(из опыта работы воспитателя Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Олинская средняя образовательная школа» Лапухиной Тамары Николаевны) АСТРАХАНСКАЯ ОБЛАСТЬ. Лиманский район, село Оля « Патриотическое воспитание направлено на формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина- патриота своей Родины и способной успешно выполнять гражданские обязанности в мирное и военное время. Система патриотического воспитания предусматривает формирование и развитие социально- значимых ценностей, гражданственности и патриотизма в процессе воспитания и обучения в образовательных учреждениях всех видов и типов», - так записано в Государственной программе « Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации».
Гордость за свою Родину, любовь к родному краю, уважение традиций, понимание неповторимости культуры своего народа, почитание его героям- все это входит в понятие патриотизма. Без уважения к истории своего Отечества, без любви к природе родного края нельзя воспитать у детей чувства собственного достоинства и уверенности в себе.Еще до школы необходимо пробудить в ребенке гордость за принадлежность к России. Патриотические чувства закладываются в процессе жизни и бытия человека, находящегося в рамках конкретной социо- культурной среды. Люди с момента рождения инстинктивно, естественно и незаметно привыкают к окружающей их среде, природе и культуре своей страны, к быту своего народа. Поэтому базой формирования патриотизма являются глубинные чувства любви и привязанности к своей культуре и своему народу, к своей семье, к родной природе и земле. И в этом особая роль принадлежит дошкольным учреждениям. Создано очень много программ по патриотическому воспитанию, но изучив многие из них, я выбрала для себя « Мой родной дом» под редакцией Т.И.Оверчука и Программу «Я, ты, мы», которые наиболее близко подходят к моей теме. Я решила воспитывать у своих дошколят патриотические чувства через приобщение их к истории родного края. Ведь « патриот» с греческого означает « земляк» , « соотечественник». Моя задача состоит в том, чтобы мои маленькие человечки полюбили то место, где они родились и живут. Это место и есть их родной край. Каждому человеку необходимо знать родную природу, историю и культуру своего края, свое место и место его детей в окружающем мире, чтобы уважать себя и учить этому своих детей. Если целостность этого процесса нарушится, будут потеряны ориентиры развития, разрушатся связи между поколениями, может оказаться под угрозой государство. Каким быть нашему родному краю, зависит от нас, кто здесь живет и работает. А мы – воспитатели, формирующие душу подрастающего поколения , просто обязаны воспитать поколение людей, помнящих свое родство, любящих свой родной край, оберегающих свою природу. Академик Д.С. Лихачев отмечал, что чувство любви к Родине нужно заботливо взращивать, прививая « духовную оседлость»; так как без корней в родной местности, в родной стороне человек похож на иссушенное растение перекати- поле. Вот поэтому патриотическое воспитание дошколят через приобщение к природе и истории родного края – является одной из основных задач дошкольного учреждения. Данная работа включает в себя целый комплекс задач: - Воспитание у ребенка любви и привязанности к семье, родному селу, детскому саду, родной улице. - Формирование бережного отношения к родной природе и животному миру. - Воспитание уважения к труду взрослых. - Развитие интереса к народным традициям. - Знакомство с достопримечательностями села, края, страны. - Пробудить интерес к истории своего края и воспитать чувство гордости за него. - Формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина. - Зарождать в детях чувство прекрасного, развивать духовный мир, уважение к старшим. - Учить размышлять и анализировать. Для успешного патриотического воспитания в моей группе ведется работа не только с детьми, но и с их родителями, перед которыми поставлены следующие задачи: 1 Совершать семейные прогулки, экскурсии, выезды за пределы села. 2 Привлекать ребенка к участию в семейных мероприятиях. 3 Проводить с детьми выходные дни и праздники. 4 Показывать ребенку природные явления и достопримечательности родного села. 5 Рассказывать о подвигах героев В.О.В, чтить память о них, возлагать цветы к подножиям обелисков. 