Введение.
1. Коррекционное – развивающее влияние русского детского музыкального фольклора на детей с ОНР.
1. 1 Влияние народной песни на формирование певческих навыков и коррекцию речи.
- 2. Коррекционно – развивающее воздействие музыкально – ритмических движений.
- Использование русского детского музыкального фольклора в повседневной жизни детского сада (праздники, развлечения, самостоятельная музыкальная деятельность).
- Заключкние.
Введение.
Скачать конспект
Я работаю музыкальным руководителем в дошкольном учреждении для детей с нарушениями речи. Наблюдая за детьми в течении двадцати лет своей работы вижу, что с каждым годом приходят дети с более тяжелыми аномалиями. Сложность и неоднородность дефектов диктуют необходимость комплексного подхода в коррекционно-воспитательной работе.
Музыка и музыкальное воспитание могут оказать большую помощь в коррекционной работе. При грамотном подходе к решению как коррекционных, так и общепедагогических задач дети с отклонениями в развитии преображаются. Под влиянием музыки, музыкальных упражнений и игр при условии использования правильно подобранных приемов положительно развиваются психические процессы и свойства личности, чище и грамотнее становится речь.
Основные особенности детей с речевыми нарушениями можно свести к следующим:
- Помимо собственно речевого нарушения, у них наблюдаются нарушения других видов деятельности (изобразительной, музыкальной и др.)
- Отмечается нарушения психических процессов и свойств, проявляющееся в недостаточном развитии восприятия, внимания и памяти, слабой ориентировке в пространстве, нарушение процессов возбуждения и торможения, их регуляции (замедленное включение в деятельность, недостаточная заинтересованность).
- Плохо развито слуховое внимание.
- Наблюдается недостаточное развитие личности ребенка (самосознания, самооценки, взаимоотношений с окружающими людьми, мотивации, волевых процессов).
Исходя из этого, в процессе музыкального воспитания мне предстояло помимо решения задач музыкального воспитания решать и задачи коррекционные:
- Оздоровление психики: воспитание уверенности в своих силах, выдержки, волевых черт характера. Помочь каждому ребенку почувствовать свой успех, самореализоваться в каком либо виде музыкальной деятельности, развиваться более гармонично.
- Нормализация психических процессов и свойств: памяти, внимания, мышления, регуляции процессов возбуждения и торможения. Контакты с музыкой способствуют развитию внимания, обеспечивают тренировку органов слуха. Большое внимание следует уделить развитию слухового внимания и памяти. Первый помощник в этом – хорошо развитое музыкальное восприятие.
- Укрепление, тренировка двигательного аппарата: развитие равновесия, свободы движений, снятие излишнего мышечного напряжения, улучшение ориентации в пространстве, координации движений; развитие дыхания; воспитание правильной осанки и походки, формирование двигательных навыков и умений; развитие ловкости, силы, выносливости.
- Исправление ряда речевых недостатков: невнятного произношения, скороговорки, проглатывания окончаний слов.
На протяжении нескольких лет мною отбирался тот музыкальный материал использование которого которого дает наиболее ощутимые результаты и в музыкальном воспитании, и в коррекции недостатков, свойственных детям с речевыми нарушениями.
Анализируя и подбирая этот материал, я обратилась к русской народной музыкальной культуре, которая отличается большим многообразием жанров, и используя в работе произведения русского музыкального фольклора пришла к выводу, что они не только развивают музыкальность детей, но и незаменимы в коррекционной работе.
Почему народная музыка так понятна и близка нашим детям? Пройдя через ряд поколений произведения русского народного музыкального искусства освобождаются от всего лишнего, искусственного. Содержание, образы заложенные в этих произведениях становятся предельно ясными, выразительными. Простота содержания и формы, ясность и правдивость чувств делают народную музыку исключительно ценным художественным материалом в работе с детьми. Дети легко усваивают народную музыку и исполняют ее чисто даже без поддержки музыкального инструмента.
В работе с детьми, имеющими речевые нарушения, я использую:
- Народные песни для слушания (в исполнении взрослых, а так же на аудио- и видеокассетах) и разучивания;
- Хороводы, танцы;
- Народные игры;
- Мелодии, наигрыши, исполненные как на отдельных народных инструментах, так и целым оркестром для слушания, для танцевальных мероприятий, а так же фонограмму, под которую дети играют на ударно-шумовых инструментах;
- Народное поэтическое творчество: пословицы, поговорки, загадки, потешки, сказки, обрядовый фольклор;
Целью моей работы было создание условий для музыкального воспитания и коррекции детей с нарушениями речи средствами русского детского музыкального фольклора.
