Павлова Светлана Александровна и Холоднякова Ирина Владимировна. Права ребёнка. Консультация для воспитателей.

Права ребёнка. Консультация для воспитателейПрава ребёнка. Консультация для воспитателей

Слайд 1.

В 1923 году в Женеве Лига Наций приняла предложенную Международным союзом спасения детей Декларацию прав ребёнка. Это был первый международный правовой документ по охране прав и интересов детей.

В Декларации впервые подчёркивалось, что забота о детях и их защита не являются больше исключительной обязанностью семьи и даже отдельного государства. Всё человечество должно заботиться о защите прав детей.

Несмотря на значительность этого события, окончательно система защиты прав ребёнка как составная часть защиты прав человека сложилась гораздо позже, т.е. только после провозглашения Организацией Объединённых Наций принципа уважения прав человека.

 

Скачать конспект

Необходимость разработки мер по охране прав ребёнка, в силу его физической и умственной незрелости, потребовала выделения международной защиты прав детей в особое направление. Так был создан Детский фонд ООН (ЮНИСЕФ), который осуществляет международную защиту прав ребёнка по нескольким направлениям:

  • разработка деклараций, резолюций, конвенций с целью подготовки международных стандартов в области прав ребёнка
  • создание специального контрольного органа по защите прав ребёнка
  • содействие приведению национального законодательства в соответствии с международными обязательствами
  • оказание международной помощи через Детский фонд ООН

Наиболее результативной является нормотворческая деятельность ЮНИСЕФ по защите прав ребёнка. К основным международным документам, касающимися прав детей, относятся:

  • Декларация прав ребёнка (1959)
  • Конвенция ООН о правах ребёнка (1989)
  • Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей (1990)

Декларация прав ребёнка является первым международным документов, в котором родители, а также добровольные организации, местные власти и национальные правительства призываются к признанию и соблюдению прав детей путём законодательных и других мер.

В десяти принципах, изложенных в Декларации, провозглашаются права детей на имя, гражданство, любовь, понимание, материальное обеспечение, социальную защиту и предоставление возможности получать образование и развиваться физически, умственно, нравственно и духовно в условиях свободы и достоинства.

особое внимание в декларации уделяется защите прав ребёнка. В ней указывается, что ребёнок должен своевременно получать помощь и быть защищён от всех форм небрежного отношения, жестокости и эксплуатации.

Декларация является смысловой основой для нового важнейшего международного документа – Конвенции о правах ребёнка.

Принятие Конвенции стало значительным событием в области защиты прав детей. В Конвенции впервые ребёнок рассматривается не только как объект, требующий специальной защиты, но и как субъект права, которому предоставлен весь спектр прав человека.

Конвенция о правах ребёнка состоит из преамбулы и пятидесяти четырёх статей, детализирующих индивидуальные права каждого человека в возрасте до 18 лет на полное развитие своих возможностей в условиях, свободных от голода и нужды, жестокости, эксплуатации и других форм злоупотреблений.

Конвенция признаёт за каждым ребёнком, независимо от расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального, этнического и социального происхождения, юридическое право на:

  • воспитание
  • развитие
  • защиту
  • активное участие в жизни общества.

Конвенция увязывает права ребёнка с правами и обязанностями родителей и других лиц, несущих ответственность за жизнь детей, их развитие и защиту, и предоставляет ребёнку право на участие в принятии решений, затрагивающих его настоящее и будущее.

Слайд 2, 3

Вопрос о необходимости регулирования прав детей возник в России в середине XIX века. Но, к сожалению, эта проблема актуальна и по сей день.

Российской Федерацией принят целый ряд законодательных актов:

- «Семейный кодекс РФ» (1996 г.)

- «Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» (2001 г.)

- «Закон об образовании» (1995 г.)

«Семейный кодекс РФ» оговаривает, что родители не вправе причинить вред физическому и психологическому здоровью детей, их нравственному развитию.

«Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» специально выделяет особую категорию детей, которые нуждаются в защите со стороны государства. Наряду с детьми – инвалидами и жертвами вооруженных конфликтов. К этой категории относятся дети с отклонениями в поведении. Закон конкретизирует понятие о соблюдении этих прав.

Кроме того, государством принят ряд нормативно — правовых документов, например, президентская программа «Дети России» (2001 г.).

Слайд 3.

Основные, естественные права ребёнка в Конвенции, по сути, повторяют основные права взрослого по Всеобщей декларации прав человека. Так, государства-участники уважают право ребёнка на свободу мысли, совести и религии (ст. 14, п.1); ребёнок имеет право свободно выражать своё мнение: это право включать свободу искать, получать и передавать информацию и идеи любого рода, независимо от границ, в устной, письменной или печатной форме (ст. 13, п.1); государства-участники признают право каждого ребёнка на уровень жизни, необходимый для физического, умственного и социального развития (ст. 27, п.1).

Слайд 4.

Часть положений Конвенции о правах ребёнка более специфична. Так, государства-участники принимают все необходимые законодательные, административные, социальные и просветительские меры с целью защиты ребёнка от всех форм физического или психологического насилия, оскорбления или злоупотребления, отсутствия заботы или небрежного и грубого обращения или эксплуатации, включая сексуальное злоупотребление со стороны родителей, законных опекунов или любого другого лица, заботящегося о ребёнке (ст. 19, п.1); признают право ребёнка на отдых и досуг, право участвовать в играх и развлекательных мероприятиях (ст. 31. п.1); признают право ребёнка на защиту от экономической эксплуатации и от выполнения любой работы, которая может представлять опасность для его здоровья или служить препятствием в получении им образования либо наносить ущерб его здоровью и физическому, умственному, духовному, моральному и социальному развитию (ст. 32, п.1).

В Конвенции отмечается, что родители и другие лица, воспитывающие ребёнка, несут основную ответственность за обеспечение в пределах своих способностей и финансовых возможностей условий жизни, необходимых для развития ребёнка (ст. 27, п.2).

Отдельно хотелось бы отметить выдвигаемые Конвенцией требования к образовательным процессам. Так, в статье 29 отмечается, что образование ребёнка должно быть направлено на:

  1. развитие личности, талантов, умственных и физических способностей ребёнка в их самом полном объёме;
  2. воспитание уважения к правам человека и основным свободам, а также принципам, провозглашённым в Уставе Организации Объединённых Наций;
  3. воспитание уважения к родителям ребёнка, его культурной самобытности, языку и ценностям, к национальным ценностям страны, в которой ребёнок проживает, страны его происхождения и к цивилизациям, отличной от его собственной;
  4. подготовку ребёнка к сознательной жизни в свободном обществе в духе понимания, мира, терпимости, равноправия мужчин и женщин и дружбы между всеми народами, этническими, национальными и религиозными группами, а также лицами из числа коренного населения;
  5. воспитание уважения к окружающей природе.

И, наконец, согласно Конвенции, все государственные структуры, в том числе учебно-воспитательные, обязаны широко информировать как взрослых, так и детей о принципах и положениях Конвенции (ст. 42).

Конвенция о правах ребёнка признана во всём мире документом международного права и является образцом высокого социально-нравственного и педагогического значения.

Значение этого международного документа состоит ещё и в том, что впервые в рамках Конвенции был создан международный механизм контроля — Комитет по правам ребёнка, который уполномочен раз в пять лет рассматривать доклады государств о принятых ими мерах по осуществлению положений Конвенции.

Слайд 5.

Одна из причин нарушения прав детей в ДОУ состоит в том, что с каждым годом приходит все больше «проблемных детей с поведенческими нарушениями (воровство, ложь, агрессивность и т.п.), эмоционально-личностными расстройствами (депрессия, застенчивость, страхи, гиперактивность и т.п.) — по статистике те или иные проблемы имеет каждый третий ребенок.

Значительное число детей в группах являются «пренебрегаемыми» и «отверженными», и социальный статус таких детей на протяжении дошкольного детства практически не меняется (исследования И.Н. Едаковой).

Таким образом, ребенка в детском саду можно считать наверняка защищенным лишь от физического насилия.

В настоящее время острой проблемой, стоящей перед системой дошкольного воспитания, является использование правовых и педагогических возможностей детского сада для защиты прав ребенка в семье.

Правовая и педагогическая культура большинства родителей находится на низком уровне.

Просмотров: 577
Категория: По направлениям » Для детского сада » Правовые занятия для детей




Другие новости по теме:

  • Строгонова Светлана Алексеевна. Конспект комплексного тематического занятия по правам ребёнка в средней группе «История зайчика, который не знал своих прав»
  • Редактор. Декларация прав ребенка
  • Карпукова Татьяна Владимировна. Развлечения «Конвенция о правах ребёнка»
  • Тимченко Ольга. Интегрированное занятие для детей старшего дошкольного возраста с использованием ИКТ 'День прав ребенка'
  • Егорова Евдокия Ивановна. Знакомство с Декларацией прав ребенка для детей старшего возраста
  • Гамазина Оксана Александровна. Консультация для родителей - Нарушение прав ребенка в нормальных семьях
  • Безаева Елена Анатольевна. Конспект организованной образовательной деятельности по формированию правового сознания детей старшего дошкольного возраста. Тема: «ПРАВО РЕБЁНКА НА ИМЯ, ОТЧЕСТВО, ФАМИЛИЮ».
  • Погосьян Марина Васильевна. Деловая игра. Справочное педагогическое бюро 'Защита прав и правовое воспитание ребенка'.
  • Рябиженко Светлана Говсеповна. Выступление на общее родительское собрание «Защита прав и достоинства маленького ребенка: координация усилий семьи и детского сада»
  • Тарасова Татьяна Александровна. Статья «МОДЕЛЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УПОЛНОМОЧЕННОГО ПО ЗАЩИТЕ ПРАВ УЧАСТНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ В ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ»
  • Козлова Любовь Викторовна. Конспект семинара-практикума «Дети дошкольного возраста и защита их прав»
  • Чернышова Нина Ивановна. «Зашифруй своё имя!» Или как научить ребёнка разгадывать ребусы
  • Чурюкина Оксана Петровна. Деловая игра для педагогов 'Мы знаем права ребёнка'
  • Горячкина Светлана Николаевна. «Большие права, маленького ребёнка»
  • Кочурина Юлия Олеговна. Защитим права ребёнка
  • Екатерина Геннадьевна Иванова. Инклюзия «не заплывай за буйки» или как границы помогают в развитие ребёнка
  • Пинчук Наталья Николаевна. Перспективное планирование работы с родителями по теме «Права ребёнка»
  • Верещагина Виктория Игоревна. Родительское собрание «Охрана прав и достоинств ребенка»
  • Иванова Лилия Викторовна. «Право ребёнка на пользование услугами системы здравоохранения, средствами лечения болезней и восстановление здоровья – статья№21»
  • Авдюничева Елена Геннадьевна. Презентация Все люди как люди, а Я – королева … или поговорим о самооценке ребёнка
  • Редактор. Шаг навстречу книге или как приобщить ребёнка к чтению (Рыбкина Елена Анатольевна)
  • Ганиуллина Айгуль Сабирзяновна. Консультация для родителей в младшей группе детского сада Тема: Роль взрослых в жизни ребёнка 2-3 лет
  • Тимченко Ольга. Работа с родителями, педагогами ДОУ по повышению правовой культуры. «Ознакомление с Конвенцией о правах ребёнка»
  • Абу Айда Ирина Геннадьевна. ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ С ОВЗ КАК УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ РЕБЁНКА.
  • Елпашева Татьяна Николаевна. Семинар-практикум для родителей (законных представителей) детей раннего дошкольного возраста (1, 6-3 лет) «Использование кинетического песка в период адаптации ребёнка»
  • Сапко Виктория Александровна. Значение совместного творчества детей и родителей в развитии личности ребёнка.
  • Екатерина Яр. Консультация для воспитателей детского сада «Значение игры для всестороннего развития ребёнка»
  • Рикунова Лариса Петровна. КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ «КАК ВОСПИТЫВАТЬ РЕБЁНКА С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ ДОМА, В СЕМЬЕ».
  • Ширыкалова Ирина Ивановна. Пальчиковая гимнастика и речевое развитие ребёнка. Консультация для родителей.
  • Шатова Марина. Сценарий досуга 'О правах ребёнка - играя' в подготовительной группе



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь