Подготовила и реализовала проект для детей средней группы детского сада «Тополек» воспитатель Сухова Наталья Владимировна.
Название проекта: «Первый друг».
Участники проекта: дети, родители, воспитатель.
Сроки реализации с 20 января по 7 февраля, краткосрочный (три недели).
Актуальность: на примере коллекции различных собак дать детям представление о музее, воспитывать любовь к животным, а также меры предосторожности при встрече с бродячими животными в поселке.
Скачать проект
Цель: формирование заинтересованного, бережного, заботливого отношения к домашним животным, на примере собаки и правильного общения с ними. Формирование у дошкольников представлений о музее.
Задачи: Дать представление о мини-музеях, об экспонатах, экскурсоводах, правилах поведения в музее и мини-музее. Расширить знания детей о собаках, породах, их помощи человеку. Воспитывать любовь к животным, но и знать меры безопасности при общении с ними.
Планируемые результаты: оформление мини-музея «Первый друг». Расширение знаний детей по теме музей и собаководство. Развитие интереса к музеям. Воспитание бережного и заботливого отношения к животным, сформировать желание помогать взрослым, ухаживать за собакой дома.
Подготовительный этап: сбор материала по теме: с 20 января по 31 января, привлечение родителей для подбора экспонатов в мини-музей.
Практическая часть: с 27 января по 6 февраля, работа с детьми по 4 направлениям: социально-личностному, художественно-эстетическому, физическому, познавательно-речевому.
Заключительная часть: 7 февраля демонстрация родителям мини-музея «Первый друг», инсценировка мордовской сказки «Как собака друга искала».
Социально-личностное развитие.
Задачи по социально-личностному развитию детей:
- Познакомить детей с правилами поведения в музее и мини-музее.
- Познакомить детей с мерами предосторожности при встрече с бродячими животными в поселке.
- Развивать театрализованную деятельность, инсценируя мордовскую сказку: «Как собака друга искала».
- Продолжать учить детей складывать игрушки — собачек на место, запоминая их расположение при помощи дидактических игр. Развивать трудовую деятельность: протирать стол для экспонатов, чистить щеткой игрушки-экспонаты.
Реализация задач.
Правила поведения в настоящем музее.
Казалось бы, правила поведения в музее простые — не шуметь, не бегать, громко топая ногами... Вот вроде бы и все? Нет! Это еще далеко не все.
- Начнем с того, что сумки, куртки необходимо оставить в гардеробе. Во-первых, чтобы они вам самим не мешали, а во-вторых, чтобы служители музея не нервничали, что вы неудачно повернетесь и заденете тяжелым рюкзаком какую-нибудь статуэтку?
- По залам музея или выставки следует передвигаться бесшумно. Громко разговаривать или кричать, подзывая знакомого или друга недопустимо. Признаком дурного тона также считается громкое обсуждение или критические замечания, высказанные в адрес произведений или их авторов. Посетители лишь могут обменяться друг с другом несколькими замечаниями. Но делать это нужно вполголоса, так, чтобы не беспокоить стоящих рядом людей.
- Нельзя трогать экспонаты руками, как бы любопытно не было; не прикасайтесь и к стеклам витрин. Если хотите сфотографировать понравившееся произведение, сначала уточните, разрешено ли это. Во многих музеях фотографировать запрещено!
- При передвижении по залу, старайтесь не мешать окружающим. Для этого не подходите слишком близко к другим посетителям, не загораживайте спиной картины.
- Если у вас возникли вопросы, задавайте их после того, как рассказ окончен, или во время паузы. Неприлично во время экскурсии разговаривать с соседями.
Главное, чтобы вы смогли от посещения получить настоящее эстетическое удовольствие, захотели бы дома найти дополнительную информацию по теме выставки музея, рассказать об увиденном, осмыслить с родными, друзьями. Правила хорошего тона это поощряют.
