“Раньше, чем вы начнете воспитывать своих детей, проверьте ваше собственное поведение” (А. С. Макаренко)
Пояснительная записка.
Всестороннее воспитание ребенка, подготовка его к жизни в обществе – главная социальная задача, решаемая обществом и семьей.
Родители – первые воспитатели и учителя ребенка, поэтому их роль в формировании его личности огромна.
В повседневном общении с родителями малыш учится познавать мир, подражает взрослым, приобретает жизненный опыт, усваивает нормы поведения.
В семье ребенок приобретает первый социальный опыт, первые чувства гражданственности.
Велико влияние семейного микроклимата на становление личности человека. Семья – школа чувств ребенка. Наблюдая за отношениями взрослых, их эмоциональными реакциями и ощущая на себе все многообразие проявлений чувств близких ему людей, ребенок приобретает нравственно-эмоциональный опыт. В спокойной обстановке малыш спокоен, ему свойственно чувство защищенности, эмоциональной уравновешенности.
Велика роль матери в жизни и воспитание ребенка. Важно подчеркнуть и ответственность отца в воспитание ребенка.
Последние десять лет можно регулярно наблюдать, как мама катит коляску с ребенком и держит сигарету в руке. Не понимая наверно, что ее ребенок в этот момент является пассивным курильщиком и тем самым наносит вред своему ребенку. Другая, гуляя с ребенком на детской площадке пьет пиво, а через какое-то время задается вопросом: «Почему ее ребенок ведет себя не так?».
А ведь дети, словно губка все впитывают в себя и не только слова, но и поступки.
Дети особенно дошкольного возраста склонны к подражанию. Постоянно находясь рядом с родителями, они копируют жесты, мимику, речь, манеру поведения, вкусы, привычки взрослых. Причем они могут следовать в одинаковой мере как положительному, так и отрцательному примеру, ибо далеко не всегда могут оценить правильно нормы нравственности. Вот почему говорят, что «Дети – зеркало родителей». Отсюда вывод: все, что вы видете в ребенке он приобретает в первую очередь от родителей.
Но самое страшное, когда ребенок растет в неблагополучной семье. Когда он созирцая набирается отрицательного опыта поведения. И тут уже вести речь, о интеллектуальных и умственных способностях не приходится. Конечно с такими родителями ведется работа. Да они и сами могут обратиться за помощью, если захотят в соответствующие организаци. С детьми из таких семей тоже ведется активная работа. Но вот как выработать у детей иммунитет против таких злостных, вредных привычек? Как сделать так, чтобы дети не заразились этими привычками в будущем? Как правильно организовать профилактическую работу и с какого возраста начинать ее? Ответы на эти вопросы ищут и педагоги и психологи. Конечно, хорошо, если профилактическая работа начата перед тем, как ребенок сделает первую затяжку, т.е. в начальной школе. Тут важно донасить информацию для детей в доступной форме.
Так как воспитателям дошкольных учреждений приходится сталкиваться с социально — неблагополучными семьями и вести работу как с родителями, так и с детьми предлагаю разработанный мною материал, как один из вариантов работы по профилактике и предупреждению вредных привычек у детей старшего дошкольного возраста, а также можно использовать в работе с социально — неблагополучными семьями.
Чтобы детям был доступин предлагаемый информационный материал, можно обозначить вредные привычки (курение и алкоголь) «Черными братьями» которые хотят захватить страну «Здоровья» т. е. нанести вред здоровью. А жители страны здоровья Витаминка и Чистюля борятся с Черными братьями (Никотином и Алкоголем). Соответственно и темы предложенне мной нужно озвучить для детей иначе.
Цель: Овладение детьми объективными, соответствующими возрасту знаниями, а также формирование здоровых установок и навыков ответственного поведения, снижающих вероятности приобщения к вредным привычкам.
Задачи: Формирование отношения к своему здоровью и здоровью окружающих, как к важнейшей социальной ценности. Выработка умений и навыков сохранения и укрепления здоровья, безопасного и ответственного поведения. Закрепление гигиенических навыков и привычек. Обучение умению противостоять разрушительным для здоровья формам поведения. Предоставить детям объективную, соответствующую возрасту информацию о вреде на здоровье вредных привычек. Учить детей лучше понимать самих себя и критически относиться к собственному поведению; способствовать к стремлению детей понять окружающих и анализировать свое отношение к ней. Учить детей эффективно общаться.
Форма организации и методы работы:
- С детьми: НОД, беседы, рассказы воспитателя, работа с пословицами, чтение отрывков художественной литературы. Разбор ситуаций, просмотр видео. Практические и творческие занятия. Игры и упражнения.
- Совместно с родителями: выступление агидбригады, выпуск стенгазеты, спортивные соревнования, создание мультфильма из рисунков детей.
- Для родителей: консультации, рекомендации, советы, индивидуальные беседы.
Содержание работы:
Раздел 1. Тематика непосредственно образовательной деятельности.
Задачи: Формировать у детей потребности в здоровом образе жизни. Формирование у детей представления о полезных и вредных привычках. Показать, как вредные привычки влияют на поведение человека и развитие его личности. Сформировать у ребят представление об отрицательном влиянии курения на организм. Дать информацию о пассивном курении. Дать информацию об основных способах и приемах отстаивания собственной позиции и сопротивления давлению социальной среды. Предоставить детям объяктивную, соответствующую возрасту информацию об алкоголе.
Темы НОД: «Мое здорвье», «Привычки и здоровье», «Полезны ли полезные привычки», «Вредные привычки»; «Модно быть здоровым», «Курение и здоровье», «Последствие курения для человека», «Спорт и курение. Истории спортсменов», «Пассивное курение», «Мифы о пользе курения»; «Рядом опасный человек», «Алкоголь и организм человека», «Мифы и факты об алкоголе», «Алкоголь в компании», «Взгляд церкви на проблему вредных привычек»
Раздел 2. Упражнения и ситуации.
Задачи: Создание благоприятной атмосферы в группе. Овладение умениями отстаивать свое мнение. Развитие индивидуального и группового сознания. Формирование личной позиции по отношению к злостным привычкам. Формирование о преимуществах здорового образа жизни. Формирование уверенности в себя. Формирование креативности личности. Научить детей снимать эмоциональное напряжение, управлять своими эмоциями. Формирование умения социальной коммуникации.
Упражнения: «Здравствуйте», «Зеркало», «Каким я хочу быть», «Веселое животное», «Да и нет», «Поддержка», «Прощание», «Закончи предложение, рассказ», «Танец совбоды», «Облако настроений».
Ситуации: «Не хочу курить», «Скади нет», «Корзина покупателя».
Раздел3. Чтение.
Задачи: Ознакомление с отрывком произведения М.Твена «Том Сойер», где классик не раз обращается к теме первой затяжке своих героев. Чтение и обсуждение отрывка из сказки Антуана де Санта – Экзюпери «Маленький принц», где писатель рассуждал о полезных и вредных привычках. Чтение сказки «Об Иване и змеином логове».
Работа с пословицами и поговорками: «Здоров будешь, все дабудешь», «Здоровье дороже богатства», «Здоровью нет цены», «Много вина пить – беде быть», «Курить да пить – здоровье вредить», «Вино сперва веселит, а потом беду творит», «Вино пить, табак курить – дурным быть», «Вино с разумом не ладит».
Раздел 4. Творчество.
Задачи: Формирование уверенности в себе. Учить детей с помощью кисти и красок, карандашей и глины, цветной бумаги, пропагандировать здоровыц образ жизни и выражать негативное отношение к курению и алкоголю.
Темы: «Цветик семицветик» (рисование – работа в альбоме), «Овощи и сорняки» (аппликация – работа в альбоме), «Моя вселенная» (рисование – работа в альбоме), «Дерево в прошлом, в настоящем и будущем» (аппликация – работа в альбоме), «Жители страны Здоровья» (рисование в альбоме), «Жители страны Нездоровья» (работа в альбоме), «Образ курящего человека» (лепка из пластилина), «Портрет курящего человека» (рисование в альбоме), «Письмо инопланетянену» (рисование в альбоме).
Раздел 5. Совместно с родителями.
Задачи: Создание дружелюбного партнерства между детским садом и семьей. Сплочение членов семьи.
Викторина «Парад вредных привычек». Спортивные соревнования «В здоровом теле — здоровый дух». Выступление агидбригады. Рисование рисунков, по сказке «Об Иване и змеином логове». Составление из рисунков мультфильма по данной сказке Просмотр мультфильма «Об Иване и змеином логове». Выпуск стенгазеты «Здоровейка».
Раздел 6. Работа с родителями.
Задачи: Повысить ответственность родителей эа воспитание несовершеннолетних детей.
Консультации для родителей: «Права ребенка — соблюдение их в семье», «Роль матери и отца в воспитании ребенка», «Психология взаимоотношений в семье», «Вредные привычки и их влияние на ребёнка».
Анкета на тему «Взаимоотношения в семье», «Что вы знаете о вреде курения», «Портрет курильщика».
Тест «Мое физическое развитие».
Интеллектуальная игра «Знатоки права».
|