Боярова Меланья Егоровна инструктор по физической культуре Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Кэскил» Туора-Кюель МР «Таттинский улус» Республика Саха (Якутия)
Актуальность проекта
Состояние здоровья детей является одной из наиболее важных и глобальных проблем нашего общества, в том числе и нашего ДОУ. Задачи сохранения и укрепления физического и психического здоровья детей, совершенствования их физического развития являются основой Программы оздоровления детей в ДОУ.
По статистике, XXI-й век начался в России с резкого ухудшения такого существенного показателя, как здоровье дошкольников. На 8,1% снизилось число здоровых детей, на 6,7 % увеличилось число детей с нарушениями в физическом развитии и предрасположенностью к патологиям. Почти на 1,5% возросла численность детей третьей группы здоровья с отчётливо выраженными отклонениями и хроническими заболеваниями.
Определение предмета исследования:
«Береги здоровье смолоду» — гласит народная пословица. Формирование у дошкольников навыков и привычек здорового образа жизни является актуальной и значимой в современных условиях. С этой проблемой сталкиваемся ежегодно в дошкольном учреждении: ослабленное здоровье детей, низкий уровень их физического развития и т.д. Главная идея работы по формированию у дошкольников навыков и привычек здорового образа жизни заключается в том, что для достижения гармонии с природой, с самим собой и обществом человеку необходимо заботиться о своём здоровье с детства. Ведь здоровье рассматривается как гармоничное состояние организма (физическое, психическое, социальное — благополучие), которое позволяет человеку быть активным в своей жизни. Следует отметить, что формирование у детей привычек и навыков к здоровому образу жизни невозможно без взаимодействия с семьями воспитанников.
Формулировка проблемы:
Проблема ухудшения здоровья подрастающего поколения в последние годы приобретает все большую актуальность. По данным Министерства здравоохранения РФ всего лишь 13% детей 5-7-летнего возраста могут считаться здоровыми.
Сохранения и укрепления здоровья, формирования осознанной потребности в здоровом образе жизни должно уделяться как можно больше внимания в дошкольном возрасте. А добиться успехов в укреплении здоровья и полноценном физическом развитии детей, в повышении их двигательной активности можно только при единых подходах к физическому воспитанию в детском саду и дома.
К сожалению, на практике наблюдается, что дети испытывают «двигательный дефицит», имеют излишний вес, нарушения осанки. Анализ анкетирования показывает, что во многих семьях потребность дошкольников в движении удовлетворяется далеко не полностью, предпочтение отдается просмотру телепередач, компьютерным играм, занятиям статического плана и малоподвижным играм. Большая загруженность родителей ведет к сокращению прогулок на свежем воздухе, тем самым естественная потребность ребенка в движении в семье пусть неосознанно, но подавляется. Основными причинами таких результатов является то, что родители недооценивают роль двигательной активности, обеспечивающей здоровую жизнедеятельность ребенка, недостаточно осознанно подходят к процессу физического воспитания детей, занижая свою роль в этом процессе и перекладывая основную нагрузку на образовательное учреждение. И как следствие не понимают важности всех критериев, способствующих формированию здорового образа жизни у детей.
Цель проекта: создание оптимальных условий для охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия; формирование привычки здорового образа жизни.
Задачи проекта:
-Продолжать формировать у детей позиции признания ценности здоровья, чувство ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья.
-Расширять знания и навыки по гигиенической культуре. Воспитывать привычку сохранять правильную осанку.
-Закреплять знания о здоровых и вредных продуктах питания.
-Расширять знания о влиянии закаливания на здоровье человека.
-Сплочение детей и родителей, родителей и педагогов в процессе активного сотрудничества в ходе реализации проекта.
Формы работы с детьми:
- НОД познавательного цикла, НОД продуктивной деятельности (рисование, аппликация), чтение художественной литературы, рассматривание энциклопедий, просмотр презентаций по теме;
- Игровая деятельность: подвижные, дидактические игры, игровые ситуации, созданные воспитателем проблемных ситуаций.