Так что можно теперь идти в музей!!!
http: //www. luxemag. ru/etiquette/7974. html
Правила поведения в мини-музее «Первый друг»:
- В нашем мини-музее экспонаты разрешается трогать руками и играть ими!
- Экспонаты нужно возвращать на место и ставить аккуратно и красиво.
- Экспонаты нельзя ломать и забирать домой.
- Можно и даже нужно: задавать вопросы, сочинять истории, придумывать игры.
- Приветствуется пополнение музея новыми экспонатами, творческими работами.
- Некоторые предметы трогать руками надо очень осторожно, потому что они могут разбиться и их красоту больше никто не увидит. Это игрушки из глины и фарфора, а также разная посуда с изображением собак. С ними надо обращаться очень бережно и играть с ними нельзя. Картины смотрят издалека или на небольшом расстоянии. (Рассматривают картины на стене). Но есть в нашем музее игрушки, которые можно не только посмотреть, но даже поиграть с ними. Они меховые, плюшевые, резиновые и деревянные, сделанные специально для детей.
- Давайте пригласим к нам в мини-музей ребят из других групп, а вы попробуете себя в роли экскурсоводов.
- Что нового вы узнали сегодня? С коллекцией, каких игрушек познакомились в нашем мини-музее? Какие правила поведения в музее вам хотелось бы изменить?
Безопасность при встрече бродячих и бездомных собак.
- Бездомными собаки и кошки оказываются чаще всего по вине их владельцев. Человек не должен предавать своих маленьких друзей, оставлять их без крова и пищи.
- Бездомные кошки и собаки бродят в местах пищевых отбросов и от нечистот могут заразиться, поэтому нельзя бездомную кошку и собаку брать на руки или гладить. Им в одном месте можно оставлять корм и наблюдать за ними.
- Никогда не убегайте от собаки и не машите на нее руками, палкой.
- Если на вас набросилась собака: стойте неподвижно и зовите на помощь взрослых.
- Не бросайте в собак камни, палки и др.
- Никогда не приближайтесь к собаке, если она ест.
- Если собака идет рядом с хозяином, спросите разрешения погладить собаку у хозяина.
Конспект «Не дразните собак» для детей среднего и старшего дошкольного возраста по безопасности собственной жизнедеятельности.
Цели: Научить детей, как вести себя при встрече с агрессивными собаками.
Программное содержание:
- Дать верные представления о правилах обращения с незнакомыми животными, сформировать простейшие навыки гашения агрессивности собак. Учить умению дискутировать, анализировать суждение своих товарищей, выслушивая их ответы не перебивать говорящего сверстника. Объяснить и закрепить различные формы защитного поведения человека при нападении на него собаки.
- Учить заботиться о своей безопасности при встрече с собакой, не проявляя к ней враждебности, не паниковать.
- Воспитывать культуру поведения при обращении с незнакомыми животными.
Материал:
Фотографии собак в спокойном и возбужденном состоянии; «книга кота» Леопольда; собака – мягкая игрушка, стульчик, косточка из картона, аудиозаписи: «Не дразните собак» Серёжа Парамонов и Большой детский хор ЦТ и ВР под управлением В. Попова, «Собака бывает кусачей» Юнны Мориц.
Предварительная работа:
Беседы, работа с иллюстрациями, рисование собаки лающей и спокойной.
Ход занятия
Воспитатель: Ребята, у кого дома живут собаки? Вы ухаживаете за ними?
(Ответы детей)
В.: Молодцы, я вижу, вы любите своих четвероногих друзей. А я правильно поступила, что назвала собаку другом человека? (Ответы)
В.: Скажите, зачем человек держит собаку? (Ответы)
Какой характер имеют собаки?
Дети: Добрый, ласковы, веселый
В.: Если собаки ласковые и добрые, как же они будут охранять хозяина? На него напали преступники, а собака будет радостно вилять хвостом и ластиться? (Ответы)
В.: Собаки не всегда бывают добрыми и ласковыми, иногда они бывают и злыми. Вы видели когда-нибудь сами или слышали от других, чтобы собака укусила человека? (Ответы)
В.: Сегодня к нам в гости должен придти очень умный и добродушный кот Леопольд. Он обещал мне принести книгу о собаках. А вот, кажется и он.
(В группу вбегает испуганный Буратино, он тяжело дышит)
В.: Здравствуй, Буратино! Что с тобой? Ты такой взволнованный! Даже не здороваешься?
Буратино: Все поучают… Я еле-еле от собаки убежал. И чего привязалась, подумаешь, кость у нее ногой пнул. Я на нашем Артемоне верхом езжу и ничего. А эта…
В.: Буратино, сядь, успокойся, мы с ребятами, как раз говорим о том, как нужно вести себя с собакой. Ребята, как вы думаете, правильно ли поступил Буратино, пнув ногой кость у собаки?
Д.: Если встретили на улице собаку, грызущую кость, лучше обойти ее.
В.: А если не удалось, и собака зарычала? (Ответы детей).
В.: Не надо бить ее, не пинать у нее кость, не замахиваться, а стоять спокойно и уговаривать: я твою косточку не трону, не волнуйся. Руки за спину не прятать и в кулаки не сжимать, иначе собака подумает, что в ладони спрятан камень.
- Нельзя убегать и поворачиваться спиной к собаке, чтобы она не набросилась сзади
- Надо очень медленно пятиться от собаки и ни в коем случае не показывать, что ты испугался, даже, если тебе очень страшно.
В.: Запомните: любое животное надо уважать и не стремиться подавить или обидеть.
В.: Давайте поиграем в игру. «Можно и нельзя».
Нам нужно выбрать два человека, Один будет показывать действия с собакой, а другой говорить можно или нет, а мы будем говорить, почему нельзя так поступать. (По очереди дети демонстрируют разные варианты своего поведения, которые могут спровоцировать агрессию животного, и объясняют, почему эти действия могут взволновать собаку)
Молодцы, теперь я за вас спокойна.
В.: Как вы сможете определить, что собаке не понравилось ваше поведение и она собирается на вас напасть?
Д.: Она будет лаять, рычать, бить хвостом, шерсть на загривке встанет дыбом, взгляд станет угрожающим.
В.: Правильно. Собака предупреждает вас: не делай так, а то я нападу. Но, к сожалению, иногда собаки нападают без предупреждения. Особенно опасны такие собаки, как Бультерьеры, Ротвейлеры, Доберманы, Кавказкие овчарки и некоторые другие большие сторожевые и бойцовые собаки. Их специально создали люди для нападения, защиты от нехороших людей. Они могут броситься на человека, не потому что испугались его, а что-то не понравилось в его поведении, решили, что угрожает опасность имуществу хозяина или самому хозяину. Им надо драться, защищать хозяина, он так устроены. Будьте очень осторожны с собаками этих пород. Если они бросятся на человека, иногда даже хозяин не сможет их удержать.
В.: Что же вы будете делать, если собака вдруг нападет на вас? Я уверена, что все будет хорошо и с вами ничего плохого не случиться, но все таки, давайте поучимся на всякий случай. Вот идет Буратино (приглашаю к себе ребенка. Перед ним лежит собака и грызет кость (положить предмет заменяющий кость, перед игрушечной собакой). Она увидела Буратино и зарычала. Что ты будешь делать? Покажи нам. (Буратино показывает, что может). Ты сразу испугаешься и бросишься бежать?
Д.: Пугаться нельзя, чтобы не показать своего страха и бежать нельзя.
В.: Какую позу ты примешь? Гордо выпрямишься, и будешь смотреть собаке в глаза? Мол, я тебя не боюсь и скоро заставлю подчиниться мне? Покажи, как это будет выглядеть? (Буратино демонстрирует гордую позу)
В.: Правильно он поступил?
Д.: Так делать нельзя, это только раздразнит собаку.
В.: Так какую же позу ты примешь? Помнишь, что делают другие собаки, когда признают себя побежденными? Опускают голову, слегка сгибают ноги, поднимают хвост. Хвоста у тебя нет, значит, поджать его не сможешь, но остальное выполнить ты должен. Покажи. (Он принимает позу покорности и все дети повторяют за ним).
В.: Куда денешь руки? (Буратино пытается разобраться с руками). Можно их поднять? Дескать, сдаюсь?
Д.: Нет, собака решит, что на нее замахиваются
В.: Можно спрятать их за спиной? Сжать кулаки?
Д.: Нет. Надо спокойно опустить руки и повернуть их раскрытыми ладонями к собаке, чтобы она их видела, что в руках нет ни камня, ни палки. Покажи. (Буратино показывает)
В.: Теперь прояви уважение к собаке, объясни ей, что ты ничего плохого не задумал. (Буратино пытается спокойно поговорить с собакой)
В.: Не смотри собаке прямо в глаза. Смотри немного мимо глаз. Две собаки смотрят прямо друг другу в глаза, когда собираются подраться и перед дракой стараются подавить друг друга взглядом. Прямой взгляд собаки воспринимают как угрозу.
В.: Молодец! А теперь осторожно отходи от собаки спиной, медленно-медленно. Чтобы она не заметила твоего движения, но краем глаза все же следи за ней. (Буратино показывает, как будет делать это).
В.: И когда ты сможешь отвернуться и пойти нормально?
Б.: Когда собака перестанет следить за мной.
В.: Вот так. Молодец! Спасибо! (Буратино садится на место).
В.: А если на вас напала не голодная собака, а крупная, сытая собака бойцовской породы? В этом случае она не охраняет косточку, а просто хочет подраться. Тут дело посложней. Взрослый сможет попытаться побороться с ней. У вас на это не хватит сил. Поэтому стойте спокойно и зовите либо любого проходящего прохожего, либо хозяина. Вы ведь тоже, когда боретесь и чувствуете, что соперник может победить вас, начинаете бороться сильнее? Так и собака, если вы оказываете ей сопротивление, она нападает более активно. Трудно побороть страх в этой ситуации, но надо.
В.: Если собаку отогнали – хорошо. Если она все же укусила, надо сделать три важных дела:
- Вначале промыть и перебинтовать рану.
- Затем обратиться к врачу.
- А потом заявить в полицию. Нужно, чтобы хозяина наказали за этот случай. Если этого не сделать, он может продолжать плохо следить за своей собакой и она опять может кого-либо укусить. Все понятно, Буратино?
В.: Ой кто-то к нам идет. (Появляется кот Леопольд)
Кот Л.: Извините, что задержался, наконец-то я дописал свою книгу «Собака бывает кусачей» — книга советов Кота Леопольда и дарю ее вам, ребята.
Д.: Спасибо.
Кот Л.: Вы ведь сегодня говорили о собаках? А знаете, почему я решил назвать так свою книгу? Есть такая песня, послушаем ее.
А что вы узнали из песни? (Ответы детей).
Вы не испугались на сегодняшнем занятии? Не надо бояться. Собаки и правда хорошие. Только очень прошу:
Не подходите к незнакомым собакам, не пытайтесь их ласкать и кормить. Вам кажется, что вы делаете для собаки что-то приятное, а ей это совсем не нравится. Он любит только хозяина и хочет принимать ласку только от него. А вы сами разве не такие? Вы любите приласкаться к маме, папе, бабушке?
Дети: Да.
Кот Л.: А понравилось бы вам, чтобы каждый дядя или каждая тетя в автобусе стала брать вас на руки, обнимать, целовать, гладить, трепать рукой по спине и голове?
Д.: Нет
К.Л..: Так и собакам не нравится. Не подходите близко к незнакомым собакам, не гладьте их, не кричите на собак, не бросайтесь в собаку разными вещами, вообще не делайте того, что не любят собаки. И тогда никакая собака вам не страшна. Договорились? Вы молодцы!
