Елпашева Татьяна Николаевна. Три стороны психологической адаптации в ДОО

Три стороны психологической адаптации в ДОО

Елпашева Татьяна Николаевна Студентка Нижневартовского государственного университета Россия г. Нижневартовск

Аннотация. В статье говорится о том, как действовать родителям и педагогам в период психологической адаптации, чтобы помочь ребёнку приспособиться к новым условиям, выработать позитивное отношение к детскому саду, сохранить его здоровье, стать успешным и счастливым в своей дошкольной жизни. На помощь семье в решении данной проблемы должна прийти дошкольная образовательная организация, которая обязана стать открытой по всем вопросам развития и воспитания детей.

Ключевые слова: психологическая адаптация, сотрудничество, программа, формы работы с родителями.

 

Психологическая адаптация осуществляется путем усвоения норм и ценностей данного общества (как в широком смысле, так и применительно к ближайшему социальному окружению — общественной группе, семье, тру-довому коллективу). Ее проявления обнаруживаются прежде всего в сотрудничестве человека с окружающими людьми и его активной деятельности. Важнейшим средством достижения психологической адаптации является образование и воспитание. Процесс психологической адаптации проходит каждый человек в ходе своего индивидуального развития и профессионально-трудового становления.

Одной из базовых ценностей ФГОС ДО является поддержание и укрепление всех компонентов здоровья каждого ребенка: физического, нервно-психического и социально-психологического. Эта задача в условиях детского сада является приоритетной, особенно в период психологической адаптации, когда ребёнок находится в состоянии психического и эмоционального напряжения.

Из опыта работы могу сказать, что наблюдения за вновь поступившими малышами и их родителями в период психологической адаптации показывают — ни дети, ни родители (законные представители) не готовы к поступлению в детский сад.

Практика показывает, что родителям часто не хватает психолого – педагогической компетентности, качественной информации о жизнедеятельности ДОО, оптимальных условий для развития детей раннего дошкольного возраста. Это означает, что для успешной психологической адаптации детей в ДОО необходимо налаживание сотрудничества с родителями.

Семья является первичным и важнейшим звеном в цепи социальных организаций, где ребенок, прежде всего, познает окружающий мир, усваивает нравственные нормы, правильное отношение к людям, т.е. все то, что определяет затем его моральный облик. Чтобы создать в каждой семье благоприятные условия для воспитания детей, необходимо вооружить родителей определенными психолого-педагогическими знаниями, практическими умениями и навыками. Необходимо строить работу с семьёй на основе новой философии сотрудничества родителей и дошкольной организации, в центре которой содержится идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все остальные социальные институты (в том числе дошкольная организация) призваны помочь, поддержать, направить, дополнить их компетентность. Опыт работы показывает, что положительный настрой родителей на совместную деятельность имеет огромную педагогическую ценность. Родители уверены в том, что дошкольная организация всегда поможет им в решении педагогических проблем, и в то же время не навредит, так как будет учитывать мнение родителей и предложения по взаимодействию с ребёнком. В самом большом выигрыше находятся дети, ради которых и осуществляется данное взаимодействие, которое будет способствовать комфортному пребыванию ребенка в ДОО, и в дальнейшем его успешной подготовки и адаптации к школе.

Ребенок — не копия взрослого, и родители должны знать, что представляет собой малыш того или иного возраста, что он знает и может. Иногда родители сами проявляют интерес к данной проблеме и просят педагога рассказать об этом. Иногда педагоги не решаются общаться с родителями, поскольку не уверены в своей компетентности, но следует помнить, что воспитатели — специалисты, и в любом случае они знают больше, чем родители. Чтобы избежать осложнений и обеспечить оптимальное течение психологической адаптации необходим постепенный переход ребенка из семьи в дошкольную организацию, чтобы родители научились видеть особенности развития ребенка, понимали его проблемы, а не обвиняли его в непослушании, были его соратниками, а не авторитарными наставниками.

Вовлечения родителей в процесс психологической адаптации позволяет подготовить их самих к осознанию и принятию новой для них роли — роли родителя воспитанника детского сада, скорректировать, посредством информирования освоение практических приемов и методов работы с ребенком, степень, качество и направленность родительского участия.

Работа с родителями в период психологической адаптации важная задача дошкольной организации. В период психологической адаптации детей раннего возраста к дошкольному учреждению просто необходимы сотрудничество между педагогами и родителями. Ребенок часто находится между этими двумя важнейшими институтами воспитания, попадая в мир противоречивых требований, что влияет на его эмоциональное и психологическое развитие.

В организации сотрудничество педагогов и родителей Л.В. Белкина предлагает использовать следующие формы работы: информационно-аналитические, познавательные, наглядно-информационные.

Информационно-аналитические (анкетирование, посещение на дому). Основной задачей являются сбор, обработка и использование данных о семье каждого воспитанника, общекультурном уровне его родителей, наличии у них необходимых педагогических знаний, отношении в семье к ребенку, запросах, потребностях родителей в психолого-педагогической информации.

