Берсенева Елена Акимовна. Нетрадиционные технологии развития мелкой моторики.

Нетрадиционные технологии развития мелкой моторики.

Родителей и педагогов всегда волнует вопрос, как обеспечить полноценное развитие ребенка в дошкольном возрасте, как правильно подготовить его к школе? Важной и неотъемлемой частью развития ребенка является работа по развитию мелкой моторики руки.

Развитие мелкой моторики руки имеет огромное значение для общего психического и физического развития ребенка на протяжении всего дошкольного детства. Это неоднократно подчеркивалось психологами, педагогами, физиологами. Известный педагог В.А. Сухомлинский писал: «Источники способностей и дарований детей на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли». Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем развитее ребенок. Кроме того, учеными доказано, что развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты внимание, память, связная речь. Отсюда следует, что упражнения на развитие мелкой моторики необходимы детям.

 

Совместные занятия по развитию мелкой моторики нецелесообразно проводить только в виде отдельных механических упражнений. Детей, надо сначала заинтересовать каким- то посильным видом деятельности, в процессе которого создать условия для подготовки их рук к выполнению разнообразных движений. Для того чтобы дети с удовольствием занимались мы выбрали работу с бумагой.

Влияние занятий с бумагой на развитие мышления и интеллект изучали психологи из Ростова-на-Дону, Екатерина и Юрий Шумаковы. Они пришли к выводу, что такие занятия:

  • повышают активность правого полушария мозга, уравновешивают работу обоих полушарий;
  • повышают уровень интеллекта в целом;
  • активизируют творческое мышление;
  • повышают и стабилизируют на высоком уровне психоэмоциональное состояние;
  • снижают тревожность и помогают легче адаптироваться к тяжелым ситуациям;
  • улучшают двигательную активность рук, развивают моторику пальцев;
  • улучшают память и глазомер.

Поэтому работа по развитию мелкой мускулатуры рук должна начинаться, задолго до поступления в школу.

Наряду с традиционными методиками, такими как аппликация, оригами, папье-маше настойчиво внедряем новейшие технологии работы с бумагой, в числе которых: Айрис — фолдинг, Квиллинг, Декупаж, Торцевание, Киригами.

Айрис фолдинг

Название этой техники — в переводе с английского означает — сворачивание радужной оболочки, радужное складывание. Поэтому мы с детьми называем эту технику — радужка. Рисунок заполняется тонкими бумажными полосками, которые, накладываясь друг на друга под определённым углом, создают интересный эффект закручивающейся спирали. В айрис фолдинге можно использовать специальную бумагу для этой техники, обычную цветную, бархатную, упаковочную для подарков, цветную фольгу, в общем, у кого, на сколько хватит фантазии.

Техника выполнения:

  1. Необходимый фрагмент рисунка вырезается по контуру.
  2. С обратной стороны на рисунок наклеиваются полоски цветной бумаги строго в определенном порядке, в соответствии с заранее приготовленным шаблоном или с составленной Вами схемой.
  3. Изнаночная сторона заклеивается чистым листом бумаги.
  4. Рисунок, если это необходимо, дополняется деталями.

При выполнении работы в этой технике дети должны придерживаться следующих правил:

  • Полоски наклеивать в соответствии со схемой в строго определенном порядке;
  • Концы приклеивать маленькими кусочками скотча;
  • Не допускать пропусков;
  • Сгиб полоски всегда должен быть в одном направлении, к центру.

В этой технике были выполнены следующие работы: «Осенние листочки», «В саду поспели…», «Хороши грибочки», «Открытка для Деда Мороза», «Он бежит себе в волнах», «В аквариуме».

Квиллинг

На английском языке это рукоделие называется «quilling» — от слова «quill» или «птичье перо». Искусство бумагокручения возникло в Европе в конце 14 — начале 15 века. В средневековой Европе монахини создавали изящные медальоны, закручивая на кончике птичьего пера бумагу с позолоченными краями. При близком рассмотрении эти миниатюрные бумажные шедевры создавали полную иллюзию того, что они изготовлены из тонких золотых полосок. К сожалению, бумага — недолговечный материал и мало что сохранилось от средневековых шедевров. Однако эта древняя техника сохранилась и до наших дней и очень популярна во многих странах мира.

