Наступил очередной учебный год. Я набрала малышей трех лет. Все хороши, прекрасны, но в группе есть и необычный ребенок…
Со случаем раннего детского аутизма, я столкнулась впервые полгода назад, познакомившись с трехлетним Иваном. Очаровательный внешне мальчик, родители считают его нормальным ребенком.
Приемы воспитания и обучения, которые с успехом использовались в работе с другими детьми, в этом случае не срабатывали. У Вани были ситуации аффектных вспышек, когда агрессия мальчика обрушивалась на окружающих его детей и взрослых.
У меня возник интерес к проблеме раннего детского аутизма, к поискам путей помощи таким детям.
Ребенок страдал. У мальчика была очень тяжелая длительная адаптация, отмечались трудности расставания с мамой. Навыки самообслуживания не были формированы. Я вызвалась помочь, посоветовала обратиться к специалистам.
Мы вместе с педагогом-психологом и учителем-логопедом разработали для Вани «Индивидуальный образовательный маршрут», в который включены задачи, формы, методы и приемы работы. А также дидактические игры, которые я сделала для Вани. Например «Крышечки»
Работа с аутичным ребенком требует постоянного педагогического поиска, гибкости в применении различных методов обучения и воспитания. Можно заранее составить план занятия, но действовать в большинстве случаев приходиться в зависимости от ситуации, желаний и настроения ребенка. Это требует от педагога индивидуального подхода и мобильности – не надо бояться пробовать.
На этапе налаживания контакта с Иваном, я не настаиваю на проведении конкретных игр. Занятие должно проходить в атмосфере доброжелательности. Ваня в одинаковой ситуации в разное время может вести себя по-разному.
Самые серьезные трудности аутичного ребенка находятся в сфере общения с людьми. Ваня не разговаривает, в игровую деятельность с детьми не вступает, предпочитает настольные игры, иногда катание машин. Не умеет длительно сосредотачиваться на каком-либо деле. Игра представлена серией действий, не объединенных общим сюжетом.
В жизни любого ребенка бывают моменты, когда ему остро нужна помощь. Однако не всегда даже взрослый человек может самостоятельно выйти из состояния напряжения. Как же в такой ситуации следует поступать?
Готовых рецептов к сожалению нет. Самые замечательные приемы, помогающие в работе с одним ребенком, могут не подействовать в работе с другим. Поэтому мне приходиться постоянно искать и пробовать, соблюдая при этом осторожность.
Основным способом психотерапевтической помощи ребенку стало проведение терапевтических игр, цель которых, помочь ребенку достичь состояния психического равновесия.
Для этого я использую игры, которые способствуют усидчивости, снятию у ребенка эмоционального напряжения.
- Игры с ватой: вата-очень нежный и приятный материал, вата может оказывать на ребенка терапевтическое воздействие, помним об этом! Ребенок может захотеть трогать ее, рвать, бросать, (снег идет, снежки, сугробы, снежная крепость).
- Игры с крупами: свойство круп: мелкие размеры, характерные звуки, издаваемые при падении, особые тактильные ощущения при перебирании в руках.
- Игры с кубиками, деталями конструктора и коробками: подбрасывание деталей конструктора, кубиков (салют, землетрясение).
- Игры с газетами: подброшенная в воздух газета издает своеобразный шелестящий звук, к тому же интересно наблюдать за их «полетом» (птицы летят, бумажный листопад).
- Игры с водой: (наводнение, водопад, фонтан, брызгалки).
- Игры с веревками, коробками: у таких детей как Ваня есть следующая особенность, он может наносить удары себе или другим детям. Причина таких действий – самоагрессия. Для контролирования силы ударов, чтобы переключить его с агрессивных действий на игру, используются такие игры как: (кто сильнее, выбиваем пыль, детский футбол, падающая башня, штурм крепости).
Родители ребенка тоже нуждаются в поддержке не меньше самого ребенка.
Продолжение следует…
|