Коробкова Оксана Владиславна. Конспект открытого занятия педагога-психолога в старшей группе «Путешествие в страну эмоций».

Конспект открытого занятия педагога-психолога в старшей группе «Путешествие в страну эмоций».

В последние годы в системе дошкольного воспитания стала прослеживаться тенденция к интеллектуальному развитию ребенка. При этом развитию эмоциональной сферы часто уделяется недостаточное внимание. При всей кажущейся простоте распознавание и передача эмоций — это достаточно сложный процесс, требующий от ребенка определенных знаний, определенного уровня развития. Практика показывает, что дети не всегда обращают внимание на выражение лица, не придают значения пантомимике (позе, жестам), даже старшие дошкольники имеют недостаточные представления об эмоциональных состояниях человека и их проявлениях.

Цель: развитие эмоциональной сферы старших дошкольников.

Задание:

  • закрепить умение узнавать и выражать эмоции (радости, печали, злости, страха), эмоциональные состояния в мимике
  • развивать саморегуляцию воспитанников (саморегуляция — сознательное управление своими переживаниями, и их изменением)
  • создать комфортный психологический климат в группе, бодрый и радостный настрой

Скачать конспект

Состав группы:

Возраст участников: 5-6 лет; Количество детей: 6-8 человек; Продолжительность занятия: 30 мин.

Материалы:

  • «Смайлики» эмоций (радость, грусть, страх,...)
  • Домики настроения (радость, грусть, страх)
  • Записи музыки для каждой эмоции
  • Воздушные шарики (по количеству детей)
  • «Дорога из ромашек» (для путешествия к домику радости)
  • «Пещера страха» (столы, накрытые тёмной тканью и украшенные «страшилками»)
  • «Грустная тучка с капельками» (капельки по количеству детей)
  • «Вулкан»
  • «Волшебные ингредиенты» во флаконах (1-сода; 2-лимонная кислота; 3- вода)

ХОД ЗАНЯТИЯ.

Психолог: Здравствуйте, ребята! Сегодня в этот солнечный, погожий день необходимо что – нибудь пожелать друг другу. Надо посмотреть в глаза друга и сказать ему добрые, ласковые слова.

ПРОВОДИТСЯ ИГРА «ЛАСКОВОЕ ИМЯ – ДОБРЫЕ СЛОВА»

Психолог: Ребята! А вы хотели бы попутешествовать? Я вас приглашаю в далёкую страну, где живут необыкновенные люди и звери. На пути нашего следования могут возникнуть различные препятствия или проблемы, которые необходимо совместно решить. Только наша совместная работа поможет нам всё решить.

ПРОВОДИТСЯ УПРАЖНЕНИЕ «ПЕРЕХОДЫ»

Дети стоят в кругу друг за другом. Одной рукой держат друг друга за талию, другой держатся за ленту. Глаза детей закрыты.

Звучит лёгкая фоновая музыка.

Поезд останавливается возле 1-го сказочного домика «ГНЕВ»

Звучит музыка Прокофьева «Петя и волк» (дедушка)

Возле дома лежит колючий коврик. Дети проходят по нему и рассказывают об ощущениях и эмоциональном состоянии, которое вызывает эта ходьба.

Психолог: Кто в этом доме живёт? Как можно узнать его настроение? (с помощью пиктограммы или мимики, телодвижения) Здесь живёт злой, разгневанный человек (дети называют эмоцию) А как вы узнали, что это злой и разгневанный человек?

Дети отвечают характерные особенности эмоционального состояния – злость (мимика и пантомимика)

Брови у злого человека опущены и сведены вместе, глаза раскрыты, губы сжаты и стиснуты зубы. Кисти рук сжаты в кулаки. Он может сильно размахивать руками или топать ногами, громко кричать.

Психолог: Что может сделать разгневанный человек? Что вас может разозлить? Почему вы злитесь? Назовите злых героев сказок (Карабас — Барабас, Снежная Королева, Дуремар, Мачеха и т.д.)

Психолог предлагает детям показать свой гнев с помощью мимики и пантомимики. Дети изображают свой гнев.

Психолог: А ведь гневом или злостью можно управлять. Можно научиться сердиться, никого при этом не обижать.