6 Рассказывать ребенку о своей работе, какую пользу обществу приносит труд его родителей, какие успехи у них на работе. Патриотическое воспитание хорошо сочетается со всеми остальными направлениями государственного стандарта: - речевое развитие ( беседы, поговорки, пословицы, загадки, составление рассказов, пополнение словарного запаса); - развитие ребенка в музыкальной деятельности, песни, народные игры, праздники, танцы народов нашего края); - трудовое обучение ( знакомство с трудом людей нашего края, экскурсии в школьный краеведческий музей, занятия в экологическом кабинете, знакомство с народными промыслами Астраханского края); - развитие конструктивной деятельности ( знакомство со знаками Солнца, Земли, Воды, постройка из строительного материала села нынешнего и будущего времени); - развитие изо-деятельности ( знакомство с народно- прикладным творчеством своего края –рисуют, лепят, создают аппликации); - развитие элементарных естественно- научных представлений ( наш край: пески, раскаты, озера, бугры, животный и растительный мир); - развитие экологической культуры ( бережно относиться к флоре и фауне, не губить, а приумножать природные богатства); - развитие представлений о человеке в истории и культуре ( развитие социального и правового сознания у детей, развитие представлений об истории нашего народа); - физическое развитие и здоровье ( на прогулках, экскурсиях, проведение спортивных развлечений и праздников, разучивание подвижных игр); - художественное развитие ( знакомство картинами художников нашего края, стихами и песнями ). Методы и приемы патриотического воспитания могут быть разнообразными, но обязательно нужно учитывать психологические особенности дошкольника (эмоциональное восприятие окружающего, глубина и обостренность первых чувств, образность и конкретность мышления ). В своей работе я также учитываю, что воспитывать любовь к Родине, родному краю, близким – значит связывать воспитательную работу с окружающей социальной жизнью и теми ближайшими и доступными объектами, которые окружают ребенка. Принято считать, что воспитание патриотических чувств у детей происходит в следующей последовательности: сначала воспитывается любовь к родителям, близким, родному дому, к детскому саду, затем к месту, где ты родился, потом ко всей стране. Однако неверно полагать, что воспитывая любовь к родителям, мы уже тем самым воспитываем и любовь к Родине. К сожаленью известны случаи, когда преданность своему дому, своей семье уживается с предательством.
ПЛАНИРУЕМЫЕ И ФАКТИЧЕСКИЕ РЕЗУЛЬТАТЫ обучения и воспитания. ВОСПИТАНИЕ ЛЮБВИ К РОДНОМУ КРАЮ.
« СЕМЬЯ». В программе « Мой родной дом» в младшей группе стоят задачи: - ознакомить ребенка с его родным домом. Привить чувство родства с семьей; - заложить основы теплоты и привязанности к своей семье; - сформировать понятия: « Я- член семьи», « Мой дом- моя семья». Я учу детей с первых лет жизни любить родителей, близких, помогать им. В младших группах ознакомление происходит в игровой форме, где малыши знакомятся с понятием «Семья», воспитываю привязанность к семье, любовь и заботливое отношение к членам своей семьи. ПРИМЕР: В начале учебного года я прошу родителей принести семейные фото , оформляю стенд и затем в течении определенного времени мы с детками рассматриваем, обсуждаем и закрепляем : что такое семья?( Взрослые и дети, которые живут вместе и заботятся друг о друге). В группе на видном и доступном для детей месте лежат альбомы с фотографиями детей и их близких: на природе, на праздниках, на семейных торжествах. Дети друг другу показывают своих мам, пап, братиков, сестренок, бабушек, дедушек и т.д. И скоро все дети знают родственников друг друга. Это видно по тому, когда вечером за ребенком приходят взрослые. Благодарное чувство преданности дорогому человеку, потребность в духовной и эмоциональной близости с ним- все это важно для становления личности ребенка, чувства защищенности.Но для того, чтобы эти чувства стали началом любви к Родине, необходимо, чтобы дети как можно раньше увидели гражданское лицо своих родителей, дедушек, бабушек, осознали их как тружеников, вносящих свой вклад в общее дело. В разделе « Мир людей» отмечается, что ребенок старшего возраста должен знать, чем занимаются его родители, где и кем работают, задавать вопросы о действиях и поступках взрослых. Для того, чтобы дети легче все это уяснили, я очень часто провожу встречи, викторины ,КВН вместе с родителями, использую альбомы « Все работы хороши», « Кто кем работает», фотографии родителей, где они изображены во время своей работы. « Что ты знаешь о работе своей мамы? Папы?».Такие вопросы задаю регулярно. Еще мы очень часто ходим на экскурсии на предприятия и в учреждения, где работают родители моих воспитанников и там дети наблюдают за процессом их работы.
« РОДНОЕ СЕЛО». Тот же принцип через малое к большому сохраняю и при воспитании у детей любви к своему селу, месту, где они родились и живут. От четырехлетних детей требуются знания о названии села, своей улицы и улицы, где находится садик. Внимание детей постарше привлекаю к объектам, которые расположены на ближайших улицах. А дети подготовительной к школе группы должны знать все это и плюс еще название своей страны, достопримечательности своего села и края. В течении всего учебного года мы совершаем целевые прогулки и экскурсии по селу, чтобы выяснить, какие объекты, предприятия и учреждения находятся на территории села и их значение. Проверить уровень знаний я решила в увлекательной форме: игре- занятии «Экскурсия к обелиску « Солдату- освободителю». Дети с большим интересом принимали участие в беседе. Все поочередно были экскурсоводами. А уже после экскурсии нами были изготовлены макеты объектов, которые находятся по пути к обелиску: магазины, аптека, школа, речка с мостом, церковь. Дети принимали активное участие в изготовлении макетов. Очень большую помощь нам оказали родители. Они принесли пластиковые панели, проволоку, деревянные детали для моста, цветную пленку и многое другое, что нам понадобилось для работы. А затем, когда все было готово, мы вновь вспомнили маршрут и дети увлеченно, живо рассказали об увиденном. Живость, эмоциональность, стремление мотивировать свою точку зрения – положительное проявление детских чувств. Очень часто я организую выходы на природу: на речку, луг, песчаный бугор, в парк и т.д. Я выступаю посредником между ребенком и окружающим его миром. Для меня очень важно, чтобы в беседах ребенок почувствовал искренность, заинтересованность. ПРИМЕР: Дети пришли в парк. Осень. Желтые листья медленно падают с деревьев и покрывают землю золотым дождем. - Давайте послушаем голос осени. Какой чудесный день! Как хорошо в нашем парке осенью! Кроет уж лист золотой Влажную землю в лесу… Смело топчу я ногой Вешнюю леса красу. С холоду щеки горят; Любо в лесу мне бежать, Слышать, как сучья трещат, Листья ногой загребать. А. Майков. Потом дети бегают, играют, собирают букеты осенних листьев. А когда вернулись в детский сад- отразили красоту осени в рисунках. Аналогичные экскурсии проводятся в разные времена года. ПРИРОДА РОДНОГО КРАЯ. Ознакомить ребенка с природой родного края- одна из основных задач в воспитании детей. Чем богат наш Астраханский край, чем он знаменит, чего нет в другой местности, а у нас есть? На эти и многие другие вопросы я стараюсь дать полные, исчерпывающие ответы. В нашем детском саду уже давно создан кабинет экологии. Там собрано очень много материала о природе нашего края. Собирали мы его не только силами сотрудников сада, но и помогали нам в этом и дети, и их родители. Дети всех возрастов очень охотно идут туда и на экскурсии и на занятия. Они знакомятся там в флорой и фауной, природными ископаемыми, проводят опыты с песком, водой, камешками, красками и т.д. Здесь же мы организовываем выставки детских рисунков, поделок « Люблю, тебя, мой край родной» . Есть у нас и экологическая тропа. Ежедневно дети знакомятся с объектами этой тропы, а затем проводятся экскурсии- занятия .Мы принимаем активное участие в различных конкурсах среди детских садов на экологическую тему « На лучший участок», « На лучшее озеленение двора», « На лучшее оформление территории» и т.д. И дети, видя как взрослые стараются, чтобы в их саду было красиво и зелено, сами принимают активное, посильное участие. И уже меньше обрывают листья, топчут траву, а ухаживать за цветами и растениями в огороде выстраивается целая очередь. И когда видишь все это- понимаешь, что не напрасно я старалась: рассказывала, объясняла, показывала. Очень светло становится на душе, оттого, что мои воспитанники не будут черствы душой и то, что они уже сейчас любят природу- это видно по их поступкам, по их блестящим глазкам.
ПРИОБЩЕНИЕ ДЕТЕЙ К ОСНОВАМ НАЦИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ. Важным средством патриотического воспитания является приобщение детей к традициям своего народа. Уже давно для нас стало традицией чтить память погибших воинов, устраивать « Масленичные гуляния», отмечать праздник Матери и День пожилого человека, День рыбака, Пасхи, День защиты детей и т.д. Приобщая детей к этим традициям мы тем самым приобщаем их к жизни народа всей страны. Приобщение к традициям происходит постепенно. Сначала ребенок воспринимает отдельные факты, затем с помощью взрослого обобщает их. Неизменно живет в народе традиция чтить память погибших воинов. Я советую родителям в День Победы, в День Защитников Отечества, в День скорби или в другой важный для семьи день пойти с ребенком к « Вечному огню» и возложить цветы в знак благодарности погибшим за нашу мирную жизнь. В нашей группе создан уголок « Слава героям». Здесь дошкольники знакомятся с подлинными предметами и вещами военных лет( фляжка, медали, ордена, погоны, зажигалка), с фотографиями фронтовиков- родственников, со знаменами: Знамя Победы, Андреевский стяг, Президентский штандарт. С помощью родителей оформлен стенд « Флаги мира», где дети подготовительной к школе группы могут рассматривать и узнавать флаги других стран. Нашими мамами были сшиты костюмы для кукол разных народов и национальностей и дети с удовольствием играют с ними. Очень часто на занятия и на утренники мы приглашаем ветеранов- фронтовиков: Баканева А.И., Парфенова П.М. Они всегда очень охотно отзываются и с удовольствием приходят в садик, где рассказывают о днях своей юности, разрешают ребятам потрогать свои боевые награды, рассказывают о них, фотографируются рядом с детьми, слушают стихи и песни, посвященные им. Все это зажигает в сердцах ребят искорки любви и уважения к истории страны, вызывает чувства уважения и восхищения героизмом участников Великой Отечественной войны.
КРАЕВЕДЧЕСКИЙ МУЗЕЙ.
Я и мои дети поддерживаем тесный контакт с краеведческим музеем Олинской средней школы ( руководитель Кочергина В. И.). Мы- частые гости музея.. Ребятам очень нравится там бывать, т.к. там они более углубленно знакомятся с растительным и животным миром нашего края, села; с бытом и культурой русских, калмыцких, татарских народов. В музее собрано очень много предметов старины. Кочергтна В.И. во время экскурсий очень много рассказывает, подчеркивая историческую приемственность с современными аналогами: лучина- керосиновая лампа- электрический светильник; валик- чугунный утюг- электроутюг; котел- самовар дровяной – чайник электрический. Дети знакомятся с предметами рыбацкого промысла ( лодка, сети, весла, снасти, пешня и др), сельскохозяйственного ( грабли, косы, сохи, серпы и т.д.). Здесь же в музее есть красочно оформленный макет будущего нашего села: причалы, терминалы, жилые массивы. Окружающие предметы, впервые побуждающие душу ребенка, воспитывающие в нем чувство красоты, любознательность, должны быть познавательными и отражающими культуру и историю всего многонационального народа, населяющего наш родной край. Это поможет детям с самого раннего возраста понять, что они- часть великого народа России.
УГОЛОК РУССКОГО БЫТА.
Ребенку необходимо дать почувствовать, что он тоже может быть полезным в организации какого-то дела. Я давала детям совместно с родителями задания : поискать старинные вещи, предметы быта, рукоделье, расспросить об их истории возникновения. Так у нас в группе был создан « Уголок русского быта», где собрано очень большое количество предметов старины русского народа. А наши мамы сшили для ребят русские народные костюмы, в которых они танцуют и поют на различных музыкальных и фольклорных мероприятиях. В мою задачу не входило превратить уголок русской избы в музей. Я хочу, чтобы дети имели возможность войти в мир старины путем его действенного назначения. И, кроме того, расширить возможности игрового способа подачи разнообразных сведений( через домовенка Hафаню, Хозяина, героев сказок). Дети младшей группы посещают уголок с целью ознакомления с предметами быта, их названиями, способами действия с ними. А вот в старших группах я уже совмещала результаты ознакомления с действиями. Дети не только рассматривали предметы, они еще и играли с ними, пользовались ими как атрибутами к играм. Ведь в русской избе нельзя обойтись без игр. В патриотическом воспитании дошкольников важное место занимают игры. Источником детских игр являются жизненные впечатления. В младших группах провожу игры- забавы: « Банька», « Ай, качи- качи», « Водичка- водичка», « Расти коса до пят» и др. Старший возраст с удовольствием играет в сюжетно- ролевую игру « Моя семья», наряжаясь в русские народные костюмы, играя на русских народных инструментах. Качая младенца в люльке, поют народные колыбельные песни: Ай, люли,люли,люли Прилетели гули, Стали гули ворковать, Стали Ванечку качать! Большое место в воспитании занимают народные праздникм, традиции. В них фокусируются накопленные веками тончайшие наблюдения за характерными особенностями времен года, погодными изменениями, жизнью и повадками насекомых, птиц, животных. Эти наблюдения связаны с трудом и различными сторонами общественной жизни человека. Моя цель: познакомить детей с традициями русского народа, рассказать о том, как люди, собираясь вечерами в одной избе, пряли, вышивали, вязали, ткали, пели за работой. Кто ничего не умел делать, того терпеливо учили тому, чего требовала жизнь. Люди жили открыто, радуясь общению друг с другом.
ПРАЗДНИКИ.
Наиболее яркий след в памяти детей оставляют праздники. Для детей они очень важны. Именно здесь ощущается взаимосвязь прошлого и будущего, любовь к Родине, к своему народу, его обычаям, традициям. Праздники поражают воображение детей, обогащают восприимчивость каждого ребенка, делают его лучше, направляют на добрые поступки, ибо только « прекрасное пробуждает доброе». Очень много различных утренников и развлечений мы проводим у себя в саду. Начиная с учебного года это: « Осенины», « Вера,Надежда,Любовь»,» День Знаний», « День Матери», « День пожилого человека», « Новый Год», « Рождество Христово», « Масленица»,» Мамин День», « День Защитников Отечества», « Пасха», « День Защиты детей», « Выпуск в школу», « День Флага» и др. Настоящий гражданин своей страны должен быть интернационалистом. Это особенно важно в наши дни, когда среди некоторой части взрослого населения возникает противостояние по данной проблеме. Поэтому в детском возрасте особенно важно развивать, поддерживать и направлять интересы детей разных национальностей. Исторически сложившейся особенностью нашего села стала многонациональность. Русские, калмыки, татары, казахи, грузины и чеченцы живут в мире и дружбе. Дети различных национальностей посещают наш сад, и я в своей работе стараюсь охватить вниманием их быт, культуру и традиции. На занятиях « Народы нашего края» для большего восприятия я использую игровые ситуации, дидактические игры, дефиле национальных костюмов ,танцуем национальные танцы( татарские, грузинские, калмыцкие). Я стараюсь находить много интересных дел, которые объединяют детей: выставки поделок и рисунков соревнования ,эстафеты, конкурсы, викторины и мн.др.
ФОРМЫ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ.
Особую значимость при решении задач патриотического воспитания приобретает тесный контакт с семьями воспитанников. Эта работа по- прежнему актуальна и в настоящее время особенно трудна. Она требует большого такта и терпения, т.к. во многих, особенно молодых семьях, вопросы воспитания патриотизма вызывают лишь недоумение. Поэтому в работе с родителями я использую заповедь А.С. Макаренко: « В вашей семье и под вашим руководством растет будущий гражданин .Все, что свершается в стране, через вашу душу и вашу мысль должно приходить к детям». Практика общения с родителями и дошкольниками показала, что родители очень редко совершают с ними прогулки по селу, сами очень мало знают о своем крае и его истории .Поэтому на родительских собраниях я настоятельно прошу родителей вместе с детьми посетить Астраханский, Лиманский краеведческие музеи ,Аллею Славы в поселке Лиман, сходить к обелиску « Солдату- освободителю» в селе Оля и возложить цветы. Познакомила родителей с перспективным планом по патриотическому воспитанию, пригласила на экскурсию в Экологический кабинет, где собран большой материал об истории, культуре, природе родного края. Это вызвало у родителей большой интерес. Сейчас они намного охотнее идут на контакт, предлагают свою помощь в организации и проведении мероприятий. К районному конкурсу « Каждый участок- цветущий сад» родители Игнатьевы сделали поделки для украшения цветника и водоема: « Колокольчик» и « Цапля», для украшения участка родители Чернышовы сделали зайца, кота, лису; родители Сидаш- попугая и футбольные ворота, Маркарьян – лебедя, Шапошниковы- лягушку и ворону. К конкурсу « Такие разные куклы»- родители блеснули завидной фантазией, смастерив чудных кукол. А изделия из теста к конкурсу по тестопластике были необычайно разнообразны и хороши. Накануне выходных дней я проводила беседы с родителями о том, как их лучше провести, чтобы обеспечить содержательное общение с ребенком. ПРИМЕРНЫЕ ВОПРОСЫ.
