Зубарева Елена Валерьевна, педагог-психолог КОГОБУ ШОВЗ «Хрусталик» г.Кирова»
Цель: повышение психологической компетентности родителей по проблемам взаимодействия с детьми в период адаптации, оптимизация детско-родительских отношений в семьях.
Участники: родители воспитанников второй младшей группы.
Оборудование: небольшая игрушка, бумага для записей, ручки.
Ход встречи
Приветствие
- Здравствуйте, уважаемые родители! Сегодня мы будем рассматривать вопросы адаптации детей к условиям детского сада. Надеюсь, что наша встреча поможет вам разобраться в причинах возникновения проблем в этот период.
Упражнение «Я счастливая мама!»
- Вы ещё не все познакомились, чтобы стать немного ближе друг другу, предлагаю немного рассказать о себе.
Я передам по кругу игрушку, тот, у кого в руках она окажется, назовёт своё имя, имя своего малыша и продолжит фразу: «Я счастливая (-ый) мама (папа), потому что…»
Упражнение-ассоциация «Погружение в детство»
Цель: осознание родителями своих эмоций, внутренней тревоги перед детским садом.
- Кто главные люди в жизни ребёнка дощкольника? Конечно, родители, поэтому адаптация – это сложный период не только для детей, но и для родителей, для всей семьи.
- Займите удобное положение, закройте глаза, дыхание спокойное… Глубокий вдох и медленный выдох... Каждый из вас когда-то был ребенком. Почти все вы ходили в детский сад. Вспомните свои первые детские впечатления о детском саде.
- Какой образ возникает у вас, когда вы слышите фразу: «Завтра идём в детский сад!»
- Что вы видите, слышите, когда вспоминаете детский сад?
- Какая эта фраза на вкус? С каким запахом она ассоциируется?
- Какие у вас возникают тактильные ощущения?
- Какие разные у всех воспоминания! У кого-то – приятные, у кого-то – не приятные.
А сейчас вернёмся в настоящее, вы – взрослые люди, родители. Изменилось ли ваше отношение к детскому саду?
Бывает так, что у взрослых людей детские воспоминания вызывают грусть, страх, растерянность. Например, вы хорошо относитесь к детскому саду, готовите к нему ребёнка, но автоматически всплывают неприятные моменты из детсадовского детства, вызывая негативные чувства. Это состояние, тревогу вы транслируете ребёнку. Поэтому очень важно родителям, и особенно мамам, на этапе адаптации позаботиться о своих чувствах, о своём эмоциональном состоянии.
Упражнение-размышление «Качества родителей, которые помогают или мешают ребенку в период адаптации».
Родителям предлагается на листочках написать по 2 – 3 качества родителей, которые помогают ребенку и мешают во время адаптации. Далее все качества выписываются на демонстрационную доску, и составляется «портреты» родителей, которые способствуют и наоборот препятствуют привыканию ребёнка к детскому саду. По окончании упражнения делается вывод.
Мини-лекция «Как остановить истерику?»
- Расскажите, какие у вас бывают острые ситуации в общении с детьми во время адаптации?
- Ребёнок не хочет, отказывается вставать с кровати, умываться, одеваться. Плачет, когда не получается одеть колготки или что-то разлил, уронил. Хнычет по дороге в детский сад. Жалуется, что хочет спать и есть, у него болит голова, животик и он замёрз. Орёт в раздевалке, упирается, не заходит в группу. Где найти подходящие слова, чтобы остановить истерику, помочь ребёнку и себе справиться с эмоциями?
Основной подход гуманной психологии это принятие негативных эмоций ребенка. А что дальше? На мой взгляд, этот вопрос важнее. Как трансформировать его негативную эмоцию и дать основные способы реакции, чтобы помочь ребенку во взрослой жизни?
Инструкция для родителей:
1. Принимаем негативную эмоцию и присоединяемся.
Понять, почему и зачем ребенок плачет, что он хочет. Установить визуальный (внимательно смотреть на ребенка в глаза) и тактильный (обнять) контакт. Обратить внимание на жесты ребёнка, выражение его лица, взгляд, интонацию и смысл слов.
2. Поддерживаем.
Проявить эмпатию: «Я тебя поняла, ты хочешь… Я вижу, ты показываешь…»
Позаботиться: «Я могу помочь тебе. Скажи, чем я могу тебе помочь?»
Похвалить: «Ты сможешь справиться с этим. Ты уже делал это, у тебя уже получалось…»
3. Устанавливаем правила.
Вспомнить, какие есть правила. Установить новое правило. Что принято делать в таких случаях? Четкая инструкция.
4. Обсуждаем способы выхода из ситуации.
Что будем делать дальше? Попроси… Предложи… Договорись…
5. Позитивно подкрепляем освоение новой привычки.
Уважаемые родители, помните, ребёнку необходима ваша любовь и поддержка!
Упражнение «Как помочь ребёнку?»
- Посмотрите друг на друга: вы самые любящие, понимающие, заботливые, позитивные, последовательные, терпеливые родители! Вы умеете поддержать своих малышей. Давайте вместе составим рекомендации «Как помочь ребёнку привыкнуть к детскому саду».
Родители делятся опытом, обсуждают и составляют рекомендации для успешной адаптации детей.
Игра «Встаньте в круг…»
- Встаньте в круг те, у кого 1 ребёнок
- встаньте в круг те, у кого 2 ребёнка
- встаньте в круг те, у кого 3 и более ребёнка.
- Вот такой большой и дружный у нас получился круг! А теперь в круге встаньте все:
локоть к локтю, плечо к плечу, ладонь к ладони. Взявшись за руки, мы образовали нечто целое – круг, дружный коллектив, большую семью! Всем большое спасибо за внимание и участие!
|