Перед собой я ставила следующие задачи:
- Изучить, систематизировать психолого – педагогические теоретические взгляды психологов, педагогов – музыкантов (Э. Ж. Далькроз, Науменко Г.Н., Теплов Б.М., Ветлугина М.А., Метлов Н.А., Виноградов Б.Н.) на проблему музыкального воспитания детей с нарушениями речи.
- Определить основные методы, формы использования детского музыкального фольклора в процессе музыкального развития и коррекции детей.
- Обобщить и систематизировать музыкальный материал для дальнейшего использования в различных видах занятий, развлечений, праздников, самостоятельной музыкальной деятельности.
- Проследить динамику изменения уровня музыкального развития в процессе использования русского музыкального детского фольклора на музыкальных занятиях.
- Коррекционное – развивающее влияние русского детского музыкального фольклора на детей с ОНР.
- 1 Влияние народной песни на формирование певческих навыков и коррекцию речи.
Пение один из важнейших видов деятельности детей и в обычных детских
садах и в логопедических. Пение давно используется как одно из реабилитационных средств для заикающихся и для тех, кто имеет другие нарушения речи. Оно способствует развитию психических процессов и свойств личности (внимание, память, мышление воображение и т.д.); расширению кругозора, нормализации деятельности периферических отделов речевого аппарата (дыхательного, артикуляционного, голосообразовательного; развитию речи за счет расширения словаря и улучшения произносительной стороны (звукопроизношение и ритмико – мелодическая сторона: темп, ритм, тембр, динамика).
К подбору песен для детей с нарушениями речи предъявляются следующие требования:
- Доступное содержание.
- Удобный для произношения текст, в котором отсутствуют или редко встречаются трудные звуковые сочетания, но много гласных звуков.
- Несложная запоминающаяся мелодия, желательно с повторами, с ясной ладовой основой, без больших скачков.
- Нисходящая мелодия песен. Она более удобна: дыхание в начале пения более сильное, качество звучания песни будет лучше.
- Фразы не очень длинные, особенно в начале обучающего периода.
- Простая ритмическая организация песни.
Все этим требованиям в полной мере соответствуют русские народные песни. В своих работах по музыкальному воспитанию детей на основе народной культуры такие педагоги как Г.М. Науменко, Н.М. Гилярова, А.М. Мехнецова, Н.А. Метлов указывали на простоту музыкального языка песен, естественность их интонаций, тесно связянных с речевыми, ясность и правдивость чувств. Это делает народную песню исключительно ценным художественным материалом в работе с детьми. Даже маленькие дети легко усваивают самые простые образцы народных песен и исполняют их чисто даже без поддержки музыкального инструмента.
Одоевских А. в своих педагогических трудах высоко ценил русскую песню в процессе обучения детей. Простота и доступность песни, ее высокая художественность, глубина мысли, своеобразие ее мелодической, ритмической и полифонической структур делают фольклор идеальным воспитательным средством.
В своей статье «Народные музыкальные традиции в дошкольном воспитании», опубликованной в журнале «Музыкальный руководитель» музыкант – фольклорист Байтруганов В.И. отмечает, что народные песни складывались голосом, без помощи музыкального инструмента. Поэтому многие из них удобны для детского голоса и легко усваиваются детьми. Голосом брались наиболее яркие и удобные интервалы – кварта и квинта, которые заполняются одним, двумя и тремя звуками. Таковы песни «Петушок», «Солнышко», «Идет коза» и др., которые построены на интервале кварта с одним промежуточным звуком, а песни «Как у нашей Дуни», «Котя, котенька – коток» — на интервалах кварта и квинта с двумя и тремя промежуточными звуками.
Объем звуков многих простых народных песен соответствует небольшому диапазону детского голоса; например, песня «Петушок» построена на четырех звуках, песня «Как у нашей Дуни» — на пяти звуках, песня «Поедем, сыночек, в деревню» — на шести звуках, а колыбельная «Котя, котенька – коток» — на семи звуках.
Для классической музыки характерным является вводный тон, полутон по 7-й ступени гаммы, который как бы сползает в основной звук гаммы – тонику. В русских народных песнях такой вводный тон часто отсутствует, что придает песням особую мягкость, певучесть.
Ритм несложных народных мелодий тоже очень простой: это чередование восьмых и четвертей. Размер обычный двух- и трехдольный. Музыкальные фразы по большей части оканчиваются четвертями, что удобно для детского дыхания. Куплетная форма с повторением мелодии соответствует склонности детей к повторению. Запев и припев, встречающиеся во многих народных песнях, дают возможность петь детям не все время, а с отдыхом. Запев поют одни дети, припев другие. Таким образом при пении не утомляются слабые голосовые связки детей.
