Цель: Развитие эстетического восприятия к окружающему, к искусству и художественной деятельности, расширение кругозора и представлений детей об изменениях в осеннее время года.
Программное содержание
Образовательные задачи:
Обобщить и систематизировать знания детей об осени посредством поэзии, музыкальных и художественных произведений.
Формировать основы художественной культуры. Закреплять знания об искусстве как виде творческой деятельности людей.
- Расширять представление детей о творческих профессиях: художник, композитор, поэт.
Развивающие задачи:
Развивать умение самостоятельно создавать художественные образы в разных видах деятельности.
Закреплять практические навыки выразительного исполнения песен, учить брать дыхания и удерживать его до конца фразы обращать внимание на артикуляцию.
Закреплять умения петь самостоятельно с музыкальным сопровождением.
Продолжать знакомить детей с нетрадиционным способом рисования: на пене. Воспитывать интерес к отражению в рисунках впечатлений и представлений о природе.
Воспитательные задачи:
Продолжать приобщать детей к музыкальной культуре воспитывать художественный вкус обогащать музыкальные впечатления детей вызывать яркий эмоциональный отклик на музыкальные и художественные произведения.
Воспитывать бережное и чувственное отношение к природе, побуждать интерес к осеннему пейзажу.
Ход занятия:
Ребята сегодня к нам на занятие пришли гости. Давайте поприветствуем гостей!
Птицы в небе тают, тают.
Птицы к югу улетают
(машем руками)
Все растаяли вдали (ладонь козырьком ко лбу)
Аист, цапли, журавли
(загибаем по очереди пальцы)
Если вместе мы встречаемся
(соединим ладони)
Мы друг другу улыбаемся
(раскрыть ладони)
Добрый, добрый, добрый день нам здороваться не лень.
Сейчас я прочитаю вам стихотворение, а вы мне подскажите, когда это бывает.
«Птицы стаями летят,
Грустно, дождь и листопад
Ветер тучи в небе носит
Потому что это» … (Осень)
А какое сейчас время года?
Вот и осень наступила
Листья пожелтели
И, скользя по воздуху
На землю улетели
И с последними дарами
Лес нас ждет перед зимой
Чтобы попрощаться с тобой и со мной!
Ребята, а вы любите путешествовать?
Предлагаю вам отправиться сегодня в путешествие по осеней природе, но сначала вспомним осенние приметы.
Когда я буду называть приметы осени говорите дружно «Да»
Если приметы относиться к другому времени года, говорите дружно «Нет»
Вы готовы
Осенью цветут цветы?
Осенью растут грибы?
Тучи солнце закрывают?
Колючий ветер прилетает?
Морозы осенью бывают?
Ну а птицы гнезда вьют?
А букашки прилетают?
Звери норки закрывают?
Урожай все собирают?
Птичьи стаи улетают?
Часто-часто льют дожди?
Туманы осенью бывают?
Солнце светит очень жарко?
Все купаются в реке?
Можно детям загорать?
Ну а что же надо делать — куртки, шапки надевать?
Сапоги всем обувать?
Молодцы! Вы знаете, приметы осени.
Отправляемся в путешествие по осенней природе. А путешествовать можно разными способами на самолете и тд……
Муз. Раб: Ребята, можно совершить путешествие, не выходя из нашего детского сада.
Это путешествие в мир красоты осеней природы, и помогут его совершить замечательные художники, музыканты, и поэты.
Ведь природа –настоящий храм красоты! И не случайно все поэты, художники, музыканты черпали свои замыслы.
Наблюдая их в природном окружении, восхищались красотой родной природы, вдохновлялись на создание замечательных произведений.
Воспитатель: Природа величава, прекрасна, богата, многие русские художники пейзажисты
А что такое пейзаж? Что будет изображено на картине?
(Саврасов, Шишкин, Левитан др.) изобразили родную природу в разных состояниях в разное время года и суток: в глубоком сне зимы, в радостном весеннем пробуждении, когда, как молоком облитые стоят сады, в неге и ласке лета.
Но осенние пейзажи очень ярки и насыщенные, разные по настроению то в печали то радости, и отображают яркость осеней природы.
Слайд «Осень»
Стих про Осень «Унылая пора!» ребенок
Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса —
Люблю я пышное природы увяданье, В багрец и в золото одетые леса,
В их сенях ветра шум и свежее дыханье,
И мглой волнистою покрыты небеса,
И редкий солнца луч, и первые морозы,
И отдаленные седой зимы угрозы.
А.С. Пушкин
Какую пору описывает в своем стихотворение А.С. Пушкин. Почему осенью листву называют золотой?
Вот такие красивые и проникновенные слова о золотой осени нашел поэт.
- Как художник может рассказать о золотой осени? (Ему нужно нарисовать, изобразить на холсте).
В-ль: Есть художники, имена которых светят нам из прошлого и согревают нас.
Один из них Исаак Левитан. Исаак Левитан самый великий из русских пейзажистов, который открыл скромную красоту русской природы.
