г. Константиновск
Цель: Дать первоначальное представление о родном крае.
Задачи:
Образовательные:
- Познакомить детей с растениями нашего края.
- Закрепить признаки деревьев и кустарников.
Скачать конспект
Развивающие:
Воспитательные:
- Воспитывать любовь к легендам и окружающему миру.
Предварительная работа:
- Поход по родным уголкам природы нашего края.
Методические приемы:
- Знакомство с рюкзаком.
- Лекарственные растения – легенды о них.
- Деревья – рассказ о них.
- Вспомнить речных рыб реки «Дон».
Практическая деятельность:
- Рассматривание предметов, которые можно взять с собой в поход, для чего они нужны в походе. Рассказы детей. Все нужное уложить в рюкзак (карта, мяч, бумага, карандаши, бинт, вата, зеленка, фотоаппарат.
- Выложить цветок из ниток – ниткография.
- Д/и «Дорисуй дерево» — дорисовать контур.
- Исследование реки и их обитателей – рыб. Назвать рыбу и рассказать о ней.
- Неизвестная полянка. Придумать название.
Мотивация: Карта со знаками куда идти.
Ход непосредственной образовательной деятельности.
Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами отправимся в поход по нашему родному. Но для того, чтобы отправится в путь нам нужна карта. А где ее взять?
(стук в дверь).
А вот письмо от «Лесовичка». Давайте посмотрим, Что же там и кому это письмо. А вот и адрес. Д/с «Аленушка» ребятам подготовительной группы «Звездочки».
Это нам, а что же там внутри. Смотрите, вот и карта Куда нужно следовать. Ребята, а что еще нужно нам взять в поход. Давайте подойдем сюда и посмотрим, что нужно взять.
Дети: Нам понадобится рюкзак.
Воспитатель: А для чего он нужен?
Дети: Чтобы сложить все необходимое для похода.
Воспитатель: Вот перед вами лежат предметы, как вы думаете, что нам пригодится? (каждый ребенок берет по одному предмету и называет его, рассказывает о нем).
- карта нужна для того, чтобы знать куда идти.
- мяч для игры на остановках.
- карандаши и бумага для того, чтобы нарисовать увиденное.
- вата, зеленка, чтобы обработать рану, оказать первую помощь.
- фотоаппарат, запечатлеть самое интересное, фото на память.
В: Ребята, мы сложили все необходимое в рюкзак, теперь мы можем отправляться в поход. Но прежде чем мы отправимся напомните правила поведения на природе.
Ответы
детей:
- На природе запоминать увиденное.
- Ходить на тропинке.
- Не ломать ветки деревьев.
- Не топтать цветы, травы.
- Не кричать, не включать громко музыку.
- Не разорять птичьи гнезда.
- Не ловить насекомых.
- Не разрушать грибницу.
- Не разжигать костров.
- Не разорять муравейники.
Под веселую музыку дети отправляются в путь, (у мальчика в руках карта.
1. Первая остановка «Цветочная» (ребята идут и обходят полянку, рассматривая цветы).
В: Ребята, посмотрите какая красивая полянка, сколько на ней цветов. Выберите себе цветок и расскажите о нем что знаете.
- ребенок: Мой цветок называется ландыш. Я расскажу вам о нем легенду. Когда в лесу расцвел ландыш, он увидел весну и влюбился в нее. Но на смену весне пришло лето и красавица — весна ушла. Долго плакал ландыш, вместо белых цветков появились слезы, которые превратились в ягоды. Ягоды эти ядовиты. Из корешков делают сердечные капли.
- ребенок: А мне понравился цветок анютины глазки. По легенде анютины глазки – это девушка, превращенная за свое любопытство к чужой жизни в цветок. Из цветов делают капли от кашля.
- ребенок: А этот цветок называется фиалка – это дочь царя, которую преследовал бог света Апполон. Она попросила бога Зевса спрятать ее. Он превратил ее в фиалку. Каждую весну цветет и пахнет фиалка. Ее используют как лекарство при болезнях почек и бронхите. Используют как духи.
- ребенок: А вот это растение – подорожник. В нашем краю встречается очень часто. Его называют следом белого человека. У подорожника много семян, они прилипают к обуви людей, лапам животных и так переносятся. Поэтому его так и называют. Используют при бронхите, ангине.
- ребенок: А вот это одно из самых красивейших растений. Это шиповник, его прородитель — розы. В одной станице жила бедная, но очень красивая девушка – казачка. Ее полюбил бедный казак, у которого кроме гордости и красоты ничего не было. Они поклялись любить друг друга. Но в эту девушку влюбился богатый атаман, хотел жениться. Но девушка отказала ему. Он стал ее преследовать, он похитил ее. Невеста сбежала до свадьбы. И убила себя кинжалом. На этом месте вырос куст с розовыми цветами. Однажды атаман охотился и увидел куст, хотел сорвать цветы. Но ветки покрылись шипами и искололи его. Когда наступила осень, куст покрылся ягодами. Мимо проходила старушка. А куст с ягодами шепчет «сорви нас, не бойся, колючки для злых людей. Сделай чай и выпей его. Она так и сделала. Молодость как будто вернулась к ней. Поэтому шиповник называют «витаминным королем».
