Шкала Р.Эриксона для оценки коммуникативных речевых навыков, адаптированная В.А.Калягиным и Л.Н.Мацько

Детальную оценку меры фиксации на своем речевом дефекте позволяет производить модифицированная шкала Р. Эриксона. Ее ценность заключается в том, что она позволяет описывать симптоматологию психического компонента расстройства речи и голоса, как будет показано в дальнейшем, а также обладает определенным прогностическим потенциалом. Шкала была создана Р. Эриксоном специально для оценки коммуникативных возможностей заикающихся на основании представлений о том, что их основные проблемы лежат в диапазоне межличностных реакций и отношений. Утверждения в шкале сфомулированы в позитивном и негативном планах по отношению к тревоге («Мне трудно разговаривать перед аудиторией», «Моя речь производит хорошее впечатление»). При положительном оценивании позитивных пунктов и отрицательном негативных пациент получает один балл за каждый пункт так, что максимальный возможный балл соответствует количеству пунктов шкалы – 24. Предварительная апробация шкалы проведена автором методики на пятидесяти взрослых заикающихся мужчинах и ста нормально говорящих мужчинах. Была показана высокая положительная зависимость между баллами шкалы, самооценкой и клинической оценкой степени заикания, а также оценкой заикающимися результатов лечения и их описаниями своих затруднений в разных ситуациях. В дальнейшем была увеличена надежность и валидность методики путем коррекции отдельных пунктов шкалы.

Здесь представлен вариант, адаптированный В.А.Калягиным и Л.Н.Мацько (1986) для русскоязычного контингента. Шкала была переведена на русский язык лингвистами, после чего предложена заикающимся. В процессе непосредственного тестирования были уточнены конкретные формулировки отдельных пунктов. Уточнение качества перевода производилось также методом двойного перевода уже переведенного текста снова на английский язык, а затем вновь на русский.

Исследуемым предлагается следующая инструкция: «Отметьте на бланке утверждения, с которыми Вы согласны, знаком «+» и утверждения, с которыми Вы не согласны, знаком «–».

Анализ результатов. Подсчитывается суммарный балл в соответствии с ключом. За один балл принимается ответ, совпадающий по знаку с ключом.

Текст опросника
№ п/п Список утверждений Ключ
1 Моя речь производит хорошее впечатление
2 Мне легко разговаривать почти со всеми
3 Мне легко смотреть на слушателей, когда я говорю с ними
4 Мне трудно разговаривать с моим учителем или начальником +
5 Даже одна мысль о необходимости говорить в общественном месте меня пугает +
6 Одни слова мне труднее произнести, чем другие +
7 Когда я говорю, то не думаю, как это у меня получается
8 Я легко могу поддержать разговор
9 Моя речь иногда смущает моих собеседников +
10 Не люблю знакомить одного человека с другим +
11 При обсуждении какого-либо вопроса в группе я часто задаю вопросы
12 Мне легко контролировать свой голос, когда я говорю
13 Мне не трудно говорить перед группой
14 Моя речь не позволяет мне делать то, что мне нравится +
15 Когда я говорю, меня довольно легко и приятно слушать
16 Иногда мне не нравится, как я говорю +
17 Всегда, когда я говорю, я чувствую себя совершенно уверенно
18 Я охотно говорю только с некоторыми людьми +
19 Я говорю лучше, чем пишу
20 Я часто нервничаю, когда говорю +
21 Мне трудно разговаривать при встрече с новыми людьми +
22 Я совершенно уверен в своей речи
23 Я хотел бы, чтобы моя речь была такой же, как у других +
24 Я часто не могу ответить, даже когда знаю нужный ответ, так как боюсь заговорить +

Пункты шкалы разделяются на три субшкалы, соответствующие направленности тревоги на:

  1. речь – 1 8 9 14 15 16 19 23;
  2. общение – 2 3 4 5 10 13 18 21;
  3. уверенность – 6 7 11 12 17 20 22 24.

Знание этих характеристик позволяет проводить направленную психотерапевтическую помощь.


Просмотров: 6357
Категория: ПСИХОДИАГНОСТИЧЕСКИЕ МЕТОДИКИ » Диагностика личности




Другие новости по теме:

  • Анкета В.Ю. Рыбникова Прогноз-2
  • Анкета оценки нервно-психической устойчивости педагога
  • Диагностика враждебности (по шкале Кука – Медлей)
  • Диагностика эмпатии по Меграбяну и Эпштейну
  • Изучение общей самооценки с помощью процедуры тестирования (опросник Казанцевой Г.Н.)
  • Индекс жизненного стиля (Life Style Index). Опросник Плутчика – Келлермана – Конте
  • Индивидуально-типологический опросник ИТО
  • Исследование профессиональной направленности личности учителя
  • Какую роль играют родители в появлении у ребенка проблемы с поцелуями?
  • Личностно-центрированная терапия
  • Личностный опросник Плутчика Келлермана Конте (Life Style Index, LSY)
  • Метод Незаконченные предложения
  • Методика «Агрессивное поведение» (Е.П. Ильин, П.А. Ковалев)
  • Методика диагностики уровня субъективного ощущения одиночества Д. Рассела и М. Фергюсона
  • Методика дифференциальной диагностики депрессивных состояний Цунга
  • Методика измерения уровня тревожности Тейлора
  • Методика экспресс-диагностики невроза К. Хека И Х. Хесса
  • Модифицированный опросник Д. Джонгворд
  • Определение уровня депрессии Т.И. Балашова
  • Опросник «Поведение родителей и отношение подростков к ним»
  • Опросник аффилиации А. Мехрабиана
  • Опросник Е.А. Щепилиной «Восприятие Интернета»
  • Опросник Кроуна-Марлоу Шкала социальной желательности (Crowne-Marlowe Social Desirability Scale, CM SDS)
  • Развитие звуковой стороны речи у детей раннего возраста
  • Тест агрессивности (Опросник Л.Г. Почебут)
  • Тест на совместимость
  • Тест-опросник cамоотношения (В.В. Столин, С.Р. Пантелеев)
  • Тест-опросник оценки «Социально-коммуникативной компетентности социального работника»
  • Шкала депрессии Бека (BDI)
  • Шкала Интернет-зависимости Анастасии Жичкиной



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь