста.
  • Максимова Тамара Витальевна Макарова Ольга Викторовна воспитатель. План — конспект непрерывной образовательной деятельности с элементами ТРИЗ с детьми средней группы на тему «Путешествие в страну сказок»
  • Максимова Наталья Андреевна. Методы и приемы формирования культуры поведения у детей младшего возраста на основе программных задач
  • Пиманова Людмила Александровна. Организация образовательного процесса в дошкольных образовательных учреждениях по формированию восприятия художественной литературы и фольклора у дошкольников 3-7 лет в условиях реализации ФГОС
  • Дробина Наталия Александровна. Формирование личности ребенка в процессе дистанционного образования в дошкольном учреждении



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь