Подготовила воспитатель: Фирсова С.Н. 2018 год. Муниципальное дошкольное образовательное учреждение Чердаклинский детский сад №5 «Рябинка»
Пояснительная записка
Проблема обеспечения информационной безопасности детей в информационно-телекоммуникационных сетях становится все более актуальной в связи с существенным возрастанием численности несовершеннолетних пользователей.
В современных условиях развития общества компьютер стал для ребенка и «другом» и «помощником» и даже «воспитателем», «учителем». Всеобщая информатизация и доступный, высокоскоростной Интернет уравнял жителей больших городов и малых деревень в возможности получить качественное образование.
Между тем существует ряд аспектов при работе с компьютером, а в частности, с сетью Интернет, негативно влияющих на физическое, моральное, духовное здоровье подрастающего поколения, порождающих проблемы в поведении у психически неустойчивых детей, представляющих для детей угрозу.
«Зачастую дети принимают все, что видят по телевизору и в Интернете, за чистую монету. В силу возраста, отсутствия жизненного опыта и знаний в области медиаграмотности они не всегда умеют распознать манипуляцию техники, используемые при подаче рекламной и иной информации, не анализируют степень достоверности информации и подлинность ее источников. Мы же хотим, чтобы ребята стали полноценными гражданами своей страны – теми, кто может анализировать и критически относиться к информационной продукции. Они должны знать, какие опасности подстерегают их в сети и как их избежать» (П. А. Астахов, уполномоченный при Президенте Российской Федерации по правам ребенка).
Согласно российскому законодательству информационная безопасность детей – это состояние защищенности детей, при котором отсутствует риск, связанный с причинением информацией, в том числе распространяемой в сети Интернет, вреда их здоровью, физическому, психическому, духовному и нравственному развитию. Преодолеть нежелательное воздействие компьютера возможно только совместными усилиями педагогов, родителей и самих детей.
Цель: Обучение воспитанников основам безопасной работы в Интернете, воспитание грамотного и ответственного пользователя сети Интернет.
Задачи:
- повышение уровня знаний воспитанников о компьютере;
- развитие познавательной активности;
- активизация словаря: монитор, мышка, клавиатура, системный блок, вирус, антивирус, Сеть, Интернет;
- повышение уровня осведомленности воспитанников об основных опасностях при пользовании сети Интернет;
- формирование системы действий и способов безопасного использования Интернета;
- развивать навыки самоконтроля при общении в Сети;
- воспитывать чувство ответственности за личную безопасность и благополучие семьи.
Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, физическое развитие.
Оборудование: мультимедийная презентация, предметные картинки по теме, ноутбук.
Предварительная работа: просмотр мультфильма «Фиксики» (серии «Интернет», «Компьютер»), беседы: «Для чего нужен компьютер?»,» Что такое Интернет?», компьютерные игры для детей. Экскурсия в кабинет делопроизводителя.
Форма деятельности: совместная деятельность воспитателя и детей.
Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательная, речевая.
Методы и приемы: проблемно-ситуативные, игровые, наглядные, словесные, практические.
Ход совместной деятельности.
Воспитатель: Ребята, помогите разобраться в ситуации, вчера вечером мой внук играл в компьютерные игры, в Интернете. И вдруг с компьютером что – то случилось. Что мы только не делали. Ничего у нас не получилось. Внук еще маленький, плачет, капризничает. А мы помочь ей ничем не можем. Ребята, подскажите, пожалуйста, что нам делать, как нам быть?
Варианты ответов детей. Завис, нужно перегрузить или выключить.
Воспитатель: Но сначала мы с вами разберемся, что это за чудо машина – компьютер?
Воспитатель: Отгадайте загадки, а отгадки у вас на столе, это карточки с картинками, которые имеют отношение к компьютеру.
1. Он быстрее человека
Перемножит два числа,
В нём сто раз библиотека
Поместиться бы смогла,
Только там открыть возможно
Сто окошек за минуту.
Угадать совсем не сложно
Что загадка про… (компьютер)
Воспитатель предлагает детям найти картинки — «отгадки».
Дети находят картинку и «проверяют отгадку на мультимедийном экране».
Слайд.
2. Это — чудо чемодан?
Лампа, кнопка да карман.
Он окутан проводами,
Провода и тут и там (системный блок).
Дети находят картинку, с изображением системного блока. Ответ «проверяют на экране».
Слайд
3. На столе он перед нами,
на него направлен взор,
подчиняется программе, носит имя (монитор)
Дети находят картинку, с изображением монитора. Ответ «проверяют на экране».
Слайд 3
4. Нет, она – не пианино, только клавиш в ней – не счесть!
Алфавита там картина, знаки, цифры тоже есть.
Очень тонкая натура. Имя ей? (клавиатура).
Дети находят картинку, с изображением клавиатуры. Ответ «проверяют на экране»
Слайд
5. По ковру зверек бежит,
То замрет, то закружит,
Коврика не покидает,
Что за зверь, кто угадает? (мышка).
Дети находят картинку, с изображением компьютерной мыши. Ответ «проверяют на экране».
Слайд
Все картинки выкладываются на мольберте.
Воспитатель: Молодцы ребята! Да, действительно компьютер состоит из системного блока, монитора, клавиатуры, мышки.
Воспитатель: Ребята, а у вас есть дома компьютер?
А для чего вам нужен компьютер?
Ответы детей.
Воспитатель: Люди разных профессий по разному используют компьютер. Компьютер нужен бухгалтеру, конструктору и т.д.
А что вы делаете за компьютером?
Ответы детей.
Воспитатель: Отгадайте еще одну загадку:
Есть такая сеть на свете,
Ею рыбу не поймать.
В неё входят даже дети,
Чтоб общаться иль играть.
Информацию черпают,
И чего здесь только нет!
Как же сеть ту называют?
Ну, конечно ж? (Интернет).
Слайд.
Воспитатель: Ребята, а что такое интернет, вы знаете?
Варианты ответов детей.
Воспитатель: Интернет – это сеть, из которой мы берем полезную информацию, переписываемся с друзьями, люди создают собственные сайты, в Интернете собрана информация со всего мира. Там можно отыскать словари, энциклопедии, газеты, произведения писателей, музыку. Можно посмотреть фильмы, теле- и радиопередачи, найти массу программ для своего компьютера, поиграть в игры, но там много и вредной информации.
Воспитатель: Ребята, сейчас мы с вами будем работать в сети интернет. (Воспитатель объясняет правила работы). Все у вас подключено, вам нужно положить свою руку на мышь и навести курсор на жёлтый прямоугольник, нажав указательным пальчиком на левую сторону мышки. В итоге мы получаем ответ на вопрос.
Работа с компьютером.
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, а можно ли за компьютером сидеть долгое время?
Ответы детей.
Воспитатель: А почему вы так считаете?
Ответы детей.
Воспитатель: Совершенно верно, если долго сидеть за компьютером, может испортиться зрение, осанка, а еще это вредно для нашей нервной системы. Поэтому для работы с компьютером отводится определённое время. А у взрослых бывают перерывы для отдыха.
Вот и мы с вами сделаем перерыв.
Физкульминутка:
За компьютером играли,
И немножко мы устали.
Мы на плечи руки ставим, начинаем их вращать.
Так осанку мы исправим, 1 2 3 4 5
Руки ставим перед грудью, в стороны разводим,
Мы разминку делать будем, при любой погоде.
Руку правую вверх поднимаем, левую вниз опускаем
Мы меняем, их меняем, плавно двигаем руками,
А теперь давайте вместе, пошагаем мы на месте.
Воспитатель: А вы знаете, что подключаться к Интернету нужно только вместе с родителями. Потому, что в Интернете много информации, которая не безопасна для детей. Скачивать с Интернета игры, музыку и загружать файлы нужно только в присутствии взрослых!
А вы знаете правила безопасности в интернете?
Ответы детей.
Я вам сейчас покажу и расскажу. Посмотрите на экран.
Слайды.
Правила безопасности в интернете.
1. Мы хотим, чтоб Интернет,
Был вам другом много лет!
Будешь знать семь правил этих —
Смело плавай в Интернете!
2. Если что-то непонятно
страшно или неприятно,
Быстро к взрослым поспеши,
Расскажи и покажи.
3. Как и всюду на планете,
Есть опасность в Интернете.
Мы опасность исключаем,
Если фильтры подключаем.
4. Не хочу попасть в беду —
Антивирус заведу!
Всем, кто ходит в Интернет,
Пригодится наш совет.
5. Иногда тебе в Сети
Вдруг встречаются вруны.
Ты мошенникам не верь
Информацию проверь!
6. Злые люди в Интернете,
Расставляют свои сети.
С незнакомыми людьми
Ты на встречу не иди!
7. С грубиянами в Сети
Разговор не заводи.
Ну и сам не оплошай —
Никого не обижай.
8. Чтобы вор к нам не пришёл,
И чужой нас не нашёл,
Телефон свой, адрес, фото.
В Интернет не помещай,
И другим не сообщай.
На экране появляется вирус. Слайд.
Воспитатель: Ой, ребята, что это?
Ответы детей.
Воспитатель: Верно, это-вирус.
Воспитатель: Послушайте, что он «говорит»:
Ха- ха ваш компьютер под угрозой!
Я мастер маскировки,
Троянский вирус злой.
Могу файлы я стирать
И компьютер ваш сломать
И вам не победить меня
Нет антивируса у вас.
Ха- ха – ха.
Воспитатель: И, правда, ребята, я вспомнила, что у нас в компьютере нет антивируса. Ведь обязательно нужно защищать свой компьютер и устанавливать антивирус, он не дает вирусам попадать в компьютер. Видимо, из-за этого у нас «завис» компьютер? А вы как считаете?
Ответы детей.
Слайд.
Воспитатель: Я сегодня обязательно поставлю антивирус на свой компьютер. И передам своему внуку правила безопасного поведения в Интернете.
Напомните мне их, пожалуйста. А помогут нам наши любимые сказки.
Слайд.
«Волк и 7 козлят»
Воспитатель: Какое правило можно придумать, посмотрев на этот слайд?
(Не заходить без родителей в интернет).
Слайд.
«Красная шапочка»
Воспитатель: Как вы думаете, какое правило можно сформулировать?
(Не разговаривай с незнакомцами).
Слайд.
«Золотой ключик, или Приключения Буратино»
Воспитатель: Придумали правило?
(Опасайся мошенников).
Воспитатель: Не сообщай никому свои пароли, не посылай СМС в ответ на письма от неизвестных людей.
Слайд.
«Морозко»
Не кричать, не грубить.
Воспитатель: А какое правило можно придумать, посмотрев на этот слайд?
(Не кричать, не грубить).
Воспитатель: Будь вежливым при общении в сети, не груби, тогда и к тебе будут относиться так же.
Воспитатель: Спасибо вам, ребята! Вы сегодня молодцы! Помогли мне и моему внуку разобраться с проблемой моего компьютера.
В добрый путь ребята, по лабиринтам безопасного интернета!
Слайд.
Итог НОД.
|