В Южной Корее существует целая Ассоциация любителей бумажной пластики, объединяющая последователей самых разных направлений бумажного творчества.

Для изготовления полосок используем бумагу для принтера А-4. Сначала знакомим детей с разными элементами, из которых можно составить изображение. Потом дети сами могут составлять изображения, используя знакомые элементы. Дети с удовольствием занимаются бумагокручением. Используя этот вид творчества, мы с детьми выполнили следующие работы:

«Рыбки в аквариуме», «Цветы в корзинке», «Жаркие страны», «На лугу», «Подсолнухи», «Елочка», приготовили работу на выставку «Для милой мамочки».

Декупаж:

Слово decoupage французского происхождения, обозначает «вырезать». Следовательно, техника декупажа — техника украшения, декорирования, оформления с помощью вырезанных бумажных мотивов. Такая техника украшения была изобретена китайскими крестьянами в XII веке, именно они сделали тонкую красочную бумагу и стали украшать с ее помощью различные предметы. В Европу этот интересный метод декорирования пришел в XVII-XVIII веках вместе с красивой лаковой китайской мебелью, когда там появилась мода на «Восток». Продавцы не могли удовлетворить огромный спрос, и началось производство подделок. И техника декупажа распространилась по всей Европе. Декупаж использовали в своих работах даже знаменитые художники, такие как Матисс и Пикассо. В настоящее время самым популярным материалом стали трехслойные салфетки, поэтому во многих языках декупаж получил название – салфеточная техника.

Техника выполнения работы:

  • Вырезается мотив из салфетки;
  • Составляется композиция;
  • Поверхность, которую нужно украсить, намазывается клеем ПВА;
  • На клей выкладываются вырезанные мотивы салфетки;
  • Сверху салфетка еще раз покрывается клеем ПВА или взбитым яичным белком.

В этой технике мы украшали посуду.

Торцевание-

Эта техника многим знакома. На нарисованный простым карандашом рисунок, наклеиваем торчок (бумажный квадратик со стороной 1 см). Квадратик наматываем на стержень, обмакиваем в клей и приклеиваем к картинке, сначала это делается по контуру, затем внутри. Торцовочки нужно ставить очень плотно, чтобы получилось аккуратно. Есть несколько видов торцевания:

  • Торцевание на бумаге (на клей, на двусторонний скотч)
  • Торцевание на пластилине
  • Торцевание на потолочной плитке

«Прилетели снегири», «Букет цветов», «Новогодние открытки» выполнены торцеванием.

Киригами -

Это современный вид японского искусства, вид оригами, в котором допускается использование ножниц и разрезание бумаги в процессе изготовления модели. Это основное отличие киригами от других техник складывания бумаги, что подчёркнуто в названии: (киру) — резать, (ками) — бумага. Самым простым и известным изделием, выполненным в этой технике, являются новогодние снежинки.

Причин успеха занятий много:

  • во-первых – это сама бумага с ее привычным, неагрессивным статусом. С бумагой можно делать все, что угодно: смять, разорвать, рисовать на ней. Появляется мотивация, желание научиться делать разные поделки из бумаги.
  • результат достигается быстро.
  • имеет место прогнозируемый позитивный результат – если аккуратно и точно выполнять все правила, поделка обязательно получится красивой и яркой.
  • есть возможность руководить процессом», то есть вносить изменения в фигурку по своему желанию, изобрести много собственных моделей.
  • метод повтора и ритмичность уравновешивают психическое состояние ребенка.
  • самым ценным является не конечный продукт – поделка, а развитие личности: формирование уверенности в себе, в своих способностях, самоидентификация в творческой работе, целенаправленность деятельности.