- ребенок: А этот цветок Ирис, его в нашем краю называют по имени «петушки». Его назвали по имени греческой богини – Ириды. Переводится «радуга» — цветы похожи на радужную сеточку. Из корней ириса делают зубной порошок.
В: Еще много можно рассказывать о растениях. Но запомните – не рвите цветы и лекарственные растения, берегите их. Ведь они помогают сохранять нам здоровье. Любите их, любуйтесь ими и берегите их красоту.
Ребята, а давайте подарим наш цветок полянке (выкладывание цветка методом ниткографии на ковролине).
Физкультминутка:
(наклоны вниз) Если я сорву цветок (приседание) Если ты сорвешь цветок (развести руки в стороны) Если все: и я и ты Если мы сорвем цветы
(руки над головой, ноги Опустеют все поляны на носочках) И не будет красоты.
В: А мы продолжаем свое путешествие. Ребята, куда показывает стрелочка на карте?
Дети: «Лесная полянка».
В: Ребята, вы видели деревья в нашем крае? А где их видели?
- ребенок: Вдоль дорог и полей.
- ребенок: В городах – это парки, аллеи.
- ребенок: У нас растут разные деревья.
В: Давайте присядем на «пенечки». Перед вами картинки с деревьями. Нужно взять карандаши и закончить рисунок. А потом назвать понравившееся дерево и рассказать о нем (под музыку дети выполняют задание).
- ребенок: Дуб – могучее и долгоживущее дерево. Дубы бывают летние и зимние. Летние – сбрасывают листья на зиму. А зимние стоят с сухой листвой всю зиму.
- ребенок: Мое дерево называется – тополь. Эти деревья живут долго. Есть много разновидностей тополя. Высокие тополя похожи на пирамиду и называются пирамидальнами. У тополей листочки с обратной стороны покрыты белым пухом, называются серебристыми.
- ребенок: Липа – невысокое дерево. У нас липа растет в парках и скверах. Липа цветет мелкими белыми цветочками. Из них делают мед. Делают чай, пьют при простудах.
- ребенок: А это дерево – ива. Чтобы в доме царили мир и согласие нужно вбить в стену колышек от ивы. Раньше дом мели прутиками из избы выметали сор. Существует поверье, что ива обладает чудесными свойствами – охраняет от бед, несчастий и злых духов. Поэтому освещенные ветки хранили в домах.
- ребенок: Мое дерево называется береза – единственное дерево у которого белая кора с темными пятнами. Раньше из коры плели лапти, добывали березовый сок.
- ребенок: А это дерево – клен с большими вырезами листьями, они имеют острые выступы.
В: Ребята, давайте подарим наши деревья лесной полянке, прикрепим вот сюда (каждый ребенок берет листок с деревом и прикрепляет с помощью стрелок на леску.
Физкультминутка:
Выросли деревья в поле (потягивание), Хорошо расти на воле! (руки в стороны) Каждое старается (потягивание) К небу, к солнцу тянется (руки вверх)
Вот подул веселый ветер (машут руками) Закачались тут же ветки Даже толстые стволы Наклонились до земли (наклоны вперед)
Вправо- влево, взад- вперед (наклоны вперед) Так деревья ветер гнет (влево, вправо, назад) Он их вертит, он их крутит (вращение туловищем) Да когда же отдых будет?
В: А мы продолжаем свой путь. Что у нас дальше на карте? (дети подходят к карте, называют следующую остановку).
Дети: «Речная полянка»
В: Ребята, смотрите вот мы спустились к реке. Как называется наша река?
Дети: Дон.
В: Сколько в ней плавает рыбы. Наша река очень богата рыбой, я вам загадаю загадки, а вы отгадайте и расскажите о понравившейся рыбе.
- Блещет в речке чистой спинкой серебристой (рыба).
- Не кузнец, а с клещами (рак).
- Колюч, да не еж, кто это? (ерш).
- На дне, где тихо и темно, лежит усатое бревно (сом).
В: Кто знает название рыб, которые обитают в нашей реке?
- ребенок: Это рыба- санитар – белый амур. Он ест водоросли, очищает от зарастания. Он съедает столько, сколько весит сам -20 кг.
- ребенок: Это рыба угорь. Она черного цвета, похожа на змею. Может переползать из одного рукава реки в другой.
- ребенок: А это щука с крыльями. Когда-то давно сова охотилась на щуку, крепко уцепилась в нее, а щука уплыла под воду и плавала потом с совой на спине. Поэтому и прозвали ее – щука с крыльями.
В: Самые древние рыбы наших водоемов- белуга, осетр, севрюга, селедка, они охраняются и занесены в Красную Книгу.
В: Вот и закончилось наше путешествие. А что это за остановка?
Дети: Неизвестная, без названия.
В: А сколько на ней мусора. Давайте все соберем, у нас есть пакет для мусора (дети собирают мусор).
- Ребята, давайте назовем нашу полянку.
Дети: Чистая, зеленая, прекрасная, цветущая, пахучая, серебристая.
В: А почему нельзя загрязнять природу?
Дети: природа дает нам красоту, от природы зависит жизнь человека.
В: Что такое природа?
Дети: Природа – это солнце, воздух, ягоды, грибы.
- Дает нам здоровье.
- Хорошее настроение.
В: Дети, вам понравилось наше путешествие? Давайте сделаем фото на память.
|