Старшая группа (5-6лет)
По тропинкам добра.
Цель непрерывной образовательной деятельности (НОД): закрепления знаний детей о русских народных сказках.
Задачи приоритетной образовательной области:
Речевое развитие:
- Обогащать активный словарь.
- Развивать связную диалогическую и монологическую речь.
- Упражнять детей в согласовании слов в предложении.
- Закрепить навыки детей в пересказе сказок самостоятельно по ролям, правильно передавая идею и содержание пользоваться прямой и косвенной речью.
- Формировать у детей умение с помощью воспитателя строить свой рассказ в соответствии с логикой повествования.
Образовательные задачи в интеграции образовательных областей:
«Познавательное развитие»:
- Учить узнавать сказку по иллюстрациям, загадкам, эпизодам.
- Закрепить умения создавать структуру сказки с помощью моделирования.
- Закрепить названия русских народных сказок.
- Развивать любознательность, воображение детей и познавательную мотивацию.
Социально-коммуникативное развитие:
- Развивать эмоциональную отзывчивость, сопереживание, готовность прийти на помощь.
- Формировать умения взаимодействия друг с другом.
- Способствовать развитию навыков доброжелательного отношения со сверстниками и взрослыми, умение выслушивать их.
- Снять эмоциональное напряжение.
Физическое развитие:
- Формировать у детей осознанное отношение к выполнению двигательных действий (мелкой моторики рук).
- Формировать потребность в двигательной активности.
- Развивать координацию речи с движениями.
Художественно-эстетическое развитие:
- Развивать музыкальные способности детей;
- Становление эстетического отношения к окружающему миру.
Цель применения ИКТ в НОД:
- Активизирует внимание дошкольников;
- Способствует лучшему усвоению материала, так как включает все каналы восприятия детей –зрительный, механический, слуховой, эмоциональный.
- Игровая форма вызывает больший интерес у ребят и надолго привлекает внимание.
Планируемые результаты НОД: ребенок проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности-игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми; обладает развитым воображением, различает условную и реальную ситуации; умеет подчиняться правилам и социальным нормам; ребенок проявляет любознательность, интересуется причинно-следственными связями; знаком с произведениями детской литературы; обладает элементарными представлениями об окружающем; владеет устной речью, может использовать речь для построения речевого высказывания в ситуации общения; способен к принятию собственных решений опираясь на свои знания; у ребенка развита крупная и мелкая моторика; владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими.
Предпосылки УУД:
Коммуникативные-умение слушать и отвечать на вопросы; участвовать в совместной деятельности.
Познавательные-умение ориентироваться по условным обозначениям; выделять существенные признаки объектов окружающего мира.
Регулятивные- умение осуществлять действия по образцу и заданному правилу; умение слушать взрослого и выполнять его инструкции.
Личностные- учитывать возможные последствия поступков героев, сострадать, стремиться оказать помощь.
Оборудование для педагога: ноутбук, мультимедийный комплекс, авторская компьютерная презентация PowerPoint, флешка, сундук, почтовая коробка, карта, дудочка, маячки, перфокарты. Золотое яйцо, стрела, игла, репка, перо, рыбка, 2 мешочка разного цвета, корзина, Д/И «Чей предмет?», Д/И «Собери сказку», Д/И» Собери книгу».
Оборудование для детей: дудочка, фломастер.
Предварительная работа: чтение русских народных сказок, прослушивание аудио сказок, обсуждение, пересказ. Подготовка конспекта, подбор наглядно – дидактического материала, беседа по прочитанным сказкам, о героях сказок.
Конспект НОД
Деятельность воспитателя
|
Деятельность детей
|
Этап 1. Вводная часть. (2 мин)
|
1.1 Приветствие. Создание мотивации.
|
Цель: Создание положительного настроя и сплочение детей, мотивация их на образовательную деятельность.
|
Цель: Включение в образовательную деятельность.
|
В группе детей встречает воспитатель. Воспитатель привлекает внимание детей: "Ребята, сегодня, когда я пришла к нам в детский сад, то у дверей меня ждал почтальон, в руках у него была посылка для нас. Я предлагаю вам посмотреть от кого она». Вы согласны?
Ребята, что же это? (Воспитатель открывает посылку и достает сундучок).
Давайте заглянем в него?
Ребята, смотрите, здесь флешка!
Может, посмотрим, что на ней записано!?
Проектор включается.