ПРОВОДИТСЯ УПРАЖНЕНИЕ «ВОЗДУШНЫЙ ШАРИК»

Психолог: Надуйте воздушный шарик и держите его так, чтобы он не сдувался, а был полным (дети выполняют задание)

Представьте себе, что шарик – это ваше тело, а воздух внутри шарика – это ваш гнев или злость. Как вы думаете, что случиться с шариком, если его сейчас выпустить из рук? (Он улетит)

Отпустите шарик и проследите за ним (Дети отпускают шарики, они быстро перемещаются из стороны в сторону) Заметили, что шарик был совершенно неуправляемым? Так бывает и со злым человеком.

Он может совершать поступки, не контролируя их, может обидеть или даже ударить кого – нибудь.

1 — Теперь надуйте другой шарики попробуйте выпустить из него воздух маленькими порциями (дети выполняют задание)

Что теперь происходит с шариком? (он сдувается)

А что происходит с гневом внутри шарика?

Можно ли им управлять?

2 — Если гнев ещё остался внутри нас, можно выпустить его с помощью мыльных пузырей.

3 – Ещё гнев можно пропустить через стопы наших ног. Давайте встанем и сильно-сильно потопаем. Наши стопы сначала станут тёплыми, потом горячими, потому что через них выходит гнев (дети выполняют задание)

4 – Можно представить, что мы собрали остатки нашего гнева в мешочек. Давайте подержим мешочек на ладони. Чувствуете, какой тяжёлый гнев? Сожмите его со всей силы, киньте в мишень (дети выполняют задание)

5 – А сердитые слова можно произнести в трубу. Попробуйте это сделать. Вы почувствовали, как легко и весело, мы с вами сердились, но никакого вреда никому не причинили. Улыбнитесь друг другу. Продолжим наше путешествие.

Звучит музыка Эдварда Грига «В пещере горного короля»

Останавливаются возле 2-го домика «СТРАХ»

Психолог: Кто в этом доме живёт? (дети называют заданную эмоцию) Как можно узнать, что человек напуган? (с помощью пиктограммы или мимики, телодвижения)

А как вы узнали, что это испуганный человек?

Дети отвечают характерные особенности эмоционального состояния – страх, испуг (мимика и пантомимика) Голова испуганного человека втянута в плечи и откинута назад. Глаза широко раскрыты, брови приподняты, рот приоткрыт. Руки прижаты к груди или закрывают лицо. Колени согнуты. Ходит он очень осторожно или вообще стоит на месте. От страха человек может очень тихо говорить, дрожать, плакать. Ему даже кажется, что он становится меньше ростом.

Покажите друг другу, как вы выглядите, когда боитесь, (дети выполняют задание) Какие сказочные герои были испуганны и что их напугало? А что вас может испугать? (дети перечисляют – шум, резкие звуки, непонятные, размытые силуэты, большие размеры, устрашающий вид, оружие, возможность нам навредить и причинить боль или увечье, мало информации об объекте и т.д)

А как мы можем преодолеть наш страх? Внимательно рассмотреть и увидеть детали. Привыкнуть к своему страху и успокоиться, глубоко дышать (вдох и полный выдох, необходимо чтобы кто-нибудь приласкал или обнял)

А теперь послушаем историю, которая называется «ВАЗА»

«Девочка Маша стояла у раскрытого окна и смотрела, что происходит на улице. На столе рядом с окном стояла ваза. Вдруг подул сильный ветер. Окно захлопнулось, и ваза упала. Девочка очень испугалась. Тут в комнату вошла мама.

Психолог: Что она сделала, и что сказала своей дочери? Мама накажет ребёнка, поставит в угол, накричит. Что бы она могла сделать ещё? Мама сначала могла успокоить дочку. Сказать, что ничего страшного не произошло, а потом уже дать ей возможность объяснить, что случилось на самом деле. Сейчас кто-нибудь из вас изобразит ребёнка, который сильно испугался и мы все вместе пожалеем, утешим его. Только делать это надо без слов, с помощью прикосновений.

А ещё можно нарисовать свой страх, Страшилку и перевоспитать её, для этого нужно сделать его добрым:

1 – пририсовать воздушный шарик, конфеты в руках Страшилки. 2 – исправить злое, выражение лица на доброе, улыбчивое. 3 – переодеть Страшилку в нарядный, весёлый и яркий костюм.

ПРОВОДИТСЯ УПРАЖНЕНИЕ «РАССМЕШИ СТРАШИЛКУ»

Дети на силуэтах дорисовывают детали не характерные для «страшилки», применяют яркие, светлые цвета при раскрашивании или помещают его в смешную обстановку. Продолжим наше путешествие.