Познавательные (родительские собрания, беседы, родительские клубы). Эти формы работы способствуют изменению взглядов родителей на воспитание ребенка в условиях семьи. Принципы, на основе которых строится общение педагогов и родителей ? общение на основе диалога, открытость, искренность, отказ от критики и оценки партнера по общению.

Наглядно-информационные (папки-передвижки, консультации, рекомендации, буклеты и т.д.). Задачей наглядно-информационной формы работы с родителями является ознакомление родителей с ДОО, деятельностью педагогов и т.д.

Для успешной психологической адаптации детей раннего возраста к условиям ДОО нами был разработан проект программы сотрудничества педагога-психолога ДОО и родителей в решении проблемы психологической адаптации детей раннего возраста к ДОО, способствующий: привлечению вниманию родителей к периоду психологической адаптации детей раннего возраста к условиям ДOO; желанию участвовать в совместной работе c педагогом — психологом ДOO, направленной на помощь ребёнку в период психологической адаптации к условиям ДOO; формированию знаний o специфике развития ребёнка раннего возраста и особенностях психологической адаптации детей раннего возраста к условиям ДOO.

В основе программы лежит сотрудничество педагога-психолога, педагогов группы, родителей и детей, направленное на создание благоприятной эмоциональной атмосферы в группе, которое создаёт основу для благоприятной психологической адаптации детей раннего возраста.

Налаживая сотрудничество с родителями в период психологической адаптации детей раннего возраста, мы использовали разнообразные формы, методы и средства реализации проекта программы.

В период психологической адаптации детей раннего возраста к условиям ДОО мы опирались как на традиционные, так и нетрадиционные формы работы с родителями. В работе с родителями к традиционным формам можно отнести родительские собрания, педагогические беседы, тематические консультации, информационные стенды, тематические выставки, дни открытых дверей, праздники, анкетирование.

К нетрадиционным формам относятся проекты, конференции, экскурсии и походы, общение через электронную почту, телефоны доверия, мастер-классы, тренинги. В период психологической адаптации детей раннего возраста к условиям ДОО, в работе с родителями приветствуются именно нетрадиционные формы работы:

  • беседы с родителями;
  • опрос – анкетирование родителей «Ваш ребенок дома, какой он?», «Давайте познакомимся»;
  • близкое знакомство с семьей;
  • посещение семей на дому (визитирование);
  • рассматривание семейных альбомов в группе;
  • фотовыставки;
  • информационные стенды;
  • приглашение семьи в группу;
  • консультации;
  • родительские собрания;
  • семинары;
  • наглядно – консультативный материал: буклеты, журналы, стенды;
  • родительская почта;
  • обратная связь через интернет ресурсы (каждый родитель может задать вопрос воспитателю по электронной почте и получить на него ответ).

Использование программы сотрудничества педагога-психолога ДОО и родителей в решении проблемы психологической адаптации детей раннего возраста к ДОО помогло нам в налаживании партнерских отношений с родителями. Программа помогла нам научиться работать в «команде» с родителями воспитанников, объединить усилия педагогов, родителей с целью реализации программы.

Как показал опыт, для успешной психологической адаптации детей к условиям дошкольной организации необходимо сформировать у него положительную установку на детский сад, положительное отношение к нему. Это зависит, прежде всего, от педагогов и родителей, от их умения и желания помочь маленькому человечку встать на новый этап в его жизни.

Список литературы

Алямовская В.Г. Ясли – это серьезно / В.Г. Алямовская М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 1999.

Бeлкинa, oc мoдeрнизaции В.Н., oc имeют Бeлкинa, oc ивaнoвa Л.В. oc дeнь Aдaптaцияoc прoтeкaниeм дeтeйoc прeврaтим рaннeгooc тц вoзрacтaoc cрeди кoc cвязывaeтcя уcлoвиямoc лeкциями ДOУoc умeнияx / oc В.Н. Белкина, минимум oc Л.В. Белкина. клaринoй oc Воронеж: cooбщecтвe oc Учитель пocтoяннoгo. oc 2006. oc oбрaтным 236 oc с. приeму 7.

Бeлкинa, oc мoдeрнизaции В.Н., oc имeют Бeлкинa, oc ивaнoвa Л.В. oc дeнь Психология раннего и дошкольного детства: учеб. пособие для академического бакалавриата/ В. Н. Белкина. — 2-е изд. — М.: Издательство Юрайт, 2019.

Ватутина Н.Д. Ребенок поступает в детский сад. Пособие для воспитателей дет сада/ Н.Д. Ватутина М.: Просвещение, 2003.

Давыдова О.Е. Адаптационные cocтoялa oc группы xaрaктeризуют oc в бoльшинcтвo oc ДОУ издaтeль: oc Методическое пособие/нoвoмуДавыдова пcиxoлoгичecкиe О.Е., нaxoдятcя oc Майер n oc А. фoрмулирoвкaм oc А. М.: oc oтнocитeльнo ТЦoc зaимcтвуeтe «Cфeрa», 2006. Oc 555555

Доронова Т.Н. Дошкольные учреждения и семья — единое пространство детского развития/ Т.Н Доронова и др. М., 2001.

Евстратова пocлe E.A. Новые aдaпфoрмы по взaимoдeйcтвию дошкольного фрукты oбрaзoвaтeльнoгo учреждения учeт и семьи/ E.A. Евстратова пocлe CПб.: Союз, мacтeрcтвa 2003.

Степина Н.М., Данилина Т.А. Социальное партнерство педагогов, детей и родителей/ М.: Айрис-Пресс, 2009.

Кocтяк Т. В. Психологическая адаптация ребёнка в детском саду/ М.: Академия, 2008.

Просмотров: 350
Категория: По направлениям » Для детского сада » Развивающие игры и занятия для дошкольников




Другие новости по теме:

  • Литвинова Валентина Дмитриевна. Проект психолого-педагогического сопровождения детей раннего возраста в период адаптации к условиям ДОУ, их родителей и педагогов «Знакомьтесь, это Я!»
  • Елпашева Татьяна Николаевна. Семинар-практикум для родителей (законных представителей) детей раннего дошкольного возраста (1, 6-3 лет) «Использование кинетического песка в период адаптации ребёнка»
  • Наумова Марина Валерьевна, Абдухалыгова Наина Умудваровна. Взаимодействие дошкольной образовательной организации с родителями как условие успешной адаптации детей раннего возраста
  • Тищенко Татьяна Дмитриевна. Консультация педагога – психолога для педагогов ДОУ: «Психолого – педагогические условия адаптации детей к условиям детского сада. Психологический комфорт ребенка в детском саду»
  • Трощенко Наталья Олеговна. Детский сад: путь в неведомое … Из опыта работы по ранней адаптации детей и родителей к условиям пребывания и воспитания в детском саду
  • Ширяева Ольга Николаевна. Проект по адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада «В детский сад без слез»
  • Евгения ?. Партнёрство семьи и детского сада в период адаптации детей раннего возраста
  • Соцкова Вера Александровна. Консультация для родителей «Процесс адаптации детей 2–3 лет к условиям детского сада»
  • Самарина Елена Васильевна. Консультация для воспитателей: «Приёмы работы воспитателя в период адаптации детей к ДОО»
  • Русалинова Олеся Александровна. Особенности психологической адаптации молодых специалистов в условиях дошкольного образовательного учреждения
  • Юлия Бурыхина. Рекомендации для воспитателя в период адаптации детей дошкольного возраста к условиям ДОУ
  • Богданова Ольга Александровна. Сценарий развлечения для детей младшего дошкольного возраста «В гости к Ёжику» (совместно с родителями, в период адаптации детей к детскому саду)
  • Каргополова Лидия Васильевна. Сотрудничество с родителями как одно из условий успешной адаптации детей к детскому саду
  • Пустоселова Елена Михайловна. Особенности работы воспитателя с детьми раннего возраста в период адаптации к детскому саду
  • Рекомендации родителям по подготовке ребенка к условиям общественного воспитания в детском саду
  • Курикалова Оксана Михайловна. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Психологическое сопровождение процесса адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ»
  • Яковлева Анастасия. Рисование песком на стекле, как средство снижения напряжения у детей раннего возраста в период адаптации к ДОУ.
  • Черепанова Екатерина Викторовна. МУЗЫКА КАК СРЕДСТВО АДАПТАЦИИ РЕБЁНКА МЛАДШЕГО ВОЗРАСТА К УСЛОВИЯМ ПРЕБЫВАНИЯ В ДОО
  • Истомина Наталия Анатольевна. Программа коррекционно – профилактических занятий с детьми раннего возраста в период адаптации к дошкольному учреждению «Здравствуй, детский сад!»
  • Лысова Ольга Дмитриевна. СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С СЕМЬЕЙ В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ РЕБЕНКА РАННЕГО ВОЗРАСТА К ДЕТСКОМУ САДУ
  • Бабенкова Наталья Викторовна, Авдеева Марина Ивановна. Педагогическая статья «Использование аудиосказок для детей раннего возраста в период адаптации»
  • Каштанова Светлана Викторовна. Статья на тему: «Использование фольклора в период адаптации детей раннего возраста к ДОУ»
  • Ковалева Вероника Евгеньевна. Использование релаксационных методик для снятия психоэмоционального напряжения у детей в период адаптации к условиям дошкольного учреждения
  • Филимонова Инга Алексеевна. «Коррекция тревожных состояний у детей раннего возраста в период адаптации к ДОУ посредством сказкотерапии»
  • Карташова Екатерина Александровна. «Нетрадиционные формы работы педагогов с родителями детей раннего возраста».
  • Тразанова Кристина Александровна. ИГРА В АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА К ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
  • Евдокимова Елена. «Здравствуй, малыш!» проект по адаптации детей младшего дошкольного возраста к условиям детского сада
  • Малышева Елена Михайловна. Сценарий развлечения в период адаптации в группе раннего возраста «Мама и малыш»
  • Ситдикова Фаузия Шамиловна. «Развитие речи детей в период адаптации к условиям ДОУ»
  • Лимонова Марина Аркадьевна. Статья о адаптации родителей к школе. Гиперопека – когда родители все контролируют



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь