Агрессия, в каких бы формах она ни проявлялась оказывается часто главным источником трудностей во взаимоотношениях между людьми, приносит боль и непонимание, а зачастую ведет к драматическим последствиям. Как показывает опыт психолого – педагогической работы, жалобы на проявление детской агрессивности одно из наиболее распространенных явлений у родителей и воспитателей.
В последние десятилетия серьезную тревогу общественности вызывает значительный рост детской преступности, асоциального поведения, агрессивности и жестокости детей.
На сегодняшний день существует множество теорий, объясняющих происхождение агрессивности.
В них обсуждаются такие важнейшие аспекты проблемы агрессивности, как:
- влияние различных факторов на динамику агрессивности;
- особенности возрастных проявлений агрессивности;
- проблемы диагностики агрессивности;
- особенности направления игровой коррекции агрессивного поведения и др.
Наиболее привычными формами агрессии считается конфликтность, злословие, давление, принуждение, негативное оценивание угрозы или применение физической силы. Скрытые формы агрессии выражаются в уходе от контактов, бездействии с целью навредить кому – то, причинении вреда себе самоубийстве.
Внутренними репрезентациями агрессии могут быть идеи, фантазии и аффекты.
Отечественные психологи выделяют следующие факторы агрессивного поведения:
- Социально – экономическая и политическая организация общества, в котором преобладают атмосфера конкуренции, борьба за права и привилегии.
- Морально – нравственные нормы поведения. Агрессия в этом случае может быть следствием ярко выраженного противоречия между пропагандируемыми ценностями и реально проявляемым равнодушия и безжалостным отношением к человеку.
- Условия микросреды, т. е. семейного окружения и окружения знакомых и сверстников.
- Характер и система воспитания, способствующие тому, что агрессивные действия становятся привычным средством достижения своих целей.
- Возрастные и индивидуально – психологические особенности. От них зависит специфика восприятия и оценки окружающего, характер внутренних переживаний и эмоциональных реакции, мотивация поступков и деятельности.
- Наличие сематического неблагополучия.
- Физические условия окружающей среды, ведущие к нервозности и вспышкам гнева как естественным защитным реакциям организма.
- Специфическое влияние алкоголя и наркотиков. Ведущими признаками агрессивного поведения можно назвать такие его проявления:
- выраженное стремление к доминированию над людьми и использование их в своих целях;
- тенденцию к разрушению;
- направленности на причинение вреда окружающим людям;
- склонность к насилию (причинение боли).
Обобщая все перечисленные признаки, можно говорить о том, что агрессивное поведение личности подразумевает любые действия с выраженным мотивом доминирования.
При этом выраженную социально – негативную оценку имеют прежде всего те формы агрессивного поведения, которые нацелены на оскорбление или причинение вреда другому живому существу. Не желающему подобного обращения. Такое агрессивно – ассоциальное поведение непременно включает насилие – вербальные или физические действия, причиняющие боль. Оно. Как правило. Протекает на фоне негативных эмоций агрессора (злость, ярость, садистическое удовольствие, безразличие) и в свою очередь вызывает негативные переживания жертвы (страх, унижение). это поведение направляется агрессивными мотивами – разрушить, устранить, использовать., навредить. На когнитивном уровне оно поддерживается установками, подтверждающими правильность такого поведения (предрассудки, мифы убеждения).
Повышенная агрессивность детей являются одной из наиболее острых проблем, возникающих в работе с детьми дошкольного возраста.
Агрессия – достаточно сложная и противоречивое явление во множестве форм и проявлений.
Мы проводим совместную работу с психологом и родителями, с данной категорией детей в трех направлениях.
- Ознакомление с психологическими особенностями агрессивных детей.
- Обучение детей навыкам распознавания и контроля, умению владеть собой в ситуациях, провоцирующих вспышки гнева.
- Формирование способности к эмпатии, доверию, сочувствию, сопереживанию.