1. Как обычно вы проводите свои выходные дни? 2. Участвует ли ваш ребенок в семейных мероприятиях? 3. Часто ли вы совершаете семейные прогулки, экскурсии в музеи, выезды за пределы села? 4. Какие достопримечательности нашего села знает ваш ребенок? Вы сами? 5. Считаете ли вы нужным показывать ребенку памятники старины, посещать музеи, выставки? Затем я сообщала родителям, какие достопримечательности родного края целесообразно показать ребенку и что при этом рассказать, как помочь дошкольнику дома выразить свои впечатления от проведенной экскурсии или прогулки. Напомнила родителям, что без помощи взрослых, дети сами по себе не станут патриотами, т.к. без объяснений детям трудно понять, что село, речка, улица, луг, которые ребенок видит каждый день – это и есть Родина и что быть гражданином России – большая гордость. Целенаправленная работа воспитателей и родителей развивает, воспитывает чувства, формирует убеждения ребенка. У дошколят еще очень мал жизненный опыт и в силу своей способности к подражанию и из доверия к взрослым дети перенимают у них оценки событий: что говорят дома родители о предстоящем субботнике, как готовятся к празднику – во всем проявляется их отношение к жизни, которое постепенно воспитывает чувства ребенка. Необходимо, чтобы дети как можно раньше увидели гражданское лицо своих близких.
ПРИМЕР. Папе за хорошую работу объявили благодарность в газете. Вот это папа! И у сына рождается гордость за своего папу. Со своими родителями я нашла общий язык, и теперь они помощники№1. Родители принимают участие во всех мероприятиях и в учебно- образовательном процессе. Сейчас мы с детьми и родителями занимаемся познанием древа генеалогии. Каждая семья составляет свою родословную, а затем мы оформим стенд со всеми проектами. Изучение семейной родословной поможет детям осмыслить и понять самое важное: - корни каждого – в истории и традициях народа; - семья – ячейка общества- хранительница национальных обычаев и культуры; - счастье семьи зависит от благополучия народа и государства. Совместно с детьми и их родителями мы проводим спортивно- культурные досуги и мероприятия: День семьи, Мама ,папа, я – спортивная семья, Веселые старты, Зов джунглей, Добры молодцы, Красны девицы и т.д. Такие качества, как сила, ловкость, пример родителей необходимы будущим защитникам Родины. Раскрывая перед родителями вопросы патриотического воспитания, я не только подчеркиваю необходимость с ранних лет воспитывать у детей заинтересованность событиями, происходящими в окружающей их жизни, интерес к культуре, истории, но и подсказываю основные условия, при которых наиболее эффективно развиваются патриотические чувства: - Воспитание у детей положительного отношения к окружающему миру. - Выполнение общественно- значимых заданий. - Формирование представлений о явлениях общественной жизни. - Сочетание в процессе воспитания интеллектуального и эмоционального факторов. Психолого- педагогическая диагностика детей помогает получить представление о возможностях детей, посещающих мою группу и в соответствии с полученными данными в дальнейшем уделить внимание тем детям , чьи возможности по определенным параметрам оказались низкими. Диагностику провожу по разделам: Я и семья. Природа. Родное село. Родная страна. Армия России. Работа по патриотическому воспитанию не должна стоять на месте. Она должна постоянно совершенствоваться, пополняться и развиваться.
|