Автор: Кичкирева Т.А.
Цель: Формирование представлений детей о разнообразии профессий и предприятий в городе Саранске.
Задачи:
Обучающие: обогащать представления детей о предприятиях города Саранска,
Закрепить знания о профессиях, о людях труда и их действиях.
Развивающие:
развивать интерес к истории родного города, к его трудовым будням.
Развивать гибкость мышления, воображение, способствовать появлению новых идей, чувство эмпатии;
Воспитательные:
воспитывать положительное отношение к труду, к людям труда, гордость за труд своего народа, интерес к декоративно-прикладному творчеству мордовского народа.
Методические приёмы:
Словесные: рассказ воспитателя, пояснение нового слова, знакомство со словами – синонимами, использование пословиц о труде, загадки, называние прилагательных и слов – действий;
Игровые: словесные игры технологии ТРИЗ «Подбери ассоциацию»,
«Какой элемент узора лишний?», «Хорошо – плохо», «Игра – превращение», «Кто без чего не может жить»;
Наглядные: видеоматериал, иллюстрации, выставка предметов труда;
Практические: пальчиковая гимнастика
Материал: продукты и предметы труда саранских заводов и фабрик,
Видео и фотоматериалы о предприятиях Саранска и их продукции,
иллюстрации, мяч.
Предварительная работа:
Знакомство с достопримечательностями города (фото и видеоматериал)
просмотр видеофильмов о Мордовии
создание мини – музея в группе, воскресная экскурсия в национальный музей,
выездные встречи с работниками музея изобразительных искусств,
создание альбомов: «Занятия древней мордвы», Саранск – столица Мордовии», «Саранск вчера, сегодня, завтра»
проектная деятельность «Мордовия трудовая»
знакомство с предприятиями Саранска на мероприятиях группы – встречи с интересными людьми.
Ход занятия: В группе оформлена выставка изделий и предметов труда саранских заводов и фабрик.
Воспитатель: Дети, сегодня мы ещё раз поговорим о нашем любимом и родном городе Саранске. Скажите, можно ли его назвать городом мастеров, мастеров своего дела?
Предположения детей
Воспитатель: Давайте разберёмся вместе – город Саранск можно ли назвать городом мастеров. А кто такой мастер?
Ответы детей.
Воспитатель: В словаре Даля, который является нашим помощником в новых и непонятных словах написано: «Мастер — человек, занимающийся каким-либо ремеслом, мастерством или рукоделием; особенно сведущий или искусный в деле своем».
Конечно же, дело, работа, уменье, занятие, профессия и мастерство – это слова, которые имеют одно значение – это труд. А труд — это деятельность, которая приносит результат. А если ты трудишься с душой, овладел делом в совершенстве, делаешь что-то лучше других, то ты и мастер своего дела. Трудиться должны все: и взрослые, и дети.
В нашем городе много предприятий, где трудятся люди разных профессий, где трудятся ваши папы, мамы, близкие вам люди. О них мы сейчас и узнаем.
А каким ремеслом в древности занимались в нашем городе?
Ответы детей. (ткачество, торговля, земледелие, скотоводство, кузнецкое дело, бортничество).
Показ иллюстраций на мольберте из альбома «Занятия древней мордвы»
Воспитатель: древняя мордва славилась многими ремёслами. Жители мордовских городищ умели добывать железо из болотных руд, изготавливать различные орудия труда и воинское снаряжение: топоры, серпы, ножи, крючки для ловли рыбы, наконечники копий и стрел. Большого мастерства они достигли в изготовлении красивых изделий из золота, серебра, меди, в обработке дерева, кости, кожи. Современный Саранск – это множество предприятий, фабрик и заводов.
С давних времён владели искусством ткачества и изготовления одежды. Одежду они украшали красивой вышивкой, застёжками, подвесками. И сегодня в городе есть фабрика «Мордовские узоры», где создают прекрасные национальные костюмы, скатерти и салфетки, головные уборы и многое другое, что является гордость всего мордовского народа. Прекрасная вышивка украшает все предметы искусства, некоторые из которых хранятся в и нашем мини – музее.
(Показ видеофильма о костюмах мордвы)
Воспитатель: вышивка мордовского народа имеет свои элементы узора. Выберите, что является лишним.
Игра «Что лишнее?» (На полосах изображены элементы мордовского орнамента: «ступеньки», «спираль», «крест», «ягоды»
«галочка», «звезда», «ромб», «завиток»
«квадрат», «круг», «треугольник», «птицы»
«квадрат с продлённой стороной», «листок»
Дети называют лишние элементы других орнаментов.
Воспитатель: мастерицы вышивальщицы – мастера своего дела, потому что их костюмы славятся не только в Мордовии, но и по всему миру, так как в национальных костюмах мордовские артисты выступают всюду, ездят на различные праздники, обмениваются опытом. В нашем мини – музеи тоже есть изделия фабрики «Мордовские узоры»: салфетки, кукольная одежда, кушак и кокошник, которые являются нашей гордостью.
Дети, а что у вас ассоциируется со словом «корова»
Ответы детей. (молоко. деревня, сметана, творог, трава, пастух и т. д.)
Воспитатель: на столе лежать продукты питания «Саранского молокозавода», посмотрите. Каждый из вас пробовал и кушал всё, что делают из молока. Назовите их.
Дети называют молочные продукты.
Воспитатель: молочную продукцию молокозавода продают в нашем городе, других городах Мордовии и России, потому что она вкусная, натуральная и делают её мастера своего дела, которые любят свою работу.
Воспитатель: Послушайте загадку и отгадайте, что это?
Всему головой его называют,
На пол никогда не бросают.
В печи подрос и окреп,
Это наш любимый … (хлеб)
Ни один человек не может обойтись без хлеба и хлебобулочных изделий. Эти продукты присутствуют в нашем рационе питания каждый день. Хлеб — это наше богатство, это тяжелый труд многих людей и он просто необходим для существования. Продукция саранского хлебозавода славиться по всей республике. (дети подходят к столу с изделиями хлебозавода)
Здесь и хлеб, и батоны, и булочки, и хлебные палочки, торты, пирожные и кексы, и многое другое. Какой бывает хлеб?
Дети называют слова — прилагательные
Воспитатель: Пахнет хлеб по- особому, потому что много труда вложено, прежде чем его испечь. Откуда пришёл хлеб? (с поля)
Назовите профессии людей, которые трудятся, прежде чем получился хлеб.
Ответы детей.
Воспитатель: назовите слова – действия этих профессий:
тракторист -…пашет
Комбайнер -…убирает зерно
Агроном —,,, следит за ростом зерна
Водитель — …возит зерно на ток
Пекарь -…печёт хлеб
Ответы сопровождаются показом фотоматериала на экране телевизора.
Воспитатель: Представьте себе, что вы хлеб. О чем вы думаете?
Ответы детей
Воспитатель: А если вы булочка. О чём мечтаете?
Ответы детей
Воспитатель: Вот вы хлебороб. Что вы думаете?
Ответы детей.
Воспитатель: Молодцы, дети. Люди разных профессий проделывают огромную работу, прежде чем хлеб появится на прилавках магазина. И их труд заслуживает уважение и почёт: важнее и нужнее хлеба ничего нет. Пекари – мастера своего дела и помните: хлеб – всему голова, это наше богатство и его надо беречь.
Пальчиковая гимнастика.
Муку в тесто замесили (сжимают и разжимают пальцы)
А из теста мы слепили (прихлопывают ладошками)
Пирожки и плюшки.
Сдобные ватрушки.
Булочки и калачи,
Воспитатель: и ещё об одном очень вкусном предприятии хочется вам рассказать. (подходят к выставке кондитерских изделий)
Это кондитерская фабрика «Ламзурь». Тысячи людей трудятся, чтобы порадовать нас своими сладостями: конфетами, пряниками, печеньями, шоколадом, зефиром, мармеладом и кексами. Трудятся не покладая рук, они хорошие специалисты и профессионалы, потому что все любят их лакомства. 80 лет работает фабрика, 200 наименований продукции и 30 000 тонн сладостей в год она выпускает.
Сладости – это хорошо. Почему?
Ответы детей.
Воспитатель: Сладости – плохо. Почему?
Ответы детей
Воспитатель: А вот изделия саранского комбината макаронных изделий (показ следующей продукции)
Для производства макарон комбинат используем только проверенную экологически чистую российскую муку и тщательно отфильтрованную воду, изготавливают ихиз зёрен пшеницы твёрдых сортов. Именно поэтому макаронные изделия очень вкусные.
Сегодня предприятие выпускает макароны под торговыми марками "Грандис" и "Солнечная Мельница".
Маленькое дело лучше большого безделья: переберите макаронные изделия для нашей кухни. (работа по подгруппам)
Воспитатель: Ну вот, ребята, мы и закончили на сегодня знакомство с предприятиями города. Вам понравилась сегодняшняя экскурсия? Что было новым и интересным?
Ответы детей
Воспитатель: Мы будем продолжать знакомиться с трудом людей на предприятиях города Саранска. Скажите, город наш это город людей, которые трудятся хорошо на благо города и республики? Мы доказали это?!
Ответы детей.
Поиграем в игру «Кто без чего не может жить» (с мячом)
Например: комбайнёр – без комбайна, пекарь – без муки и т.д.
|