Формирование способности к эмпатии, доверию, сочувствию, сопереживанию может проходить через ролевую игру, в процессе которой ребенок получает возможность поставить себя на место других, оценить свое поведение со стороны.
Также в своей работе мы выделили основные направления игровой коррекции:
- Упражнение для работы с дошкольниками.
- Упражнение по коррекции детско – родительских отношений в семьях с агрессивным ребенком.
И я хочу предложить игры, используемые мной в данной работе.
«Сороконожка»
Игра проводится под музыку, ритм музыки меняется от быстрого к медленному и наоборот.
Дети встают друг за другом, держась за талию впереди стоящего. По команде ведущего Сороконожка начинает сначала просто двигаться вперед, затем приседает, прыгает на одной «ножке», проползает между препятствиями (это могут быть стулья, строительные блоки и т.д.) и выполняет другие задания. Главная задача играющих – не разорвать единую «цепь», сохранить Сороконожку в целости.
«Все наоборот»
«Выполним упражнение, в котором играющим нужно будет не повторять движения взрослого, а делать все наоборот. Если он поднимает руку, вы должны ее опустить. Он разведет ладони – вы сложите. Он махнет рукой вправо – вы влево. он откроет книгу – вы закроете. А теперь без слов». Взрослый закрывает глаза… Кладет руку в карман… Сжимает пальцы рук…Идет вперед…Поворачивает направо.. ответ на любое движение всегда противоположен по направлению и скорости. Выполняющий неправильно упражнение выходит из игры.
«Волшебные клубочки»
«Ребята, смотрите, как много у нас разноцветных клубочков, какие они все красивые. Это волшебные клубочки, они тоже помогут избавиться нам от гнева. Каждый берет в руки по клубочку, распускает кончик нитки, чем гнев сильнее, тем кончик длиннее, и начинает быстро сматывать клубок. Молодцы!»
«Липучка»
Все дети двигаются, бегают по комнате, желательно под быструю музыку. Двое детей, держась за руки, пытаются поймать сверстника. При этом они приговаривают: «Я липучка – приставучка, я хочу тебя поймать». Каждого пойманого ребенка «липучка» берет за руку, присоединяя его к своей компании. Затем они все вместе ловят в свои «сети» других. Когда все дети станут «липучками», они под спокойную музыку танцуют в кругу, держась за руки.
«Дождик»
Упражнение помогает выходу энергии ребенка. Ребенок вместе со взрослым хлопает в ладоши во все убыстряющемся темпе.
Ведущий: «Набежали тучки и пошел дождик…Сначала редкие капли застучали по крыше. Но вот дождик стал сильее, капли падают чаще, чаще. Настоящий ливень!
«Пожелание»
Дети сидят в кругу и, бросая друг другу мячик, говорят добрые пожелания.
«Доброе слово»
Дети сидят в кругу. Каждый по очереди говорит что-то приятное о своем соседе. Условие: говорящий смотрит в глаза тому, о ком говорит.
«Молекула»
Все бегают по комнате. При слове «молекула», которое произносит ведущий, все собираются в кучу, плотно прижимаясь друг к дрегу.
«Что и когда я чувствую»
Ведущий спрашивает у детей, какие чувства могут испытывать люди. Дети отвечают: злость, огорчение, удивление, радость, страх и т.п. далее каждому ребенку предлагается выбрать из набора карточек со схематичным изображением эмоционального состояния одну карточку и рассказать, когда он бывает таким ( «Я радуюсь, когда…», «Мне бывает страшно, когда…» и т.п.)
«Цветик — семицветик»
Заранее заготавливаются вырезанные из картона цветы. На каждом 5 -7 лепестков с нарисованными лицами, выражающие разные эмоции. Каждый участник мимикой, жестами демонстрирует любую на выбор, остальные отгадывают и спрашивают его, когда он находился в таком состоянии.
«Живые руки»
Выполняется в парах. участникам завязывают глаза, взаимодействуют только руки. Они «знакомятся», «дерутся», «мирятся» и «прощаются».
Применение этих игр на практике дает положительный результат в работе.
|