Только кропотливая работа, терпеливое отношение, ободрение при неудачах, поощрения за малейший успех, неназойливая помощь помогла нам добиться хороших результатов. Дети с удовольствием участвуют в городских выставках, обсуждают, в какой технике и что будут делать. Лучше стали работать с ножницами. Произвольное зрительное внимание более развито, улучшилась память, дети стали более усидчивы, аккуратны, учатся четко излагать свои мысли. И все это напрямую готовит их к успешному обучению в школе. Нетрадиционные технологии позволяют это сделать в увлекательной, занимательной форме, поддерживают у детей интерес к ручному труду.

Просмотров: 495
Категория: По направлениям » Для детского сада » Развитие мелкой моторики рук у детей




Другие новости по теме:

  • Щеголихина Ольга Яковлевна. Декупаж — от французского decoupage – «то, что вырезано» — техника украшения, декорирования с помощью вырезанных салфеток.
  • Пичугина Ирина. Влияние развития мелкой моторики руки на развитие речи детей (рекомендации для родителей)
  • Оболенская Татьяна Евгеньевна. Использование «Айрис фолдинг» для развития мелкой моторики рук
  • Радомирова Ирис. Техника айрис фолдинг или радужное складывание
  • Демина Светлана Владимировна. Опыт работы воспитателя ДОУ «Нетрадиционная аппликация как средство развития мелкой моторики руки у детей дошкольного возраста»
  • Наталия Седельникова. Развитие мелкой моторики пальцев рук через изобразительную деятельность (из опыта работы)
  • Куничкина Ольга Геннадьевна. Семинар-практикум для родителей «Развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук у детей младшего дошкольного возраста»
  • Мартынова Родика Павловна. Развитие мелкой моторики рук способствует развитию речи ребенка.
  • Рыбакова Виола Сергеевна. Развитие мелкой моторики и творческих способностей у детей дошкольного возраста через технику квиллинг.
  • Никитенко Елена Владимировна. Проект 'Мир на кончиках пальцев', направленный на развитие мелкой моторики
  • Матвеева Елена Александровна. Развитие мелкой моторики рук в процессе художественно-творческой деятельности
  • Яшнова Рабия Арслановна. Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики пальцев рук у детей младшего дошкольного возраста»
  • Сошникова Валентина Александровна. Игры и упражнения на развитие мелкой моторики пальцев рук
  • Клочко Наталья Николаевна. Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через нетрадиционные техники рисования
  • Соловьева Анжелика Сергеевна. Мастер-класс для родителей «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через нетрадиционные техники рисования».
  • Тимофеева Софья. Развитие мелкой моторики руки на комплексных занятиях у детей от 1 года до 3 лет
  • Соколова Анна Петровна. Нетрадиционные формы работы с детьми дошкольного возраста по развитию мелкой моторики рук.
  • Алена Сергеевна Расскзова. Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики рук ребенка»
  • Кузьмина Вера Валерьевна Чемпосова Юлия Викторовна. Мастер-класс для родителей «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через нетрадиционные техники рисования»
  • Зеленская Елена Анатольевна. Развитие мелкой моторики с помощью дидактических игр в разных областях образовательной деятельности.
  • Потапова Ольга. Опыт работы по теме «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста»
  • Шевчук Ольга Валерьевна. План работы по самообразованию. «Развитие мелкой моторики рук детей 5-6 лет с ЗПРР через занятия пластилинографией»
  • Царева Эльвира Ивановна. «Развитие мелкой моторики детей старшего дошкольного возраста с помощью графических упражнений».
  • Ингачева Анастасия. Практические рекомендации по развитию мелкой моторики для родителей, чьи дети имеют зрительные нарушения.
  • Гальцева Наталья Анатольевна. Развитие мелкой моторики, как средство развития речи детей
  • Курманова Злата Вячеславовна. Развитие мелкой моторики как эффективное средство развития речи детей дошкольного возраста
  • Студеникина Яна Николаевна. Развитие мелкой моторики, как средство развития речи у детей с речевыми нарушениями.
  • Архипова Светлана Юрьевна. Проект: «Развитие мелкой моторики в процессе продуктивных видов деятельности»
  • Чемекова Надежда Михайловна. Родительское собрание 'Развитие мелкой моторики, как средство развития речи детей'
  • Петрунина Юлия Алексеевна. Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста посредством игр через разные виды детской деятельности



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь