Касенова Юлия Есымовна воспитатель МАДОУ «Надежда» город Ноябрьск
Здравствуйте уважаемые коллеги!
Сегодня я хочу вас познакомить с одним из методов коррекции, сохранения и укрепления физического и психического здоровья детей — куклотерапией.
В современной психологии роль кукол рассматривается в различных аспектах. Кукла– это заменитель реального друга, который все понимает и не помнит зла. Ребенок переживает со своей куклой события собственной и чужой жизни в эмоциональных и нравственных проявлениях, доступных его пониманию. Любимая игрушка «участвует» в постановке спектакля, сюжет которого является травмирующим для ребенка, попадая в страшную историю и успешно с ней справляется.
Таким образом, куклотерапия выражается в усилении эмоционального напряжения, которое постоянно испытывает ребенок, до такой степени, чтобы оно могло перейти в новую форму – расслабление, катарсис. Дети достигают эмоциональной устойчивости и саморегуляции. Поэтому потребность в такой игрушке возникает у многих детей, иногда она сохраняется у подростков, и не только у девочек, но и у мальчиков.
Данный метод используется в работе с эмоционально — неуравновешенными детьми, имеющими, неадекватную самооценку, повышенную тревожность, страхи, проблемы в общении, какие – либо отклонения в развитии речи,
Цель куклотерапии — помочь ликвидировать болезненные переживания, укрепить психическое здоровье, улучшить социальную адаптацию, развить самосознание, разрешить конфликты в условиях коллективной творческой деятельности.
Функции, которые выполняет куклотерапия:
- коммуникативная — установление эмоционального контакта, объединение детей в коллектив
- релаксационная – снятие эмоционального напряжения
- воспитательная – психокоррекция проявления личности в игровых моделях жизненных ситуаций
- развивающая – развитие психических процессов (памяти, внимания, восприятия и т.д.), моторики
- обучающая – обогащение информацией об окружающем мире.
В куклотерапии используются такие варианты кукол:
- теневые куклы: (такие куклы применяются преимущественно для работы над детскими страхами, в коррекции повышенной тревожности. Ребенок может делать со своей «куклой — страхом» все, что захочет, вплоть до полного уничтожения. В этом и состоит коррекционный смысл теневого театра).
- веревочные куклы: (такие куклы многофункциональны. Они эффективны для решения у детей проблем в общении, повышенной тревожности. Кукла может быть размером в рост ребенка. Таким образом, ребенок имитирует движение куклы вместе с собственными движениями).
- плоскостные куклы: (такая кукла может иметь сменный набор выражений лица, которые соответствуют различным эмоциональным состояниям. Обычно они используются для работы с детьми, у которых имеются проблемы в общении, поведении, нарушение образа «Я»).
- перчаточные куклы: (такие куклы применяются в развитии речи детей, встреча с перчаточной куклой приводит ребенка за ширму, которая позволяет ему спрятаться и раскрыться. Так, даже если он боится говорить, заикается и краснеет, то за ширмой он успокаивается, начинает говорить увереннее – это же не он говорит, а его герой).
- куклы-костюмы: (работа с куклой – костюмом позволяет развивать в детях социальную уверенность выражать эмоции, чувства и состояния, которые ребенок по каким- то причинам не может или не позволяет себе проявить).
- куклы – марионетки: (работа с куклой – марионеткой позволяет совершенствовать тонкую моторику руки и общую координацию движений, проявлять через куклу те эмоции, чувства, состояния, которые ребенок по каким – то причинам не может или не позволяет себе проявлять).
Куклотерапия состоит из трех этапов:
- Изготовление куклы: присвоение имени (самый важный этап в куклотерапии, ибо нет ничего важнее самого процесса изготовления куклы – процесса творения новой жизни, пусть и сказочной).
- Знакомство с куклой и ее возможностями, а также рассказ о ней. (На данном этапе ребенок, оживляет куклу, впервые в жизни ощущает ответственность за ее действия, слова, учится находить выражение различным эмоциям, переживает и проигрывает жизненные ситуации, примеряет на себе роли обидчика и обиженного, сильного и слабого, заботливого и равнодушного, находят недостатки персонажей).
- Сказкотерапия с помощью кукол — постановка мини — спектаклей, проигрывание различных инсценировок, рассказывание сказки от лица куклы, выполнение сложных сюжетных заданий ребенка-ведущего. Мини — спектакли для публики – важнейший аккорд данной работе! Ведь одобрение, улыбки, аплодисменты зрителей, это признание не только образа, созданного ребенком, его труда, но что самое главное, это признание личности маленького актера. Ребенок начинает понимать, что он нравится, он нужен, а, значит, он счастлив!
Сегодня, уважаемые коллеги, предлагаю изготовить куклу – марионетку.
Необходимые материалы:
- Кусок ткани размером 50*50 см
- Капсула от киндер-сюрприза
- Мелкие предметы (бусинки, пуговицы)
- Старые чулки (телесного цвета)
- Вата или синтепон
- Клей (бесцветный)
- Пряжа
Изготовление куклы – марионетки:
Первый шаг: берем отрезок ткани (50*50) и складываем его так, чтобы получился треугольник, отрежьте небольшой уголок.
Второй шаг: в полученное отверстие вденьте концы завязанных чулок от «головы».
Третий шаг: отрезок ткани пришейте мелкими стежками к «голове».
Четвертый шаг: отложите куклу в сторону и приготовьте два небольших кусочка чулка.
Пятый шаг: возьмите вату и скатайте из нее два маленьких шарика.
Шестой шаг: положите один из ватных шариков на чулок и завяжите чулок узлом. То же самое проделайте со вторым ватным шариком. Это получились «кисти рук» куклы.
Седьмой шаг: к уголкам платья (50*50) пришейте изготовленные «кисти рук».
Восьмой шаг: к рукам и боковым сторонам головы прикрепите прочные нитки для того, чтобы управлять куклой.
Для придания более нарядного вида «одежду» дополнительно украсьте кружевами, бусами, лентами.
Куклы — марионетки изготавливаются совместно со взрослыми и детьми. Дети являются «генераторами идей», а взрослый – «помощником».
|