Материал подготовила педагог-психолог: Викулова Оксана Николаевна.
Работая в МДОУ я всегда задумывалась над тем, как можно дошкольникам помочь быстрее справиться с плохим настроением, грустью. Дети очень любят возиться в песочнице. Игра с песком — это естественная и доступная для каждого ребёнка форма деятельности. Ребёнок часто словами не может выразить свои переживания, страхи, и тут ему на помощь приходят игры с песком. Проигрывая взволновавшие его ситуации с помощью игрушечных фигурок, создавая картину собственного мира из песка, ребёнок освобождается от напряжения. А самое главное — он приобретает бесценный опыт символического разрешения множества жизненных ситуаций, ведь в сказке всё заканчивается хорошо.
Скачать конспект
Песок обладает уникальным свойством: он заземляет негативные эмоции, которые "уходят сквозь песок", помогает рассыпать на мельчайшие песчинки образ, пугающий и травмирующий ребёнка. Как только дети видят песок, у них сразу же возникает естественное желание — погрузить в него руки, ощутить прохладу, пропустить его между пальцев, чувствуя при этом тепло собственных рук.
Я с огромным удовольствием использую в своей педагогической деятельности такую технологию, как песочная терапия. Так как с помощью простых приёмов и обычных материалов можно решить многие проблемы детей. Мой практический опыт показывает, что большое количество детей испытывают определённые трудности в приобретении того или иного социального опыта, у них наблюдаются агрессия, конфликты со сверстниками, капризы, упрямство. Педагоги находятся в постоянном поиске эффективных приёмов и средств педагогического воздействия. На помощь приходит песок.
Песочную терапию использую в работе с детьми, родителями и педагогами.
В нашем МДОУ "Детский сад №12" г.п. Будогощь Киришского района песочная терапия успешно используется в случаях:
- Трудности в общении.
- Взаимоотношения детей и родителей.
- Кризисные ситуации (развод, переезд).
- Психологические травмы.
- Расстройства настроения.
- Страхи. Тревожность.
- Проблемы поведения (агрессия).
Для ребёнка песочная терапия хороша, как коррекционно-развивающая и образовательная работа. Работа с песком, — это и упражнения на тактильную чувствительность и гармонизация психоэмоционального состояния ребёнка. Прекрасный способ избавиться от негатива и агрессии, стать увереннее в себе, позволяет педагогам раскрыть и увидеть истинные причины конфликтов, страхов и в дальнейшем провести коррекцию. Игры на песке с фигурками особенно плодотворны в работе с детьми, которые затрудняются выразить свои переживания при помощи слов.
Формы и варианты песочной терапии, используемые мною в работе в МДОУ.
1. Игровые методы.
Дидактический игровой практикум с использованием песочницы применяю для самых маленьких. Серия игр по книге Т.Д. Зинкевич-Евстигнеевой "Игры в сказкотерапии", направленные на развитие тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики рук, творческой фантазии, помогают познать внешний и свой внутренний мир.
- "Чувствительные ладошки". Горячее-холодное, мягкое-твёрдое, сухое-мокрое.
- "Отпечатки наших рук". Малышам очень нравиться на песке делать отпечатки ножек, ладошек, изображать пальчиками следы животных. Интересно закапывать в песок свои ручки и ножки.
- Игра "Секретик", "Что спрятано в песке?"
- Рисунки на песке. С помощью палочки можно рисовать буквы, цифры, геометрические фигуры и целые картины.
Эти незатейливые упражнения обладают колоссальным значением для развития психики ребёнка. Во-первых, такого рода взаимодействие с песком стабилизирует эмоциональное состояние. Во-вторых, с развитием мелкой моторики, мы учим ребёнка прислушиваться к себе и проговаривать свои ощущения, это способствует развитию речи, произвольного внимания, памяти. Ребёнок получает первый опыт рефлексии — учится понимать себя и других.
2. Диагностика (индивидуальная и групповая)
В индивидуальной форме можно диагностировать:
- Наличие внутренних конфликтов (борьба, песочная страна в состоянии разрушения)
- Уровень агрессии
- Конфликты с близкими. (противоборство героев песочной сказки, играющих роль реальных членов окружения автора.
- Способы преодоления трудностей (взаимопомощь, покровительство, избегание)
- Уровень развития эмоциональной сферы (анализ чувств, рефлексия)
- Анализ расположения фигурок в песочнице и их значение
В групповой форме работе с песочницей можно диагностировать:
- Характер взаимодействия в группе
- Распределение ролей в группе
- Стиль поведения каждого участника группы
3. Метод психокоррекционного воздействия
При наличии у ребёнка эмоциональных и поведенческих нарушений. В других случаях — в качестве вспомогательного средства, позволяющего стимулировать ребёнка, развивать его сенсомоторные навыки, снизить эмоциональное напряжение и т.д.)
Прекрасно мне помогает песочная терапия в работе с логопедическими группами. Дошкольники с ОНР. В свою рабочую программу работы с детьми логопедических групп " Я чувствую и понимаю" я включила целый блок, посвящённый песочной терапии. Опираясь на работы О.Б. Сапожниковой, Т.А. Петрина "Педагогическая песочница для развития речи детей", И.Н. Чернышовой, О.Н. Каушкаль "Сказка в песочнице".
Дети у которых есть проблемы с речью, намного быстрее усваивают упражнения, отражённые на песке. Обожают лепить разные буквы, слова. Дети, которые с трудом разговаривают, намного быстрее преодолевают проблемы с речью, так как песок воздействует на тактильно-кинестетические центры, связанные с теми полушариями мозга, которые отвечают за развитие речевой активности. Дети могут учиться составлять рассказы на основе того, что они "нарисовали" на песке. Это учит их связной речи, навыкам пересказа, причём, это им действительно интересно.
Особенно нуждаются в такой терапии дошкольники с ЗПР, ОНР, дети с ОВЗ. В качестве ведущих характеристик таких дошкольников выделяют слабую эмоциональную устойчивость, нарушение самоконтроля во всех видах деятельности, агрессивность поведения и её провоцирующий характер, трудности приспособления к детскому коллективу, суетливость, частую смену настроения, чувство страха, фамильярность по отношению к взрослым. На песке каждая выбранная фигура воплощает какой-либо персонаж, который может взаимодействовать с другими героями. Ребёнок сам придумывает о чём они говорят и что делают; иногда приглашают меня присоединиться к игре и выступать от лица какого-либо персонажа. Во всех этих случаях ребёнок чувствует себя хозяином своего маленького мира и является режиссёром. То, что прежде таилось в глубине детской души, выходит на свет; персонажи игры приходят в движение, выражая наиболее актуальные для ребёнка чувства и мысли.
Важно отметить, что занятия способствуют развитию ручной моторики и зрительно-двигательной координации. В головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движение пальцев рук, расположены очень близко.
5. Психопрофилактика.
Психопрофилактика проводиться с целью недопущения проблемных ситуаций. Имея замечательное свойство"заземлять" негативную психическую энергию- песок является прекрасным психопрофилактическим средством. Психопрофилактический аспект проявляется в постановке сказок и мифов в песочнице. Играя вместе с ребёнком, я ему передаю собственный жизненный опыт. Родителей побуждаю взаимодействовать в песочнице с ребёнком, опираясь на свой жизненный опыт.
6. Психологическое консультирование детей и взрослых
В качестве оказания первичной психологической помощи. При работе с детьми я приглашаю на занятие родителей, и они играют вместе. Совместная игра способствует лучшему взаимопониманию и приобретению нового опыта.
При работе с педагогами использую данный метод. И при групповых занятиях и при индивидуальных. Очень положительно и с благодарностью педагоги и воспитатели отзываются о занятиях с песком. Ждут новых встреч. Некоторые педагоги приходят индивидуально "заземлить" отрицательные эмоции, накопившиеся за день.
Таким образом, основной целью песочной терапии считаю: повышение осознания ребёнком и взрослым своих эмоциональных проявлений и взаимоотношений, всесторонне гармоничное развитие личности, эмоциональный комфорт.
Планирую в дальнейшем активно использовать данный метод и совершенствовать свои навыки и знания в данной области.
О хорошем качестве использования песочной терапии свидетельствует положительная динамика развития мелкой моторики, зрительно-моторной координации, речевого развития, снижения уровня тревожности и агрессивности. Улучшения взаимоотношений в коллективе сверстников. Снижения психоэмоционального напряжения у педагогов. Улучшению взаимоотношений в семье.
Анализ эффективности песочной терапии за 2018-2019 учебный год.
- Мелкая моторика
- Тревожность
- Социометрия
- Речевое мышление
- Агрессивность
|