1. 2. Коррекционно – развивающее воздействие музыкально – ритмических движений.
Музыкально – ритмические движения – вид исполнительской
деятельности детей, который включает упражнения, пляски, игры.
В педагогике с давних пор известно, какие огромные возможности для воспитания ребенка заложены в синтезе музыки и пластики. Известный философ Древней Греции Платон писал: «…трудно представить себе лучший метод воспитания, чем тот который открыт и проверен опытом веков; он может быть выражен в двух положениях: гимнастика для тела и музыка для души…». Его последователь швейцарский педагог Эмиль Жак Далькроз подчеркивал, что «с первых лет жизни ребенка следует начинать воспитание в нем «мышечного чувства», что, в свою очередь, способствует «более живой и успешной работе мозга».
«…Движение под музыку оказывается одним из самых эффективных методов развития музыкальности и коррекционной работы – методом основанным на естественной двигательной реакции на музыку, свойственной любому ребенку» (Л. Кулаковский).
Очень большое значение этот вид исполнительской деятельности имеет в логопедических группах: оказывает на детей коррекционное воздействие, развивает внимание, память, ориентировку в пространстве, координацию движений. «Движение – это тоже речь, выражающая сущность ребенка» (Л. Генералова).
Даже если ребенок молчит, но движениями передает характер музыкального произведения, выражает свое отношение к нему, если правильно выполняет двигательные упражнения по заданию педагога, — значит, он реагирует на слово, думает, запоминает, действует. «От слова – к музыке, от движения – к мышлению» (Т. Боровик).
Ребенку с нарушением речи при наличии определенных двигательных навыков легче передать характер музыки в движении, чем описать словами.
Русские народные танцы с пением очень полезны для детей с нарушениями речи, поскольку помогают им координировать пение и движение, упорядочивают темп движения, а также могут использоваться не только на музыкальном занятии с музыкальным сопровождением, но и в самостоятельной музыкальной деятельности, т.е. гораздо чаще чем другие виды танцев. При выборе танцев с пением и хороводов необходимо учитывать навыки детей в пении и движении для того, чтобы, выучив песню и разучив движения, они могли двигаться под собственное пение, что дает наибольший коррекционный эффект.
Также музыкально – ритмические движения включают в себя игры.
Игры, включая в себя полифункциональные задачи — познавательные, коммуникативные, спортивную, творческие, — являются эффективным педагогическим средством формирования личности.
Невозможно себе представить мир детства без игры, которая является по определению психологов ведущей формой деятельности ребёнка. Игра развивает физически, психологически, интеллектуально, эстетически. Игра даёт наиболее полный выход эмоциональной энергии детей, их темпераменту.
Выбор необходимо остановить на тех игровых формах в которых ведущее место занимают поэтическое слово, художественный образ, высокие эстетические и нравственные традиции русского народного музыкального творчества. К.Д. Ушинский считал народные игры могущественным средством воспитания. Русские народные игры мудры. Они, отшлифовываясь десятилетиями, вбирают в себя именно то, что необходимо и доступно ребёнку.
Чтобы подготовить детей к исполнению сложных по музыкальному языку мелодий используются секундовые и терцовые интонации игровых припевок. А выразительные, легко запоминающие попевки нередко способствуют возникновению индивидуальных фольклорных образов. При пропевании приговорок, дразнилок, закличек полным голосом, развиваются лёгкие, дыхание, голосовой аппарат детей.
При разучивании игр обогащается словарный запас детей. В текстах игр встречается много незнакомых детям старых русских слов (кудель, амбар, жито) значение которых обязательно объясняется детям с помощью иллюстраций и предметов русского быта.
Игра это развлечение, забава и обязательно соревнование, проговаривая скороговорку или дразнилку каждый из детей старается её произнести быстро и без запинки. Трудности произношения не останавливают, а только добавляют интерес и желание произносить звуки чётко и правильно. Это положительно влияет на произношение.
Никакая игра невозможна без правил, а это заставляет детей следить за своими действиями: где-то вовремя остановится, где-то быть более расторопным. По словам Л.С. Выготского игры с правилами создают для ребёнка необходимость действовать вопреки собственному импульсу. Игры добиваться от детей умения переключатся с движений одного вида на другие, развивают произвольное внимание, быстроту реакции, организованность, способность регулировать своё поведение.
Сопровождение игры музыкой снимает психоэмоциональное напряжение у детей. Музыка подкрепляет выработку механизмов торможения. Дети ориентируясь на начало и конец музыки меняют характер движений. Эмоциональная окрашенность движений музыкой придаёт им энергию и мягкость, большой размах или сдержанность, и в тоже время содействует их свободе и непринуждённости. С помощью музыки у детей развивается временная ориентировка, т.е. способность уложить свои движения во времени, в соответствии с различным метроритмическим рисунком музыкального произведения.
В играх используются различные танцевальные движения: прыжки, пружинный и дробный шаг, галоп, поскоки, переменный шаг, шаг с высоким подниманием ног, легкий стремительный бег. Это помогает совершенствовать двигательные навыки детей.
Музыка в игре развивает умение детей найти необходимый двигательный образ, музыка придает их движениям пластичность и выразительность.
Наличие ритмического начала в текстах народных игр помогает развивать у детей чувство ритма, так как эти тексты легко воспроизвести в хлопках, ритмизировать.
Развивая общую моторику детей, нельзя забывать и о моторике мелкой, так как уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Очень хорошая тренировка пальцев рук проводится с помощью народных пальчиковых игр- потешек. Кисти рук детей приобретают хорошую гибкость, подвижность, исчезает скованность движений.
2. Использование русского детского музыкального фольклора в повседневной жизни детского сада (праздники, развлечения, самостоятельная музыкальная деятельность).
Для того, чтобы прочувствовать всю многогранность воздействия русского фольклора на детей недостаточно просто использовать малые фольклорные формы на занятиях. Фольклорные произведения должны жить присущей им жизнью, только тогда открывается вся их глубина и выразительность. Фольклор это прежде всего обряды отражающие быт крестьянской деревни и явления природы, связанные со сменой времен года, передающие труд людей и отношения взрослых и детей, наиболее ярко эти обряды представлены в народных праздниках. Участие детей в обрядах, играх, хороводах, новая красочная атрибутика, эмоциональный подъем который испытывают дети помогает еще успешнее решать поставленные передо мной задачи, а также постепенно приобщает детей к русским национальным традициям.
Успех фольклорного праздника и развлечения во многом зависит от того насколько готовы к нему не только дети, но прежде всего взрослые. Здесь моя задача помочь детям хорошо разобраться в сюжете (иллюстрации), чтобы дети поняли его смысл, задачи и цели своих персонажей, их характеры. Но главное – разбудить детскую фантазию, пробудить в детях желание быть хозяевами праздника, чтобы этот праздник был искренним и увлекательным.
Сценарии фольклорных праздников, развлечений, занятий составляю в сотрудничестве с педагогами детского сада (логопедами, воспитателями). Логопеды помогают отобрать тот речевой материал, который доступен детям (возраст, речевые возможности). Воспитатели и логопеды как непосредственные участники фольклорного действа помогают в выборе сюжета, подборе игр и т.д.
При подготовке к празднику составляю циклограмму, которая дает возможность учесть все моменты подготовки, правильно спланировать занятия, изготовление атрибутов, костюмов.
Для успешного проведения народного праздника конечно нужны костюмы которые помогают изготовить родители, также необходимо воссоздание интерьера крестьянской избы, ярмарки, а творчество детей может проявляться не только в процессе праздника, но и в подготовке к нему (изготовление атрибутов, поделок).
Огромную радость детям доставляет участие в таких праздниках родителей (участвуют не только в подготовке, но и в хороводах. играх).
В дальнейшем пользуясь атрибутами праздника (шапочки, элементы костюмов, декораций) дети с удовольствием переносят все игры, хороводы в самостоятельную музыкальную деятельность, с удовольствием играют на прогулках.
3. Заключение.
Анализируя положительную динамику развития музыкальных способностей детей, высокий уровень развития компонентов музыкального слуха и акцентируя свое внимание не столько на внешней стороне обучения на музыкальных занятиях, сколько на анализе тех внутренних процессов, которые являются регулирующей основой движения и пения под музыку (сенсорные, мыслительные, эмоциональные процессы, а также их подвижность), можно сделать вывод о том, что использование русского детского музыкального фольклора в процессе музыкального воспитания позволяет не только развивать музыкальность детей но и влиять на оздоровление их психики: воспитание уверенности в своих силах, выдержки, волевых черт характера. Заниматься нормализацией психических процессов и свойств: памяти, внимания, мышления, регуляции процессов возбуждения и торможения. Укреплять и тренировать двигательный аппарат: развивать равновесие, свободу движений, снимать излишнее мышечное напряжение, улучшать ориентацию в пространстве, координацию движений; развивать дыхание; воспитывать правильную осанку и походку формировать двигательные навыки и умения; развивать ловкость, силу, выносливость. Исправлять ряд речевых недостатков: невнятное произношение, скороговорки, проглатывание окончаний слов.
А это является неотъемлемой частью моей работы в логопедических группах МДОУ.
|