Виды детской деятельности: игровая, познавательно-исследовательская, двигательная, коммуникативная.
Цель: Закреплять знание детей о признаках зимы: (деревьях, зверях, птицах), развивать смекалку, любознательность, наблюдательность, зрительную память, связанную с происходящими изменениями в природе. Воспитывать интерес к изучению природы родного края, любовь к ней, заботливое отношение к деревьям, птицам и зверям.
Предварительная работа: Беседы с детьми по теме «Сезонные изменения в природе», «Времена года», рассматривание альбомов о птицах, зверях, загадывание загадок, чтение художественной литературы рассказов, стихов, рисование и изготовление снежинок, подбор музыкального сопровождения.
Материалы и оборудование: Конверт, вырезанные из бумаги листья с загадками, иллюстрации, фотоиллюстрации с изображением зимних пейзажей, животных и птиц, деревьев; круговая диаграмма смены времен года; интерактивная доска, музыкальный центр.
Ход мероприятия
1. Сюрпризный момент:
Воспитатель: Просит детей подойти к ней и произнести слова: «Покружились, покружились, покружились и в лесу мы очутились», а пока мы с вами кружились, нам из леса конверт прилетел (рассматриваем его), что там? (звучит шум ветра в лесу)
Осенние листья и на каждом листочке загадки! Вы умеете разгадывать загадки?
Ответы детей.
2. Разгадывание загадок.
Воспитатель: Загадывает загадки о деревьях и предлагает детям найти отгадку на фотоизображении расположенных на доске.
Что за дерево стоит, Весной зазеленела, летом загорела,
Ветра нет, а лист дрожит? Осенью надела красные одежды. (Осина) (Рябина)
Ее всегда в лесу найдешь- У меня длинней иголки, чем у елки.
Пойдем гулять и встретим: Очень прямо я расту в высоту.
Стоит колючая, как еж, Если я не на опушке, ветки только на макушке.
Зимою в платье летнем. (Сосна) (Ель)
Воспитатель: Спрашивает детей, о чем были загадки? Могли бы мы их встретить в лесу?
Дети отвечают на вопросы
Воспитатель: Просит детей задуматься над загадками о зверях и птицах!
- В гору бегом, а с горы кувырком. (Заяц)
- Кто в лесу зимой холодной
Бродит злой голодный? (Волк)
3. Рыжая модница по лесу ходит,
Зайчат да мышей ловит. (Лиса)
4. Ходит по лесу красавец,
Рогами зелени касаясь. (Лось, олень)
5. Зимой в берлоге спит,
Летом улья ворошит. (Медведь)
6. Что за птица сидит,
Во все стороны глядит,
А потом как полетит? (Сова)
7. Птица похожа на яблоко? (Снегирь)
8. Какая птичка поет «цвинь-цвинь» (Синица). (звучит голос синицы)
Воспитатель: Хвалит детей и просит угадать в какое время года мы пришли в лес?
Ответы детей
Воспитатель: Укрылась природа белым снежным покрывалом и спит всю зиму, А наше в вами путешествие продолжается.
(Везде по группе развешаны зимние картинки, на экране интерактивной доске зимний пейзаж).
Обращаю внимание детей, на красоту, которую нам подарила – волшебница зима. Дети дают краткое описание увиденного на картинках.
Затем обращаю внимание детей на круговую диаграмму времен года.
(Четыре части времени года – выполнены в определенном цвете)
Воспитатель: Как вы думаете, кто же здесь живет?
Предполагаемые ответы детей (живут четыре времени года – зима, весна, лето, осень)
Воспитатель: Вместе с детьми прослеживает по диаграмме смену времен года, и доходят снова до зимы. Что мы можем рассказать о диких животных нашего края в это время года?
Ответы детей: (медведь – спит в берлоге; еж – спит в норе, они впадают в спячку, у лисы и волка – вырастает густой теплый мех, заяц – меняет серую шубку на белую, белка – меняет яркую рыжую шубку на серую).
Воспитатель: Ребята, а зачем звери впадают в спячку, меняют мех?
Ответы детей: (зайчику бегать по белому снегу, а белке по серым стволам и веткам деревьев. Зайчик будет не заметен на белом снегу, а белочка может прятаться на деревьях)
Воспитатель: Просит детей помочь ей вспомнить, какие запасы делает белочка, готовясь к зиме?
Ответы детей: Запасает орехи, сушит грибы, шишки.
Физкультминутка
(Дети выполняют движения в соответствии с текстом имитируя движения)
Руки подняли и покачали – это деревья в лесу,
Локти согнули, кисти встряхнули – ветер сбивает снежок,
Плавно руками помашем – это к нам птицы летят,
Как они сядут, давайте покажем – крылья сложили назад.
Воспитатель: Пока мы с вами разминались, смотрите тут кто-то заходил? Знаете ли, чьи это следы?
(Дети называют хозяина следа, показывают иллюстрацию с его изображением).
Воспитатель: Нам пора возвращаться из зимнего леса. «Покружились, покружились, покружились и мы в группе очутились».
Ребенок читает стих о зиме Л. Яхнин.
Белые шапки на белых березах,
Белый зайчишка на белом снегу.
Белый узор на ветвях от мороза.
По белому снегу на лыжах бегу.
Итоги занятия
Дети делают выводы о том, что:
О деревьях и животных много сложено загадок, стихов, нарисовано много картин.
По следам можно определить тех, кто их оставил.
Природу родного края и в целом страны надо любить и беречь.
|