Подходят к домику «УДИВЛЕНИЕ»

Психолог: Кто в этом доме живёт? Как можно узнать его настроение? (с помощью пиктограммы или мимики, телодвижения)

А как вы узнали, что здесь живёт удивлённый человек?

Детиотвечают характерные особенности эмоционального состояния – удивление (мимика и пантомимика)

У удивлённого человека приоткрыт рот, брови и верхние веки приподняты. Обе руки могут быть опущены или одна рука может придерживать щеку или прикрывать рот, как будто хочет сдержать восклицание. Ноги могут быть согнуты в коленях. От удивления человек может просто замереть и вскрикнуть. Переживание удивления обычно бывает коротким и приятным.

Психолог: Расскажите, чему вы можете удивиться? Дети перечисляют. А нас может удивить запах? ДА.

ПРОВОДИТСЯ УПРАЖНЕНИЕ «АРОМАТЫ В ШКАТУЛКЕ»

Закройте глаза. Я буду каждому из вас давать понюхать коробочку с удивительным запахом. А вы постарайтесь угадать, что это за запах, а затем расскажите, что вы вспомнили, вдыхая аромат.

Удивитесь ему (дети выполняют задание)

А бывают ли неприятные запахи и могут ли они нас удивить? Что нужно сделать, чтобы изменить запах? (понюхать что-нибудь приятное, подухариться или просто проветрить)

УПРАЖНЕНИЕ «УДИВЛЕНИЕ»

Скажите удивлённо фразу: «Сегодня идёт дождь»

Звучит музыка Д. ХРИСТОВА «Золотые капельки»

Психолог: Путешествие продолжается, и мы идем по цветочной тропинке, а она такая мягкая и вызывает у нас приятные, радостные ощущения. Нам так и хочется снова и снова идти по ней.

Подходят к 4-му домику «РАДОСТЬ»

Психолог: Мы подошли к домику, как вы думаете, кто здесь живёт? Да, здесь проживает весёлый, радостный человек. Как можно узнать его настроение? (с помощью пиктограммы или мимики, телодвижения)

По лицу совсем нетрудно узнать радостного человека: он улыбается или смеётся, уголки губ приподняты вверх и глаза слегка прищурены.

Как можно узнать, что чувствует радостный человек?

У радостного человека появляется уверенность в собственных силах. Он ощущает необыкновенную лёгкость, ему хочется летать, плясать, прыгать, кричать, чтобы выплеснуть переполняющую его радость.

Изобразите, как вы радуетесь (дети выполняют) Назовите сказочных героев и когда они испытывали большую радость? Дети перечисляют.

УПРАЖНЕНИЕ «Я РАДУЮСЬ, КОГДА…»

«Что такое радость?» Дети перечисляют радостные моменты в их жизни и чтобы они хотели бы получить.

РЕЛАКСАЦИОННОЕ УПРАЖНЕНИЕ «СОЛНЕЧНЫЙ ЗАЙЧИК»

«Солнечный зайчик заглянул тебе в глаза. Закройте их. Он побежал дальше по лицу, нежно погладь его ладонями на лбу, на носу, на ротике, на щёчках, на подбородке. Поглаживай аккуратно голову, шею, руки, ноги. Он забрался на живот – погладь животик. Солнечный зайчик не озорник, он любит и ласкает тебя, полюби его и подружись с ним. Отлично! Мы подружились с солнечным зайчиком, глубоко вздохнём и улыбнёмся друг другу»

Какое настроение вызвал у вас этот «солнечный зайчик»? Понравился ли он вам? Детирассказывают об своих ощущениях и настроении.

Психолог: Мы с вами путешествовали в страну эмоций: СТРАХА, ЗЛОСТИ, УДИВЛЕНИЯ, РАДОСТИ и узнали много нового об их эмоциональных особенностях (как они выражаются в мимике и пантомимике, телодвижениях и позах), что чувствует человек в том или ином эмоциональном состоянии. Как можно исправить плохое настроение, не принося вреда окружающим людям.

РЕФЛЕКСИЯ: А что хорошего вам запомнилось в нашем путешествии, что вам понравилось? Каждый из вас хочет быть в каком-то настроении, или какое настроение возникло после нашего путешествия?