Мне пора домой там ждут меня мышата, да и тебе Буратино пора домой, я могу тебя проводить.
Б.: Я теперь не боюсь собак. Но пойдем домой вместе, так веселее. До свидания, дети!
Уходят под запись песни «Не дразните собак». Дети танцуют.
Литература: «Естественнонаучные наблюдения и эксперименты в детском саду» А.И. Иванова, Творческий центр «Сфера» М.2004.
Инсценировка мордовской народной сказки «Как собака друга искала».
Материалы:
-маски для исполнения ролей: Собака, Волк, Медведь, Зайка, Мышка, Лягушка, Уж, Человек-охотник (ребенок в шляпе или шапке, с ружьем за плечом).
Трудовая деятельность.
Помощь воспитателю в поддержании чистоты в мини-музее, уход за экспонатами.
Беседы о том «Как я помогаю родителям по уходу за собакой (кошкой)».
Д/игры «Что изменилось?», «Где мое место?» и т.д.
Задачи: Развивать наблюдательность, зрительное внимание, умение ставить игрушки на свои места.
Воспитатель просит детей внимательно посмотреть на расположение игрушек-экспонатов, затем закрыть глаза. В это время он убирает один из экспонатов и просит детей, открыть глаза и сказать где исчезла собачка, и как она выглядела, из чего сделана? Ребенок, правильно ответивший на вопросы воспитателя, ставит игрушку-экспонат на свое место.
Художественно-эстетическое развитие.
Задачи по художественно-эстетическому развитию детей:
- Учить детей лепить из пластилина фигурку собаки, передавать в лепке характерные особенности строения тела собаки.
- Научить рисовать собаку, используя акварельные краски.
- Научить детей с помощью метода оригами изготовлять собачку из цветной бумаги.
- Развивать творческое воображение, наблюдательность, глазомер.
- Познакомить детей с песнями о собаках. Развивать умение слушать песни, подпевать.
Формы работы с детьми:
Лепка собак из пластилина «Мой песик», «Домик для собачки».
Рисование «Выставка собак».
Аппликация «Далматинец» — коллективная работа, собачка-оригами.
Прослушивание песен о собаках. Беседы, обсуждение услышанного.
Физическое развитие.
Задачи по физическому развитию детей:
- Познакомить детей с подвижными играми о собаках, развивать и совершенствовать двигательные умения и навыки, осознанно относится к выполнению правил игры, действовать по сигналу воспитателя.
- Приучение детей к действиям со словами выполняя физкультминутки и логоритмические упражнения о собаках, гимнастику после сна.
Формы работы с детьми:
1. Подвижные игры:
«Собачка и воробьи».
Считалкой выбирается собачка, остальные дети — воробушки.
Скок поскок, скок поскок.
Скачет, скачет воробей,
Кличет маленьких детей
Чив, чив, чив, чив, чив, чив.
Киньте крошек воробью
Я вам песенку спою: «Чик-чирик!»
(имитировать движения воробья: прыжки на двух ногах, взмахи руками.)
Вдруг собачка прибежала воробушек распугала (воробушки улетают).
«Вороны и собаки».
Считалкой выбираются два ребенка – «собаки», которым отводится определенное место, а остальные дети – «вороны».
Воспитатель: вот под елкой запушенной скачут, прыгают вороны,
из-за корочки подрались, во все горло раскричались.
Дети: Кар, кар, кар, кар!
Воспитатель: тут собаки прибегали, а вороны убегали!
Выбегают собаки и догоняют «ворон».
«Лохматый пес».
Воспитатель чертит на земле кружок — это дом для «лохматого пса». На расстоянии 2-3 шагов от него проводится черта, до которой обязательно должны дойти дети. На расстоянии 15-20 шагов от этой черты рисуется вторая черта, где дети будут спасаться от пса. Считалкой выбирают лохматого пса.
