Елпашева Татьяна Николаевна Студентка Нижневартовского государственного университета Россия г. Нижневартовск
Аннотация. В статье говорится о том, как действовать родителям и педагогам в период психологической адаптации, чтобы помочь ребёнку приспособиться к новым условиям, выработать позитивное отношение к детскому саду, сохранить его здоровье, стать успешным и счастливым в своей дошкольной жизни. На помощь семье в решении данной проблемы должна прийти дошкольная образовательная организация, которая обязана стать открытой по всем вопросам развития и воспитания детей.
Ключевые слова: психологическая адаптация, сотрудничество, программа, формы работы с родителями.
Психологическая адаптация осуществляется путем усвоения норм и ценностей данного общества (как в широком смысле, так и применительно к ближайшему социальному окружению — общественной группе, семье, тру-довому коллективу). Ее проявления обнаруживаются прежде всего в сотрудничестве человека с окружающими людьми и его активной деятельности. Важнейшим средством достижения психологической адаптации является образование и воспитание. Процесс психологической адаптации проходит каждый человек в ходе своего индивидуального развития и профессионально-трудового становления.
Одной из базовых ценностей ФГОС ДО является поддержание и укрепление всех компонентов здоровья каждого ребенка: физического, нервно-психического и социально-психологического. Эта задача в условиях детского сада является приоритетной, особенно в период психологической адаптации, когда ребёнок находится в состоянии психического и эмоционального напряжения.
Из опыта работы могу сказать, что наблюдения за вновь поступившими малышами и их родителями в период психологической адаптации показывают — ни дети, ни родители (законные представители) не готовы к поступлению в детский сад.
Практика показывает, что родителям часто не хватает психолого – педагогической компетентности, качественной информации о жизнедеятельности ДОО, оптимальных условий для развития детей раннего дошкольного возраста. Это означает, что для успешной психологической адаптации детей в ДОО необходимо налаживание сотрудничества с родителями.
Семья является первичным и важнейшим звеном в цепи социальных организаций, где ребенок, прежде всего, познает окружающий мир, усваивает нравственные нормы, правильное отношение к людям, т.е. все то, что определяет затем его моральный облик. Чтобы создать в каждой семье благоприятные условия для воспитания детей, необходимо вооружить родителей определенными психолого-педагогическими знаниями, практическими умениями и навыками. Необходимо строить работу с семьёй на основе новой философии сотрудничества родителей и дошкольной организации, в центре которой содержится идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все остальные социальные институты (в том числе дошкольная организация) призваны помочь, поддержать, направить, дополнить их компетентность. Опыт работы показывает, что положительный настрой родителей на совместную деятельность имеет огромную педагогическую ценность. Родители уверены в том, что дошкольная организация всегда поможет им в решении педагогических проблем, и в то же время не навредит, так как будет учитывать мнение родителей и предложения по взаимодействию с ребёнком. В самом большом выигрыше находятся дети, ради которых и осуществляется данное взаимодействие, которое будет способствовать комфортному пребыванию ребенка в ДОО, и в дальнейшем его успешной подготовки и адаптации к школе.
Ребенок — не копия взрослого, и родители должны знать, что представляет собой малыш того или иного возраста, что он знает и может. Иногда родители сами проявляют интерес к данной проблеме и просят педагога рассказать об этом. Иногда педагоги не решаются общаться с родителями, поскольку не уверены в своей компетентности, но следует помнить, что воспитатели — специалисты, и в любом случае они знают больше, чем родители. Чтобы избежать осложнений и обеспечить оптимальное течение психологической адаптации необходим постепенный переход ребенка из семьи в дошкольную организацию, чтобы родители научились видеть особенности развития ребенка, понимали его проблемы, а не обвиняли его в непослушании, были его соратниками, а не авторитарными наставниками.
Вовлечения родителей в процесс психологической адаптации позволяет подготовить их самих к осознанию и принятию новой для них роли — роли родителя воспитанника детского сада, скорректировать, посредством информирования освоение практических приемов и методов работы с ребенком, степень, качество и направленность родительского участия.
Работа с родителями в период психологической адаптации важная задача дошкольной организации. В период психологической адаптации детей раннего возраста к дошкольному учреждению просто необходимы сотрудничество между педагогами и родителями. Ребенок часто находится между этими двумя важнейшими институтами воспитания, попадая в мир противоречивых требований, что влияет на его эмоциональное и психологическое развитие.
В организации сотрудничество педагогов и родителей Л.В. Белкина предлагает использовать следующие формы работы: информационно-аналитические, познавательные, наглядно-информационные.
Информационно-аналитические (анкетирование, посещение на дому). Основной задачей являются сбор, обработка и использование данных о семье каждого воспитанника, общекультурном уровне его родителей, наличии у них необходимых педагогических знаний, отношении в семье к ребенку, запросах, потребностях родителей в психолого-педагогической информации.
Познавательные (родительские собрания, беседы, родительские клубы). Эти формы работы способствуют изменению взглядов родителей на воспитание ребенка в условиях семьи. Принципы, на основе которых строится общение педагогов и родителей ? общение на основе диалога, открытость, искренность, отказ от критики и оценки партнера по общению.
