Краеведение в ДОУ является одним из источников обогащения детей знаниями о родном крае, воспитания любви к нему и формирования нравственных качеств, раскрывает связи родного края с Родиной. Чувство патриотизма начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям, это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. Ребёнок восхищается и изумляется тем, что видит, это вызывает отклик в его душе, а впечатления, пропущенные через детское восприятие, играют огромную роль в становлении личности патриота. Не следует полагать, что воспитывая любовь к семье, мы уже прививаем любовь к
Родине у детей. Необходимо показать зависимость между деятельностью одного человека и жизнью всех людей.
Выдающийся деятель в области дошкольного образования А.С.
Симонович — организатор первого детского сада в России, придавала большое значение именно краеведению. В своей книге она писала: «Собственно краеведение начинается в детском садике. Это ряд систематических бесед, наблюдений, прогулок, предварительно хорошо обдуманных воспитателем, которые приводят к сознательному ознакомлению с родиной и готовят ребенка к дальнейшему пониманию живой и неживой природы, а также географии, экологии и др. Краеведение не следует понимать так, будто оно просто знакомит ребенка с окружающей средой. Краеведение выбирает только те предметы из жизни людей, которые могут дать ребенку определенные моральные и умственные силы».
В нашем детском саду разработана программа по краеведению «Мой край родной» для всех категорий воспитанников в возрасте от 3 до 7 лет с учетом потребностей самих воспитанников, их родителей, современных тенденций и требований к образовательной деятельности дошкольного образовательного учреждения. Она рассчитана на четыре учебных года.
Осуществляется в доступной для дошкольников форме «от простого к сложному». В младшем возрасте дети знакомятся с детским садом и Кировским районом. В среднем идет повторение изученного и добавляется изучение нового – знакомим воспитанников с городом Новосибирском. В старшем возрасте добавляем знакомство с Новосибирской областью; в подготовительной группе — Сибирский Федеральный округ.
Как донести до ребенка дошкольного возраста информацию о родном крае, его истории, природе, ведь детям еще трудно себе представить, что такое район, город, область? На мой взгляд, приобщая ребенка к основам краеведения, в первую очередь необходимо создать условия для повышения познавательной активности, заинтересовать его.
С этой целью мы организуем проектную деятельность. Например, в младшей группе проекты «Мое имя», «Мама, папа, я – дружная семья». В средней группе — «Мой родной район», природоохранная акция «Покормим птиц зимой. В старшей – проект «Мой город Новосибирск», природоохранная акция «Не руби елочку!», а в подготовительной к школе группе – «Наш округ» и другие.
Также совершенствуем развивающую предметно-пространственную среду.
В нашем детском саду создан свой музей «Быт и культура наших предков», в котором функционируют сменные экспозиции. В нашем музее собраны многочисленные экспонаты, отражающие основные моменты организации быта в прошлом. Все экспонаты предоставили нам в дар родители воспитанников.
Не обошлись мы без помощи родителей и в создании центров краеведения и русского народного творчества. В отличие от музея детского сада, здесь дети могут не только рассматривать, но и играть выставленными в нем предметами, игрушками.
Кроме того, у нас налажено сотрудничество с Новосибирским областным колледжем культуры и искусств с отделением декоративно-прикладного искусства. Студенты данного отделения приходят к нам в гости со своими работами и не только организуют выставку, но еще и рассказывают детям о различных народных промыслах, народном творчестве.
В организации и проведении русских народных праздников также сотрудничаем с Новосибирским областным колледжем культуры и искусств, но уже с фольклорно-этнографическим отделением.
Мы организуем экскурсии для воспитанников в музеи города Новосибирска, зоопарк, другие организации, но не только с выездами за территорию детского сада, но и дистанционно, онлайн. Например, онлайн музей города Новосибирска – уникальный, совместный проект Музея города Новосибирска и Городского центра информатизации «Эгида».
Территория ДОУ является отдельным элементом развивающей предметно-пространственной среды, важнейшим условием реализации системы экологического образования дошкольников, соответствующая требованиям ФГОС ДО. Территория детского сада используется для создания фрагментов природных и культурных ландшафтов. Экологическая тропа, парковая зона отдыха, огород, зоны леса и луга, земляничная полянка, родник, и другие объекты созданы для непосредственного общения детей с миром природы, накопления положительного опыта эмоциональночувственного восприятия природы.
Созданная экологическая тропа включает в себя:
- «Пасеку»
- «Лесные домики»
- «Красная книга Новосибирской области».
Благодаря этому участку воспитанники знакомятся с представителями животного и растительного мира, находящимися на грани исчезновения. Здесь представлены речной бобр, черный аист, венерин башмачок и другие.
Заинтересованность детей повышается, когда они узнают информацию не только от воспитателей, но и различных героев, приходящих в гости:
медведь, Лето, хозяюшка, Незнайка и др. Поэтому, проводя недели экологии, педагоги объединяются в творческие группы и разрабатывают сценарии для разных возрастных категорий детей.
К работе по повышению познавательной активности дошкольников мы привлекаем и родителей, стремимся повысить их мотивацию, расширить знания родителей по краеведению, вызвать осознание значимости и чувство ответственности за будущее детей. Выстраивая взаимоотношения, мы используем широкий спектр форм сотрудничества с родителями: совместные акции, проекты, конкурсы и выставки, тематические праздники и развлечения, организуем выпуск газет и журналов. Большой интерес проявляют родители к внутрисадовскому журналу «Ласточкино гнездышко» и внутригрупповой газете «Золотой ключик».
Благодаря проводимой работе по краеведению, у воспитанников активизируется интерес к родному краю, его природе, истории. Дети с интересом и удовольствием участвуют в мероприятиях, организуемых в детском саду, развлечениях, акциях, конкурсах и демонстрируют свои знания и умения.
У Дмитрия Сергеевича Лихачева есть высказывание: «Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого – любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к родной стране, к ее истории.
Прошлому и настоящему, ко всему человечеству», — мы, педагоги, должны создать все необходимые условия для этого.
|