Лупина Марина Васильевна Г. Нижний Новгород МБДОУ «Детский сад №257»
Уже в дошкольные годы у ребенка начинают формироваться важные нравственные чувства и представления, некоторые нравственные способы поведения, которые выражаются и проявляются в трудолюбии, правдивости, уважении к старшим, доброжелательности, доброте ко всему живому.
Дошкольный возраст очень восприимчив, как к хорошему, так и к плохому. Все зависит от окружающей среды. У любящих родителей ребенок скорее набирает опыта любви и кротости. [5, с. 213]. Действительно, уже с раннего возраста через семейную практику общения, через семейные ценности у ребенка вырабатываются поведенческие привычки, взгляды, которые в будущем становятся компонентами его характера.
Первые нравственные ценности, ценностные качества ребенка формируются в процессе воспитания в семье. Потому именно от них будет зависеть, какими глазами будет видеть мир, какими категориями будет мыслить ребенок [6, с. 111].
Одной из базовых ценностей, которые подлежат формированию в первые годы жизни ребенка является трудолюбие [8, с. 213].
С древних времен трудолюбие считалась одной из важнейших личностных ценностей. И это естественно, поскольку труд всегда выступает как важный фактор жизнедеятельности людей, источник материального и духовного богатства общества.
Анализ психолого-педагогической литературы позволил определить основные подходы относительно определения понятия «трудолюбие»:
- трудолюбие как привычка или черта характера, что выражается в определенных стереотипах поведения (А. Ахматов, М.Семыкин и др.);
- трудолюбие как потребность в труде, как отношение, чувство (Г. Смирнов, В.Турченко, В Абилов и др.);
- трудолюбие как личностное качество (Д. Сергеева, П.Чернецов и др.) [4, с. 12].
Мы поддерживаем подход, в соответствии с которым трудолюбие определяется как личностное качество, которое заключается в позитивном отношении человека к процессу трудовой деятельности и выражается в активности, инициативности, ответственности, увлеченности и удовлетворенности самим процессом труда.
Известный педагог В.А. Сухомлинский глубоко верил в облагораживающую силу труда: «Если ребенок вложил частицу своей души в труд людей и нашел в этом труде личную радость, он уже не сможет стать злым, не добрым человеком» [10, с. 579].
В настоящее время трудовое воспитание является одной из важнейших сторон воспитания подрастающего поколения.
Согласно ФГОС ДО, «социально-коммуникативное развитие направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе; развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в дошкольной образовательной организации; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе» [11]. Все эти задачи социально-коммуникативного развития детей могут быть решены в процессе трудового воспитания.
В современной дошкольной педагогике трудовое воспитание дошкольников рассматривается как целенаправленный процесс формирования у детей положительного отношения к труду, желания и умения трудиться, воспитания нравственно ценных качеств, уважения к труду взрослых [3, с. 62].
По утверждению Н. Лосевой, воспитание трудолюбия как личностного качества начинается в дошкольном возрасте и требует создания соответствующих педагогических условий в семье.
- Эмоционально-позитивная атмосфера в детской группе. Дети должны видеть, что родители работают с удовольствием, не жалуются на трудности, радуются позитивному результату. Позитивную атмосферу создают и обсуждения результатов труда.
- Согласование влияний детского сада и семьи при организации процесса трудового воспитания детей. Реализация этого условия обеспечивается целеустремленной работой воспитателя с родителями по таким направлениям: ознакомление родителей с заданиями, содержанием и методами трудового воспитания детей в детском садике; предоставление воспитателем помощи в организации трудового воспитания в условиях семьи (помочь определить содержание труда ребенка в семье, ознакомить родителей с методами и приемами руководства трудом детей, изучать особенности взаимоотношений в семье и раскрывать родителям их влияние на формирование трудолюбия); изучение, обобщение и распространение передового опыта семейного трудового воспитания; привлечение родителей к трудовой деятельности в детском саду [7, с. 124]. Конечно, воспитать самостоятельного, организованного и трудолюбивого ребенка невозможно лишь в стенах детского сада. Ведь личный пример и участие родителей в трудовом воспитании детей имеет огромное значение [9, с. 520].