Слайд№1 Кликнуть мышкой на слайд (появляется Василиса Премудрая) затем на управляющую кнопку (озвучивание)"
»Здравствуйте дорогие ребята. Меня зовут Василиса Премудрая. Как хорошо, что моя посылкавсе - таки дошла до вас. Кощей наложил заклятье на нас, он перепутал всех сказочных героев и разорвал книгу. Прошу вас помогите нам вернуться на свои места. В посылку я положила вам волшебных помощников, если вы будете следовать точно по курсу и преодолеете все препятствия на пути, то сможете помочь нам. Я желаю вам удачи!!!» Ребята вы хотите помочь Василисе?
Проектор выключается.
|
Ответы детей
Ответы детей
Собираются перед экраном.
Просматривают слайд.
Прослушивание электронного послания.
Ответы детей. Предлагают помочь Василисе Премудрой и выражают готовность преодолеть трудности.
|
Этап 2.Основная часть.(18 мин)
|
Воспитатель: "Ребята, как же мы можем помочь Василисе Премудрой? "
Воспитатель: Правильно!
Нам необходимо попасть в сказку и преодолеть все препятствия, которые встретятся на нашем пути.
Вы готовы преодолевать трудности? Давайте посмотрим, каких волшебных помощников нам прислала Василиса!
Смотрите, она приготовила для нас маечки, они обезопасят нас в волшебном лесу и помогут не потеряться. Давайте наденем их.
Постойте, а здесь еще и дудочка, а на ней надпись: «Волшебная дудочка поможет вам попасть в сказочную страну, а карта укажет нам путь.
Ну что, ребята, отправляемся на помощь Василисе?
- Посмотрите на карту, вы видите тропинку, по которой нам надо следовать?
- Где начальная точка, откуда нам нужно двигаться?
- А где конечная остановка, куда нам нужно попасть?
- Как вы хорошо ориентируетесь в картах! Тогда вперед, на помощь Василисе!
Итак, возьмите каждый в свою руку дудочку, встаньте в круг.
- Что нужно сделать, чтобы дудочка заиграла?
Давайте вспомним, как правильно это сделать: делаем носом глубокий вдох и выдыхаем через рот. Попробуйте без дудочки. А сейчас возьмите в руки дудочку и попробуйте вместе со мной. Молодцы!
Вокруг себя ты повернись
В стране Сказок очутись.
Мы с вами очутились в стране Сказок.
Действительно волшебство.
|
Ответы детей.
Дети надевают круглые маячки с изображением сказочных героев.
Ответы детей.
Ответы детей.
Показывают на карте
Ответы детей.(Чтобы дудочка заиграла нужно в неё подуть).
|
Проектор включается. Слайд№2. Кликнуть мышкой на слайд (появляется изображение леса) Воспитатель: Посмотрите вокруг, как здесь красиво, но что - то тут не так.
Воспитатель: Предлагаю вам рассмотреть лесную местность, что-то здесь все перепуталось.
Воспитатель: Молодцы! Я уверенна, что вместе мы поможем Василисе.
Проектор выключается.
Давайте посмотрим на нашу карту, куда нам следует идти?
|
Ответы детей.
Рассматривают изображение леса на экране.
|
Воспитатель:
- Ой, ребята, посмотрите, тропинка прерывается, кто-то мешает нам двигаться дальше?
Придется нам сделать остановку.
Проектор включается.
Слайд№3 Кликнуть мышкой на слайд (появляется Леший) затем на управляющую кнопку (озвучивание): »Ишь, какие глазастые и умные. Все то они знают.
А вот вам и первое задание: »Разберите мне корзину!»
Проектор выключается.
Воспитатель: Корзина! Интересно, что там? Давайте посмотрим!
|
Ответы детей.
Ответы детей.
|
2.1 Д/И» Чей предмет?»
|
Цель: Формирование умения детей соотносить сказочных героев со сказкой.
|
Цель: соотнесение сказочных героев со сказкой.
|
Из корзинки воспитатель достаёт предметы. Дети должны, отгадать из какой сказки данный предмет:
Золотое яйцо (Курочка Ряба) Стрела (Царевна лягушка)
Игла (Кощей бессмертный)
Репка (Репка) Перо (Жар птица)
Рыбка (Золотая рыбка)
Воспитатель: Молодцы ребята! Мы заработали две первые страницы нашей книги сказок. Отправляемся дальше. Карта, покажи нам путь!
|
Рассуждают, делают выводы путем логических рассуждений.
.
|
Воспитатель: посмотрите на тропинку, у нас впереди опять препятствие.
Проектор включается.
Слайд№4. Кликнуть мышкой на слайд (появляется Змей Горыныч) затем на управляющую кнопку (озвучивание)
Воспитатель: Чей это голос?
Змей Горыныч:- Чую, чую носом, ухом
Пахнет здеся русским духом.
Кто шуметь, кричать посмел?
Рассердить меня хотел?
Воспитатель: Ребята, кто же это нас так не дружелюбно встретил? Вы узнали кто это?