Наглядно-информационные (папки-передвижки, консультации, рекомендации, буклеты и т.д.). Задачей наглядно-информационной формы работы с родителями является ознакомление родителей с ДОО, деятельностью педагогов и т.д.
Для успешной психологической адаптации детей раннего возраста к условиям ДОО нами был разработан проект программы сотрудничества педагога-психолога ДОО и родителей в решении проблемы психологической адаптации детей раннего возраста к ДОО, способствующий: привлечению вниманию родителей к периоду психологической адаптации детей раннего возраста к условиям ДOO; желанию участвовать в совместной работе c педагогом — психологом ДOO, направленной на помощь ребёнку в период психологической адаптации к условиям ДOO; формированию знаний o специфике развития ребёнка раннего возраста и особенностях психологической адаптации детей раннего возраста к условиям ДOO.
В основе программы лежит сотрудничество педагога-психолога, педагогов группы, родителей и детей, направленное на создание благоприятной эмоциональной атмосферы в группе, которое создаёт основу для благоприятной психологической адаптации детей раннего возраста.
Налаживая сотрудничество с родителями в период психологической адаптации детей раннего возраста, мы использовали разнообразные формы, методы и средства реализации проекта программы.
В период психологической адаптации детей раннего возраста к условиям ДОО мы опирались как на традиционные, так и нетрадиционные формы работы с родителями. В работе с родителями к традиционным формам можно отнести родительские собрания, педагогические беседы, тематические консультации, информационные стенды, тематические выставки, дни открытых дверей, праздники, анкетирование.
К нетрадиционным формам относятся проекты, конференции, экскурсии и походы, общение через электронную почту, телефоны доверия, мастер-классы, тренинги. В период психологической адаптации детей раннего возраста к условиям ДОО, в работе с родителями приветствуются именно нетрадиционные формы работы:
- беседы с родителями;
- опрос – анкетирование родителей «Ваш ребенок дома, какой он?», «Давайте познакомимся»;
- близкое знакомство с семьей;
- посещение семей на дому (визитирование);
- рассматривание семейных альбомов в группе;
- фотовыставки;
- информационные стенды;
- приглашение семьи в группу;
- консультации;
- родительские собрания;
- семинары;
- наглядно – консультативный материал: буклеты, журналы, стенды;
- родительская почта;
- обратная связь через интернет ресурсы (каждый родитель может задать вопрос воспитателю по электронной почте и получить на него ответ).
Использование программы сотрудничества педагога-психолога ДОО и родителей в решении проблемы психологической адаптации детей раннего возраста к ДОО помогло нам в налаживании партнерских отношений с родителями. Программа помогла нам научиться работать в «команде» с родителями воспитанников, объединить усилия педагогов, родителей с целью реализации программы.
Как показал опыт, для успешной психологической адаптации детей к условиям дошкольной организации необходимо сформировать у него положительную установку на детский сад, положительное отношение к нему. Это зависит, прежде всего, от педагогов и родителей, от их умения и желания помочь маленькому человечку встать на новый этап в его жизни.
Список литературы
Алямовская В.Г. Ясли – это серьезно / В.Г. Алямовская М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 1999.
Бeлкинa, oc мoдeрнизaции В.Н., oc имeют Бeлкинa, oc ивaнoвa Л.В. oc дeнь Aдaптaцияoc прoтeкaниeм дeтeйoc прeврaтим рaннeгooc тц вoзрacтaoc cрeди кoc cвязывaeтcя уcлoвиямoc лeкциями ДOУoc умeнияx / oc В.Н. Белкина, минимум oc Л.В. Белкина. клaринoй oc Воронеж: cooбщecтвe oc Учитель пocтoяннoгo. oc 2006. oc oбрaтным 236 oc с. приeму 7.
Бeлкинa, oc мoдeрнизaции В.Н., oc имeют Бeлкинa, oc ивaнoвa Л.В. oc дeнь Психология раннего и дошкольного детства: учеб. пособие для академического бакалавриата/ В. Н. Белкина. — 2-е изд. — М.: Издательство Юрайт, 2019.
Ватутина Н.Д. Ребенок поступает в детский сад. Пособие для воспитателей дет сада/ Н.Д. Ватутина М.: Просвещение, 2003.
Давыдова О.Е. Адаптационные cocтoялa oc группы xaрaктeризуют oc в бoльшинcтвo oc ДОУ издaтeль: oc Методическое пособие/нoвoмуДавыдова пcиxoлoгичecкиe О.Е., нaxoдятcя oc Майер n oc А. фoрмулирoвкaм oc А. М.: oc oтнocитeльнo ТЦoc зaимcтвуeтe «Cфeрa», 2006. Oc 555555
Доронова Т.Н. Дошкольные учреждения и семья — единое пространство детского развития/ Т.Н Доронова и др. М., 2001.
Евстратова пocлe E.A. Новые aдaпфoрмы по взaимoдeйcтвию дошкольного фрукты oбрaзoвaтeльнoгo учреждения учeт и семьи/ E.A. Евстратова пocлe CПб.: Союз, мacтeрcтвa 2003.
Степина Н.М., Данилина Т.А. Социальное партнерство педагогов, детей и родителей/ М.: Айрис-Пресс, 2009.
Кocтяк Т. В. Психологическая адаптация ребёнка в детском саду/ М.: Академия, 2008.
|