Вот лежит лохматый пес, В лапы свой, уткнувши нос. Тихо, смирно он лежит, То ли дремлет, то ли спит. Подойдем к нему, разбудим и посмотрим, что-то будет!?
Под этот текст все дети, взявшись за руки, подкрадываются к черте. На последние слова текста они протягивают руки и дотрагиваются до лохматого пса. Пес в это время не должен шевелиться: он, сидя с закрытыми глазами, позволяет себя погладить. Вдруг неожиданно для детей пес открывает глаза и лает, а дети убегают в свой дом (за черту). Пес бегает за детьми, лает на них и снова возвращается в свой дом. Игра начинается сначала.
Правила игры:
- Не дотрагиваться до пса до тех пор, пока не кончится текст.
- Пес не шевелится и не открывает глаза до тех пор, пока его не тронут.
- Бежать в свой дом и спасаться от пса можно только после того, как он залает.
2. Физкультминутка: «Собачка»,
Я собачка белый бок, (показать бока)
Поиграй со мной дружок (сесть на корточки, руки у груди, высунуть язык).
Ты бежишь и я бегу (бег по кругу).
Ты стоишь, а я сижу (встать, а после сесть на корточки руки на полу).
Прыгнешь ты, подпрыгну я (прыгнуть стоя и сидя на корточках).
Мы теперь с тобой друзья! (обнять друг друга).
3. Гимнастика после сна: «Собачки»
А теперь мы все собачки
На коленочки встаем (Дети встают на четвереньки).
И виляем все хвостом (Можно поворачивать таз вправо-влево, можно поднимать одну ногу вместо хвоста (как более сложный вариант исполнения).
Собачки нюхают кусты, как умеешь нюхать ты? (Голова низко к полу нюхаем воздух).
Сесть ровно — носиком вдохнули (делаем носом вдох), ротиком подули (3-4 раза). Свежий воздух мы вдыхаем сон и дрему прогоняем!
Познавательно-речевое развитие.
Задачи по познавательно-речевому развитию:
- Продолжать учить детей наблюдать за животными. Развивать наблюдательность, умение передавать словами увиденное, замечать характерные для животного повадки при помощи воспитателя.
- Расширять кругозор и обогащать словарный запас.
- Продолжать учить описывать животное, составлять о нем небольшой рассказ по плану. Продолжать учить сравнивать собаку и щенка, собак разных пород. Вспомнить или узнать из чего сделаны игрушки — собачки и другие экспонаты музея.
- Чтение стихов и рассказов о собаках. Выучить наизусть маленькие стишки.
- Познакомить детей с пользой, которую приносят собаки человеку, рассказать о собачьей преданности и верности, познакомить с памятниками собакам. Воспитывать стремление заботы о животных, развития уважительного отношения к ним, как существам умным, понимающим человека.
- Познакомить детей с потешками о собаках, пословицами, загадками, скороговорками.
Реализация задач:
- Наблюдение за собаками в поселке, во время экскурсии.
- Сравнение собаки и щенков, собак и других домашних животных. Составление описательных рассказов. Провести диалоговые беседы «Если бы я был щенком», «Если бы у меня была собака», «Зачем нужны собаки».
- Познакомить детей с музеем, правилами поведения в музее, экспонатами и ролью экскурсовода, обучать детей проводить мини-экскурсии.
- Чтение стихов, рассказов: Е. Александрова «Дозор», Л. Толстой «Пожарные собаки», «Лев и собачка» М. Пришвин «Ярик», А. Барто «На заставе», В. Чаплина «Наш друг – собака», А. Викторов «О хвостах», С. Черный «Волк», С. Маршак «Пудель», Д. Крылов «Слон и Моська», Б. Заходет «Собачкины огорчения», А. Расим «Как папа укрощал собачку».
Обсуждение содержания, эмоционального впечатления, рисование карандашами рисунков к наиболее понравившимся произведениям.
|