Участники проекта: воспитатели, дети старшей группы, педагоги ДОУ, родители.
Срок реализации проекта: краткосрочный
Вид проекта: оздоровительный
Пути реализации: утренняя гимнастика, гимнастика после сна, дыхательная гимнастика, физминутки, пальчиковая гимнастика; занятия; беседы; чтение художественной литературы; дидактические и подвижные игры; отгадывание загадок; игровые ситуации; консультации для родителей; спортивное мероприятие совместно с родителями; индивидуальные беседы с родителями.
Ожидаемые результаты:
- Обеспечение успешного личностного развития воспитанников, стабилизация их интересов, творческих проявлений, формирование позитивной деятельности на основе изучения знаний о своем здоровье, практическая заинтересованность в проектировании своего будущего.
- Формирование у детей физической культуры, обеспечивающей завтрашний здоровый день семьи и государства.
- Результаты деятельности будут способствовать формированию открытого образовательного пространства – возникновению новых социокультурных проектов.
Этапы реализации проекта:
I этап – подготовительный (организационный):
Изучение уровня осведомленности и мотивации родителей в вопросах формирования, укрепления и поддержания здоровья дошкольников.
Изучение научно – методической литературы по проблеме:
II этап – основной:
Оздоровительные мероприятия (ежедневно):
Утренняя гимнастика;
Дыхательная гимнастика;
Гимнастика для глаз;
Подвижные и спортивные игры;
Пальчиковая гимнастика с проговариванием стихотворных форм;
Гимнастика после сна (ходьба по дорожке здоровья; самомассаж, закаливающие процедуры).
Беседы:
- Викторина «Ситуации»
- «Гигиена питания»
- «Здоровье в порядке-спасибо зарядке!»
- «Полезные и вредные привычки»
- «Витамины, откуда они берутся, их польза»
Работа с родителями:
- Оформление папки – передвижки «Здоровый ребёнок»
- Анкетирование родителей «Роль спорта в семейном воспитании»
- Консультация «Значение ЗОЖ для здоровья человека»
-Познакомить с основными направлениями работы по сохранению и укреплению здоровья детей
-Создание выставки фотографий (совместное творчество) «Быть здоровыми хотим!».
-Информационные листки: «Массаж волшебных точек», «Дыхательная гимнастика», «Пальчиковые игры».
Закаливающие мероприятия:
Тренировка защитных сил организма, выработка способности быстро адаптироваться к новым условиям; оздоровление и профилактика простудных и инфекционных заболеваний.
Утренняя гимнастика под музыку;
Проветривание помещений;
Умывание после сна;
Ходьба по массажным коврикам после сна;
Пальчиковые игры и физминутки;
Босохождение после сна;
III этап – итоговый (обобщающий).
-Спортивный досуг «Здоровые дети в здоровой семье».
-Проведение спортивного – развлекательного мероприятия «Наше здоровье».
-Физкультурный праздник «Нам болезни не страшны, быть здоровыми хотим!».
Вывод:
Благодаря совместной деятельности в ходе реализации проекта укрепились взаимоотношения между детьми, воспитателями и родителями. Дети стали более общительными, раскрепощенными, уверенными в себе и в своих силах. Дети получили новые знания и навыки о том, как сохранить свое здоровье, о его значимости.
В ходе реализации проекта были созданы условия для формирования у дошкольников и их родителей ценностного отношения к своему здоровью.
В ходе проекта у детей проявлялась любознательность, активность, интерес к физическим упражнениям, совершенствовались двигательные умения и навыки в ходьбе, беге, прыжках.
Использованная литература:
- Яковлева Л.В., Юдина Р.А. физическое развитие и здоровье детей 3-7 лет // М.: «Владос», 2003.
- Глебова С.В. Детский сад – семья: аспекты взаимодействия // Воронеж: ТЦ Учитель, 2007.
- Щебеко В.Н., Ермак Н.Н. Физкультурные праздники в детском саду. // М.: Просвещение, 2003.
|