Поэтому важно активно привлекать их к этой работе, проводить с ними беседы, консультации, привлекать к участию в образовательном процессе, в дни добрых дел», давать конкретные рекомендации относительно приемов трудового воспитания дома, какие трудовые поручения следует давать конкретным детям, как правильно оценить результаты детского труда, поддержать в случае неудачного выполнения поручение и тому подобное.
Для выполнения трудовых обязанностей дома под руководством родителей можно предложить посильные для ребенка поручения, в частности:
- поддерживать порядок в своем игровом уголке
- поливать комнатные растения
- если семья держит огород, цветник, выделить для ребенка грядку, где он сможет посеять огородные культуры
- помогать маме в домашней работе — подмести пол, вытереть пыль, убрать посуду со стола
- мыть чайную посуду, вытирать ее и аккуратно ставить на место [2, с. 175].
Когда дети осознают свои обязанности и приобретают практический опыт, у них появляется уверенность в своих силах и возможностях, готовность работать. Наблюдая, как работают родители, дети с радостью вместе с ними будут убирать дома, стирать, будут готовить, будут работать в саду и на огороде.
Для того, чтобы дети любили труд, чтобы он постепенно стал для них потребностью, необходимы крепкие трудовые навыки, которые формируются лишь в результате повседневного применения. Если приобретенные навыки станут постоянными, а обязанности осознанными, то их систематическое выполнение перерастет в привычку. В этот период лучше приучать детей к самообслуживанию [1, с. 247].
Следовательно, семья как институт трудового воспитания занимает важное место. Первоочередным в процессе воспитания является поощрение ребенка к труду, которое должно начинаться в дошкольные годы. Трудовое участие детей в семье необходимо сначала связывать с игрой, постепенно приучая ребенка к труду и ответственности за свои поступки.
Список литературы
- Абрамовских, Н. В. Педагогические технологии в дошкольном образовании: понятие и сущность // Концепт. 2015. №S17.
- Бобер, В. С. Педагогические условия формирования трудолюбия у старших дошкольников //Ответственный редактор. – 2015. – С. 171-181.
- Бурак, А. О., Пустовойтова М. В., Ядвиршис Л. А. Формирование трудолюбия у детей старшего дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации //Молодежный научный форум: гуманитарные науки. – 2015. – №. 10. – С. 61-65.
- Жиенбаева, С. Н. Педагогическая модель воспитания трудолюбия у детей дошкольного возраста //International Scientific and Practical Conference World science. – ROST, 2015. – Т. 3. – №. 4. – С. 11-13.
- Золотухина, И. Д. Трудовое воспитание дошкольников //Педагогическое мастерство и педагогические технологии. – 2015. – №. 1. – С. 213-214.
- Корона, Ю. А. Воспитание трудолюбия у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с миром взрослых //Педагогика и психология: актуальные вопросы теории и практики. – 2015. – С. 109-113.
- Кочисов, В. К., Гогицаева О. У. Семья как условие социализации личности // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2015. №2 (21).
- Лосева, Н. А., Соколова Ю. А. Организация преемственности трудового воспитания детей дошкольного возраста в семье и в дошкольной образовательной организации //ББК 74. 202. 4Я71. – 2016. – С. 210-216.
- Лосева, Н. А., Соколова Ю. А. Педагогические приёмы формирования трудолюбия у дошкольников //Научно-методический электронный журнал Концепт. – 2016. – Т. 17. – С. 519–523.
- Москвина, А. С. Трудовая деятельность с малых лет //Гуманитарное пространство. – 2013. – Т. 2. – №. 4. – С. 575-582.
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утв. приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155
|