Давайте с вами это настроение, эмоцию изобразим с помощью схем-пиктограмм на этих ярких кругах, которые покажут ваше настроение. И наклеим их в окна этих ярких, радостных вагонов нашего весёлого паровозика. Дети выполняют данное задание

УПРАЖНЕНИЕ «НАШ ВЕСЁЛЫЙ ПАРОВОЗ»

Звучит песня «Мы едем, едем в далёкие края…» Психолог: Вот и закончилось наше путешествие и нам пора возвращаться в детский сад. А на память об этом хотелось бы подарить каждому из вас это милое печенье с весёлыми мордашками на них.

Просмотров: 484
Категория: По направлениям » Для детского сада » Для психолога в детском саду




Другие новости по теме:

  • Сухова Наталья Александровна. Брошюра для родителей «Советы, что можно сделать или сказать, когда ребенок кричит и не хочет идти в детский сад»
  • Анастасия Владимировна Миллер. Раннее развитие: что лучше для Вашего малыша или Как развить ребенка и не навредить
  • Наумова Наталия Александровна. Сообщение к педсовету 'Красота-это то, что создаёт человек'
  • Главный Редактор. Дети – это счастье, дети – это радость
  • Петрова Наталья Павловна. Во что играют дети.
  • Милованова Людмила Николаевна. Консультация для родителей «Во что играют наши дети?!»
  • Подольная Ирина Васильевна. Проект «... Нам нужно, чтобы наши дети об этом помнили, как мы…»: в рамках осуществления проектной деятельности для детей различными стартовыми возможностями
  • Авдеенко Кирилл. Важное совещание, или Что подарить мамам
  • Нескучаева Ирина Юрьевна. Конспект интегрированной непосредственно образовательной деятельности «Как человек рассеянный с улицы Бассейной узнал, что такое чистота»
  • Зеленова Ирина Александровна. Круглый стол для детей и родителей «Что может быть семьи дороже?!»
  • Егошина Ольга Александровна. Обучение грамоте: Что выбрать игру или рабочую тетрадь?
  • Бексаева Лариса Александровна. Методическая разработка 'Знать должны и взрослые и дети, о правах, что защищают всех на свете'
  • Сергунова Елена Валентиновна, Бридько Ирина Викторовна. Круглый стол «Закаливание. Что лучше: традиции или современные методы»
  • Старцева Любовь Анатольевна Нестерова Ольга Александровна. Рекомендации для родителей «Как объяснить детям, что такое личное пространство человека»
  • Главный Редактор. Должен ли быть ребенок послушным или как сохранить его любовь?
  • Власова Анна Сергеевна. «Здоровый образ жизни — это то, что обеспечивает здоровье и доставляет радость».
  • Мария Дорошенко. Конспект занятия кружка театральной деятельности для старшего возраста «Что такое хорошо, что такое плохо»
  • Кирсутина Людмила Валерьевна. КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО — ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ ПО ТЕМЕ «ЧТО НАМ ДЕЛАТЬ, КАК ЖЕ БЫТЬ»
  • Мурнаева Ирина Сергеевна. Конспект комплексного занятия по нравственному воспитанию по теме: «Что такое хорошо и что такое плохо?»
  • Мусиячина Марина Владимировна. КОНСПЕКТ ИНТЕГРИРОВАННОЙ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ «Что такое хорошо и что такое плохо?».
  • Агишева Оксана Владимировна. Открытое занятие по теме: «Что такое хорошо и что такое плохо»
  • Зыкова Наталия Васильевна. Конспект игровой программы коррекционно-развивающей направленности в специальной группе Центра «Что такое хорошо и что такое плохо»
  • Киштеева Ирина Николаевна. Конспект интегрированной непосредственно-образовательной деятельности Тема: «Что такое хорошо и что такое плохо»
  • Главный Редактор. Весь мир к его ногам. Что подарить мужчине?
  • Атлашова Вероника Александровна. Родительское собрание на тему: «Что такое хорошо, что такое плохо»
  • Васильева Галина Валерьевна. Мама- терапия. Что это такое?
  • Васильева Галина Валерьевна. Мама- терапия. Что это такое?
  • Атабаева Мадина Тимуровна. ОДАРЕННЫЙ РЕБЕНОК. ЧТО МОГУТ СДЕЛАТЬ ДЛЯ НЕГО РОДИТЕЛИ?
  • Инна Фоменко. Что такое «фонематический слух», как и когда он формируется у детей?
  • Лебедева Наталья Павловна. Презентация 'УГОЛКИ НАСТРОЕНИЯ – ЧТО ЭТО'



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь