В первые годы ребенок делает наиболее важные шаги в своем развитии: его нервная система очень пластична и поэтому его успехи особенно ощутимы. В этом возрасте дети уже достаточно самостоятельны, у них активно формируется речь, они осознанно открывают для себя окружающий мир и в то же время нуждаются в постоянном общении с взрослыми.
Давно замечено, что чем лучше малыш управляет своими пальчиками, тем быстрее он начинает говорить. И в этом нет ничего удивительного – ведь нервные окончание пальцев рук напрямую связаны с теми участками головного мозга, которые отвечают за речь малыша. Вот почему так полезно разрешать ребенку играть с мелкими предметами. Пуговицы, крупы, палочки счетные есть в каждом доме. Игровые упражнения направлены не только на развитие мелкой моторики, но и на формирование пространственно – образного мышления, чувственного восприятия и творческой фантазии малыша. Самое главное, чтобы заинтересовать ребенка и помочь ему овладеть новой информацией, вы должны помнить несколько правил:
- Главное – превратить обучение в увлекательную игру. Совсем не обязательно усаживать ребенка за стол, вы можете играть с ними где угодно – на полу, в комнате, на кухне и т.д.
- Период максимальной активности ребенка (утренние часы и время после дневного сна).
- Не отступайте, если задания покажутся вам чересчур сложными для ребенка. Они предполагают вашу активную помощь через рассказ, объяснение.
- Внимание детей в раннем возрасте и младшем 10-15 минут.
- Не забывайте хвалить малыша. Если у него что-то не получилось, не заостряйте на этом внимание. Терпеливо объясните ему ошибку, исправьте ее, и вернитесь к этому же заданию на следующий день.
Внимание: Играя с мелкими предметами, внимательно следите за тем, чтобы они не попали ребенку в нос или рот.
Игра с крупами.
Возьмите яркий поднос. Тонким слоем рассыпьте по подносу любую мелкую крупу. Проводите пальчиком ребенка по крупе. Получится яркая контрастная линия. Позвольте ребенку самому нарисовать несколько хаотических линий. Затем переходите к рисованию узоров (заборчиков, волн, дождика, спирали, лесенки, рельсы, облака, месяца, солнышка, домика, улитки).
Игра с пуговицами.
Подберите пуговицы разного цвета и размера. Выложите рисунок по схеме (человек, птичка и т.д.) вместе с ребенком, объясняя ему, что вы делаете. Попросите ребенка сделать то же самостоятельно. После того, как ребенок научится выполнять задания без вашей помощи, предложите ему придумать свои варианты рисунков. Задание развивает творческую фантазию, закрепление цвета и формы пуговиц. Задания: «На прогулке» (человек катит коляску), «Снеговик», «Клоун», «Бабочка», «Елка», «Пароход», «Самолет», «Змея», «Шарики».
Игра с прищепками.
Развивает мускулатуру пальцев рук. Вырежьте ежика, елочку или солнышко из бумаги. Чтобы вырезанные фигурки прослужили дольше, обклейте их скотчем. Возьмите бельевые прищепки. Лучше если они будут разноцветными. Закрепите вместе с ребенком прищепки вокруг картинок: у вас получится симпатичный ежик или елочка, или солнышко.
Игра с разноцветными палочками.
Формирует пространственно – образное мышление. Сначала надо научить ребенка выкладывать рисунок по схеме, а затем уже предложите ребенку повторить изображение по памяти.
Игра «Загадочные палочки»
Предложите ребенку выложить по образцу рисунок, если с этим заданием он справился, то можно дать задание сделать рисунок по памяти.
Игра «Что за палочки такие?»
Развивает тонкие движения пальцев рук. Вам потребуется 20 палочек и коробки.
По сигналу взрослого, дети берут правой рукой, выкладывают по одной палочке из коробки, затем по одной палочке кладут в коробку. Выигрывает самый ловкий и быстрый. Это упражнение можно предложить для левой руки, для обеих рук одновременно.
Ирга «Трудные пуговки»
Развивает мелкую моторику кистей рук, ловкость, точность движений. Чтение рассказа «Трудные пуговички» Седугина А.
Мама сказала: «Одевайся, Миша, пойдем гулять». Миша пыхтел – пыхтел, а верхнюю пуговичку на пальто никак не мог застегнуть. Не хватает у Миши терпения на эту упрямую пуговичку.
- Ну что ты возишься? – сказала мама. Пора научиться застегивать пуговицы.
Мишка весело сказал: — Готово!
И только мама отвернулась, взял и оторвал эту трудную пуговицу.
Когда Мишка пришел с улицы, мама удивилась:
- Что это у тебя все на одном и том же месте пуговицы отлетают?
Мишка пожал плечами:
- Сам удивляюсь…
Не знала мама, что Миша трудные пуговицы отрывает и в коробку складывает.
А как-то мама сказала:
- Нет у меня больше пуговиц для твоего пальто. Придется тебе дома сидеть.
И тут Мишка высыпал на стол все пуговицы из коробочки и виновато сказал: — У меня их штук пять накопилось, пришей, пожалуйста.
После обсуждения содержания рассказа взрослый предлагает потренировать пальчики, посоревноваться в ловкости «застегни пуговицы на рубашке». Выигрывает самый ловкий и быстрый.
Предлагаю использовать дома для игр «Разрезные картинки». Эта очень популярная среди детей игра. Можно самим нарисовать крупный яркий предмет, затем разрезать изображение на несколько частей – и пусть ребенок складывает картинку. Один и тот же рисунок разрезать по- разному.
Играя с ребенком дома, вы заметите, что ваш ребенок, занявшись чем-то интересным и увлекательным, меньше отвлекаться будет от своего занятия. Вы увидите, как ваш ребенок учится действовать последовательно, подчиняется правилам: не только тем, которые диктуете вы, но и тем, которые он сам вырабатывает для себя, учитывая собственный жизненный опыт. Он лучше запоминает. Сделайте так, чтобы это «надо» стало интересным и привлекательным для ребенка, и вы добьетесь хороших результатов. Не нужно бояться идти тем путем, который подсказывает сам ребенок.
Рекомендации для родителей на тему: «Играйте вместе с детьми».
Уважаемые родители! Будущее ваших детей – в ваших руках!
Новые игры – мозайки из серии «От простого к сложному» помогут вам вырастить талантливое поколение. Эти игры развивают у детей произвольное внимание, наглядно-образное мышление, память, мелкую моторику рук, речь, расширяет кругозор, обогащает словарный запас. В занимательной форме развивает способность воспринимать и осмысливать целостный образ картинки. Наличие элементов самопроверки позволяет воспитывать в ребенке самостоятельность, организовать его целенаправленную деятельность.
Рекомендации:
- Игру проводит взрослый с 1-2 детьми;
- Если ребенку интересно, он может играть самостоятельно, а в конце игры, показать собранную картинку взрослому;
- Не забывайте хвалить малыша, когда он справляется с заданием. Отмечайте все его успехи, даже самые маленькие.
- Не ругайте малыша при неудаче. Дайте ему надежду, что в следующий раз обязательно получится.
- Старайтесь не выполнять задание за ребенка. Только намекните, подскажите способ нахождения решения, не объясняя его до конца. В зависимости от уровня развития ребенка картинку может начать складывать взрослый, предложив ему продолжить.
Продолжительность игры зависит от интереса ребенка, его усидчивости, но не более 10-15 минут.
|