Методика проведения беседы (интервью) при приеме на работу

Решения, связанные с отбором персонала, могут обойтись очень дорого, и поэтому имеет смысл более подробно рассмотреть процесс собеседования, технологию его проведения.

Основной целью отборочного собеседования (некоторые авторы применяют термин «интервью») является получение ответа на вопрос, заинтересован ли претендент в данной работе и способен ли он ее выполнять. При этом обычно возникает необходимость сравнений нескольких кандидатов.

В ходе отборочного собеседования должны быть получены ответы на следующие вопросы:

  • сможет ли кандидат выполнять данную работу?
  • будет ли он выполнять ее?
  • подойдет ли кандидат для данной работы (будет ли он наилучшим)?

Ответы на эти вопросы создают полезную основу для принятия решения.

Если собеседование проводят несколько специалистов, распределите роли между ними, потому что каждому должна быть определена конкретная «сфера» деятельности и каждый из них должен воздерживаться от соблазна вставлять в ходе собеседования свои замечания и комментарии. Ваша цель – получить информацию, «разговорить» претендента. На практике это означает, что 70% времени должен говорить кандидат и 30% – вы. Это требует умения формулировать вопросы. Поэтому первым необходимым умением является умение задавать вопросы.

Второе, что вы должны уметь, – это контролировать ход собеседования, то есть сделать так, чтобы претендент говорил о том, о чем вы хотите.

Третье важное умение – умение слушать (слушать – значит воспринимать услышанное, запоминать и анализировать).

Четвертое умение – умение составлять суждение или принимать решение.

Существуют различные приемы, которые с большой эффективностью помогают направлять процесс собеседования. Конечно, они не являются универсальными средствами, гарантирующими успех, но их полезно применить и опробовать в практике проведения собеседования.

Например, если вы хотите, чтобы интервьюируемый сказал больше о том, о чем вы его спрашиваете, то, задавая вопрос или заканчивая свою реплику:

  • смотрите собеседнику прямо в глаза и улыбайтесь;
  • не прерывайте говорящего;
  • не делайте длинных пауз;
  • задавайте более общие, открытые вопросы;
  • занимайте активную позицию, рассказывая о себе или высказывая свое мнение.

Если вы хотите, чтобы интервьюируемый более подробно высказывался по предлагаемой теме; то:

  • высказывайте свое одобрение поощрительными возгласами;
  • выражайте несогласие с ним.

Если вы хотите остановить интервьюируемого, то:

  • согласитесь с ним;
  • смотрите в сторону;
  • наклонитесь вперед и положите руки перед собой.

Уклончивой формой выражения одобрения может быть кивок или произнесение звуков типа «м-м-м» или «угу». Если же вы хотите, чтобы интервьюируемый подробно остановился на каком-либо вопросе, можете повторить в вопросительной форме какое-нибудь из только что сказанных им слов, например: «Несколько лет я работал конструктором» – «Конструктором?»

Время от времени нужно менять тему разговора. Если вы это сделаете незаметно и естественно, то это позволит сохранить впечатление, что идет обычная беседа (а не допрос!), и это поможет в установлении такого сложного элемента в общении, как взаимопонимание. Но, прежде чем сменить тему разговора, убедитесь, что все сказанное не оставило у вас сомнений и не создало неверных впечатлений. В равной степени вы должны быть готовы «прозондировать» и те вопросы, при выяснении которых претендент может почувствовать себя неловко (например выяснение семейных обстоятельств, если они могут иметь отношение к работе). Но делайте это естественно.

Умение слушать – это умение не только слышать, но и видеть, воспринимать и анализировать информацию. Следует помнить, что собеседование – это восприятие вашими органами зрения и слуха нужных сведений о кандидате. И если ваши «рецепторы» не реагируют надлежащим образом или, что еще хуже, если вы уже приняли решение, то вся эта деятельность может превратиться в разгадывание шарады. Кстати, это одна из причин, почему собеседование не всегда оказывается надежным инструментом отбора кадров.

Ниже приводятся предостережения от совершения наиболее серьезных ошибок при проведении отборочного собеседования.

  1. Интервьюеры формируют стереотипное представление о «хорошем» кандидате, которое они пытаются применить к интервьюируемым, не оценивая их по действительным достоинствам.
  2. Зачастую мнение о претенденте складывается уже в самом начале собеседования.
  3. На интервьюеров большое влияние оказывает отрицательная, а не положительная информация о претенденте.
  4. Заполненное заявление претендента и его внешний вид оказываются причиной предубеждения.
  5. Интервьюеры ищут подтверждения своего мнения о претенденте, которое у них уже сложилось.
Просмотров: 5804
Категория: НАПРАВЛЕНИЯ ПСИХОЛОГИИ » Психология управления




Другие новости по теме:

  • «Методика диагностики социально-психологических установок личности в мотивационно-потребностной сфере» Потемкиной
  • Антистрессовая программа поведения
  • Вводное собеседование
  • Власть, основанная на авторитете
  • Искусство вести разговор с мужчиной
  • Какие вопросы обычно задают на собеседовании в ходе трудоустройства?
  • Каким быть руководителю?
  • Какое влияние на дошкольников оказала прочитанная книжка, можно узнать, используя метод беседы
  • Методика диагностики личности на мотивацию к успеху Т. Элерса
  • Методика на исследование самосознания (Непомнящая Н.И.)
  • Наука быть более уверенной в себе
  • Научитесь производить впечатление
  • Нужные слова
  • Обязанности и функции супервизора
  • Опросник Русалова (ОСТ)
  • Организационные принципы распорядка дня руководителя
  • Основные межличностные стили разрешения конфликтов
  • Оценка своих сильных и слабых сторон
  • Повышение эффективности работы коллектива
  • Подходы к управлению персоналом
  • Последовательность этапов работы с ребенком по овладению способам решения задач
  • Правда ли, что одни люди целуются лучше, чем другие?
  • Проблемы, с которыми обращаются к психологу-консультанту
  • Психологическое интервью как основная модель консультирования
  • Самопрезентация
  • Ситуационный подход к теории руководства
  • Список примерных вопросов для тех, кто готовится к собеседованию
  • Тест «Оценка кандидата на рабочее место»
  • Улаживание конфликта при помощи административных способов воздействия
  • Управление с помощью комитетов



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь