Автор: Чудородова Татьяна Владимировна
На сегодняшний день актуально все содержание экологического воспитания в дошкольных учреждениях, способствующее формированию у дошкольников правильного отношения к природным явлениям и объектам, окружающим их. Овладение в процессе экологического проекта элементарными приемами наблюдения в природе, этическими нормами отношений к живому, пониманием и ценностью красоты живой природы является неисчерпаемым источником творческого вдохновения дошкольников
Основная цель и задачи экологического проекта «Чудесный мир букашек» состоит в развитии бережного отношения к окружающей среде, повышении ответственности в вопросах сохранения экосистемы путем расширения знаний о насекомых, формирования гуманного и бережного отношения к природе, развития эмоциональной отзывчивости детей дошкольного возраста.
Выбранные формы и методы реализации экологического проекта способствовали систематизации знаний детей о мире букашек, обогатили впечатления, которые эмоционально отразились в художественно-творческих работах.
Реализация проекта «Чудесный мир букашек» осуществлялась в течении летних месяцев группой детей старшего возраста с участием воспитателя и родителей воспитанников, и проходила в три этапа. Организационный этап включал в себя подготовку к проекту, составление перспективного плана и подбор материалов. На основном этапе совместная деятельность детей и воспитателя проходила через познавательно-исследовательские ознакомления с насекомыми, накопления эмоциональных впечатлений, воплощенных в художественных коллажах и композициях.
Познавательные беседы с использованием иллюстраций и звуков природы способствовали обогащению и структурированию знаний детей старшей группы «Ромашка» о насекомых, их строении и среде обитания.
Ежедневные прогулки сопровождались наблюдениями за насекомыми и паучками, восторженными репликами и интересом к передвижению маленьких существ. Изучение учебной энтомологической коллекции насекомых через микроскопы и увеличительные стекла расширило познание детей в строении маленьких представителей фауны.
Наглядный материал по проекту был представлен вниманию детей через показ документальных образовательных фильмов, зарисовок, презентаций и мультфильма, визуально расширяя познания дошкольников о волшебных превращениях, рождении и существовании насекомых в природе.
Интерес детей к теме проекта был проявлен в самостоятельной игровой и творческой деятельности воспитанников. Основным направлением в экологическом проекте «Чудесный мир букашек» стало художественное творчество детей, особенностью которого стало коллективное воплощение замысла, способствующее взаимодействию, положительному отношению к процессу создания красочных коллажей: «Божья коровка», «На лужайке стрекоза», «Полянка бабочек», «Любопытные мухи», «Битва за муравейник», «Паучья сеть».
Особый интерес у детей вызвала работа над созданием мира паучков. Боязнь некоторых детей паукообразных пропадала по мере появления этих маленьких существ в воплощении через лепку, проявлялось любопытство и интерес к натянутой нити-паутинки и общему оформлению красочного художественного коллажа.
Проект проходил не только в пределах дошкольного учреждения, но и в семьях воспитанников группы «Ромашка». Родители детей с большим энтузиазмом отозвались участием в создании, на заключительном итоговом этапе проекта, уголка «Мир букашек» на прогулочном участке, проявив свою фантазию и творческий подход в воплощении насекомых из бросового материала, как правило считавшегося бесполезным и вредным для окружающей среды, однако получившего вторую жизнь в организации познавательного уголка для экскурсий детей из других групп, а также украсившего участок яркими красками ожившего мира насекомых.
Работа над проектом принесла в копилку достижений группы заслуженные дипломы за творческие работы детей и диплом воспитателю группы за лучшую методическую разработку познавательно-творческого исследовательского экологического проекта в ДОУ.
|