«Хотите до Кащеюшки добраться и колдовство его разрушить? Не выйдет. Вот вам еще задание, справитесь?
Проектор выключается.
|
Ответы детей.
Просматривают слайд. Эмоционально откликаются.
Ответы детей.
|
Воспитатель: «Ну, что ребята, попробуем справиться с заданием Змея Горыныча?»
Посмотрите здесь лежат два мешочка, один красный, а второй синий. Для выполнения задания нам нужно разделиться на две команды. Вспомните про наши волшебные маячки, они и помогут нам в этом.
|
Ответы детей.
Дети делятся на команды согласно изображению сказочного героя на маячке.
|
2.2 Д/И «Собери сказку»
|
Цель: активизация внимания, развитие речевой и мыслительной активности детей, повторение.
|
Цель: Совместно со сверстниками, определить, к какой сказке относиться герой.
|
Приложение 1.
Дети не глядя, достают из мешочка карточки. Определяют название сказки, подходят к столу для выбора не достающих героев для продолжения составления и пересказа.Воспитатель: » Молодцы ребята! А вот и еще страницы из нашей книги!
Проектор включается.
Слайд №5 Кликнуть мышкой на слайд (появляется Змей Горыныч
) затем на управляющую кнопку (озвучивание) »Умненькие какие! И откуда вы пришли? Не смог я вас остановить».
Проектор выключается.
Воспитатель: Пойдемте дальше! Карта помоги!
|
Дети вспоминают сказку. Рассказывают продолжение, разыгрывают по ролям.
Ответы детей.
|
Воспитатель: мы двигаемся дальше по лесной тропинке и опять наш путь закрыт.
|
|
Проектор включается.
Слайд №.6 Кликнуть мышкой на слайд (появляется Баба-Яга) затем на управляющую кнопку (озвучивание)
«Ух и, напугали! Куда путь держите, давно ли идете! О! Придумала! Вот вам и задание. Попляшите- ка со мной, а то скучно жить одной. Проектор выключается.
Воспитатель: Мы с этим заданием легко справимся, для этого нам нужно встать в круг, беритесь дружно за руки и вставайте в хоровод. Воспитатель: Сказка даст нам отдохнуть. Отдохнем – и снова в путь!
|
|
Интегрированная двигательно-познавательная динамическая пауза.
|
Цель: переключение детей на активную деятельность, снятие возможного статического напряжения, профилактика утомления.
|
Цель: Выполнить движения по показу воспитателя согласно тексту.
|
Включается динамическая мелодия. В одном лесу стоит избушка (соединяем руки над головой – крыша) Стоит задом наперед, (повороты вправо и влево) А в избушке той старушка Бабушка Яга живет (как будто повязываем платок) Нос крючком (прикладываем руку к носу и выставляем палец, как крючок) Глаза, как плошки (пальцы обеих рук складываем в колечки и прикладываем к глазам) Словно угольки горят ( не убирая рук, повороты вправо и влево) И сердитая и злая (показываем злость, машем кулаком) Дыбом волосы стоят (растопыренные пальцы сделать на голову) И всего одна нога (стоим на одной ноге) Не простая, костяная Вот так Бабушка Яга! ( Хлопаем по коленям. На слова Бабушка Яга разводим руки в стороны) Воспитатель: Дала нам сказка отдохнуть, отдохнули, снова в путь!Вот и наши сказочные странички.
|
Встают, выполняют движения как вместе с педагогом, так и самостоятельно.
|
Воспитатель: Давайте посмотрим на нашу карту. Проводим дальше по дорожке, а вот и следующее препятствие! Узнали кто это?
|
Ответы детей.
|
Проектор включается. Слайд № 7 Кликнуть мышкой на слайд (появляется Старичок Лесовичек) затем на управляющую кнопку (озвучивание) Добрались и до меня!? Вот мое задание! Проектор выключается.
|
|
Практическая самостоятельная деятельность, индивидуальная работа.
2.3 Дидактическая игра "Найди пару".
|
Цель: Развитие речевых процессов и мелкой моторики кистей и пальцев рук.
|
Цель: соединение героев с элементами сказки на перфокартах.
|
Приложение 2.
Воспитатель раздает индивидуальные карточки с изображением героев сказок и дает задание: Ребята, посмотрите на карточки, на них изображены герои сказок и предметы, которые им принадлежат, но вот беда, они все перепутались. Давайте раздадим эти предметы хозяевам. Воспитатель: Отлично, я не сомневалась, что вы справитесь. Вот и последние страницы нашей книги.
|
Дети распределяют предметы соответственно их хозяев.
|
Воспитатель: А теперь давай пойдем и Кащеюшку найдем Чары мы его разрушим, Сказочный мы мир спасем. Воспитатель: Берем нашу карту-помощницу, ведем по самой длинной тропинке, а вот и ворота Кащеевы. Проектор включается. Слайд№8 Кликнуть мышкой на слайд (появляется Кащей Бессмертный ) затем на управляющую кнопку (озвучивание) Добрались все - таки до меня, никто вам помешать не смог! Собрали все страницы книги. Вот вам последнее задание! Все сказки я перепутал, да еще и названия стер. Догадайся от - куда наш сказочный герой. Проектор выключается.
|
|
Воспитатель: Давайте ребята соберем нашу книгу. Для этого нам нужно отгадать названия сказок. Готовы?
|
Ответы детей.
|
2.4Д/и »Собери книгу».
|
Цель:Совершенствовать умение детей узнавать сказки по литературным фрагментам, иллюстрациям, ключевым словам.
|
Цель: отгадывание сказок по литературным предметам.
|
Дети разбирают страницы, которые получили за выполнения заданий. Воспитатель читает загадки. После правильного ответа дети подходят к столу и прикалывают листы в папку скоросшиватель (имитация книги).
Он разбойник
Он злодей
Свистом он пугал Людей
Носик круглый, пятачком,
Им в земле удобно рыться,
Хвостик маленький крючком,
Вместо туфелек - копытца.
Трое их - и до чего же
Братья дружные похожи.
Отгадайте без подсказки,
Кто герои этой сказки?
Разбойники белые!
Вот беды наделали:
В деревню прилетали
И мальчика украли.
Только смелая сестра
Всё равно его нашла.
Помогли ей печка,
Яблонька и речка.
Возле леса на опушке
Трое их живет в избушке
Там три стула и три кружки
Три кроватки, три подушки
Угадайте без подсказки Кто герои этой сказки?
Жизнь её не весела: На болоте век жила. Прилетела к ней стрела,
Но Иванушка пришел,
Со стрелой ее нашёл.
Ждали маму с молоком,
А пустили волка в дом.
Кем же были эти ,
Маленькие дети?
Из муки он был печен,
На сметане был мешен.
На окошке он студился,
По дорожке он катился.
Был он весел, был он смел
И в пути он песню пел.
Съесть его хотел зайчишка,
Серый волк и бурый мишка.
А когда малыш в лесу
Встретил рыжую лису, От нее уйти не смог.
Что за сказка?
Кто же помощи просил? Что б Кощей не загубил,
В платье изумрудном, А зовут Премудрой?
|
Рассуждения, умозаключения детей.
|
Проектор включается. Слайд№9 Кликнуть мышкой на слайд (появляется Кащей Бессмертный) затем на управляющую кнопку (озвучивание) «Какие вы молодцы! Справились со всеми испытаниями. Я заметил, что вы дружные, смелые и добрые. Теперь я хочу быть похожим на вас, не делать больше зла и помогать своим друзьям.
|
|
Слайд№ 10 Кликнуть мышкой на слайд (появляется Василиса Премудрая) затем на управляющую кнопку (озвучивание) Молодцы! Спасибо вам за помощь! Всем героям помогли сказку нам вы сберегли! Кащея дружбе научили, друзей ему приобрели!»
|
|
Воспитатель:А теперь нам пора возвращаться домой. Вставайте в круг и закрывайте глаза. Мы героям помогли и теперь пора идти возвращаемся домой в детский сад любимый мой . 1,2,3,4,5 - вот и в садике опять. Открываем глазки.
|
Выполняют предложенные действия.
|
3.Заключительна часть. Рефлексия. (2 мин.)
|
Цель: подвести итоги занятия; организация рефлексии и самооценки детьми своей деятельности
|
Цель: обменяться впечатлениями , выделить интересные моменты
|
Воспитатель: «Вот какие мы молодцы, сколько добрых дел сделали! Вам понравилось помогать сказочным героям? Как, по вашему, что самое главное мы сделали сегодня? А что больше всего понравилось в мире сказок?
Большое спасибо вам, ребята! Вы такие добрые, смелые, преодолели все препятствия, справились со всеми заданиями. Я горжусь вашей добротой, сообразительностью и желанием прийти на помощь тем, кто в этом нуждается.
|
Рассуждают, обмениваются впечатлениями.
Высказывают свое мнение.
|
3.1. Сюрпризный момент.
|
Цель: поощрение детей.
|
|
Сказочные герои в благодарность за вашу помощь передали вам подарки, наливные яблочки.
|
|
|
|
|
Информационные ресурсы.
https://po-ymy.ru/zagadki-iz-russkix-narodnyx-skazok.html-загадки.
google.com
Яндекс картинки
Приложение 1
Приложение2
|