Осень любимейшее время года для Левитана, он посвятил ей более сотни картин.
Слайд «Осенний день в сокольниках»
Воспитатель:
Осенний день. Сокольники. -первая картина Левитана, на которой он изобразил осень.
Осень… Тихий печальный день. Серое небо. Далеко-далеко в сосновый бор уходит дорога. Вдоль дороги молодые кленовые деревья. Они уже усыпали землю желтыми золотыми коричневыми листьями. Печаль пасмурного дня дополняется фигурой грустной женщины в черном, одиноко идущей по ворохам опавшей листвы.
М.р.: Я знаю, что художнику помогал в работе его друг Николай Чехов: он написал фигуру женщины, идущей по аллее парка. Это единственная картина Левитана, где был изображен человек.
Слайд «осенний колаж».
Воспитатель:
Один из немногих среди русских художников, Левитан умел наслаждаться кистью и краской, умел не только правильно, но и красиво писать. Все его картины сами по себе явления чисто живописного характера. Поэтому так трудно о них говорить, но зато так легко ими любоваться, отдаваться их необъяснимому очарованию…
Осень на картинах Левитана очень разнообразна. Невозможно перечислить все осенние дни, нанесенные им на полотно.
Какие цвета он использовал?
Как эти цвета можно назвать, одним словом? Какие они? Теплые, радостные, веселые.
Что интересного, красивого увидел художник?
Чего больше — теплых красок или холодных?
Вот поэтому природа на картине кажется такой радостной, нарядной, теплой, светлой и даже торжественной.
М.р:
- Какое настроение у вас вызывают эти картины? Хотелось бы вам оказаться в этом месте?
Песня «Осень»
Воспитатель: Известно, что Левитан очень любил музыку особенно музыку П.И. Чайковского.
М.р.: Полотна художника часто сопоставляют с музыкой великого русского композитора, находя в них тихую, плавную песенность.
Слайд П.И. Чайковского.
-Композитор — пишет музыку под которую мы после, танцуем, или просто слушаем.
П. И. Чайковский сочинял много музыки для детей и взрослых. Он создавал целые музыкальные альбомы, в которых было 10-12 и даже больше музыкальных произведений. Перед вами музыкальный альбом "Времена года". В нем 12 музыкальных пьес. Каждая пьеса -это один месяц в году. Поэтому все музыкальные пьесы имеют такое же название, как и называются наши календарные месяца: январь, март, апрель и т.д.
-Сегодня мы будем слушать музыкальное произведение П. И. Чайковского "Осенняя песня". Эту пьесу П. И. Чайковский сочинил про осенний месяц октябрь.
СЛУШАНИЕ МУЗЫКИ.
-Ребята, "вам понравилось произведение? Какая, музыка? Хочется ли под неё танцевать? двигаться? (грустное, красивое.)
- Что вы представили себе, когда слушали это произведение? Листья кружатся и ложатся на землю. В этой музыке можно услышать и порывы ветра и как падают листья. Мелодия звучит неторопливо, с остановками, несколько медленно, уныло.
Воспитатель: Ребята, к этой музыке можно прочитать произведение поэта, Алексея Константиновича Толстого. Он написал стихотворение про осень:
Осень, обсыпается весь наш бедный сад,
Листья пожелтелые по ветру летят.
Как и музыка П. И. Чайковского стихотворение грустное.
Зачастую осень называют печальной, грустной порой.
Немного грустно стало, но осень нам приносить и радость.
Много приносит осень даров нам. Какие дары собирают люди с приходом осени.
Хоровод что нам осень принесла.
Так много даров приготовила нам осень, а давайте и мы порадуем осень нарисуем для нее цветы.
Вспомните какие последние цветы у нас цвели на клумбах?
Ответы детей: астры, бархатцы, календула.
Да много цветов у нас цвело, но они уже все пропали.
Но сегодня мы нарисуем цветы.
А какие цвета любит осень?
Ответы детей: алые, бардовые…
Сегодня у нас интересный и захватывающий процесс творчества мы с вами будем рисовать на пене без кисточек.
Так как осень любит яркие цвета алый вот и я предлагаю использовать красный.
Накапаем несколько капель красной краски при помощи шпажки раскручиваем капельку в комочек посмотрите, как я. Лишнюю пену убираем салфеткой. Теперь зеленый цвет и капнем под цветочком, накапаем можно ниже как бы сделать дорожку из капелек вниз от цветка.
И теперь протягиваем от кружочка в низ теперь понятно, что у нас получились стебельки с листочками.
Берем чистый лист и прикладываем на рисунок слегка прижимаем чтобы изображение отпечаталось снимаем где же рисунок видите у нас пока получился вот такой отпечаток монотипия.
Рисунок спрятался под пеной счищаем пену какие у нас интересные получились цветы.
- Ребята. Вот и закончилось наше путешествие в осенний лес. Расскажите, что мы с вами делали сегодня на занятии, что вам понравилось. Что нового вы узнали. Вы молодцы!
|